Российский потребитель заплатит за утилизацию

Полезная информация по теме: "Российский потребитель заплатит за утилизацию" с ответами на все возможные вопросы. Если вы все же не найдете ответ на интересующие вопросы, то обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Российский потребитель заплатит за утилизацию

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Кто должен платить экологический сбор за упаковку — производитель упаковки или тот, кто приобрел упаковку для реализации своего товара в этой упаковке?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность по обеспечению утилизации отходов либо по уплате экологического сбора в отношении упаковки готового товара, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, возлагается не на производителя упаковки, а на производителя, импортера товара в этой упаковке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

28 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Заплатить за мусор придётся потребителям электричества

Правительство добавило финансовой нагрузки на энергорынок – около 30 млрд рублей в год будут собирать с потребителей энергии для того, чтобы окупить пилотные заводы по сжиганию мусора в Подмосковье и Татарстане.

Впрочем, рассматривать мусоросжигательные заводы ( МСЗ ) как новый вид альтернативной генерации не стоит. Главная цель заводов – утилизация мусора, поэтому логичнее финансировать создание системы МСЗ через другие инструменты, полагают эксперты.

На российском энергорынке скоро появится ещё один вид перекрёстного субсидирования. Схема поддержки проектов строительства МСЗ , утверждённая правительством (соответствующее постановление было опубликовано 6 марта), предусматривает, что промышленность будет частично финансировать затраты населения на утилизацию мусора. Согласно документу, электричество, вырабатываемое при сжигании мусора, признали возобновляемым источником энергии ( ВИЭ ). Это позволило распространить на проекты МСЗ договоры на поставку мощности ( ДПМ ), которые обеспечивают возврат средств за счёт повышенных платежей за мощность, собираемых с промпотребителей на оптовом рынке электроэнергии и мощности ( ОРЭМ ). Ранее к ВИЭ в России относились только традиционные для всего мира «зелёные» технологии: солнечная и ветрогенерация, а также малые ГЭС . Суммарная мощность проектов ВИЭ , которые могут получить поддержку, была ранее утверждена правительством. Поэтому, чтобы МСЗ также смогли претендовать на ДПМ как ВИЭ , объёмы пришлось перераспределить, снизив квоту для ветряной генерации.

Наиболее вероятным претендентом на строительство пяти мусоросжигательных заводов с гарантией возврата инвестиций источники на рынке единогласно называют дочернюю компанию Ростеха – «РТ-Инвест». Проекты структуры поддерживаются на самом высоком уровне, и условия конкурсов на строительство МСЗ сформулированы таким образом, чтобы у компании не появились конкуренты, отмечают эксперты.

Постановление правительства подразумевает, что будут построены четыре завода в Московской области по сжиганию твёрдых бытовых отходов ( ТБО ) мощностью 70 МВт и один в Татарстане мощностью 55 МВт. Их стоимость оценивалась в 30 и 21 млрд рублей соответственно. Предельная величина капитальных затрат на 1 кВт мощности установлена на уровне 380 тысяч рублей, эксплуатационных – 741 тысячи рублей за МВт в месяц. Удельная стоимость выработки электроэнергии определена на уровне 1,336 тысячи рублей за МВт∙ч в 2020 году. Сбор заявок на конкурс начнётся 1 июня и закончится не позднее 15 июня. Затем в течение двух недель будут подведены итоги. Если конкурсы выиграет «РТ-Инвест», то заводы будут построены по швейцарско-японским технологиям, сообщали в компании.

МСЗ не предназначены для выработки электроэнергии, которая является своего рода побочным продуктом, их главная цель – переработка ТБО , напоминает Сергей Пикин. При этом они дороже всех других видов выработки энергии. Предельная величина удельных капзатрат на 1 кВт мощности в 380 тысяч рублей, очевидно, окажется близка к реальной. При этом киловатт мощности солнечной электростанции обходится в 130 тысяч рублей, ветровой – в 155 тысяч рублей. Традиционная тепловая энергетика обходится менее чем в 100 тысяч рублей за киловатт установленной мощности.

На потребителей оптового рынка ляжет дополнительная финансовая нагрузка в размере около 30 млрд рублей в год, ссылался «Прайм» на презентацию заместителя председателя правления «НП Совет рынка» Олега Баркина. Заплатят за проекты МСЗ все промышленные потребители первой ценовой зоны – европейской части России и Урала, но больше всего – бизнес в тех регионах, где заводы будут построены: в Москве и Московской области, а также в Татарстане. «Половина платы за ДПМ мусоросжигательных заводов собирается со всех потребителей ценовой зоны, кроме населения. Вторая половина будет отнесена на покупателей мощности в регионе, где расположен этот завод», – пояснила «Перетоку» руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.

По данным «РТ-Инвеста», в случае строительства пяти объектов максимальный рост цен на электроэнергию для потребителей первой ценовой зоны составит 0,4%, для промышленных потребителей Москвы и Московской области – 2,6%, для Республики Татарстан – 1,6% в 2021–2022 годах. Причём это пиковые показатели нагрузки, которые в дальнейшем будут снижаться, отмечают в компании. Оценка Натальи Пороховой выше: данные проекты поднимут цены для потребителей Московского региона и Татарстана на 4%. Причём первоначально в проекте правительственного постановления шла речь только о Московской области, но тогда рост тарифов мог бы достигнуть 10%. Чтобы этого не произошло, в итоговой версии документа нагрузку решили переложить и на потребителей столицы.

«В любом варианте за утилизацию мусора платит потребитель. Но в большинстве стран, где этой проблемой системно занимаются уже долгие годы, затраты на утилизацию включаются в стоимость коммунальных платежей напрямую, то есть в квитанциях есть существенная по стоимости строка – «Вывоз и утилизация ТБО», – отметил в разговоре с «Перетоком» замруководителя департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков. «Логичнее было бы финансировать утилизацию мусора через соответствующие платежи, но тогда стоимость вывоза и утилизации мусора для населения могла бы возрасти кратно. Поэтому часть затрат переложили на рынок электроэнергии», – согласен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

В результате появляется ещё один вид перекрёстного субсидирования в электроэнергетике, когда промышленность будет оплачивать за население затраты на утилизацию твёрдых бытовых отходов, говорит Евгений Рудаков. Сейчас в России выделяют несколько форм перекрёстного субсидирования. Потребители российского оптового рынка доплачивают за то, чтобы в стране работали различные электроэнергетические объекты. «Классические» ДПМ на парогазовые мощности нужны были для ликвидации энергодефицита, строительство новых ТЭС в Крыму и Калининграде обеспечивает государственные интересы страны, поддержка ВИЭ – развитие соответствующих технологий. Перекрёстным субсидированием является и регулирование тарифов для населения, когда промышленность оплачивает скидки на энергию для бытовых потребителей. В «Сообществе потребителей энергии» уже заявили, что условия проведения конкурса «заставляют сомневаться в искренности регуляторов, рассуждающих о необходимости развития конкуренции и роста экономики», – передал «Коммерсантъ».

[3]

Одновременно в правительстве выражают озабоченность вопросами перекрёстного субсидирования, и в конце февраля премьер Дмитрий Медведев поручил Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС России до 20 апреля проанализировать ход работы по ликвидации «перекрёстки» в электроэнергетике.

Читайте так же:  Регистрация филиала иностранной компании

Дилемма производителя: утилизация отходов или уплата экосбора

Производители и импортеры некоторых товаров обязаны утилизировать упаковку и сами товары, утратившие потребительские свойства. А те, кто не может обеспечить такую утилизацию (с помощью услуг специализированных фирм либо самостоятельно, если есть лицензия), уплачивают экосбор.

— Светлана Валерьевна, расскажите, какие компании и ИП должны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров и упаковки?

— С 01.01.2016 у производителей и импортеров появилась обязанность утилизировать определенное количество отходов, образуемых в результате утраты товарами (упаковкой) потребительских свойств. Перечень утилизируемых товаров и упаковки (далее — Перечень), а также нормативы утилизации по ним определяет Правительство РФ.

А вот на потребителей товаров обязанность по утилизации не распространяется.

— Как производители и импортеры должны обеспечивать такую утилизацию?

— Они могут исполнить эту обязанность одним из способов:

  • организовать собственную инфраструктуру по сбору, обработке и вовлечению в хозяйственный оборот отходов от использования товаров;
  • заключить договор либо с оператором (региональным оператором) по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо с компанией (ИП), занимающейся сбором, транспортированием, обработкой и утилизацией отходов;
  • создать ассоциацию (союз) производителей, импортеров товаров;
  • уплатить экологический сбор.

При этом обязанность по утилизации товаров (упаковки) считается исполненной:

  • или со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации;
  • или со дня уплаты экологического сбора.

— Обеспечивать утилизацию упаковки нужно, только если вместе с ней производятся или ввозятся товары, включенные в Перечень?

— Нет, в отношении упаковки такая обязанность у производителей и импортеров есть независимо от наличия в Перечне товаров, выпускаемых ими в обращение.

Кроме того, нужно помнить такой важный момент. Если упаковка производится как готовый товар, включенный в Перечень, и реализуется потребителю, то обеспечить ее утилизацию обязан производитель. Если же производитель реализует ее другому производителю для упаковки его продукции, то тогда обязанность по утилизации лежит на последнем.

— В каком объеме производители и импортеры должны утилизировать пришедшие в негодность товары (упаковку)?

— Не менее норматива утилизации, рассчитываемого от общего количества товаров соответствующего вида, выпущенных в обращение на территории РФ.

При этом учет выпущенных товаров производители ведут на основании первичных учетных документов, а импортеры — таможенных документов. А для учета упаковки они могут использовать информацию из товарно-сопроводительных, коммерческих и нормативно-технических документов (в том числе полученных от контрагентов).

— Сейчас нормативы установлены в зависимости от вида отходов в интервале от 5 до 30%. Планируется ли их повышать?

— Пока нормативы утверждены лишь на 2015—2017 гг. Соответственно, к 2018 г. их пересмотрят. Безусловно, чтобы стимулировать утилизацию, нормативы требуется увеличить. При этом предстоит детально проработать и обсудить с экспертами вопрос, будет ли такое увеличение плавным или наоборот.

— Какую отчетность должны представлять производители и импортеры, которые обязаны утилизировать отходы от своих товаров? Зависит ли состав этой отчетности от того, выполнен ими норматив по утилизации или нет?

Состав представляемой отчетности вы можете посмотреть здесь.

— Должны ли компании и ИП вставать на учет в качестве плательщиков экологического сбора?

— Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика экологического сбора, не нужно. Учет лиц, производящих (ввозящих) товары, осуществляется при подаче ими соответствующей отчетности. Также учитываются сведения Федеральной таможенной службы, Минпромторга, налоговых органов и органов статистики.

— Как рассчитывается экологический сбор?

— Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму сбора по каждой группе товаров, для которой установлен норматив утилизации. Сбор уплачивается на основании подаваемого Расчета ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставки экологического сбора утверждены Правительством РФ для 36 групп товаров.

Формулы расчета суммы сбора вы найдете тут.

— Почему производители (импортеры) заинтересованы в использовании вторсырья?

— Дело в том, что использование вторсырья при производстве упаковки снижает норматив ее утилизации. К этому нормативу применяется понижающий коэффициент, который рассчитывается как разница между единицей и долей вторсырья, использованного при производстве указанной упаковки. Но такой коэффициент применяется, только если производители и импортеры самостоятельно утилизируют отходы от использования своих товаров (упаковки) и не уплачивают экологический сбор.

— Что выгоднее: обеспечить утилизацию или уплатить сбор?

— Здесь производители и импортеры должны сами взвесить все плюсы и минусы. Но поскольку действующих мощностей по утилизации отходов пока недостаточно, а для строительства собственной инфраструктуры по утилизации отходов требуются значительные денежные вложения, полагаю, что производители и импортеры скорее предпочтут уплатить экологический сбор.

— Куда платить экологический сбор?

— Сбор уплачивается туда же, куда и представляется вся отчетность (Декларация, Отчетность и Расчет). А она при отсутствии возможности подать ее в электронном виде (через специальный сервис на сайте Росприроднадзора «Модуль природопользователя» или личный кабинет) представляется на бумаге (лично или по почте) с копией на электронном носителе:

  • производителями — в территориальный орган Росприроднадзора по месту их госрегистрации;
  • импортерами, ассоциациями (союзами производителей, импортеров товаров) и компаниями (ИП), одновременно выступающими и производителем, и импортером, — непосредственно в Росприроднадзор (г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6).

Реквизиты для перечисления сбора можно найти на сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов.

[2]

— Какова ответственность производителей и импортеров за непредставление отчетности и неуплату экологического сбора?

— За непредставление отчетности им может грозить ответственность по КоАП РФ: по ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. », по ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации» либо по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)».

А за неуплату сбора ответственности пока нет. Ее только планируется ввести. Соответствующий законопроект № 690757-6 находится на рассмотрении в Думе и принят в I чтении (18.03.2015).

— Как органы Росприроднадзора выявляют такие нарушения?

— В ходе проведения контрольных мероприятий. Так, Росприроднадзор и его территориальные органы в течение 3 месяцев проверяют представленные производителями или импортерами Декларации, Отчетности и Расчеты (с приложенными копиями платежек).

В рамках проверки Декларации госорган вправе истребовать копии первичных учетных или таможенных документов, послуживших основанием для ее составления, а при проверке Отчетности — копии договоров и актов по утилизации отходов. В случае неуплаты сбора или непредставления Расчета плательщику направят требование о добровольном погашении задолженности. А если она не будет погашена в срок, ее будут взыскивать в судебном порядке.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Читайте так же:  Можно ли узнать снилс по паспорту онлайн

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

За вывоз и утилизацию отходов придется платить

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Сегодня ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов не установлены. Действуют ставки только для отходов производства и потребления IV класса опасности (малоопасных). В 2018 году она составляет 663,2 рубля за одну тонну.

Подписанным постановлением установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности на 2018-2025 годы. Ставка такой платы на 2018 год будет в семь раз ниже по сравнению со ставкой платы для отходов производства и потребления, то есть составит менее 100 рублей за одну тонну.

С первого января этого года начался переход на новую систему тарифного регулирования, в рамках которой плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в обязательном порядке должна быть включена в тарифы регулируемых организаций.

Россиянам обещают мусорный налог

Экологические взносы пойдут в специальный бюджетный фонд

Утилизацию свалок старых шин придется оплатить покупателям новых покрышек. Фото Reuters

В скором времени в России может появиться новый налог на мусор. Точнее – обязательные экологические взносы, которые повысят цену почти всех товаров: от холодильников, компьютеров и стиральных машин до стеклянных банок и пластиковых бутылок. Президент Владимир Путин поручил правительству создавать индустрию переработки отходов еще весной прошлого года. С тех пор Минприроды подготовило законопроект, который вводит обязательные экологические взносы в особый Госбюджетный фонд обращения с отходами.

Утилизация большинства отходов, за исключением металлов, экономически нерентабельна. Поэтому оплачивать переработку отходов будут все потребители в момент покупки любого товара, которой может увеличить общий объем отходов.

Сегодня подобный утилизационный сбор выплачивают только покупатели импортных автомобилей. А в скором времени подобные затраты лягут уже на каждого гражданина РФ.

Для всех производителей и импортеров готовой продукции государство назначит обязательный экологический взнос, а также потребует декларацию о производстве или ввозе на территорию РФ любой продукции, порождающей какие-либо отходы. Новый налог на мусор – экологический взнос – будет отчисляться в особый государственный фонд. «Производители, импортеры товаров, подлежащих утилизации, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию их отходов, уплачивают взнос в Государственный бюджетный фонд обращения с отходами потребления», – записано в законопроекте, который подготовили чиновники Минприроды. Эта формулировка означает, что правительство допускает не только государственную индустрию переработки отходов, но и частную. При этом отраслевые специалисты утверждают, что государственная утилизация может обойтись гражданам РФ дороже, чем частная.

«Удорожание продуктов может быть различным в зависимости от механизма ответственности производителей за утилизацию. Международный опыт показывает, что оплата экологических налогов в среднем ведет к большему удорожанию товаров, чем реализация обязательств производителей путем их объединения по отраслевому признаку. В настоящее время в тексте законопроекта присутствует и та и другая опция, какой из них будет дан «зеленый свет», покажет время после принятия законопроекта», – объясняет исполнительный директор ассоциации РусПЭК Любовь Меланевская.

«По мере обложения конкретных товаров их цена возрастет. Однако ожидается, что это увеличение будет незначительным – от 1 до 3%», – считает замдиректора департамента Минприроды РФ Николай Нефедьев. По его словам, на товары в упаковке рост цен может составить от 0,5 до 1,5%. А на более технологичные товары, например, оргтехнику, цены могут вырасти на 1,5–3%.

Между тем для многих товаров за рубежом экологический взнос значительно превышает 3%. Так, например, на пол-литровой пластиковой бутылке колы в странах Евросоюза часто указан экологический сбор или залоговая цена в 0,2 евро, что может быть заметно выше тех самых 3% безналоговой стоимости.

Кроме введения налога на мусор Минприроды предполагает организовать и платный сбор разнообразных отходов. «Платный сбор не только возможен, но и предполагается нами. И эти предложения уже признаны иностранными экспертами правильными и соответствующими наиболее эффективной практике», – говорит Нефедьев. Пункты сбора отходов для утилизации будут организовывать как производители или импортеры товаров, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации, объясняют чиновники Минприроды. В ведомстве считают полезным и введение чувствительной залоговой цены на пластиковую тару, которая могла бы обеспечить возврат производителю после использования.

«Если производители предпочтут заплатить экологический взнос и переложить всю ответственность на государство, то организацией пунктов сбора будут заниматься региональные и муниципальные власти либо же нанятые государством управляющие компании. Но опыт внедрения утилизационного сбора с автомобилей в нашей стране не показал положительных результатов – деньги с автомобилей исправно поступают и растворяются в бюджете, а проблема утилизации отработавших свой срок автомобилей так и осталась», – отмечает Любовь Меланевская.

В России можно использовать опыт Финляндии, где работает негосударственная система утилизации автомобильных шин. Затраты потребителя на утилизацию одной шины для легкового автомобиля равны примерно одному евро, такая же наценка возможна и в России при правильной организации процесса, считает представитель Nokian Tyres Елена Тимохина. По ее словам, весь процесс утилизации всех шин в Финляндии организован управляющей компанией, в штате которой числятся всего два человека. Учредителями управляющей компании являются крупнейшие производители и импортеры. При этом законодательно установлен солидный штраф в полмиллиона евро для тех компаний, которые уклоняются от включения в реестр производителей и уплаты экологических налогов.

На возможность создания негосударственной системы утилизации отходов прямо указывал Владимир Путин на прошлогоднем совещании с членами правительства, которое и стало отправной точкой для введения налога на мусор. «Утилизация отходов, их вторичное использование – сложный, но очень перспективный вид предпринимательской деятельности. Мы должны создать условия для того, чтобы в эту сферу пришли инвесторы, компании, представляющие малый и средний бизнес», – указывал в апреле прошлого года президент РФ.

[1]

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Обзор нового закона о вывозе мусора 2019 года

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО — это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).
Читайте так же:  Как написать претензию в билайн

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Потребитель заплатит за полную утилизацию

Минприроды рассчитывает на увеличение до 136 млрд. рублей в год (в 2018-м было собрано 2,2 млрд. рублей) собираемости экосбора за счет повышения нормативов утилизации продукции. Больше всего планируется получить за счет экосбора с производителей электроники (47 млрд. рублей).

Сроки повышения нормативов не называются. Как отмечают СМИ, согласно «дорожной карте» кабмин должен рассмотреть вопрос до середины 2020 года. Впрочем, когда бы сбор не ввели, очевидно, что производители заложат его в стоимость товаров.

Читайте так же:  Арбитражный управляющий права и обязанности

Напомним, российские власти поставили перед собой задачу повысить эффективность переработки отходов в несколько раз до 2025 года, а также полностью рекультивировать не менее 200 свалок, которые расположены в черте городов.

Раздельный сбор мусора — одна из составляющих нового экологического стандарта, который был разработан, чтобы преодолеть кризис в отрасли утилизации бытовых отходов, спровоцированный дефицитом места для традиционного захоронения мусора на полигонах.

«Мусорная» проблема в России стоит достаточно остро, т. к. большая часть мусора «оседает» на свалках или полигонах, а затем закапывается в землю, поскольку уровень переработки в стране невысок.

Власти стремятся повысить объемы вторичной переработки мусора и в перспективе выйти на уровень европейских стандартов, где перерабатывается около 80% отходов.

Власти также намерены бороться с уже существующими свалками в российских регионах. В 2019 году на их рекультивацию будет выделено 10 млрд. рублей.

В июне в Генпрокуратуре выступили с серьезным предупреждением, связанным с проведением в стране так называемой «мусорной реформы». Надзорное ведомство заявляет о том, что может произойти мусорный коллапс, если не будет решена проблема с заполнением полигонов твердыми бытовыми отходами. С таким заявлением выступил первый заместитель главы Генпрокуратуры Александр Буксман.

Производителей заставят платить за утилизацию товаров

Лента новостей

Все новости »

В проекте речь идёт о создании специального Резервного фонда, в который производителей и импортеров товаров обяжут отчислять средства

Как пишут «Ведомости», соответствующие поправки Минприроды должны вскоре принять в Госдуме во втором чтении.

В проекте речь идёт о создании специального Резервного фонда, в который производителей и импортеров товаров обяжут отчислять средства. Размер этих сборов пока не прописан, его будет определять правительство.

Бизнесмены инициативе чиновников не рады. Производители должны иметь возможность выбирать, считает директор по связям с общественностью ассоциации РАТЭК Антон Гуськов:

«Все производители, которые готовы, должны иметь возможность самостоятельно переработать или утилизировать ту продукцию, которую они выпускают. Либо делать это совместно с другими аналогичными производителями, потому что отходы — это ресурсы. Многие материалы могут быть использованы вторично. У нас пока эта возможность слабо прописана, больший уклон делается на создание некого негосударственного фонда. На наш взгляд, этот выход не самый эффективный и правильней было бы дать несколько возможностей».

Новые сборы приведут к росту себестоимости товаров, отмечает исполнительный директор «РусБренд» Алексей Поповичев:

«Как показывает опыт Европейских стран, там тоже есть в некоторых странах обязательные сборы. Затраты на единицу перерабатываемой продукции в таких странах выше, чем в странах, где существует гибкая система. Это важно, потому что, во-первых, все эти расходы в той или иной степени производитель будет закладывать в стоимость своей продукции. Речь идет о том, какие дополнительные расходы лягут на плечи потребителей».

Право распоряжаться средствами фонда получит некое Национальное объединение операторов. Это ведомство также будет штрафовать тех, кто не заключит с ним договор на утилизацию. Штраф может составить до 4% годовой выручки предприятия.

Производителей обяжут платить за утилизацию товаров

Министерство природных ресурсов и экологии подготовило поправки к закону «Об отходах производства и потребления». Чиновники предлагают взимать плату со всех импортеров и производителей товаров за будущую утилизацию продукции и упаковки.

Производителей упакованных товаров обяжут платить за утилизацию тары

Поправки Минприроды поступят вскоре в Госдуму для принятия во втором чтении.

Законопроект предполагает создание правительством специального перечня товаров (товары в упаковке войдут по умолчанию), производители и импортеры которых будут отчислять деньги за утилизацию в фонд. Размер отчислений пока не прописан, его будет определять правительство. Право распоряжаться средствами фонда получит «Национальное объединение операторов».

Считается, что производители и импортеры, выплачивающие отчисления в фонд, должны включать эти средства в производственные расходы и учитывать их в себестоимости товаров. Таким образом, цена товаров в экономике может подняться, за утилизацию будут платить потребители.

Аналитики отмечают, что в случае принятие закона плата за упаковку будет происходить дважды (что закладывается в цену товаров и ложится на плечи потребителей). Предприятия, производящие упаковки, и так платят специальный сбор, теперь же за ту же упаковку будет платить еще производитель продукта, закупающий тару.

Дилемма производителя: утилизация отходов или уплата экосбора

ГУБАНОВА Светлана Валерьевна

Начальник отдела администрирования доходов Росприроднадзора

— Светлана Валерьевна, расскажите, какие компании и ИП должны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров и упаковки?

— С 01.01.2016 у производителей и импортеров появилась обязанность утилизировать определенное количество отходов, образуемых в результате утраты товарами (упаковкой) потребительских свойст в п. 1 ст. 24.2 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ (далее — Закон № 89-ФЗ) . Перечень утилизируемых товаров и упаковки (далее — Перечень), а также нормативы утилизации по ним определяет Правительство РФ Распоряжения Правительства от 04.12.2015 № 2491-р , от 24.09.2015 № 1886-р .

А вот на потребителей товаров обязанность по утилизации не распространяется.

— Как производители и импортеры должны обеспечивать такую утилизацию?

— Они могут исполнить эту обязанность одним из способо в пп. 4, 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ :

• организовать собственную инфраструктуру по сбору, обработке и вовлечению в хозяйственный оборот отходов от использования товаров;

• заключить договор либо с оператором (региональным оператором) по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо с компанией (ИП), занимающейся сбором, транспортированием, обработкой и утилизацией отходов;

• создать ассоциацию (союз) производителей, импортеров товаров;

• уплатить экологический сбор.

При этом обязанность по утилизации товаров (упаковки) считается исполненно й п. 9 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ :

• или со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации;

• или со дня уплаты экологического сбора.

Делая выбор между уплатой экологического сбора и выполнением нормативов утилизации, производитель и импортер должны сами взвесить все плюсы и минусы.

— Обеспечивать утилизацию упаковки нужно, только если вместе с ней производятся или ввозятся товары, включенные в Перечень?

— Нет, в отношении упаковки такая обязанность у производителей и импортеров есть независимо от наличия в Перечне товаров, выпускаемых ими в обращение.

Кроме того, нужно помнить такой важный момент. Если упаковка производится как готовый товар, включенный в Перечень, и реализуется потребителю, то обеспечить ее утилизацию обязан производител ь п. 10 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ . Если же производитель реализует ее другому производителю для упаковки его продукции, то тогда обязанность по утилизации лежит на последнем.

— В каком объеме производители и импортеры должны утилизировать пришедшие в негодность товары (упаковку)?

— Не менее норматива утилизации, рассчитываемого от общего количества товаров соответствующего вида, выпущенных в обращение на территории РФ.

При этом учет выпущенных товаров производители ведут на основании первичных учетных документов, а импортеры — таможенных документов. А для учета упаковки они могут использовать информацию из товарно-сопроводительных, коммерческих и нормативно-технических документов (в том числе полученных от контрагентов).

Допустим, предприятие произвело за 2016 г. 70 тонн шин (группа товаров № 15). Норматив утилизации в этом случае — 15%, а ставка сбора — 7109 руб. за тонну. Значит, по окончании 2016 г. нужно утилизировать 10,5 тонны товара (70 т x 15%) либо уплатить сбор за этот объем в сумме 74 644,50 руб. (7109 руб. x 70 т x 15%).

Читайте так же:  Земля в аренду у государства по закону

Обратите внимание, что утилизировать можно не только собственный товар, но и аналогичный, выпущенный в обращение другими производителям и п. 4.1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ .

— Сейчас нормативы установлены в зависимости от вида отходов в интервале от 5 до 30%. Планируется ли их повышать?

— Пока нормативы утверждены лишь на 2015— 2017 гг. Соответственно, к 2018 г. их пересмотрят. Безусловно, чтобы стимулировать утилизацию, нормативы требуется увеличить. При этом предстоит детально проработать и обсудить с экспертами вопрос, будет ли такое увеличение плавным или наоборот.

— Какую отчетность должны представлять производители и импортеры, которые обязаны утилизировать отходы от своих товаров? Зависит ли состав этой отчетности от того, выполнен ими норматив по утилизации или нет?

— Да, зависит. Для наглядности покажем состав отчетности в таблице.

Выполнение нормативов утилизации Обязанность по уплате экосбора Вид отчетности Срок представления отчетности
Выпол­не­ны полностью либо перевыполнены Отсутствует Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее — Отчетност ь) приложение к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 08.12.2015 № 1342 (далее — Правила № 1342) Ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее — Деклараци я) приложение к Положению, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2015 № 1417
Выполнены частично либо не выполнены Есть Отчетность
Декларация
Расчет суммы экологического сбора (далее — Расче т) утв. Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 Ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным

— Должны ли компании и ИП вставать на учет в качестве плательщиков экологического сбора?

— Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика экологического сбора, не нужно. Учет лиц, производящих (ввозящих) товары, осуществляется при подаче ими соответствующей отчетности. Также учитываются сведения Федеральной таможенной службы, Минпромторга, налоговых органов и органов статистики.

В 2017 г. производители должны утилизировать, к примеру, газеты, журналы, картонные коробки, бумажную посуду, пластиковые бутылки, деревянную и иную тару, окна и двери, шины, линолеум, видеокамеры, компьютеры, аккумуляторы, бытовые электроприборы (холодильники, стиральные и посудомоечные машины, микроволновки и пр.).

— Как рассчитывается экологический сбор?

— Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму сбора по каждой группе товаров, для которой установлен норматив утилизации. Сбор уплачивается на основании подаваемого Расчета ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетны м п. 2 Постановления Правительства от 08.10.2015 № 1073 (далее — Постановление № 1073) . Ставки экологического сбора утверждены Правительством РФ для 36 групп товаро в Постановление Правительства от 09.04.2016 № 284 .

Сумма сбора рассчитывается следующим образом:

• плательщиками, самостоятельно не обеспечивающими утилизацию:

• плательщиками, не достигшими нормативов утилизации:

Как видите, чем больше утилизировано, тем меньше сумма экологического сбора к уплате.

— Почему производители (импортеры) заинтересованы в использовании вторсырья?

— Дело в том, что использование вторсырья при производстве упаковки снижает норматив ее утилизации. К этому нормативу применяется понижающий коэффициент, который рассчитывается как разница между единицей и долей вторсырья, использованного при производстве указанной упаковк и п. 14 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ . Но такой коэффициент применяется, только если производители и импортеры самостоятельно утилизируют отходы от использования своих товаров (упаковки) и не уплачивают экологический сбор пп. 14, 15 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ .

— Что выгоднее: обеспечить утилизацию или уплатить сбор?

— Здесь производители и импортеры должны сами взвесить все плюсы и минусы. Но поскольку действующих мощностей по утилизации отходов пока недостаточно, а для строительства собственной инфраструктуры по утилизации отходов требуются значительные денежные вложения, полагаю, что производители и импортеры скорее предпочтут уплатить экологический сбор.

— Куда платить экологический сбор?

Реквизиты для перечисления экосбора:

сайт Росприроднадзора → Контакты и реквизиты → Реквизиты

— Сбор уплачивается туда же, куда и представляется вся отчетность (Декларация, Отчетность и Расчет). А она при отсутствии возможности подать ее в электронном виде (через специальный сервис на сайте Росприроднадзора «Модуль природопользователя» или личный кабинет) представляется на бумаге (лично или по почте) с копией на электронном носителе:

• производителями — в территориальный орган Росприроднадзора по месту их госрегистрации;

• импортерами, ассоциациями (союзами производителей, импортеров товаров) и компаниями (ИП), одновременно выступающими и производителем, и импортером, — непосредственно в Росприроднадзор (г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6).

Реквизиты для перечисления сбора можно найти на сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов.

— Какова ответственность производителей и импортеров за непредставление отчетности и неуплату экологического сбора?

— За непредставление отчетности им может грозить ответственность по КоАП РФ: по ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. », по ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации» либо по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)».

А за неуплату сбора ответственности пока нет. Ее только планируется ввести. Соответствующий законопроект № 690757-6 находится на рассмотрении в Думе и принят в I чтении (18.03.2015).

— Как органы Росприроднадзора выявляют такие нарушения?

— В ходе проведения контрольных мероприятий. Так, Росприроднадзор и его территориальные органы в течение 3 месяцев проверяют представленные производителями или импортерами Декларации, Отчетности и Расчеты (с приложенными копиями платеже к) п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2015 № 1417; п. 13 Правил № 1342; пп. 10, 15 Правил, утв. Постановлением № 1073 .

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках проверки Декларации госорган вправе истребовать копии первичных учетных или таможенных документов, послуживших основанием для ее составления, а при проверке Отчетности — копии договоров и актов по утилизации отходо в пп. 13, 14 Правил № 1342 . В случае неуплаты сбора или непредставления Расчета плательщику направят требование о добровольном погашении задолженности. А если она не будет погашена в срок, ее будут взыскивать в судебном порядк е п. 25 Правил, утв. Постановлением № 1073 .

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  2. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
  4. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
  5. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
Российский потребитель заплатит за утилизацию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here