Содержание
- 1 5. Обращения граждан в Конституционный Суд Российской Федерации
- 2 Глава V. Обращение в Конституционный Суд РФ (ст.ст. 36 — 39)
- 3 Формы обращения в Конституционный суд РФ
- 4 Обращение в Конституционный Суд РФ на Жалоба.net
- 5 Порядок рассмотрения обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Особенности актов Конституционного Суда Российской Федерации
- 6 §4. Требования к тексту обращения в Конституционный Суд
- 7 Нормы и правоотношения в конституционном судебном процессуальном праве
- 8 18. Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.
- 9 Основание и порядок обращения в Конституционный суд
5. Обращения граждан в Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
Под «гражданином» понимается не только гражданин РФ, но и иностранец, и лицо без гражданства. С жалобами в Конституционный Суд РФ могут обратиться не только отдельные граждане, но и объединения граждан и иные органы и лица, в частности Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека.
Жалоба наравне с запросом и ходатайством является одним из поводов для рассмотрения дела в Конституционном Суде.
Допускается подача индивидуальных и коллективных жалоб на нарушение конституционных прав и свобод. Под коллективной жалобой понимается жалоба, которая подписана группой лиц, каждое из которых могло бы само по себе подать жалобу, и оспорить применение того же самого закона. От лица объединений граждан обратиться с жалобой могут как специально уполномоченные на то представители, так и представители по должности.
Кроме того, правом на обращение с жалобами в Конституционный Суд РФ наделены законные представители и лица, уполномоченные гражданами представлять их интересы в конституционном судопроизводстве.
По закону гражданин вправе оспаривать конституционность не всякого закона, а только такого, который затрагивает конституционные права и свободы и который применен, либо подлежит применению в конкретном деле.
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению к жалобе гражданина закон, нарушающий, по мнению заявителя, его конституционные права и свободы.
В форме запроса подается обращение о проверке конституционности закона, нормативного акта Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Жалоба гражданина в Конституционный Суд на нарушение его конституционных прав и свобод должна соответствовать общим и специальным требованиям, а также форме, установленной законом.
Несоблюдение требований закона к содержанию жалобы или установленной им форме, является основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению. Секретариат Конституционного Суда уведомляет заявителя о несоответствии его заявления требованиям Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации.
Общие требования к жалобе:
- обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается уполномоченным лицом или лицами;
Примечание. Подпись управомоченного лица предоставляет возможность Секретариату Конституционного Суда убедиться в том, что обращающееся в Суд лицо является надлежащим.
- обращение необходимо направлять в адрес Конституционного Суда, как коллегиального органа, осуществляющего конституционный контроль за соблюдением Конституции РФ.
Примечание. Обращение на имя Председателя Суда, его заместителя, судьи-секретаря, отдельных судей не может рассматриваться как надлежащее обращение в Конституционный Суд РФ.
- необходимо указать наименование заявителя. В жалобе гражданина на нарушение его прав и свобод необходимо указать фамилию, имя, отчество, адрес и иные данные;
- от заявителя требуется указать объективные данные о представителе заявителя;
- обращение должно содержать наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке;
- заявитель должен сослаться на нормы Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде РФ, которые дают право на обращение в Конституционный Суд. Выбор конституционных норм, дающих право на обращение в Конституционный Суд, зависит от усмотрения заявителя;
- необходимо привести точные данные о подлежащем проверке нормативном акте (точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные), о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию.
- заявителю необходимо изложить свою позицию по поставленному вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации.
Примечание. Конституционный Суд РФ при вынесении решений не должен выходить в своих оценках за пределы предмета, указанного в обращении, и лишь в той части акта, конституционность которой подвергается сомнению.
Наконец, в жалобе должно быть сформулировано требование к Конституционному Суду вытекающее из содержания жалобы.
Жалоба должна содержать перечень прилагаемых к жалобе документов. К жалобе прилагаются:
- текст акта, подлежащего проверке или положения Конституции РФ, подлежащие толкованию;
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
- копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя;
- документ об уплате государственной пошлины;
- перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
К жалобе также следует приложить списки свидетелей и экспертов, которых предполагается вызвать в заседание Конституционного Суда, а также иные документы и материалы.
Закон обязывает граждан представлять необходимые для рассмотрения дела документы в трех экземплярах.
Подача жалобы в Конституционный Суд РФ облагается государственной пошлиной:
- запрос и ходатайство — в размере 4 500 руб.;
- жалоба юридического лица — в размере 4 500 руб.;
- жалоба гражданина — в размере 300 руб.
Конституционный Суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.
Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению, или в случаях прекращения производства по делу.
Глава V. Обращение в Конституционный Суд РФ (ст.ст. 36 — 39)
Глава V. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
> Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации |
Содержание Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями. |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Формы обращения в Конституционный суд РФ
Требования к жалобе
Поводом к рассмотрению дела в Конституционный суд РФ является обращение в Конституционный суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы.
В обращении должны быть указаны:
1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;
2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
5) нормы Конституции РФ и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;
6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;
7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ;
8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду РФ;
Обращение в Конституционный Суд РФ на Жалоба.net
Право на обращение в Конституционный Суд РФ
Право на обращение в Конституционный Суд РФ
- закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
- закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
- жалобу в Конституционный Суд может подать как физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), так и объединения граждан (как имеющие статус юридического лица, так и не имеющие; как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица);
- может быть обжалован только закон, которым нарушаются конституционные права и свободы (обоснование такого нарушения должно присутствовать в жалобе, хотя окончательное решение о наличии или отсутствии нарушения будет принимать только Конституционный Суд);
- может быть обжалован только закон, а не иной нормативный правовой акт;
- может быть обжалован только закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле любым правоприменительным органом, не обязательно судебным. Это могут быть таможенные органы, налоговые органы, различные государственные внебюджетные фонды, административные органы, упоминающиеся, например, в Кодексе об административных правонарушениях РФ (КОАП РФ).
Вышеперечисленные требования к жалобе в Конституционный Суд РФ должны соблюдаться одновременно, то есть присутствовать в совокупности. Отсутствие или не соблюдение хотя бы одного требования, является основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению.
Порядок рассмотрения обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Особенности актов Конституционного Суда Российской Федерации
Согласно ч. 5 Ст. 125 Конституции Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Правом на обращение в КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица (ст. 96 ФКЗ «О КС»). Граждане и организации при обращении в КС РФ составляют заявление по правилам, установленным ст. 37 ФКЗ «О КС».
Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Они охватывают комплекс действий конституционного суда и участников судебного конституционного процесса, направленных на разрешение конкретной правовой ситуации.
Законодательством Российской Федерации об органах конституционного контроля предусмотрены следующие стадии судебного конституционного процесса:
- 1) внесение обращения в конституционный суд;
- 2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде;
- 3) принятие обращения конституционным судом к рассмотрению либо его отклонение;
- 4) подготовка к судебному разбирательству;
- 5) судебное разбирательство;
- 6) совещание, голосование и принятие конституционным судом итогового решения;
- 7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решения конституционного суда;
- 8) исполнение решения конституционного суда.
Внесение обращений в конституционный суд:
Данная стадия конституционного судопроизводства преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет место применительно ко всем категориям дел.
Обращениями в конституционный суд могут служить запрос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.д., отвечающие требованиям закона и являющиеся поводом к рассмотрению дела. Обращения, поступающие в органы конституционного контроля и надзора, подлежат обязательной регистрации и должны содержать следующие данные:
- а) Конституционный Суд, в который направляется обращение;
- б) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
- в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
- г) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
- д) нормы конституции, дающие право на обращение в Конституционный Суд Федерации;
- е) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;
- ж) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции ;
- з) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду;
- и) перечень прилагаемых к обращению документов.
Предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде:
Данная стадия конституционного судопроизводства имеет цель проверку обращения заявителя в Конституционный Суд на соответствие его требованиям закона как по материальным, так и формальным основаниям.
Каждое зарегистрированное обращение рассматривается в Конституционном Суде в предварительном порядке. Прежде всего, оно может быть рассмотрено структурными подразделениями аппарата конституционного суда.
В процессе предварительного изучения обращений судья вправе истребовать дополнительные документы и материалы, что оформляется письменным запросом. Письменно оформляется и поручение экспертам о производстве соответствующих экспертиз либо специальных исследований.
Судья организует работу по выполнению своих поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. Законодательством РФ об органах конституционного контроля и надзора установлено, что требования суда или судьи обязательны для всех органов и лиц, которым они адресованы, и должны быть рассмотрены в течение месяца со дня их получения.
По результатам предварительного изучения обращения судьей составляется заключение и докладывается в заседании Конституционного Суда. Если судья пришел к выводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению судом, то он вместо заключения, либо наряду с заключением готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
Целью данной стадии конституционного судопроизводства является принятие окончательного решения относительно того, будет ли обращение заявителя рассматриваться по существу, либо в этом ему будет отказано. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается всем составом Конституционного Суда.
После принятия Судом обращения к рассмотрению аппарат направляет сторонам уведомление о принятом решении.
Обращения в КС могут быть отклонены, что будет означать отказ в возбуждении конституционного судопроизводства. Обычно в законах о конституционных судах дается перечень оснований отклонения ходатайств:
- 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственного суду;
- 2) обращение в соответствии с требованиями Конституционного закона не является допустимым;
- 3) по предмету обращения судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению обычно излагается в виде отдельного документа и обязательно должно быть мотивированным.
Подготовка к судебному разбирательству.
Решение о назначении дел к слушанию принимается КС. Активную роль в подготовке слушания дела в судебном заседании играет Судья-докладчик, который, как правило, готовит проект решения по делу. Судью-докладчика назначает председатель КС. Судья-докладчик осуществляет, как правило, следующие действия:
- а) направляет копии обращения и прилагаемые к нему документы и иные материалы другой стороне;
- б) изучает письменные объяснения другой стороны относительно обращения в случае их представления;
- в) истребует от соответствующих органов и должностных лиц материалы, имеющие отношение к делу;
- г) разрешает вопрос о производстве экспертизы, назначает экспертов, составляет список вопросов для эксперта;
- д) составляет проект итогового решения;
- е) принимает иные меры, необходимые для разрешения дела.
Все действия судьи-докладчика по подготовке дела к рассмотрению осуществляются от имени соответствующего КС. Требования судьи-докладчика являются обязательными для исполнения.
Процесс подготовки обращения к рассмотрению заканчивается составлением Судьей-докладчиком проекта итогового решения конституционного суда. В зависимости от характера и сложности дела Судья-докладчик составляет также перечень вопросов, подлежащих, по их мнению, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения.
Данная стадия конституционного судопроизводства имеет целью рассмотрение всех обстоятельств дела, уяснение правовой позиции сторон. Обычно эта стадия проходит в форме устного разбирательства.
Для судебного разбирательства, прежде всего, важен вопрос обеспечения законного состава суда и наличие кворума, при котором суд правомочен рассматривать дела.
Судья не имеет права отсутствовать на заседании. Дело рассматривается конституционным судом при неизменном составе судей.
Принятие КС итоговых решений. Особое мнение судьи:
На данной стадии конституционного судопроизводства идет процесс выработки итогового решения. В зависимости от специфики содержания итоговые решения подразделяются на постановления и заключения.
Итоговое решение КС по существу рассмотрения дела о конституционности договора, нормативного акта, толкования Конституции Российской Федерации именуется постановлением.
Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В ходе совещания каждый судья вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.
После окончания слушания дела Судья-докладчик представляет проект итогового решения, основывающийся на материалах, исследованных судом.
Итоговое решение Суда всегда принимается в совещательной комнате открытым голосованием путем поименного опроса судей. Во всех случаях председательствующий голосует последним.
Судья не вправе воздерживаться при голосовании или уклоняться от голосования.
Решение суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом.
Провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционных судов:
Решение КС провозглашается в открытом заседании после совещания судей, немедленно после его подписания.
Как правило, решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме.
Решения конституционного суда направляются Судьям, сторонам, главе государства, Парламенту, Правительству, высшим судебным инстанциям, Министру Юстиции, Прокурору, Уполномоченному по правам человека. Этот список не является исчерпывающим, он определяется КС с учетом содержания вынесенного им итогового решения.
Итоговые решения КС подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти и в официальных изданиях самих Конституционных Судов.
Исполнение решений конституционных судов:
Исполнение решений КС — обязанность всех тех, к кому они обращены. Решение конституционного суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Таким образом, Конституционный Суд РФ, как судебный орган конституционного контроля, призван решать исключительно вопросы права. Это исходное положение закона направлено не на то, чтобы отрицать всякую связь права и политики, а на то, чтобы не подменять право политикой. Конституционному Суду РФ, несомненно, приходится рассматривать в той или иной мере и политические вопросы и выносить решения, имеющие и политическое значение. Другое дело, что Конституционный Суд РФ рассматривает только правовую, конституционную сторону этих вопросов (например, конституционность актов различных ветвей политической власти или споры о компетенции между различными органами государственной власти как субъектами политики) и выносит свои решения, опираясь исключительно на конституционное законодательство, на право, а не на политическую целесообразность и другие политические факторы.
§4. Требования к тексту обращения в Конституционный Суд
Оно должно быть составлено в письменной форме, подписано самим заявителем либо уполномоченным лицом.
В обращении указываются полные данные заявителя. Отдельно указываются данные представителя со ссылкой на все документы (например, ордер юридической консультации для адвоката или диплом ученой степени для представителя не адвоката).
Обращение должно включать полное официальное наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, на который подана жалоба, и нормы Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде, дающие право на обращение в суд.
В описательной части указывается точное и полное название, номер, дата принятия и опубликования, источник опубликования и иные сведения об акте, подлежащем проверке, либо о положениях Конституции, о толковании которых просит заявитель.
В мотивировочной части излагается позиция заявителя и дается ее правовое обоснование, в
котором адвокату необходимо, помимо ссылок на букву и дух Конституции РФ, привести соответствующие научные доктрины, включая зарубежные, международную практику и практику других государств в области регулирования подобных споров.
Резолютивная часть должна содержать четкое требование заявителя к Конституционному Суду. Эту часть документа рекомендуется формулировать аналогично тому, как составляются резолютивные части итоговых решений самого Суда о признании неконституционными законов, иных нормативных актов или соответствующих договоров.
Завершается обращение перечнем прилагаемых к нему документов, который должен состоять из:
а) документа, подлежащего проверке;
б) документа, подтверждающего полномочия представителя (только в подлиннике);
в) документа, подтверждающего факт применения оспариваемого правового акта;
Видео (кликните для воспроизведения). |
г) документа, подтверждающего позицию обратившихся;
д) квитанции об уплате госпошлины;
е) списка свидетелей и экспертов, которых необходимо, по мнению заявителя, заслушать в судебном заседании;
ж) в случаях, не терпящих отлагательства, заявитель может ходатайствовать перед Конституционным Судом до принятия решения, чтобы Суд обратился к соответствующим органам или должностным лицам с предложением о приостановке действия оспариваемого акта, что разрешено Суду ст. 42 Закона о Конституционном Суде.
Если обращение не соответствует требованиям ст. 37 или к нему не были приложены документы, прямо перечисленные в ст. 38 Суд не вправе отказать в принятии его к рассмотрению, т.к. в ст. 43 приведен исчерпывающий, т.е. не подлежащий расширительному толкованию, перечень оснований отказа.
Но если обращение имеет определенные недостатки, Суд имеет право его не принять. Поэтому заявитель просто должен устранить имеющиеся недочеты в обращении и вновь направить материалы в Конституционный Суд, а чтобы этих недочетов не было, адвокат должен подключится к составлению документов на первоначальном этапе.
Адвокат и его доверитель вправе также не согласиться с решением секретариата Суда о несоответствии обращения требованиям закона и настаивать на рассмотрении дела по существу. В этом случае должно быть подано в Суд соответствующее заявление, в котором необходимо обосновать свое несогласие с позицией секретариата.
Данное заявление и обращение в Суд проверяются судьей или несколькими судьями, и результаты проверки докладываются на пленарном заседании состава суда не позднее месяца со дня поступления заявления.
Если решение секретариата будет признано необоснованным, Суд выносит решение о принятии обращения к рассмотрению. Если Суд сочтет, что секретариат прав, то выносится соответствующее решение, которое уже окончательно и пересмотру не подлежит.
Заседания Конституционного Суда могут быть открытыми или закрытыми. Если рассматриваются сведения, которые могут повредить клиенту в результате огласки, адвокат может ходатайствовать о закрытых судебных заседаниях.
То же имеет место, если вопрос касается государственной или военной тайны.
Если в ходе заседаний Конституционного Суда заявителю или адвокату потребуются дополнительные свидетели или документы, то он вправе обратиться с ходатайством об их вызове или истребовании документов. Ходатайство должно быть достаточно мотивированным, тогда Суд его, как правило, удовлетворяет, т.к. задача конституционного Суда — установить истину по оспариваемому вопросу.
Нормы и правоотношения в конституционном судебном процессуальном праве
Конституционно-судебные процессуальные нормы. Нормы конституционного судебного процессуального права подразделяются в зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают. Поскольку базовые для права в целом функции позитивного регулирования и охраны реализуются и средствами конституционного судебного процессуального права, то первичным является деление норм этой отрасли на нормы регулятивные и охранительные.
Регулятивные нормы закрепляют порядок осуществления конституционного судопроизводства, его виды, стадии, процессуальные возможности, долженствования его участников. Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере конституционного судопроизводства, например меры ответственности должностных лиц и органов за неисполнение законных требований конституционных (уставных) судов, меры дисциплинарной ответственности судей конституционных (уставных) судов.
Регулятивные нормы, в свою очередь, делятся на нормы специализированные: дефинитивные нормы, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные нормы, а также обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.
Дефинитивные нормы вводят определения базовых для конституционного судебного процессуального права терминов. Так, в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливается, что Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного судопроизводства ценности, направления и способы деятельности. Основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов в РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (например, ст. 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Нормы-гарантии направлены на обеспечение деятельности органов конституционной юстиции, полное осуществление прав иных участников судопроизводственных отношений. К числу таких норм относятся, например, положения о независимости Конституционного Суда РФ в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов, о его финансировании за счет федерального бюджета, необходимости закрепления ежегодно в федеральном бюджете отдельной статьей необходимых для обеспечения деятельности Конституционного Суда РФ средств, которыми он распоряжается самостоятельно (ст. 7 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению’ в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции судебных органов или правотворческих органов в сфере конституционного судопроизводства. Очевидно, что на сферу конституционного судопроизводства распространяется норма ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны. Значит, они обладают приоритетом и по отношению к законодательству о конституционном судопроизводстве (за исключением самой Конституции РФ).
Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников конституционно-судебных процессуальных отношений путем установления их полномочий и прав. Такова норма ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.
Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
А вот правило о том, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, одновременно содержит и обязывание (рассматривать вопросы права), и запрет (на рассмотрение каких-либо иных вопросов).
По характеру содержащихся в них велений выделяются нормы императивные и диспозитивные. Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающее, что решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды. Иметь или не иметь такой суд — каждый субъект Федерации решает самостоятельно.
По субъектам правотворчества выделяются нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, внутриорганизационных актах (регламентах) конституционных (уставных) судов.
Конституционно-судебные процессуальные правоотношения. Конституционно-судебные процессуальные правоотношения — это отношения, урегулированные нормами конституционного судебного процессуального права и складывающиеся между конституционными (уставными) судами и иными участниками конституционного судебного процесса при совершении процессуальных действий.
Как и любые правоотношения, конституционно-судебные процессуальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов: содержание, субъекты и объекты правоотношений. Юридическое содержание названных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в конституционном судебном процессе. Они включают в себя, к примеру, право на обращение в конституционный (уставный) суд и корреспондирующую ему обязанность суда рассмотреть поступившее обращение в установленном порядке; право суда на истребование документов и материалов, необходимых для разрешения дела, и обязанность соответствующих органов, организаций, должностных лиц предоставить суду эти документы и материалы.
По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны как на нормах материального, так и процессуального права. Так, гражданин, обращаясь в Конституционный Суд РФ, реализует право на судебную защиту, гарантированное Конституцией РФ, т. е. нормами материального права. В то же время порядок реализации этого права в конституционном судебном процессе устанавливается процессуальным законодательством — соответствующими нормами Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» или нормами региональных законов о конституционных (уставных) судах.
Субъекты конституционно-судебных процессуальных правоотношений — это участники конституционного судебного процесса1. К числу субъектов, обладающих определенным правовым статусом и наделяемых теми или иными процессуальными правами и обязанностями, относятся установленные в законодательстве органы и лица. По своей роли, возможностям воздействовать на ход процесса, по характеру заинтересованности в исходе дела они делятся на три группы: конституционный (уставный) суд; стороны конституционного судебного процесса; лица, привлекаемые к участию в деле1.
Круг субъектов устанавливается, в основном, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», региональными законами о конституционных (уставных) судах. Между тем другие законы также могут определять некоторых субъектов конституционно-судебных правоотношений, в частности, тех, кто имеет право обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» наделяет таким правом Генерального прокурора РФ, а Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» — Уполномоченного по правам человека.
Объекты правоотношений — то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих полномочий, прав, обязанностей. В числе объектов конституционно-судебных процессуальных отношений — нормативные правовые акты, рассматриваемые на предмет их конституционности, уставности, действия органов, рассматриваемые в рамках споров о компетенции, процессуальные действия участников конституционного судопроизводства по его ходу при рассмотрении конкретных дел.
1 См.: Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Указ. соч. С. 158.
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы
18. Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.
Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). Обращение может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
В обращении должны быть указаны:
1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
19. Рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации
Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.
В случаях, если обращение:
1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;
3) исходит от ненадлежащего органа или лица;
4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом;
5) не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального конституционного закона срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.
Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.
В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.
Основание и порядок обращения в Конституционный суд
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном суде Российской ации является обращение в Конституционный суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Для гражданина:
Правом на обращение в Конституционный суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.
Жалоба, подаваемая гражданином на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:
— закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
— закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, меняющем закон.
Конституционный суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу. Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон вправе приостановить производство до принятия решения Конституционна судом Российской Федерации.
Жалоба направляется в Конституционный суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). В жалобе должны быть указаны:
— Конституционный суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
— наименование заявителя (фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
— необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
— наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
— нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федера ного конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный суд Российской Федерации; — точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и сданные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
— конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным судом Российской Федерации;
— позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
— требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному суду Российской Федерации;
— перечень прилагаемых к жалобе документов.
Документы, прилагаемые к жалобе:
— текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;
— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право выступать в Конституционном суде Российской Федерации в качестве представителя;
— документ об уплате государственной пошлины;
— перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке;
— копия официального документа, подтверждающего применение либо ясность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.
К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.
Размер госпошлины при обращении в суд
Обращения в Конституционный суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной:
запрос и ходатайство — в размере пятнадцати минимальных размеров труда;
— жалоба юридического лица — в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
— жалоба гражданина — в размере одного минимального размера оплаты труда.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Конституционный суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.
Источники
Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.- Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.
- Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
Здравствуйте! Меня зовут Денис. Работаю в большой юридической компании уже больше 12 лет. За время моей практики, мне встретилось много задач, с которыми мне приходилось работать. И я хотел бы научить посетителей решать разнообразные вопросы, юридической тематики.
Администрация данного ресурса попыталась воспроизвести все имеющиеся данные в доступном виде и полном объеме. Перед применением — необходима обязательная консультация со специалистом.