Содержание
- 1 Русская православная церковь строит по три храма в сутки
- 2 Фактчек: сколько храмов в сутки строит РПЦ
- 3 «Три храма в сутки»: кому в России нужны сотни новых церквей и что делать со старыми
- 4 Патриарх Кирилл рассказал, что РПЦ строит три храма в сутки
- 5 «Уже был опыт — без Бога ничего не получится»: Патриарх объяснил масштабное строительство храмов
- 6 В стране и мире | Патриарх Кирилл объявил о строительстве трех храмов в сутки
- 7 МОНИТОРИНГ СМИ: Арифметика РПЦ: кому нужны ударные темпы строительства храмов в России?
В Санкт-Петербурге
сентябрь, 13, 2019 год
15 °C
Читают все
Н овости партнёров
L entainform
Патриарх Кирилл хвастается новыми храмами, а почему он не говорит о закрывающихся школах и больницах
27/05/2019
Глава РПЦ на фоне конфликта в Екатеринбурге, где горожане воспротивились строительству церкви в центре города, решил показать всем, что, как говорил один из героев рязановского «Гаража» — «это частность, не имеющая отношения к делу». По его словам, «мы (РПЦ) сегодня строим три храма в сутки и возвели уже 30 тысяч за десять лет».
В Сети по этому поводу шутят – «выгляните в окно, может там уже стоит церковь?» или в таком духе «пока бабушки молятся, храмы появляются».
Впрочем, тут не до шуток. Ведь храмы стоят далеко не только на деньги частных жертвователей, как в Страсбуре, где сделал заявление патриарх. Средства идут и из бюджетов разных уровней. Масштабы и аппетиты нашей церкви стали раздражать всех. И даже власть впервые публично встала на сторону протестующих в Екатеринбурге. И что любопытно, Кирилл и президент Путин «обменялись мнениями» по поводу конфликта, но эти самые мнения пресс-секретарь озвучивать отказался. Что может говорит о том, что Путин не хочет «разжигать» ситуация дальше.
Многие россияне уже давно ставят в упрек РПЦ, что та думает о чем угодно — о деньгах, храмах, внешней политике, но только не о человеке и его душе. И только прикрывается словами духовности. Но какая, извините, может быть духовность, если по всей стране развернута бесконечная стройка церквей, а Кирилл даже в дни больших церковных праздников окружен усиленной охраной.
Сам патриарх объясняет «стахановские темпы» храмостроения не тем, что «у нас очень много денег, и мы не знаем, куда их потратить», а «реваншем» за период безбожия в годы советской власти.
Экс-олигарх Михаил Ходорковский уточнил, кого ему напоминает патриарх после таких слов:
— Патриарх Кирилл рассказал, что РПЦ строит три храма в сутки. Собянин в рясе. О душе бы подумал. Иисус вообще без храмов обходился. Зато лечил. Может святость она того, обратно пропорциональна числу таких строек?
Врач Богдан Селиванов пишет о том, почему слова Кирилла говорят о деградации страны:
— Раньше нас наказывали за веру в бога (с маленькой ), а сейчас за неверие в него.
Какой нормальный мозг способен с этим справиться?
Только в одной Германии за год закрылось несколько сотен храмов, а в России они открываются как коммерческие палатки на остановках. Мне, как просвещённому человеку, требуется зашита от этого мракобесия.
Статистика ужасает: в день в России открывается три храма, половина школы, и закрывается больница. Что вам ещё нужно знать для того, чтобы понимать состояние дел в стране? Кто-то скажет, что это показатель полной деградации нации, а кто-то заметит, что люди испытывают полное отчаяние и надеются только на чудо .
А журналист Евгений Енин замечает, что кроме храмов в стране растет и количество служителей РПЦ.
— В России 1100 городов. То есть, в среднем, за 10 лет появилось 30 новых храмов на город. В миллионниках, понятно, должно быть больше, даже если в три раза, то в Екатеринбурге за 10 лет должно было появиться штук 100 новых церквей. Ну ок, нас эта благодать не настигла, допустим, в других городах храмов стало больше за наш счет. Но у храма должен быть настоятель. В России за 10 лет появилось 30 тысяч новых священников?
Русская православная церковь строит по три храма в сутки
По словам патриарха, народ, поживший при советской власти, «понял, что без Бога ничего не получается».
Русская православная церковь строит в среднем три храма в сутки, сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В воскресение, 26 мая, предстоятель РПЦ совершил освящение храма Всех Святых в Страсбурге, сообщает информагентство «Интерфакс».
«Мы сегодня строим в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет», — сказал патриарх, обращаясь к верующим, пришедшим на службу.
«Это не потому, что у нас очень много денег, и мы не знаем, куда их потратить, — пояснил предстоятель. — Наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается».
Как отметил патриарх Кирилл, «в нашей технологически развитой цивилизации нужны такие места, где человек мог бы почувствовать близость к Богу».
Строительство храма Всех Святых и приходского духовно-культурного центра началось на пустыре в Страсбурге в 2013 году. Участок под строительство был передан городом русской православной общине в аренду на 99 лет. Строительные работы велись за счет частных пожертвований.
Фото: Екатерина Егорова (архив «Бийского рабочего»)..
Вот какое может быть развитие, если не душить налогами! Тогда и зарплата будет вся светлая, а не как на многих придприятиях Бийска. И такими же темпами будут появляться предприятия, а не ларьки по продаже веры в загробное счастье.
Примерно с такой же скоростью закрываются школы и больницы. Лечитесь колокольным звоном, учитесь писать перьями, обязательно каллиграфически. Это вырабатывает терпение и послушание. Рабы божьи должны пахать на хозяев и не задавать неудобных вопросов. Лечить рабов не надо, надо рожать новых рабов, еще более послушных.
Когда достроят храм в районе вокзала? Расположен на очень неудобном месте!
Почему в России строят так много церквей? Народ особо верующий? Нет, верящих процентов 10%. Верующих и того меньше. Строительство церкви это отмывание преступных и мафиозных денег. Поэтому помните, жертвуя деньги на храм вы помогаете отмывать деньги от рэкета, проституции и наркоторговли. Всё дело в том, что церковь по закону Российской Федерации не обязана отчитываться о происхождении денег пожертвованных от частных лиц. Да, вот вы обязаны отчитываться по любому поводу, что не получили деньги преступным путём, а церковь нет. Так вот, схема отмывания очень простая. Преступники жертвуют очень много денег на строительство очередной сраной никому не нужной богомольни. Церковь собирает пожертвования с верующих. Эти деньги объединяют в общий бюджет и нанимают для строительства подрядчиков, которые принадлежат преступникам. Цены на строительство раздуваются в несколько раз и пожертвованные деньги возвращаются преступникам уже отмытые, это оплата за работу по строительству богомольни, а не от рэкета, проституции или наркоторговли. Теперь преступники их могут тратить на роскошь, взятки и заказные убийства!
Федеральные власти вместе с патриархатом зря стараются. Подобным образом в ближайшей перспективе не удастся существенно повысить процент набожности населения. Налицо тщетное стремление сделать православие национальной идеологией.
Если на совесть прикинуть, зачем столько стройки для наших православных, то окажется эта городьба нужна только для отмывки денег. Ну нет тут объяснения другого. Извините, у нас что храмов нехватка что ли? Кто-нибудь слыхал про нехватку церквей и связанные с этим неудобства? С детсадами да, проблемы были. Насущные проблемы. Рожать в Бийске стало негде. В родильных отделениях УЗИ убрали. В детских больницах врачи увольняются. Вот проблемы. Что-то плоховато наша церковь молится своим богам. Напротив. Выйти и спросить первых 100 человек, кто последнее воскресенье ходил на службу в церковь — одного-двух не наберёшь. Вот и думай тут что хочешь. Сомневаюсь что-то, что они на пожертвования строят. Отмывка банальная. Строительство испокон веков было дело коррумпированное. Если не длЯ отмывки денег, то объясните адекватную причину этих строек.
Главное Меню
- Главная
- МыслиКолонка редактора
- Три храма в день или «храма здесь не будет»?
Три храма в день или «храма здесь не будет»?
28 мая 2019 Алексей Плужников
В последние дни в сети бурно обсуждают слова патриарха Кирилла о том, что в РПЦ в последние десять лет строится примерно три храма в день.
«После заявления патриарха Московского и всея Руси Кирилла о 30 тысячах православных храмов, построенных за 10 лет его патриаршества, я вспомнил, как перед зимней Олимпиадой 2010 года он принимал российских олимпийцев в Храме Христа Спасителя. Тогда меня поразило зрелище спортсменов в олимпийском облачении, размахивавших на входе в храм чебурашками.
Теперь я понял, в чем дело: патриарх Кирилл в душе спортсмен. Сейчас он, видимо, идет на побитие мирового рекорда в строительстве храмов, возможно, его вдохновляет перспектива попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Так что в следующее 20-летие его патриаршества число православных храмов может возрасти до ста тысяч.
А то, что патриарх не в ладах с арифметикой, значения не имеет — он ведь не математик» (из фейсбука доктора исторических наук Алексея Мосина).
А вот как комментирует арифметику своего начальника пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков:
«Как стали возмущаться сегодня противники строительства храмов словами Патриарха после освящения храма в Страсбурге о том, что в Русской Церкви строится 3 храма в день. А что тут возмущаться, если это простая арифметика? Вот официальные данные за 10 лет:
К началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия.
Чтобы не тратить вам время на калькуляцию, сразу скажу, что в совсем сухих цифрах в день получается 2,5 храма.
И вот друзья с портала Приходы подробнее расписали всю реальную картину:
В начале 2009 года в Русской Православной Церкви было 29 263 храма, в которых совершалась литургия. В начале 2019 года действует 38 649 храмов, где регулярно совершается литургия. Рост за десять лет — 9 386, то есть почти три храма в день.
Давайте разберемся с храмами на территории России, отследив динамику последних четырех лет. В 2015 году в России было 19 378 храмов. В среднем на один храм приходилось 6 235 человек. Это, конечно, не считая ту часть населения страны, которая традиционно относится к другим религиям. В 2019 году храмов в России — 21 849, то есть на один храм по 5 540 человек.
Всего за четыре года улучшение ситуации налицо. И все это благодаря разукрупнению епархий, рукоположению новых архиереев и священников.
Однако цифры эти не такие уж радужные, если рассмотреть их под другим углом. Сегодня больше всего храмов не хватает в:
- Новосибирской епархии (25 000 человек на один храм);
- епархии г. Москвы (16 600 человек на один храм);
- Хабаровской епархии (15 000 человек на один храм);
- Санкт-Петербургской епархии (14 500 человек на один храм);
- Благовещенской епархии (14 300 человек на один храм).
Это данные только по тем храмам, где литургия совершается не менее раза в месяц. Если же считать храмы, где литургия служится не реже раза в неделю, то ситуация намного грустнее.
Вот вам и большие цифры. Даже в отношении только России — это минимум миниморум»».
Замечательная статистика, не правда ли? Итак, согласно Приходам.ру, «дружащим со статистикой», православными в России в 2019 году названы 121 043 460 человек (21 849×5 540)… Видимо, те самые пресловутые 80 %, которым не прожить без храмов РПЦ. Правда, по нашим подсчетам православных выходило, мягко говоря, несколько меньше.
Что касается «строительного бума» церквей, напомню слова анонимного автора из нашего последнего материала, касающегося Мариинской епархии:
«Вообще, из Мариинской епархии за неполных 7 лет ушли почти 20 священников. Немалое количество храмов, где есть все, кроме настоятеля».
Как написано на сайте Мариинской епархии, «по состоянию на 1 августа 2018 года свое служение в епархии несут 37 клириков, из них 36 священников и 1 диакон, духовно окормляя более 44 приходов». «Более 44» — это чудесно.
В разделе «Духовенство епархии» есть данные только 33 священников и одного диакона (не будем забывать неупоминаемого игумена Кирилла Илюхина).
В Мариинской епархии тоже все население посчитали «своим»:
«Общая площадь канонической территории Мариинской епархии составляет более 40 тысяч квадратных километров с общим числом населения 493100 человек».
Я хорошо помню, как я, еще будучи клириком Волгоградской епархии, много общался с деревенскими батюшками. И те рассказывали, что епархия заставляет их «открывать приходы» чуть ли в каждом хуторе, изматывая священника ездой по этим «мертвым» приходам. Если на Руси раньше было принято людям из хуторов и мелких деревень ходить в праздник или в воскресенье в храм крупного села за много верст, то теперь обратная тенденция: устроить «благодатную точку» в каждом населенном пункте.
Вот только священники не способны разорваться, будучи настоятелями одного реального прихода и трех-пяти мелких номинальных, куда священник может приехать только налетом, чтобы послужить краткий молебен-панихиду или обедницу для пяти старушек. И строить храмы в таких мелких деревнях нерентабельно, а посылать в каждый такой хутор священника — значит обречь его на нищету и беспросветность для его детей.
В нашей Волгоградской епархии лет десять назад ходила поговорка: открывать приходы можно — закрывать нельзя. Потому что отчетность в патриархию может быть только в сторону стахановского увеличения, но никаких шагов назад, даже самых мелких. Поэтому в «приходы» старались записывать вагончики, молельные комнаты в больницах и подобное. А некоторые приходы существовали только на бумаге.
Что же касается именно строительства храмов, то у светского читателя при словах «три храма в день» может возникать ошибочная картина, будто три огромных белокаменных собора, каждый стоимостью в пару-тройку миллиардов, выпрыгивают из земли прямо за день. Но в реальности у нас в Волгограде в те годы, когда я служил (с 2003 по 2015), именно построенных с нуля храмов было очень немного. Некоторые были построены еще до патриаршества Кирилла, самые крупные приходы в Волгограде открывались в ДК и кинотеатрах, которые отдавались епархии. Другие приходы были вроде моего — вагончиками, какие-то — было старое ветхое здание, которое постепенно обкладывалось год за годом кирпичом. Да, что-то строилось, но тот же кафедральный собор Александра Невского наш митрополит Герман не мог пробить долгие годы (а приехал к нам владыка в 1991 году). Только в последние годы дело сдвинулось, и собор достраивается, правда, уже при новом митрополите (и, кстати, тоже в сквере).
Но риторика о количестве храмов и количестве православных, для которых якобы нужны эти храмы, сейчас, в 2019 году, становится показательной. Когда я начинал служить, священники из «старой гвардии» говорили: ну, мол, мы же, священники девяностых-начала двухтысячных, — строители, прорабы, мы малограмотные, наше дело было построить стены, а вот вы, молодые, образованные, идете вслед за нами — вам теперь работать всерьез с людьми, строить из них «живые храмы».
Но результат мы видим обратный: весь упор по-прежнему на количество, на квадратные метры, на размеры «канонической территории», на материально-территориальные «нужды» паствы, в которую легко вписывается практически все население России. И история со «скверным» храмом в Екатеринбурге показала совсем другую реальность: накушались люди. Они не хотят больше быть «вписанными» в статистику, не хотят изображать молчаливое стадо-паству, покорно собирающееся в построенные олигархами загоны с титановыми куполами, стилизованными «под XII век», чтобы ставить там свечки, писать записочки и собирать уже через год-другой деньги на бесконечные ремонты и «реставрации».
Теперь люди, в том числе часто и реально православные, воцерковленные, говорят всему этому: надоело! Прошли времена «Святой Руси» и государственного православия, опирающегося на власть, олигархов и силовиков. И теперь уже антиклерикальные речевки из Екатеринбурга («Хотите как в Екб?!») будут стихийно распространяться по всей стране:
Храма здесь не будет!
Это наша страна!
Иллюстрация: Алеша Ступин
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
Фактчек: сколько храмов в сутки строит РПЦ
Во время недавнего визита в Страсбург патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил: «Мы строим в среднем три храма в сутки. Я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа, 30 тысяч храмов за десять лет». Настоящее Время разбиралось, сколько храмов у Московской патриархии в разных странах и с какой скоростью растет их количество.
Один храм на восемь тысяч жителей
Показатель «три храма в день» ‒ не новый. Еще четыре года назад патриарх Кирилл говорил о таких темпах храмового строительства на конференции в Общецерковной аспирантуре.
Видео (кликните для воспроизведения). |
По данным на 1988 год, у Русской православной церкви было 6893 прихода (об этом Кирилл, тогда еще митрополит, рассказывал десять лет назад – на Поместном соборе, который выбрал его патриархом). Из них:
- более половины общин – 3791 храм – располагались в Украине;
- в России было около 2300-2400 церквей;
- 477 приходов – в Беларуси;
- 196 храмов – в Молдове.
За тридцать лет общее количество церквей Московского патриархата увеличилось почти на 32 тысячи и сейчас, согласно статистике РПЦ, достигает 38 649 общин. Из них:
- в России – 17 231 религиозная община, принадлежащая Русской православной церкви (данные 2019 года);
- в Украине – 12 122 прихода РПЦ (данные 2019 года);
- в Беларуси – 1567 общин РПЦ (самые свежие данные – за 2012 год);
- в Молдове – 1231 приход Московского патриархата (данные 2010 года).
То есть общее число храмов РПЦ выросло более чем в пять раз, в России – в семь раз.
Двести храмов для Москвы
В главном кафедральном городе РПЦ – в Москве – в 1988 году насчитывалось около 50 храмов вместе с часовнями. К концу 2017 года их было уже 1154. Фактический прирост за тридцать лет – 2300%.
Это объясняется тем, что в Москве с 2010 года реализуется «Программа-200″ по возведению храмов в шаговой доступности. Инициатором программы сразу после своего избрания выступил патриарх Кирилл. Основная мотивация ‒ нехватка храмов в спальных районах столицы России при довольно плотной церковной застройке в историческом центре.
Место для храма определяет Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы из расчета одна церковь на 20 тысяч жителей и с учетом норматива «пешей доступности» в один километр. Деньги на строительство собирает «Фонд поддержки строительства храмов города Москвы». Фондом руководит Финансово-хозяйственное управление РПЦ, а в попечительский совет входят патриарх Кирилл, мэр Москвы Сергей Собянин, президент Сбербанка России Герман Греф, миллиардер Владимир Потанин, глава правления Газпрома Алексей Миллер, экс-глава РЖД Владимир Якунин.
По информации РБК, годовой бюджет программы составляет 1 млрд рублей. Средняя стоимость строительства храма вместимостью 500 человек – от 250 до 500 млн рублей, на 250 прихожан ‒ 90 млн рублей. Деньги на строительство поступают от юридических лиц, а правительство Москвы бесплатно выделяет земельные участки и проводит общественные слушания.
Постройка храмов время от времени сопровождается акциями протеста со стороны горожан. Один из наиболее известных случаев в Москве – конфликт из-за строительства в парке «Торфянка». Активная фаза противостояния пришлась на 2015-2016 годы. В результате власти приняли решение о выделении другого участка под храм.
Всего же за восемь лет реализации программы в столице России построили 85 новых храмов, а также установили 140 временных деревянных часовен. По словам депутата Госдумы и по совместительству советника патриарха по строительству храмов в Москве Владимира Ресина, за все время реализации программы от частных лиц поступило пожертвований на 30 млрд рублей.
Но храмы возводят не только в Москве: сайт патриархии регулярно публикует отчеты с освещения новых церквей в Калининграде, Норильске, Краснодаре и других городах. В Екатеринбурге конфликт жителей с РПЦ и мэрией фактически повторил события вокруг «Торфянки». Этот регион очень важен для Московской патриархии с символической точки зрения ‒ именно в Екатеринбурге был убит последний император Николай II, настоящий культ которого набирает популярность в современной России. Екатеринбург ‒ единственный город, который не будучи столицей, принимал выездное заседание Синода РПЦ (высший руководящий орган, что-то вроде кабинета министров).
НИИ рыбного хозяйства и лютеранские кирхи
Строительство храмов ‒ не единственный способ увеличить количество церковной недвижимости, который использует РПЦ. С 2012 года церковь получает в собственность здания, попадающие под действие принятого Госдумой закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» (ФЗ №327). Согласно документу, все сооружения, которые ранее использовались в религиозных целях, должны быть возвращены церкви.
Одним из скандальных примеров применения ФЗ-327 стало требование РПЦ передать здание НИИ рыбного хозяйства и океанографии в Красносельском районе Москвы. Институт построили в советские годы на месте разрушенного монастыря. РПЦ удалось доказать, что фундамент, на котором было возвели здание НИИ, сохранился с дореволюционных времен и был частью комплекса религиозного назначения, а потому должен быть возвращен Московскому патриархату.
В 2017 году разгорелся конфликт вокруг Исаакиевского собора Санкт-Петербурга. РПЦ претендовала на приватизацию храма, который является музеем. После серии митингов руководство города решило памятник архитектуры не в собственность Московской патриархии, а в пользование.
Также РПЦ передавали лютеранские кирхи в Калининградской области, которые хотя и никогда не были православными, но формально являются «объектами религиозного назначения». По информации «Новой газеты», часть переданной недвижимости находилась в полуразрушенном состоянии и так и осталась без реставрации.
Строит ли РПЦ три храма в сутки?
В целом слова патриарха о темпах строительства церквей православных церквей соответствуют действительности, но речь идет не только о строительстве – возвращенные РПЦ храмы, закрытые в советский период, входят в общее количество приходов церкви.
Говоря о более чем 30 тысячах храмах Московская патриархия имеет в виду церкви не только в России, но и в Беларуси, Украине, Молдове.
Если сравнить количество православных храмов и численность населения, получится, что в России один такой храм приходится на 8,3 тысячи граждан, в Украине – на 2,4 тысячи жителей, в Беларуси – на 6 тысяч жителей, а в Молдове – на 2,3 тысячи жителей.
Но в случае с Украиной и Молдовой речь идет не только о приходах РПЦ.
Еще в начале 1990-х годов часть общин в Украине вышли из Московского патриархата и присоединились к Украинской греко-католической церкви, Украинской автокефальной православной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата. Последние две перестали существовать в декабре прошлого года, объединившись в новую, независимую Православную церковь Украины. Сейчас в ПЦУ около шести тысяч общин.
В Молдове наряду с РПЦ функционирует и Румынская православная церковь. По данным на 2007 год, у нее 309 общин.
«Три храма в сутки»: кому в России нужны сотни новых церквей и что делать со старыми
По словам Патриарха Кирилла, в России каждый день открывается по три новых храма. Но города, кажется, не успевают за такими темпами роста. Только за последние месяцы в нескольких регионах власти отказались от одобренных ранее проектов новых церквей, а конфликт вокруг храма в екатеринбургском сквере еще остается на слуху. Зачем РПЦ хочет догнать дореволюционную Россию по количеству церквей и что из этого выходит, выяснял корреспондент RTVI Дмитрий Новиков.
Главный храм Вооруженных сил России строят «с нуля». В бронзе и стекле, с пятью куполами, высотой чуть меньше храма Христа Спасителя он станет одним из крупнейших православных храмов в мире. Уже меньше чем через год его построят в подмосковном парке «Патриот».
Меньше чем за 30 лет в России появилось 30 тысяч новых церквей, так что теперь их почти 40 тысяч. Если строительство продолжится теми же темпами, то через три десятилетия количество православных церквей в России удвоится и достигнет уровня 1917 года.
Сергей Бычков, историк церкви: «Сейчас, обращаясь к государству, церковь говорит: „Да, государство было богоборческое на протяжении 70 лет. Оно разрушало храмы, монастыри, уничтожало священников. Вы нам должны!‟».
Получается, чтобы ни у кого не возникало сомнений в статусе и влиянии церкви, храмов должно быть больше. Такие темпы строительства напоминают российскому историку церкви Сергею Бычкову социалистическое соревнование. Только соревнуются не трудовые коллективы советских заводов, а епархии.
Сергей Бычков, историк церкви:«И государство отвечает: „Действительно, мы в долгу перед церковью. Идеология перестала существовать. Православие — это те духовные скрепы, которые объединяют нацию. Да, мы, действительно, будем помогать”».
В Москве уже 10 лет вовсю работает программа «200 храмов», принятая городскими властями по просьбе патриарха. Она не включает финансирование строительства церквей, это дело меценатов и спонсоров. Московские власти предоставляют бесплатные земельные участки для возведения 200 новых храмов. По расчетам православного духовенства, впредь в столице должна быть одна церковь на 20 тысяч жителей. На выполнение таких же нормативов равняются руководители и других российских городов.
Андрей Десницкий, библеист, профессор РАН:«Как правило, сейчас работает такая логика — надо отчитаться перед начальством. То есть епархия нашла спонсора, компанию, которая дала много денег, построили шикарный храм, позвали патриарха освятить, прогремели в новостях. Как это здорово! Все получили церковные награды».
Но, по статистике, даже в крупнейших городах страны в православные храмы по большим церковным праздникам приходит не больше 2-3% от числа всех жителей. Эксперты отмечают, что в далекой провинции в некоторых храмах и вовсе пусто.
Сергей Бычков, историк церкви:«Очень часто бывают такие ситуации, когда священник не может служить литургию, потому что обязательное условие служения литургии — в храме должен находиться хотя бы один прихожанин».
Об утраченных или почти утраченных храмах российской столицы историк и научный сотрудник Музея Москвы Павел Гнилорыбов может говорить часами. Эмоции и сожаления скрыть не получается.
Павел Гнилорыбов, научный сотрудник Музея Москвы:«С одной из самых лучших в Москве плоских крыш открывается вид на Симонов монастырь. Так уж случилось, что две трети территории разрушили, когда строили ДК „Зил‟ в 1936 году».
Этот монастырь был не только одним из самых больших на Руси, в XVI-XVII веках он держал городскую оборону. Его основали в 1370 году, но сегодня Симонов монастырь, а точнее, та небольшая часть, которая от него осталась, тоже нуждается в восстановлении и реставрации. После революции большевики выгнали оттуда монахов, сам монастырь закрыли, а в 1930 году большую часть зданий и вовсе взорвали.
Патриарх Кирилл рассказал, что РПЦ строит три храма в сутки
Москва. 26 мая. INTERFAX.RU — Русская православная церковь строит в среднем три храма в сутки, сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В воскресенье предстоятель РПЦ совершил освящение храма Всех Святых в Страсбурге.
«Мы сегодня строим в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет», — сказал он, обращаясь к верующим, пришедшим на службу.
«Это не потому, что у нас очень много денег, и мы не знаем, куда их потратить, — сказал предстоятель. — Наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается».
Как отметил патриарх Кирилл, «в нашей технологически развитой цивилизации нужны такие места, где человек мог бы почувствовать близость к Богу».
Строительство храма Всех Святых и приходского духовно-культурного центра началось на пустыре в Страсбурге в 2013 году. Участок под строительство был передан городом русской православной общине в аренду на 99 лет. Строительные работы велись за счет частных пожертвований.
До того, как храм был построен, община в течение десяти лет снимала помещение переоборудованного под церковь гаража.
Храм, выполненный в шатровом стиле, рассчитан на 300 человек. Его высота с крестом составляет 41 метр.
«Уже был опыт — без Бога ничего не получится»: Патриарх объяснил масштабное строительство храмов
Построить счастливую жизнь без Бога невозможно, поэтому Русская Православная Церковь возводит по три храма в сутки, заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье после освящения возведенного в Страсбурге русского храма. «Уже был опыт , — напомнил он. — Без Бога ничего не получится».
О том, что Русская Православная Церковь строит в среднем три храма в сутки, сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сегодня, 26 мая, он совершил освящение возведенного храма Всех Святых в Страсбурге.
«Мы сегодня строим в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, за 24 часа, — рассказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к прихожанам. — Это 30 тысяч храмов за десять лет».
Он отметил, что это происходит не потому, что «слишком у нас много денег», а потому, что «наши люди, прошедшие через годы атеизма, и умом, и сердцем поняли, что без Бога ничего не получается».
«В нашей технологически развитой цивилизации нужны такие места, где человек мог бы почувствовать близость к Богу», — цитирует Патриарха РИА Новости.
Он также напомнил, что в свое время, когда активно продвигались «пятилетки», а все силы и средства Советской страны были брошены на строительство «той самой якобы счастливой жизни без Бога», тогда все равно ничего не получилось. Это дало нам понять, говорит Патриарх, что мы вынесли важный урок.
Отметим, что строительство храма Всех Святых и приходского духовно-культурного центра началось на пустыре в Страсбурге в 2013 году. Участок под строительство был передан городом русской православной общине в аренду на 99 лет. Строительные работы велись за счет частных пожертвований.
Храм, выполненный в шатровом стиле, рассчитан на 300 человек. Его высота с крестом составляет 41 метр.
В стране и мире | Патриарх Кирилл объявил о строительстве трех храмов в сутки
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что Русская православная церковь (РПЦ) строит в среднем три храма в сутки. Его слова передает «Интерфакс» в воскресенье, 26 мая.
Так, по расчетам РПЦ, за последние десять лет в России появилось 30 тысяч храмов. По мнению патриарха, «в нашей технологически развитой цивилизации нужны такие места, где человек мог бы почувствовать близость к Богу».
В мае в Екатеринбурге прошли акции протеста против строительства собора святой Екатерины, который планируют возвести к празднованию 300-летия города в 2023 году. Горожане прорывались на охраняемую территорию с требованием сохранить сквер, валили забор на стройплощадке, происходили столкновения с охранниками и силовиками. 30 человек приговорили к административным арестам от 2 до 15 суток. Исследователи ВЦИОМ выяснили, что более двух третей жителей Екатеринбурга (74 процента) против строительства храма в городском сквере. Екатеринбургская епархия попросила отложить минимум на месяц проведение опроса о месте строительства храма святой Екатерины для «успокоения» граждан.
МОНИТОРИНГ СМИ: Арифметика РПЦ: кому нужны ударные темпы строительства храмов в России?
РПЦ гордо заявляет о строительстве в среднем трех храмов в сутки. При этом в России время от времени вспыхивают протесты против возведения церквей в парках и скверах.
Ситуация в Екатеринбурге, где после волны протестов власти согласились не строить в местном сквере храм – далеко не первый скандал вокруг строительства православных церквей. Подобное было и в Москве — в 2015 году на севере города в парке «Торфянка» местные жители разбили палаточный лагерь на месте строительства нового храма. По их мнению, территорию парка захватили, строительство было незаконно, а публичные слушания — сфальсифицированы. 31 июля 2015 года Бабушкинский районный суд удовлетворил ходатайство противников храма в парке, и стройку в итоге остановили.
Три храма в сутки
Русская православная церковь (РПЦ) уже давно взяла ударные темпы по вводу церквей в эксплуатацию. «Мы сегодня строим в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, за 24 часа, — заявил в конце мая патриарх Кирилл. — Это не потому, что у нас очень много денег и мы не знаем, куда их потратить. Наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается».
Сеть православных порталов Prihod.ru подкрепила слова патриарха статистикой: на начало 2019 года у РПЦ открыто 38649 храмов, где регулярно совершается литургия. За последние десять лет их число увеличилось на девять с лишним тысяч, то есть, эта цифра как раз росла в среднем примерно на три храма в день.
Диакон Андрей Кураев в стахановских темпах церковного строительства не видит ничего удивительного. «Это самые высокие темпы в истории православия, такого никогда не было, но мы идем с такого большого минуса после десятилетий советской власти!», — заявил он в интервью DW. Кураев сравнил увеличение количества церквей с экономическим ростом. «Это как в экономике, если не очень развитая страна начинает показывать высокие темпы роста, то это не значит, что она развита гораздо лучше, чем другие. Просто точка отсчета очень низкая. Поэтому этим цифрам удивляться не стоит. Мы еще не достигли полного возрождения», — убежден религиозный деятель.
Храмы «в шаговой доступности»
Свой вклад в быстрый рост числа церквей, очевидно, вносит специальная программа по строительству церквей, существующая в Москве с 2011 года. Называется она просто – «Храм 200». Именно такое количество новых церквей должно появиться по всей столице в ее рамках.
В 2011 году мэр Москвы Юрий Лужков пообещал патриарху Кириллу, что в столице «не должно быть мест, где храм не находился бы на расстоянии шаговой доступности». За 8 лет построено 48 храмов, еще 29 возводятся. Деньги на строительство идут с пожертвований, московские власти помогают землей и коммуникациями.
«Я не против храма, но нет детсадов, поликлинику закрыли»
Совсем скоро еще один храм должен появиться в московском районе Ростокино. Для многих местных жителей он будет находиться даже ближе, чем, например, продуктовый магазин. Земля, на которой его собираются возвести, является частью зоны охраняемого природного ландшафта, объекта культурного наследия — акведука через реку Яузу. Это старейший мост Москвы, он был построен еще во времена Екатерины Великой.
Религиовед Константин Михайлов считает, что выбор места для храма в Ростокино не случаен. «Строительство в сквере очень удобно. Территория принадлежит муниципальным властям, которые зачастую охотно уступают ее для церкви, а, например, в промзоне ее еще нужно выкупить у владельца земли. Также это вопрос чисто эстетический. Храм в парке выглядит гораздо лучше, привлекательнее. Наконец, это культурная инвазия, культурное вторжение», — объясняет Михайлов в интервью DW. По его мнению, церкви важно обозначить свое присутствие в ключевых точках мегаполиса.
Жители Ростокино выходили с протестами против возведения храма, стройку на время приостановливали, но спустя несколько лет вновь продолжили. «Я не против строительства храма, но меня больше беспокоит, что в шаговой доступности нет детских садов. Вот, недавно закрыли поликлинику, 33-ю медсанчасть, там был полный комплект врачей, рядом находится физиотерапевтический комплекс и его тоже закрыли», — жалуется житель района Ростокино Елена (свою фамилию она называть отказалась). По данным Росстата, в период с 2000 по 2017 годы в России стало в два раза меньше больниц — их число сократилось с 10,7 до 5,3 тысячи.
Есть ли в России дефицит церквей?
Православными в России себя считает 71 процент граждан России, подсчитали в американском исследовательском центре Pew Research. Однако это не значит, что все они регулярно ходят в церковь. Как поясняют эксперты центра, под православием многие россияне понимают в первую очередь национальную идентичность. Согласно проведённому ВЦИОМ опросу, лишь 9 процентов респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды. Доходит до храма еще меньше — регулярно на службе бывают менее 5 процентов.
Проект «Приходы.ру» подсчитал, что на один храм в России сейчас приходится по 5540 человек. Много это или мало? «Нельзя сказать, что у церкви существует какая-то критическая проблема с нехваткой храмов в среднем по России. Да, много людей приходит на Пасху и верующие зачастую не могут попасть внутрь, но это касается только крупных праздников. Зато посмотрите, сколько приходит на воскресную службу…», — рассуждает религиовед Константин Михайлов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Слова эксперта подтверждаются июньским воскресеньем в храме в честь иконы божьей матери «Неопалимая Купина» в московском районе Отрадное. Ажиотажа на воскресной службе здесь не наблюдается — собралось около 75 человек. Помещение, освященное в прошлом году в рамках программы «Храм 200», по проекту рассчитано на 500 прихожан.
Источники
ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.- Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.
- Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
Здравствуйте! Меня зовут Денис. Работаю в большой юридической компании уже больше 12 лет. За время моей практики, мне встретилось много задач, с которыми мне приходилось работать. И я хотел бы научить посетителей решать разнообразные вопросы, юридической тематики.
Администрация данного ресурса попыталась воспроизвести все имеющиеся данные в доступном виде и полном объеме. Перед применением — необходима обязательная консультация со специалистом.