Как и в какой срок можно обратиться за возвратом излишне взысканного налога (пеней, штрафов)

Полезная информация по теме: "Как и в какой срок можно обратиться за возвратом излишне взысканного налога (пеней, штрафов)" с ответами на все возможные вопросы. Если вы все же не найдете ответ на интересующие вопросы, то обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

При существующих особенностях расчета и уплаты налогов возникновение переплаты является неизбежным.

Понятие возврата сумм излишне взысканного налога

Задержки в возврате излишне уплаченных сумм налогов негативно влияют на платежеспособность плательщика налогов. Поэтому разобраться в механизме их возврата крайне важно.

Налогоплательщик, в ходе исполнения своих обязательств, предусмотренных налоговым законодательством, при определенных обстоятельствах может выполнить их в объеме большем, нежели предписывает действующее законодательство.

Переплата может возникнуть по различным причинам:

  • ошибки в учете или расчете налоговых обязательств, допущенные налогоплательщиком;
  • заблуждение относительно действующих ставок налогов или савки рефинансирования Центробанка;
  • указание налоговым органом неверной суммы недоимки;
  • внесение изменений в налоговое законодательство, которые начали действовать задним числом;
  • изменение режима налогообложения;
  • другие причины.

В результате таких ошибок в бюджет перечисляются суммы налогов в большем размере. Налоговое законодательство в данном случае предусматривает два способа, с помощью которых можно восстановить имущественные права плательщика налогов:

  • возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа;
  • зачет суммы переплаты.

Основания к возврату сумм излишне взысканного налога

Выявить факт переплаты может как налоговый орган, так и налогоплательщик самостоятельно. В случае выявления ее налоговым органом, последний обязан сообщить об этом налогоплательщику не позже одного месяца с момента, когда данный факт был обнаружен (для таможенных органов – 10 дней).

Такое сообщение должно быть передано руководителю компании под расписку или другим способом, который подтверждает факт его получения.

Однако, как показывает практика, налоговые органы не всегда могут достоверно установить факт переплаты. В этом случае целесообразно проводить совместную сверку, которая оформляется актом, подписанным двумя сторонами: налогоплательщиком и налоговым органом.

Закон предполагает единственное основание для возврата излишне уплаченных налогов – заявление налогоплательщика, которое подается в письменной форме. Возврат переплаты ограничен сроком давности в три года с момента осуществления переплаты. Существует два механизма возврата:

Обратиться в налоговый орган с заявлением на возврат, налогоплательщик должен на протяжении одного месяца с момента, как ему стало известно о возникновении переплаты.

По истечении данного срока он утрачивает такую возможность, и административный механизм возврата становится ему недоступен. За дальнейшей защитой своих имущественных прав необходимо обращаться в суд.

Административный (досудебный) порядок обращения с заявлением на возврат переплаты не является обязательным и может быть проигнорирован налогоплательщиком.

Таким образом, налоговое законодательство предоставляет ему возможность самостоятельно выбрать способ защиты своих прав.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога

Орган ФНС обязан рассмотреть поданное налогоплательщиком заявление. По результатам его рассмотрения руководителем (или его заместителем) выносится решение о возврате суммы излишне взысканного налога, если факт переплаты действительно имеет место.

На принятие такого решения налоговому органу отводится 10 дней с момента принятия заявления или с момента совместного подписания акта налоговой сверки, по результатам которой была выявлена переплата.

В случае использования налогоплательщиком судебного порядка взыскания переплаты, соответствующее решение принимает суд после рассмотрения всех обстоятельств дела.

Таким образом, документальным основанием вернуть переплату по налогам являются два документа:

  • решение налогового органа вернуть требуемые суммы;
  • решение суда, которое вступило в силу.

Решение направляется налоговым органом или судом в органы территориального Федерального казначейства, которое проводит возврат средств, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Возврат производится за счет средств того бюджета в который была зачислена переплата по налогу в валюте РФ. Территориальное Федеральное Казначейства после произведения возврата уведомляет налоговый орган о его совершении, указав дату возврата и сумму возвращенных средств.

Срок возврата сумм излишне взысканного налога

С целью защитить имущественные права налогоплательщиков, закон устанавливает определенные сроки, в которые должен быть произведен возврат.

Срок возврата установлен в один месяц с момента вынесения соответствующего решения или вынесения такого решения судом.

Законодательная возможность передавать права требования от налогоплательщика других лицам не предусмотрена.

В случае если переплата возникает у консолидированной группы налогоплательщиков, она подлежит возврату ответственному участнику такой группы.

Если существует недоимка по налогам, возврату будет подлежать сумма, оставшаяся после ее погашения. То есть за счет средств излишне уплаченного налога вначале производится погашение существующей недоимки, пени и штрафов, в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ, и только после этого возвращается переплата.

Проценты на сумму излишне взысканного налога

С целью гарантировать налогоплательщику своевременность возврата переплаты, закон предусматривает проценты на сумму излишне взысканного налога.

Проценты, согласно положениям НК РФ, призваны компенсировать налогоплательщику его материальные потери, причиненные несвоевременность налоговой выплаты.

Порядок их начисления регламентирует ст. 79 НК РФ. Согласно положениям п. 5 настоящей статьи, их начисление производится начиная с дня, который следует за днем, когда произведено взыскание, вплоть до момента фактического поступления средств на счет налогоплательщика.

Процентная ставка, по которой производится их начисление, принимается равной ставке рефинансирования Центробанка, действовавшей на момент возникновения переплаты.

Если ставка рефинансирования изменялась на протяжении периода взыскания, то проценты исчисляются за каждый период отдельно. Их расчет производится по формуле:

% = С х Д х СР/ 365, где:

Читайте так же:  Типовой договор на оказание услуг условия, форма, образец

С – сумме переплаты, подлежащая возврату налогоплательщику;

Д – общее количество дней, за которые начисляются проценты;

СР – ставка рефинансирования.

На практике налогоплательщику приходится сталкиваться с позиций налоговых органов, считающих, что в соответствии с требованиями ст. 79 НК РФ проценты должны начисляться только на суммы переплаты, подлежащие возврату.

Если произведен зачет, у налогоплательщика право на начисление процентов отсутствует. Такая позиция является ошибочной. Об этом свидетельствует многочисленная практика арбитражных судов.

Поскольку выплата процентов представляет собой компенсацию экономических потерь налогоплательщика, в связи с невозможность пользоваться суммой переплаты, проценты подлежат выплате, как в случае возврата переплаты, так и в случае проведения зачета налоговых платежей.

Как после отмены налогового штрафа вернуть деньги по его оплате?

Налоговый орган вынес ранее решение о привлечении к налоговой ответственности назначил наказание в виде штрафа я его уплатила, но обратилась с жалобой в вышестоящую налоговую инспекцию, она отменила решение нижестоящей налоговой. Как мне сейчас вернуть тот штраф который я уплатила и проценты?

Ответы юристов ( 1 )

Добрый день, Татьяна!

Вам надо написать и подать в свою налоговую заявление о возврате излишне уплаченного штрафа и пеней.

Вернуть деньги должны в течение месяца.

Штрафы и пени за неуплату налогов в срок по налоговому уведомлению

Согласно законодательства РФ физические лица уплачивают следующие виды имущественных налогов на основании налогового уведомления (НК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 ст. 409): налог на имущество физических лиц; транспортный налог; земельный налог.

Из данной статьи вы сможете узнать какие штрафы и пени за неуплату налогов в срок по налоговому уведомлению взимаются с налогового резидента РФ.

Сроки уплаты налогов согласно законодательству

С 2015 года установлен срок уплаты имущественных налогов не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным периодом. То есть, если налоги платятся за 2017 год, уплатить их следует не позднее 1.12.2018 года. До 2015 года срок был другим: не позднее 01.10 следующего года. Само уведомление должно быть выслано налогоплательщику не позднее чем за 30 рабочих дней до указанного срока (НК РФ, п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 52, п.п. 1, 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п.п. 1, 2 ст. 409, Письмо ФНС РФ № БС-4-11/[email protected] от 11 января 2016 г.).

Кроме имущественных налогов, физические лица должны уплатить также налог на доходы физлица на основании отдельного налогового уведомления. Срок уплаты НДФЛ, который налоговый агент не смог удержать, о чем известил налогоплательщика и ФНС, также не позднее 1 декабря следующего за отчетным года (НК, ст. 216, пп. 4 п. 1, п. 6 ст. 228, Закон № 396-ФЗ от 29 декабря 2015г., ч. 8 ст. 4).

Факт неуплаты или несвоевременной уплаты налогов по присланному налоговому уведомлению карается следующими санкциями:

  • Начислением пеней на сумму недоплаченного налога;
  • Штрафом;
  • Взысканием недоимок, то есть задолженности по налогам, штрафов и пеней через суд.

Что такое пени за неуплату налогов в срок

Если налог платится не вовремя или вовсе не платится, на сумму задолженности начисляются пени за неуплату налогов в срок (НК РФ, п. 1 ст. 75). Требование об уплате недоимки по налогу и пеней высылается в ваш адрес налоговой инспекцией в случае неуплаты налога в положенный срок. В требовании будет указана сумма задолженности по налогу, срок уплаты налога, размер пеней на день направления требования в ваш адрес, срок исполнения данного требования и меры по взысканию, которые будут применены к вам в случае его неисполнения.

Стандартный срок уплаты сумм, указанный в требовании, составляет 8 рабочих дней, если только в требовании не указан более длительный срок (НК РФ, п. 4 ст. 69).

Пени можно рассчитать по формуле (НК РФ, п.п. 3, 4 ст. 75):

Сумма пеней = задолженность по налогу * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в это время.

Каков размер ставки рефинансирования? С 1 января 2016 года ставка рефинансирования Банка России приравнена к значению ключевой ставки БР. С 26 марта 2018 г. равна 7,25, согласно Информации Банка России от 23.03.2018 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б. п., до 7,25% годовых».

Неуплата налога грозит ответственностью в виде штрафа. Штрафы за неуплату налогов в срок имеют размер 20% от задолженности по налогам в обычном случае и 40%, если налоговая инспекция располагает доказательствами того, что налог неуплачен умышленно. Срок ответственности за неуплату налога составляет три года с момента окончания отчетного года, за который следовало уплатить налог (Информация ФНС РФ «О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности»; НК РФ, п. 1 ст. 113, ст. 122).

Для того, чтобы привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов, налоговая инспекция должна располагать доказательствами совершения правонарушения, а именно: документами о законном исчислении налога в адрес налогоплательщика, документами о направлении в адрес налогоплательщика налогового уведомления и подтверждением получения налогоплательщиком уведомления с датой его получения.

Последствия неисполнения требований налоговой инспекции

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения в срок требований налогового органа он может подать заявление в суд для принудительного взыскания задолженности по налогу за счет имущества должника, в том числе за счет денежных средств на его счетах в банке и наличных денег.

Если же сумма задолженности не превышает 3000 рублей, то заявление в суд должно быть подано в течение 6 месяцев с момента истечения срока в три года с момента неисполнения первого требования налоговиков.

Видео удалено.
Читайте так же:  Что входит в состав наследства — что может быть включено в состав наследственной массы
Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговый орган подает заявление мировому судье (по месту жительства налогоплательщика). Если требования налогового органа являются бесспорными, судебный приказ по требованию выносится без судебного разбирательства и без вызова сторон (см. КАС РФ, п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст. 1, ст. ст. 22, 17.1, 123.1, 123.2, п. 3 ч. 3 ст. 123.4, ч.2 ст. 123.5).

Повлиять на эту ситуацию налогоплательщик вправе, представив свои возражения на предъявленные ему требования налогового органа. Это можно сделать или до вынесения судебного приказа (тогда в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано), или в срок до 20 дней с момента направления копии вынесенного судебного приказа налогоплательщику (тогда вынесенный судебный приказ отменяется). После этого и после направления административного искового заявления со стороны налоговой в суд назначается судебное разбирательство (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 36 от 27 сентября 2016 года (п. 49) и КАС РФ (ч. 1, 2 ст. 123.7, ч. 3 ст. 123.5, ст. 286, 289).

В Письмах ФНС РФ № ГД-4-8/[email protected] от 21 октября 2015 г. (п.п. 6.9) и ГД-4-8/[email protected] от 24 ноября 2016 г. указано, что Налоговый орган вправе проинформировать работодателя налогоплательщика, допустившего задолженность по уплате налога, о его неисполненной обязанности по уплате задолженности, образовавшейся с 1 июня 2016г. Так же налоговый орган может направить исполнительный документ о взыскании задолженности работодателю или другому лицу, осуществляющему в адрес налогоплательщика периодические выплаты (пенсию, стипендию и др.).

Что делать если не пришло налоговое уведомление

Если налогоплательщик, у которого есть облагаемое налогом имущество, не получает налоговое уведомление, он должен выяснить причину этого в налоговой инспекции (по месту его жительства или по месту нахождения имущества). Этот вопрос можно решить как личным обращением в ФНС, так и через личный кабинет сайта ФНС РФ (Письмо ФНС РФ № БС-4-21/[email protected] от 07 ноября 2016 г. и п.п. 1, 5 ст. 83 НК РФ).

Так же в обязанность налогоплательщику вменяется представить сообщение в налоговый орган о каждом объекте налогообложения, по которому он не получил налогового уведомления. Срок представления такого сообщения – до 31 декабря следующего за отчетным периодом года. Исключение: сообщение не представляется в случае, когда налоговое уведомление не получено в связи с налоговой льготой или когда ранее такое уведомление уже получалось (см. п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

До конца 2016 года действовала льгота, которая позволяла в случае, когда налогоплательщик не получил налоговое уведомление, уплатить его только за 2016 год.

Также налоговое уведомление не отправляется в случае, когда сумма начисленного налога составила менее 100 рублей. Но если за три предшествующих года сумма налога составила менее 100 рублей, налоговое уведомление будет отправлено, поскольку в противном случае, налоговый орган теряет право его направить, поскольку три года уже заканчиваются (НК РФ, п. 4 ст. 52).

В КАКОЙ СРОК МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ЗА ВОЗВРАТОМ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ. СРОК ДАВНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ В СУД

За возвратом излишне взысканной суммы налогов, пеней и штрафов вы можете обратиться по своему усмотрению в налоговый орган или в суд (п. 3, абз. 1 п. 9 ст. 79 НК РФ).

В налоговый орган заявление о возврате нужно подать в течение одного месяца (абз. 1 п. 3, абз. 1 п. 9 ст. 79 НК РФ):

– со дня, когда вы узнали о взыскании излишней суммы платежей,

– со дня вступления в силу судебного акта, который установил, что инспекция взыскала с вас налог (пени, штраф) в завышенном размере.

При пропуске указанного срока вы можете вернуть из бюджета излишне взысканные платежи в судебном порядке.

Отметим, что подать соответствующее заявление в суд вы вправе, не обращаясь в налоговый орган. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.04.2010 N 17413/09.

[1]

Срок давности возврата налогов (пеней, штрафов) через суд – три года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о взыскании излишних платежей (абз. 2 п. 3, абз. 1 п. 9 ст. 79 НК РФ).

Как показывает арбитражная практика, указанный срок нужно исчислять с даты вступления в силу судебного акта, который подтверждает, что инспекция взыскала с вас излишнюю сумму налогов, пеней, штрафов (Постановления Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 N 17231/12, ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2011 N А42-965/2010).

Как правило, судьи отклоняют доводы налоговых органов о том, что налогоплательщик должен был знать об излишнем взыскании:

[3]

– с момента, когда инспекция вынесла решение по итогам налоговой проверки, согласно которому налогоплательщику доначислены налоги (пени, штрафы), и выставила требования об их уплате (Постановление ФАС Московского округа от 21.07.2011 N КА-А40/7268-11);

– при обжаловании в вышестоящий налоговый орган или в суд указанного решения, требования и (или) действий инспекции по взысканию налоговых платежей (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2011 N А42-965/2010);

– с даты вынесения (т.е. до вступления в силу) судебного акта, который устанавливает, что инспекция взыскала излишнюю сумму налоговых платежей (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2010 N А42-965/2010).

Такой подход судов обусловлен тем, что, как правило, при излишнем взыскании налогов (пеней, штрафов) налогоплательщик и налоговый орган по-разному определяют их сумму. Окончательную ясность в этот вопрос вносит судебное решение, которое становится обязательным для исполнения с даты вступления в законную силу (п. 1 ст. 16 АПК РФ).

Читайте так же:  Две страны — одно гражданство путин призвал к объединению россии и украины

Добавим, что судебные споры часто рассматриваются в нескольких инстанциях. Поэтому судебных актов по делу бывает несколько:

– решение суда первой инстанции;

– постановление арбитражного суда апелляционной инстанции;

– постановление арбитражного суда кассационной инстанции;

– определение (постановление Президиума) ВАС РФ, которое было вынесено до упразднения ВАС РФ; определение судебной коллегии (постановление Президиума) Верховного Суда РФ.

ВАС РФ прекратил свою деятельность по завершении периода, отведенного законодательством для его упразднения и передачи относившихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Верховного Суда РФ. Напомним, что указанный период был установлен с 6 февраля 2014 г. – даты вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ – сроком на шесть месяцев (ч. 1, 2 ст. 2 данного Закона).

Какой из них определяет начало срока обращения в суд с требованием о возврате излишне взысканных налогов, пеней и штрафов?

Это зависит от конкретных обстоятельств. Приведем часто встречающиеся на практике ситуации.

Итоги рассмотрения судебного спора Начало исчисления срока Реквизиты судебных актов
Спор завершился в пользу налогоплательщика после рассмотрения в апелляционной инстанции С даты вынесения постановления судом апелляционной инстанции Постановление ФАС Московского округа от 06.05.2010 N КА-А40/4073-10
Арбитражный суд кассационной инстанции отменил постановление апелляционной инстанции и признал требования налогоплательщика обоснованными Со дня вступления в силу (т.е. с даты принятия) постановления арбитражного суда кассационной инстанции (ч. 5 ст. 289 АПК РФ) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2010 N А56-28723/2009
Арбитражный суд кассационной инстанции оставил постановление апелляционного суда в пользу налогоплательщика без изменений Со дня вступления в силу (т.е. с даты принятия) постановления суда апелляционной инстанции (ч. 5 ст. 271 АПК РФ) Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 N А42-965/2010 (оставлено в силе Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2011 N А42-965/2010)

С этой даты вступает в силу не только постановление суда апелляционной инстанции, но и решение суда первой инстанции в части, которую суд апелляционной инстанции не отменил и оставил без изменений (ч. 1 ст. 180, ч. 5 ст. 271 АПК РФ). Если апелляционная жалоба не подавалась, решение вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия (п. 1 ст. 180 АПК РФ).

С 6 августа 2014 г. арбитражные суды, рассматривающие дела в порядке кассационного производства, переименованы в арбитражные суды округа (абз. 3 ст. 3, п. 1 ст. 24 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, пп. “б” п. 2, пп. “б” п. 7 ст. 1, ст. 5 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ).

Ранее указанные суды назывались федеральными арбитражными судами (ФАС) округа (абз. 3 ст. 3, п. 1 ст. 24 Закона N 1-ФКЗ).

В заключение отметим, что срок обращения в суд за возвратом излишне взысканных денежных средств истекает в соответствующие месяц и число третьего года (п. 3 ст. 6.1, абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ). Если эта дата приходится на выходной или нерабочий праздничный день, окончание срока переносится на ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

[2]

Например, ФАС Московского округа отменил Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009, признал требование об уплате налога от 21 апреля 2009 г. недействительным, а действия инспекции по его взысканию незаконными. Соответствующее Постановление ФАС Московского округа вынесено 24 февраля 2010 г. и с этого же дня вступило в законную силу (ч. 5 ст. 289 АПК РФ).

Установленный трехлетний срок исковой давности нужно отсчитывать с 24 февраля 2010 г. по 24 февраля 2013 г. Последнюю дату следовало признать днем окончания трехлетнего срока обращения в суд с заявлением о возврате излишне взысканного налога. Поскольку 24 февраля 2013 г. приходится на выходной день (воскресенье), заявление в суд следовало подать до 25 февраля 2013 г. (понедельника) включительно.

СИТУАЦИЯ: В какой срок можно обратиться в суд с требованием о выплате процентов за взыскание излишней суммы налогов, пеней и штрафов

При возврате излишне взысканных налогов (пеней, штрафов) налоговый орган должен начислить и выплатить вам проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Если проценты инспекция вам не перечислила, их можно взыскать через суд. При этом срок, в течение которого нужно подать соответствующее заявление, ст. 79 НК РФ не установлен.

Суды по требованиям о взыскании процентов применяют трехлетний срок подачи заявления о возврате излишне взысканных платежей (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Однако судьи расходятся во мнениях на счет того, с какого момента нужно исчислять данный срок при взыскании процентов.

Некоторые из них признают правомерным отсчитывать три года со дня возврата налогоплательщику излишне взысканной суммы без процентов (Постановления ФАС Московского округа от 19.09.2011 N А40-119108/10-116-461, от 23.12.2010 N КА-А40/16185-10).

ФАС Дальневосточного округа пришел к иному выводу: этот срок исчисляется с более ранней даты – со дня, когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о факте излишнего взыскания налога (Постановление от 12.05.2008 N Ф03-А51/08-2/1462).

Учитывая противоречивость судебной практики, требование о взыскании процентов целесообразно заявлять одновременно с подачей иска о возврате суммы излишне взысканного налога.

О возврате (зачете) сумм излишне взысканных налогов

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов. В свою очередь налоговый орган обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм. Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено это интервью.

Читайте так же:  Бесплатная консультация юриста по уголовным делам

В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная?
Излишне уплаченным и излишне взысканным суммам налога посвящены статьи 78 и 79 НК РФ. Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных производится в зависимости от основания исполнения обязанности по уплате налога, признанной в последующем отсутствующей.

Давайте рассмотрим примеры. Можно ли говорить об излишнем взыскании, если уплата налога произведена налогоплательщиком самостоятельно?
Способ исполнения обязанности по уплате налога: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет.
Налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполняются принудительно (определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 503-О).
Иными словами, излишне взысканными могут являться суммы, уплаченные налогоплательщиком во исполнение документов налогового органа, в том числе, на основании неверного расчета налоговых сумм налоговым органом, ошибочного доначисления суммы налога в карточке расчетов с бюджетом.

Значит ли это, что для рассмотрения суммы в качестве излишне взысканной, достаточно ее указания в документе налогового органа?
Не совсем. В судебной практике сформирован подход, при котором любая сумма, уплаченная налогоплательщиком по инициативе налогового органа, даже если налоговая проверка не проводилась и (или) требование об уплате налога (пеней, штрафа) не выставлялось, может быть признана излишне взысканной.

Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов?
Подобная справка является основой начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.

— А если существуют разногласия по сумме переплаты?
Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Инициировать проведение сверки также вправе налогоплательщик. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Но сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.
Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

Может ли налогоплательщик попросить зачесть излишне взысканные суммы в счет предстоящих платежей?
Формально в статье 79 НК РФ указано на зачет излишне взысканных сумм в счет имеющейся недоимки или их возврат. Однако, при наличии соответствующего заявления налогоплательщика, проведение такого зачета НК РФ не противоречит.

По какой форме представляется заявление о возврате?
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи).
С 01.07.2015 налогоплательщики – физические лица могут направить в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа), подписав его усиленной неквалифицированной электронной подписью.
Письменное заявление может составляться в произвольной форме.

Но ведь действует форма заявления о зачете (возврате), утвержденная ФНС?
Действительно, приложениями 8 и 9 к приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/[email protected] (зарегистрирован в Минюсте России 27.03.2015 № 36602) в качестве форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов, утверждены формы заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа).
Вместе с тем, НК РФ не предусмотрено представление заявлений на зачет (возврат) суммы налога по форме, установленной ФНС России. Таким образом, форма указанного заявления может быть произвольной. Отказ налогового органа в проведении возврата или зачета по причине представления заявления по не установленной ФНС форме неправомерен.

При каких условиях налоговым органом может быть отказано в проведении зачета (возврата) излишне взысканной суммы?
Из пунктов 1 и 3 статьи 79 НК РФ следует, что в принятии решения о проведении зачета (возврата) может быть отказано, если:

— в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида (с учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, по местным – в счет местных);
— заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
— заявление на возврат представлено при имеющейся недоимке по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам (следует обратить внимание, что у налогового органа есть возможность зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика);
— заявление подано налогоплательщиком в налоговый орган по истечении одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Можно ли сразу обратиться в суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм?
Излишне уплаченные налоги (пени, штрафы) необходимо отличать от излишне взысканных. За возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм можно обратиться напрямую в суд, без предварительной подачи заявления в инспекцию. Об этом было сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 17413/09.
Статья 79 НК РФ не содержит указаний на то, что обратиться с иском в суд налогоплательщик вправе при условии досудебного обращения к налоговому органу. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом, что следует из пункта 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.
Также отметим, что положения об обязательном зачете сумм переплаты в счет погашения недоимки, задолженности по пеням, штрафам применимы лишь в случае возврата этих сумм налоговым органом в административном порядке (т.е. без обращения в суд).
Вместе с тем, обращением в налоговые органы по поводу возврата взысканных сумм пренебрегать не стоит. Во-первых, это более короткая по времени процедура: на принятие решения налоговому органу отводится 10 дней. Во-вторых, обращение в налоговый орган не требует уплаты госпошлины.

Читайте так же:  Как привлечь к ответственности хозяина собаки, которая покусала человека

Возврат излишне взысканных сумм производится с процентами. Как начисляются данные проценты?
На сумму излишне взысканного налога начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Обратите внимание, что проценты начисляются не только на излишне взысканный налог, но и на авансовые платежи, сборы, пени, штрафы.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка. С 14 сентября 2012 года она составляет 8,25%. Для определения размера ставки, действующей за календарный день, следует разделить ставку на количество дней в году.
Согласно письму ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/[email protected] для расчета процентов необходимо брать число дней в году, равное 360.
В настоящее время целесообразно при расчете суммы процентов использовать фактическое число дней в календарном году (365 или 366, если год високосный). Именно этот показатель отражен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13. Хотя рассмотренное дело касалось процентов, начисленных в соответствии со статьей 176 НК РФ за несвоевременный возврат возмещаемого НДС, выводы указанного постановления распространены и на статьи 78 и 79 НК РФ и используются судебной практикой в качестве универсального подхода.

Означает ли отказ налогового органа в проведении возврата по причине пропуска срока обращения в налоговый орган основанием для прекращения начисления процентов?
Нет. Срок обращения в налоговый орган не является пресекательным, то есть, не влечет потерю налогоплательщиком права на возврат суммы излишне взысканного налога. Налогоплательщик вправе обратиться за возвратом в суд.

Предположим, налоговый орган осуществил зачет излишне взысканных сумм в счет погашения недоимки по соответствующим налогам. Будут ли начисляться проценты в этом случае?
Будут. Обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при зачете (письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Облагаются ли возвращаемые из бюджета проценты налогом у получателя?
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных из бюджета в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ. Поэтому с суммы поступивших из бюджета процентов по статье 79 НК РФ налог на прибыль не уплачивается. По этим же основаниям не уплачивается налог и налогоплательщиком УСН.
Нормы, аналогичной подпункту 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ, глава 23 НК РФ не содержит. Однако существует письмо Минфина России от 08.06.2015 № 03-04-07/33140, согласно которому суммы процентов, полученные физическими лицами в соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ, не должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ. В письме приведены одновременно два разных основания освобождения от налогообложения: отсутствие при получении процентов у физического лица экономической выгоды, а также компенсационный характер процентов (возмещение затрат, связанных с излишним удержанием налога).

Источники


  1. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.

  2. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  3. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
  5. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
Как и в какой срок можно обратиться за возвратом излишне взысканного налога (пеней, штрафов)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here