Содержание
- 1 Что такое публичный сервитут на земельный участок и как он устанавливается?
- 2 Что такое сервитут земельного участка?
- 3 Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
- 4 Сервитут на земельный участок: что это такое и как его установить?
- 5 Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
Что такое публичный сервитут на земельный участок и как он устанавливается?
Не каждый обычный человек сможет внятно объяснить значение слова «сервитут». А тем более доходчиво рассказать о публичном земельном сервитуте.
Что это такое?
Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далёкой эпохи Римской империи. Где такая юридическая практика применялась очень широко.
Естественно, современные юридические нормы сервитутов сильно отличаются от древнеримских.
Само понятие земельного сервитута означает ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц. Или, иными словами, посторонним лицам разрешено постоянное ограниченное право использование чужого участка земли.
Законодательное определение и порядок наложения сервитутного обременения отражены в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ), в частности в его статьях 274 – 277.
При этом сервитут на земельный участок подразделяют на частный (простой) и публичный (предиальный):
- простое соглашение может быть между частными лицами;
- в публичной форме с одной стороны могут выступать органы, обеспечивающие таким образом интересы населения или государства.
Особенности публичной формы
Как уже отмечалось, для такого вида сервитута характерно участие в нём органов местного самоуправления, или иных органов государственной власти.
Это не единственное отличие его от частного сервитута. Если последний может быть заключён с обоюдного согласия обеих сторон, то публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта, либо аналогичного документа субъекта РФ, либо актом органов местного самоуправления.
Налагается такое обременение для:
- Обеспечения проезда, или прохода через земельный участок.
- Обеспечения производства необходимых работ по прокладке, ремонту или обслуживанию каких-либо коммуникационных сетей.
- Обеспечения забора воды, или водопоя сельскохозяйственных животных.
- Прогона скота на водопой, пастбище и обратно.
- Обеспечения проведения дренажных работ.
- Обеспечения проезда к сенокосным угодьям в определённые периоды времени.
- Обеспечения свободного доступа к береговой линии находящегося на участке естественного водоёма. А так же обеспечения возможности ловли там рыбы и охоты, или для сбора грибов и ягод в имеющихся на участке лесных угодьях.
Владелец имеет право потребовать от органов, установивших такое обременение, изъять или выкупить у него данный участок и возместить все понесённые убытки.
Это возможно, в том случае, если сервитутное обременение делает невозможным использование земельного участка по его прямому назначению.
Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено предоставление собственнику участка с сервитутным публичным обременением права требовать от тех, в пользу кого было составлено такое обременение, разумной платы за пользование его участком. Такая оплата может быть истребована и с органов власти установивших сервитут.
Порядок установления ограничений
Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Для того чтобы такое ограничение было установлен, нужно выполнить следующие условия:
- Должно быть подано заявление об установлении такого обременения в органы власти, которые правомочны решить этот вопрос.
- Далее следует рассмотрение заявления властными структурами.
- После рассмотрения заявления наступает черёд организации публичных слушаний для выяснения общественного мнения по такому вопросу.
- Лишь после этого органами власти выносится решение о наложении сервитута.
- Заключительным этапом будет обязательная государственная регистрация.
Заявление может быть подано юридическим, или физическим лицом, а так же группой граждан от лица местного населения.
Поданное заявление рассматривается властными структурами. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населённым пунктом или сельским поселением.
На слушания должны быть приглашены все заинтересованные лица, включая собственника участка земли, на который предполагается наложить сервитутное обременение.
В процессе слушания обязательно должен вестись протокол и должен быть составлен поимённый список всех, кто присутствовал на этом мероприятии.
В протоколе должны быть отмечены все пожелания, мнения и претензии участников слушаний.
На основании результатов общественных слушаний властными органами выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок. В нём скрупулёзно отмечаются границы обременяемого участка, указывается его номер кадастрового учёта, даются необходимые сведения о владельце этого участка.
Если собственник участка считает, что его права нарушены, то он может подать исковое заявление в Арбитражный суд.
Прекращение действия ограничений
Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок:
- Устранение причины, по которой он был наложен.
- Окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте.
В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения.
Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией.
Для принятия решения о прекращении действия сервитута проведение общественных слушаний не требуется, если это не предусмотрено местным законодательством.
Никаких особенных хитростей в этом вопросе нет. Получить чёткое представление о том, что такое земельный публичный сервитут можно прочитав эту статью, но чтобы уяснить все тонкости применения этого права на практике, придётся покопаться в отдельных статьях регионального законодательства РФ, или воспользоваться консультациями опытных юристов.
Видео: Земельные споры -как правильно установить сервитут?
В видеосюжете юрист рассказывает, что представляет собой земельный сервитут.
Рассказывается,я в чем суть подобного ограничения для собственника земельного участка, какими дополнительными обязанностями и на какой срок обременяется владелец, какова процедура установки сервитута на землю.
Что такое сервитут земельного участка?
Главная » Земля » Что такое сервитут земельного участка?
Законодательством нашей страны предусмотрено несколько собственными, а иногда и чужими землевладениями. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо более подробно изучить понятие земельного сервитута.
Что такое сервитут земли
Понятие сервитута представляет собой право, ограничивающее возможность эксплуатации чужого землевладения. Как правило, его устанавливают при возникновении у третьих лиц необходимости использовать участок. Накладывается ограничение лишь при наличии серьезных оснований.
Законный владелец в таком случае не утрачивает своих правомочий на такое имущество, а только в некоторой части ограничивается в возможности эксплуатации обремененной части принадлежащей земли. Осуществлять распоряжение своей недвижимостью в таком случае владелец может. Под распоряжением понимается право продажи, дарения, передачи в аренду и совершение прочих законных сделок.
В качестве примера по установлению сервитута можно привести ситуацию, когда через территорию определенного землевладения обеспечивается доступ населения к водоему, ввиду отсутствия других путей к водному пространству. На земле при этом отводится часть, обеспечивающая проход. Со стороны собственника могут быть заявлены требования об ограничении прохода по его земле, но лишь в четко установленное время.
Следующий пример состоит в проведении линии электропередач, которые необходимы для использования населением, в том числе и владельцем земли, в отношении которой устанавливается обременение. ЛЭП подлежит обязательной фиксации на кадастровой карте.
Виды земельного сервитута
Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ, виды сервитутов подразделяются на:
Установление частного сервитута является итогом оформленного договора между собственником землевладения и лицом, заявляющим требование об ограничении правомочий по использованию данной территории. Наложение такого вида сервитута возможно как по взаимному согласию сторон, так и посредством судебного разбирательства.
Наложение публичного сервитута чаще всего возможно в случае обеспечения интересов определенной части жителей данной территории в целях разрешения проблем, имеющих общественное значение, согласно положениям действующих правовых актов. Как правило, установление публичного сервитута инициируется непосредственно органами власти.
Как устанавливается сервитут на земельный участок
Наделение землевладения сервитутом возможно в следующих случаях:
- на основании соглашения между собственником конкретной территории и лицом, заинтересованным в наложении обременения;
- на основании судебного акта, вынесенного по заявлению лица, заявившего требование об установлении сервитута (в соответствии с пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ).
Чтобы установить сервитут на землевладение через суд, в качестве главного основания выступает наличие конфликта между собственниками недвижимости, ввиду которого разрешение возникшего вопроса добровольным способом невозможно.
Кроме того, основанием для установления сервитута может выступать вывод судебного органа о том, что удовлетворить притязания заявителя другим путем, кроме наложения земельного сервитута, не представляется возможным.
Ходатайствовать о наложении ограничения на участок вправе землевладелец. Также он правомочен заявить требование о пожизненном выполнении указанного условия. Субъекты, не являющиеся собственниками данного имущества, не могут просить о наложении сервитута.
Тем не менее в случае аренды земельного участка, законодателем обеспечивается право арендатора на осуществление проезда, прохода и прочих действий по эксплуатации такого объекта, если другого варианта нет.
Чтобы наложить сервитут посредством заключения соглашения, подготовьте пакет документации, состоящий из:
- надлежащим образом оформленных заявлений участников процедуры;
- документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины;
- документов, удостоверяющих личности сторон;
- правоустанавливающих и правоподтверждающих бумаг на землю;
- кадастрового паспорта.
Любые правомочия в отношении земли, установленные главой 4 Земельного кодекса РФ, должны быть зарегистрированы уполномоченными органами. Это распространяется и на земельные сервитуты.
Процедура государственной регистрации сервитутов осуществляется в ЕГРН. В качестве основания для ее проведения выступает заявление правообладателя или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у такого лица соответствующего документа о наложении ограничения.
Действие сервитута начинается с того дня, когда он был зарегистрирован. Не забывайте об обязательности проведения общественных слушаний перед наложением сервитута на земельный участок.
Образец соглашения о предоставлении доступа к земельному участку.
Что такое публичный сервитут на земельный участок, читайте тут.
Наложение сервитута на земельный участок в судебном порядке
Требуйте наложения земельного сервитута через суд в следующих ситуациях:
- при невозможности свободного передвижения по территории;
- при необходимости выполнения ремонтных работ, мероприятий по проведения различных коммуникаций;
- при отсутствии возможности обеспечения водой;
- при необходимости сенокошения и выпаса домашнего скота.
Помимо вышеперечисленного, для требования о наложении сервитута необходимо использование землевладения по праву пожизненного пользования объектом. Например, при эксплуатации земли по краткосрочному договору аренды, предъявлять требования о назначении сервитута невозможно.
В таких обстоятельствах, в судебном процессе необходимо подтвердить следующие моменты:
- невозможность пользоваться своими правами без установления земельного сервитута (к примеру, когда лицо не может установить к своему жилью газопровод, не используя соседнего владения);
- наличие конфликтной ситуации относительно сервитута с владельцем конкретной территории, которая не позволяет заключить соглашение об установлении сервитута на участок (собственник недвижимости не согласен заключить договор по взаимной договоренности).
Как правило, истец не должен представлять доказательства того, что землевладелец препятствует использованию участка (например, установил ограждение территории, не допускает к земле и прочее), так как нарушение землевладельцем правомочий заинтересованного лица, ходатайствующего о сервитуте, не причислено к предмету доказыванию по спорам относительно установления таких ограничений.
Имейте в виду, что сервитут и процесс ограниченного землепользования должны характеризоваться минимальными неудобствами и ограничениями для законного владельца имущества, находящегося под сервитутом, в связи с чем в судебном процессе будет выясняться порядок эксплуатации участка. При этом государственный орган должен принимать во внимание принцип разумного соотношения прав и интересов участников дела.
Таким образом, судебным решением сервитут устанавливается так, чтобы ограничение в использовании земли порождало минимальные неудобства для собственника конкретного землевладения и обеспечивало удовлетворение только реальных потребностей заявителя.
Например, в случае, если необходимо провести коммуникации, в пользование истца будет выделена только определенная часть землевладения, которую можно эксплуатировать только для установки необходимого оборудования.
После изложения сторонами своей позиции, суд самостоятельно определяет должные условия устанавливаемого сервитута, например, путь проезда владельцев смежных территорий, сумму оплаты, период действия сервитута.
Государственная регистрация сервитута
Налагаемый сервитут наделяется юридической силой лишь после проведения государственной регистрации. С этой целью они заносятся в ЕГРН. В отношении прекращения таких соглашений применяется тот же порядок, что и при наложении.
Для регистрации сервитута, подготовьте комплект бумаг, состоящий из:
- заявления, заполненного по установленному образцу, написанного землевладельцем, с просьбой зарегистрировать сервитут. Кроме того, такой документ может подать представитель (при публичном сервитуте, указанное заявление представляет государственный орган);
- квитанции об уплате предусмотренной налоговым законодательством госпошлины;
- общегражданского паспорта заявителя;
- подписанного сторонами договора об установлении сервитута;
- правоустанавливающих и правоутверждающих документов на землевладение;
- документации на организацию (при участии в процедуре юридического лица);
- кадастрового плана на землю (необходим, если сервитут установлен лишь на часть землевладения, если он действует в отношении всей территории — данный документ не требуется).
Сдать документы на регистрацию может любой участник соглашения.
Сумма госпошлины за осуществление процедуры устанавливается статьей 333.33 Налогового кодекса РФ, и составляет:
- для граждан — 1500 рублей;
- для организаций — 6000 рублей.
В срок, составляющий от 14 до 18 дней со дня предъявления необходимых бумаг, в ЕГРН фиксируется запись о наличии земельного сервитута. Запись содержит информацию о виде установленного обременения и продолжительности его действия.
Выписка из ЕГРН на такой объект недвижимости будет отображать сведения о наличии обременения в виде земельного сервитута.
Помимо Росреестра, сдать бумаги на регистрацию можно через многофункциональный центр. Однако при этом процедура завершиться приблизительно через месяц. Это объясняется необходимостью перенаправления документации в уполномоченный орган. МФЦ выступает лишь в качестве принимающей организации. Если же комплект документов окажется неполным, потребуется дополнительное время на устранение обнаруженных недостатков.
Срок действия самого сервитута устанавливается по усмотрению участников договора.
В случае принятия решения об обременении земли сервитутом по обоюдной договоренности, заключить договор можно за один день.
При назначении платы за наложение сервитута, некоторое время понадобиться на осуществление мероприятий по оценке имущества и исчисления суммы платежей. Если сервитут налагается на основании судебного решения, то время окончания разбирательства зависит от оперативности представления истцом необходимых доказательств.
Плата за земельный сервитут
Оплата частных и публичных сервитутов различна. Сумма и порядок платежей за установленный сервитут предусматривается в тексте договора, заключаемого землевладельцем конкретного участка и заинтересованным в обременении территории лицом. Также размер платежей может определить суд, на основании поданного иска.
При наличии на территории публичного сервитута, землевладелец вправе потребовать соразмерную оплату от государства или муниципалитета, в зависимости от того, кем из них наложен сервитут. Необходимость производить оплату возможна лишь тогда, когда обременение создает значительные затруднения в эксплуатации собственником принадлежащего участка. Земельным законодательством установлено, что размер оплаты публичного сервитута может предусматриваться в том же правовом акте, которым указанное обременение было наложено.
Срок действия сервитута на участок
Статья 23 Земельного кодекса РФ предусматривает, что сервитуты могут различаться по продолжительности действия: они могут быть срочными (ограниченными в действии) и постоянными.
Если определенные факторы, ввиду которых был наложен земельный сервитут, прекратили свое существование, сервитут подлежит снятию. К примеру, устанавливается возможность пересечения конкретного землевладения во время строительства дороги. После того, как указанные работы завершены, обременение полежит снятию.
Действие постоянного сервитута не ограничивается какими-либо временными рамками. Его может отменить наложивший такое обременение орган либо суд.
Каков порядок прекращения сервитута?
Сервитут на землю прекращает действовать при окончании его срока. Возможно снятие его через суд. Для этого с надлежащим иском должен обратиться сам землевладелец.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Окончание действия сервитута подлежит оформлению в органах Росреестра, таким образом происходит снятие обременения с принадлежащего участка.
Установление земельного сервитута допускается лишь при наличии серьезных причин. Его наложение возможно как по соглашению сторон, так и на основании соответствующего судебного акта.
При этом собственник землевладения сохраняет свои правомочия на принадлежащий объект недвижимости даже при установлении земельного сервитута.
Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком. Различают сервитут и публичный сервитут (ст. 274 ГК РФ; ст. 23 ЗК РФ).
Земельный сервитут, порядок его установления
Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ; п. 1 ст. 23 ЗК РФ). Важно учитывать, что установление сервитута — это крайняя мера, которая применяется, только если нужды собственника земельного участка или другой недвижимости нельзя обеспечить другим способом.
Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Без регистрации сервитут нельзя считать установленным.
Если достичь соглашения об установлении или условиях сервитута не удалось, установить его можно только в судебном порядке (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.
Публичный земельный сервитут, порядок его установления
Публичные сервитуты устанавливаются законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения. Основная причина их установления — это возможность решать задачи, связанные с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного или временного занятия земельных участков. Публичные сервитуты устанавливаются только с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).
Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных. Также земельный участок может быть обременен сервитутом для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, для временного проведения изыскательских, исследовательских и других работ, для охоты и рыболовства, свободного доступа к прибрежной полосе. Кроме того, сервитут может устанавливаться для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям (п. 3 ст. 23 ЗК РФ).
Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона N 218-ФЗ).
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут защищать свои права в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).
Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, может подать исковое заявление в суд общей юрисдикции об установлении соразмерной платы за сервитут и определении порядка выплат в связи с тем, что установление сервитута привело к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Различия между сервитутом и публичным сервитутом
Основное отличие между сервитутом и публичным сервитутом — способы их установления и интересы, для которых они устанавливаются.
Например, собственник земельного участка для прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключить соглашение с собственником соседнего земельного участка, через который коммуникации будут подведены. В этом случае речь идет о сервитуте. Если же через район индивидуальной жилой застройки необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, устанавливается публичный сервитут.
Срочный и постоянный сервитуты
Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный — без указания срока. Это в равной степени относится к сервитутам и к публичным сервитутам (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
Плата за сервитут
Плата за сервитут и публичный сервитут различна.
Так, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут (п. 5 ст. 274 ГК РФ; п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.
При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут. Но только если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен (абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Что делать, если соглашение об установлении земельного сервитута не достигнуто? >>>
Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.
Сервитут на земельный участок: что это такое и как его установить?
Оформленный в собственность участок позволяет владельцу распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, сдавать в аренду, дарить. Однако это право можно ограничить по закону и наложить сервитут. Например, если вашим наделом приходится пользоваться другим людям: проводить через него коммуникации или добираться до дома. Мы расскажем, что такое сервитут и по каким основаниям он может быть установлен.
Сервитут на земельный участок: что это такое?
Согласно ГК РФ ст. 274, сервитут является вещным правом. Под этим термином подразумевается право ограниченного пользования чужой собственностью. Чаще всего понятие используется в сфере земельных отношений.
По сути, сервитут — это сделка, в результате которой некоторые права переходят от одного субъекта к другому. Однако получивший сервитут человек не приобретает право собственности на чужой надел. Он может только пользоваться им, причем в довольно ограниченных масштабах.
Сервитут обязывает владельца земельного участка терпеть чужое присутствие.
Виды земельного сервитута
Частный сервитут
Субъектами сделки выступают физические лица: собственник земельного участка и сервитуарий (например, владелец смежного надела).
Причины введения частного сервитута перечислены в п. 1 ст. 274 ГК РФ:
- обеспечение прохода или проезда через обремененный надел;
- необходимость прокладки коммуникаций: воды, электричества, газа, и т.д.;
- проведение хозяйственных мероприятий;
- другие нужды сервитуария, которые невозможно осуществить без использования чужой земли.
Согласно п. 2 ст. 275 ГК РФ, сервитуарий не вправе совершать сделки с обремененным наделом: продать, передать в залог, подарить и т.д. Он также не может передать свое право ограниченного пользования другим людям. При этом собственник участка может на законных основаниях требовать от сервитуария плату за пользование наделом.
Сервитут позволяет пользоваться, но не распоряжаться чужой землей.
Публичный сервитут
Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления или населения. Субъекты сделки — собственник надела и государственные или муниципальные органы.
Причины введения публичного сервитута перечислены в п. 3 ст. 23 ЗК РФ. Он устанавливается для:
- обеспечения прохода или проезда граждан;
- прогона и выпаса скота;
- сенокоса, охоты и рыбалки;
- обеспечения доступа к водоемам общего пользования и забора воды из них;
- использования земельного участка в целях ремонта объектов инфраструктуры, установки межевых знаков, государственных геодезических пунктов и подъездов к ним;
- проведения дренажных работ, геологических изысканий и других аналогичных мероприятий.
Инициатор публичного сервитута — орган местной власти.
Сервитуты на земельные участки: основания, условия и сроки
Существует два законных основания наложить сервитут: добровольное соглашение сторон или инициатива сервертураия. Если вопрос частного обременения удалось урегулировать мирно, стороны заключают между собой договор в простой письменной форме. К нему прилагается план объекта с указанием границ сервитута. Если собственник не соглашается на сервитут, нуждающийся вправе подать заявление в суд с требованием обязать его оформить сделку.
Перечислим основные условия наложения сервитута:
- Сохранение чужого имущества
Сервитуарий несет полную ответственность за чужой земельный участок. Он обязан не допускать его порчи и использовать согласно прописанным в соглашении целям.
Собственник земли обязан обеспечить пользователю беспрепятственный доступ к обремененной части надела.
Сервитут устанавливается на часть надела или всю его площадь. Он может длиться определенный период времени, либо бессрочно.
ГК РФ ст. 274 сервитут: порядок наложения
Оформление сделки между частными лицами проходит в три этапа:
- сервитуарий направляет в адрес собственника земли письменное предложение об установке сервитута с указанием его границ;
- стороны составляют мировое соглашение или дожидаются судебного решения о наложении обременения;
- документы передаются в Росреестр для внесения сведений в ЕГРН. В качестве заявителя вправе выступать любая сторона сделки.
В случае публичного сервитута порядок действий иной. Сначала сервитуарий подает заявление в земельный отдел местной администрации вместе с результатами публичных слушаний, согласием землевладельца и кадастровым планом участка. Администрация рассматривает документы и выносит решение в течение месяца. Если просьба удовлетворена, сервитуарий подает документы в Росреестр. Отрицательное решение можно обжаловать через суд.
Сервитут вступает в силу после внесения сведений в ЕГРН.
Перечень документов для регистрации земельного сервитута
Для внесения сведений о наложении сервитута в ЕГРН требуется собрать и передать в Росреестр:
- заявление о проведении регистрационных действий;
- паспорт (если обращается физлицо);
- учредительные документы, доверенность на представителя, выписка из ЕГРЮЛ (если заявитель — организация);
- правоустанавливающие документы на землю;
- оплаченная квитанция госпошлины (1500 руб. — для граждан, 6000 руб. — для юрлиц);
- документ, устанавливающий право на сервитут (мировое соглашение или вступивший в силу судебный акт);
- кадастровый план участка с указанием границ обременения (если сервитут устанавливается не на весь участок).
Если все документы в порядке, запись в ЕГРН появится в течение 14 дней.
Основания для прекращения сервитута
Обременение аннулируется в следующих ситуациях:
- обоюдное решение сторон;
- окончание срока действия сервитута;
- исчезновение оснований для введения;
- обременение не позволяет собственнику пользоваться своим имуществом.
Прекращение сервитута также регистрируется в органах Росреестра.
Если вы продали земельный участок — сервитут переходит к новому владельцу.
Подведем итог
Сервитут — это обременение, которое не так просто установить, как может показаться на первый взгляд. Если собственник земельного участка категорически против, вас ждут длительные судебные разбирательства. Поэтому рекомендуем прибегнуть к помощи опытного юриста. Он уговорит несговорчивого соседа оформить соглашение, не доводя дело до суда.
Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
Соглашению об установлении сервитута посвящена статья 39.25 ЗК РФ.
Земельный сервитут: понятие, характеристика, правовая регламентация
Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим имуществом. В российской правовой системе сервитут может быть установлен только в отношении недвижимости.
Правовая регламентация сервитутных правоотношений осуществляется с помощью ст. 216, 274 — 277, 613, 694 Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства: Земельного (ст. 23), Водного и Лесного кодексов. Будучи вещным правом и обременением одновременно, сервитут подлежит регистрации в ЕГРП по правилам Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Институт земельного сервитута был разработан еще римскими юристами.
Ограниченное право пользования чужим участком устанавливалось с целью восполнения недостающих благ, свойств или удобств соседнего участка. Речь шла об установлении права прохода, прогона скота, использования водоема для водопоя и подобном. В дореволюционной России земельный сервитут назывался «правом участия частного».
Установление сервитутов допускается в связи с невозможностью или затруднительностью использования недвижимости. Обеспечивается разумный баланс интересов:
- сервитут не должен препятствовать собственнику обремененного имущества использовать его согласно целевому назначению;
- причиненные владельцу обремененного имущества неудобства компенсируются путем установления соразмерной платы за сервитут.
- личные – установленные в пользу отдельных правообладателей на определенный срок или до конца их жизни;
- предиальные – установленные в пользу собственника соседней или иной недвижимости, как правило, бессрочно.
Земельные сервитуты отнесены к предиальным. В рамках земельных правоотношений речь идет об обремененных и господствующих участках.
Но поскольку господствующий земельный участок – это объект, а не субъект права, говорить о его правах неправильно. Правами наделен исключительно правообладатель: собственник, арендатор, землепользователь господствующего участка.
Смена правообладателя влечет автоматическую смену носителя сервитутных прав. При этом их объем остается неизменным (ст. 275 ГК РФ).
Законодательство разных стран предусматривает возможность установления земельного сервитута в силу закона, обычая, договора. Согласно ст. 274 ГК РФ сервитут в отношении недвижимости устанавливается соглашением сторон. При отсутствии согласия между собственниками участков спор разрешается в суде. При этом:
- собственник господствующего участка может добиться установления и государственной регистрации сервитута в ЕГРП без согласия владельца обременяемого;
- собственник обременяемого участка может установить и в дальнейшем взыскивать плату за пользование (пусть и ограниченное) своим участком или частью его.
Содержание соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Такого рода соглашение должно содержать сведения, перечисленные в ст. 39.25 ЗК РФ. Это:
Как определяется плата по соглашению об установлении сервитута
Органы власти, представляющие интересы государства или территориальных общин, не располагают свободой договора. В силу ст. 421 ГК РФ она гарантирована только частным лицам. Условия соглашения о сервитуте, в том числе касательно взимаемой платы, устанавливаются нормативно.
Порядок расчета платы за ограниченное пользование землями общефедеральной собственности установлен Постановлением Правительства РФ № 1461 от 23.12.14 г. Общее правило: размер платы определяется исходя из кадастровой стоимости участка и составляет 0,01% такой стоимости.
Если права сервитутодержателя по условиям договора распространяются на часть участка, плата за сервитут устанавливается из расчета охватываемых сервитутом площадей. Сведения о площади в зависимости от способа оформления соглашения о сервитуте (обычного или упрощенного) можно почерпнуть из:
- специально разработанной кадастровой документации, касающейся установления сервитута;
- схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.
В случаях, когда земли общефедеральной собственности предоставлены в аренду, постоянное пользование либо пожизненное наследуемое владение, размер платы за установление сервитута определяется квалифицированным оценщиком по правилам Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».
При расчете стоимости сервитута специалист принимает во внимание разницу рыночной стоимости соответствующих прав (аренды, пользования) до и после установления сервитута.
Порядок расчета платы за сервитут в отношении участков, находящихся в региональной собственности, устанавливается региональными властями; муниципальной – органами местного самоуправления. Правила аналогичны установленным на федеральном уровне.
Плата за сервитут вносится, как правило, раз в год. Смена правообладателя земельного участка не признается основанием пересмотра ранее установленной платы по соглашению о сервитуте. Однако при перезаключении сервитутного договора на новый срок условия оплаты могут измениться.
Лица, получающие плату по соглашению об установлении сервитута
Плата по договору об установлении сервитута перечисляется сервитутодержателем его контрагенту – тому, с кем заключено соглашение об установлении сервитута. Перечень лиц, уполномоченных на заключение таких соглашений от имени публичных образований, перечислены в ст. 39.24 ЗК РФ.
Если участок муниципальной или госсобственности передан в аренду, временное или постоянное пользование, соглашение о сервитуте подписывает правообладатель (арендатор, землепользователь), например, унитарное предприятие, коммунальное или госучреждение. Они же получают плату с сервитутодержателя.
Если участок публичных земель не передан в пользование, договор о сервитуте заключает собственник – государство или территориальная община в лице уполномоченного органа власти. Тогда плата за сервитут перечисляется непосредственно в государственную казну, региональный или местный бюджет.
Установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Земельные участки муниципальной и госсобственности нередко имеют большую площадь. При этом заинтересованное лицо зачастую претендует на право ограниченного пользования лишь малой частью участка.
Желание минимизировать площадь, в отношении которой устанавливается сервитут, обусловлено:
- хозяйственной необходимостью;
- пропорциональностью оплаты действительной площади участка, на которую распространяются правомочности сервитутодержателя.
Таким образом, соглашение о сервитуте может предполагать установление права ограниченного пользования в отношении части земельного участка. Однако при этом оно должно надлежащим образом идентифицировать эту часть. Правила, подлежащие применению к таким ситуациям, зависят от срока действия сервитута.
Определение границы действия сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Если срок действия соглашения об установлении сервитута больше 3 лет, договор должен содержать ссылку на учетный номер части участка, в отношении которой устанавливается сервитут. Предполагается следующий порядок действий:
- проведение землеустроительных работ, документальное (не на местности) выделение части участка, в отношении которой устанавливается сервитут;
- осуществление учета части участка в ГКН с присвоением кадастрового номера;
- заключение соглашения об установлении сервитута;
- регистрация обременения участка сервитутом в ЕГРП.
Если срок действия договора об установлении сервитута на часть участка составляет менее 3 лет, по обоюдному согласию сторон процедуру заключения сделки можно упростить.
В силу п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ стороны вправе не ссылаться на кадастровый номер части участка.
Им достаточно согласовать и приложить к договору схему границ сервитута на кадастровом плане территории.
Для краткосрочного договора об установлении сервитута этого документа достаточно для установления территориальных рамок действия сервитута. При этом проведения землеустроительных работ, выделения части, постановки ее на учет в ГКН и ЕГРП не требуется. В этом случае сведения об обременении участка сервитутом не становятся общедоступными.
Стоит учесть, что оформление краткосрочного договора об установлении сервитута в отношении части земельного участка публичной собственности в упрощенном порядке является правом, а не обязанностью сторон.
Лицо, претендующее на установление сервитута, вправе инициировать процедуру согласования границ по общим правилам. Однако землеустроительные работы и постановка части участка на учет в этом случае будут проводиться за его средства.
Вопрос-ответ
По частному сервитуту
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нужно ли делать соглашение о расторжении, к ли сервитут краткосрочный
Источники
Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.- Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
- Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.
Здравствуйте! Меня зовут Денис. Работаю в большой юридической компании уже больше 12 лет. За время моей практики, мне встретилось много задач, с которыми мне приходилось работать. И я хотел бы научить посетителей решать разнообразные вопросы, юридической тематики.
Администрация данного ресурса попыталась воспроизвести все имеющиеся данные в доступном виде и полном объеме. Перед применением — необходима обязательная консультация со специалистом.