Содержание
- 1 Транспортный налог: ставки и изменения
- 2 Транспортный налог в 2019 — 2020 годах для юридических лиц
- 3 Транспортный налог 2016-2017: изменения, новый принцип и ставки
- 4 Транспортный налог 2018: изменения
- 5 Транспортный налог 2019 изменения
- 6 Ключевые изменения в законодательстве по транспортному налогу за 2018/2019 гг.
- 7 Что будет с транспортным налогом в 2019 — платить или не платить
Транспортный налог: ставки и изменения
Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Сумма налога исчисляется с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению (ст. 52 и 54 НК РФ).
Помимо оплаты транспортного налога, для управления автомобилем необходимо купить полис осаго.Каско – это добровольное страхование транспортного средства (ТС) от ущерба, хищения или угона, которое приобретается по желанию владельца ТС. Важно понимать, что ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС перед третьими лицами: выплаты по полису производятся в пользу потерпевшего, а каско – это добровольное имущественное страхование, которое защищает интересы страхователя (выгодоприобретателя) независимо от его вины. Поэтому, в отличиеот ОСАГО, стоимость каско не регламентируются государством, а устанавливаются самой страховой компанией. Купить каско и полис осаго можно в страховых компаниях.
Транспортный налог в 2019 — 2020 годах для юридических лиц
Особенности транспортного налога для юрлиц
Транспортный налог для юридических лиц, как и для физлиц, рассчитывается по простой формуле:
База налогообложения × ставка налога.
Кроме того, в эту формулу могут также добавляться понижающие/повышающие коэффициенты, а ставка налога в регионе может быть уменьшена или увеличена по отношению к базовым величинам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ. Но установленные в субъектах федерации ставки налога не могут отличаться от базовых больше чем в 10 раз — такое ограничение указано в п. 2 ст. 361 НК РФ.
Подробнее о порядке расчета транспортного налога для автомобилей читайте в нашей статье «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».
В отношении дорогих авто, стоимость которых превышает 3 млн руб., применяется повышающий коэффициент. Этот коэффициент можно найти в п. 2 ст. 362 НК РФ. Его величина зависит не только от стоимости авто, но и от срока его использования после выпуска. Цены на элитные автомобили ежегодно обновляются и доступны для знакомства с ними на официальном сайте Минпромторга.
В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ местом для предоставления деклараций и уплаты транспортного налога в отношении автомототехники и воздушных ТС считается место регистрации самого налогоплательщика.
Налогоплательщики-юрлица в отличие от физлиц должны самостоятельно рассчитывать налог и отчитываться по нему в ИФНС путем подачи деклараций. Налоговые декларации по транспортному налогу подаются не позднее 1 рабочего дня февраля того года, который следует за отчетным. Если в регионе принято решение об уплате авансовых платежей, то в течение года ежеквартально платятся такие платежи, но расчеты по ним в ИФНС не подаются. Суммы авансов учитывают при определении величины налога, подлежащего уплате по окончании налогового периода.
О том, как отчитаться по транспортному налогу, можно узнать из этой статьи .
Все подробности представления и заполнения декларации по транспортному налогу за 2019 год вы можете узнать из Готового решения от КонсультантПлюс.
Изменения 2019–2020 по транспортному налогу для юридических лиц
За последние годы в порядок расчета транспортного налога были внесены изменения:
О том, какие ставки применяют регионы, читайте в этой статье.
Таблицу изменений по транспортному налогу вы найдете в этой публикации.
Как организации проверить и заплатить транспортный налог с 1 января 2021 г., узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс.
Срок оплаты транспортного налога для юридических лиц
Сроки уплаты как самого транспортного налога, так и авансовых платежей (если решение об их уплате принято в регионе) устанавливаются законодательными органами субъектов федерации. Однако срок оплаты налога по итогам года не может быть назначен ранее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Размер квартального аванса составляет ¼ часть рассчитанного за год налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Величина транспортного налога к уплате по итогам текущего налогового периода определяется как разность между указанной в налоговой декларации суммой и суммарным значением уплаченных ранее авансов (абз. 2 п. 2 ст. 362 НК РФ).
Установление оплаты авансовых платежей для регионов не обязательно (п. 3 ст. 360 НК РФ). Если авансы не установлены, то юридические лица должны уплатить всю сумму налога сразу в полной сумме, начисленной за год, в установленный законом региона срок.
Порядок оформления платежки на уплату транспортного налога, включая образец ее заполнения, приведены в Готовом решении от КонсультантПлюс.
Юридические лица – владельцы зарегистрированных в регистрационных органах ТС должны уплачивать транспортный налог. Он не платится лишь в отношении транспорта, который упомянут в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Сумму налога налогоплательщикам-юрлицам надлежит рассчитывать самостоятельно. Итоги этих расчетов ежегодно оформляются в виде налоговой декларации, подаваемой в ИФНС в срок до 1 февраля года, наступающего за отчетным. Декларацию представляют в ту ИФНС, где зарегистрирован налогоплательщик (это утверждение справедливо для владельцев ТС, указанных в подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).
Транспортный налог 2016-2017: изменения, новый принцип и ставки
Транспортный налог 2016–2017 годов начисляется с учетом новых правил, введенных в Налоговый кодекс. При этом транспортный налог в 2016–2017 годах, вполне вероятно, ждут и другие изменения, которые уже сейчас активно обсуждаются в Минфине.
Транспортный налог в 2016–2017 годах: основные правила расчета
В 2015 году вступили в силу некоторые новые правила Налогового кодекса, касающиеся расчета налога на транспорт. Размер налоговой выплаты зависит от мощности транспортного средства, которая исчисляется в лошадиных силах. Для того чтобы рассчитать транспортный налог 2016–2017 годов, нужно обратиться к региональному законодательству, поскольку конкретные налоговые ставки устанавливаются властями субъектов РФ. К примеру, транспортный налог в ХМАО в 2016–2017 годах для легковых авто с мощностью 150–200 л. с. определяется по ставке 30 руб. за каждую лошадиную силу, а при меньшей мощности — по ставке 0 руб. (т. е., по сути, не начисляется вообще). Кроме того, на региональном уровне могут предусматриваться льготы по уплате налога (например, для пенсионеров, многодетных родителей и т. д.).
По закону автолюбители не должны заниматься расчетом размера налога, ведь обязанность высчитать сумму платежа за транспорт, как и прежде, лежит на налоговом органе. Но в то же время, налоговая инспекция не застрахована от ошибок, поэтому проверка правильности сделанного ею расчета лишней не будет. Если же автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, то вычисление суммы налога — прямая обязанность бухгалтера этой организации.
Транспортный налог 2016–2017 годов: новые ставки для дорогих автомобилей
В нашей стране уже несколько лет ведутся разговоры о необходимости введения так называемого налога на роскошь. Первый шаг в этом направлении сделан: вступили в силу нормы НК РФ о повышающем коэффициенте при расчете налога на автомобили, стоимость которых превышает 3 млн руб.
Перечислим основные правила применения коэффициента:
- Применяется он только для легковых авто.
- Размер коэффициента зависит от цены автомобиля и его возраста.
- На машины, цена которых — от 3 до 5 млн руб., налог начисляется в увеличенном размере, если с момента их изготовления не прошло 3 лет (используются коэффициенты от 1,1 до 1,5).
- С коэффициентом 2 подсчитывается налог на авто не старше 5 лет, цена которых составляет 5–10 млн руб.
- С коэффициентом 3 начисляется налог:
- На машины не старше 10 лет стоимостью 10–15 млн руб.;
- Автомобили, оцененные более чем в 15 млн руб., если им не больше 20 лет.
Порядок определения средней цены ТС утвержден Минпромторгом России (приказ от 28.02.2014 № 316). Она вычисляется по одной из 2 разработанных формул. Применение той или иной формулы зависит от того, имеются ли в нашей стране представительства компании-изготовителя авто — них министерство запрашивает сведения о рекомендуемых ценах на машины конкретных марок и моделей.
Владельцу дорогого авто, желающему узнать, в какую сумму оценены автомобили такой марки, нужно посетить официальный сайт Минпромторга. Там каждый год не позднее 1 марта публикуется перечень машин, стоимость которых превышает 3 млн руб. Этими же данными пользуется налоговая инспекция, начисляя транспортный налог в 2016–2017 годах.
Транспортный налог 2016–2017 годов: новые обязанности плательщиков
С 01.01.2015 у плательщиков транспортного налога появилась новая обязанность. Если гражданин, на которого зарегистрировано транспортное средство, не получил уведомления на уплату налога, он должен самостоятельно сообщить в налоговую инспекцию о наличии у него автомобиля. Однако, как поясняется на сайте ФНС, это не надо будет делать в следующих случаях:
- если налоговое уведомление приходило хотя бы единожды, а потом перестали приходить;
- если уведомление не поступало по причине предоставления льготы владельцу транспортного средства.
Исполнение этой обязанности предусматривает следующее:
- Подать сообщение можно по почте, на личном приеме в инспекции, а также через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.
- Сообщение составляется в произвольной форме, в нем указывается, какие транспортные средства и с какого момента зарегистрированы на гражданина.
- К сообщению прилагается копия свидетельства о регистрации ТС в ГИБДД.
- Сообщение подается не позднее 31 декабря года, следующего за годом, за который должен быть начислен налог.
- Если гражданин получил уведомление на уплату налога не за все зарегистрированные на него машины, он обязан сообщить в ИФНС о транспортных средствах, не указанных в полученном уведомлении.
- Если уведомление не направлено в связи с имеющейся льготой по налогу, то подавать сообщение о наличии авто не нужно.
- Сообщение о каждом ТС подается в налоговый орган 1 раз.
За неисполнение этой обязанности налагается штраф в размере 20% неуплаченного налога (это правило вступит в силу с 01.01.2017).
Как распечатать квитанцию на оплату транспортного налога?
Проверить свою задолженность по уплате транспортного налога можно несколькими способами:
- в ФНС по месту жительства;
- на сайте госуслуг в личном кабинете налогоплательщика;
- на официальном сайте ФНМ (nalog.ru).
На этих ресурсах можно распечатать квитанцию на оплату транспортного налога и оплатить задолженность в любом банке.
Как оплатить без квитанции транспортный налог?
Если на руках квитанции, выданной ФНС, нет, а транспортный налог необходимо оплатить, можем посоветовать несколько выходов из сложившейся ситуации:
- Зайти на сайт ФНС и через сервисные странички сайта рассчитать сумму налога и там же оплатить его.
- Авторизоваться на сайте госуслуг и запросить услугу ФНС об информировании об имеющихся задолженностях. Далее необходимо следовать указаниям системы и оплатить налог на сайте.
Ставки транспортного налога в 2016–2017 годах. Какие планируются изменения?
Необходимость реформирования налога на транспорт обсуждается уже несколько лет. Некоторые политики и экономисты предлагают отменить транспортный налог, а для компенсации потерь бюджета увеличить акцизы на топливо. Однако в письме от 02.04.2013 № БС-2-11/221@ ФНС России сообщила о том, что отмена налога с владельцев транспорта в ближайшем будущем не ожидается, т. к. серьезное увеличение акцизов неизбежно повлечет рост цен на товары народного потребления.
Вместе с тем в настоящее время Минфин России занят разработкой новых правил исчисления платежей за транспорт. Вполне возможно, что уже в ближайшее время эти нововведения будут приняты на законодательном уровне.
В чем же суть нового подхода к расчету транспортного налога? Минфин предлагает отказаться от начисления налога в зависимости от мощности ТС в лошадиных силах. Вместо этого сумма к уплате в бюджет будет определяться исходя из объема двигателя. Кроме того, будут введены коэффициенты, зависящие от возраста машины и ее экологического класса.
Также обсуждается вариант замены налога т. н. экологическим платежом, который применяется в некоторых европейских странах. В случае его введения собственникам старых автомобилей придется платить намного больше, чем владельцам новых машин. По мнению властей, такой подход будет стимулировать автолюбителей приобретать новые, более экологичные, модели авто.
В завершение нужно еще раз уточнить, что подобные предложения Минфина находятся пока в стадии обсуждения и подготовки законопроекта. Предложения о замене транспортного налога повышением акциза на топливо регулярно поступают в Госдуму, но ни одно из них пока не нашло одобрения.
Транспортный налог 2018: изменения
Напомним, что транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и вводится в действие законами субъектов РФ, а плательщиками налога являются организации и физлица, на которых зарегистрированы признаваемые объектом налогообложения транспортные средства (ст. 356, 357 НК РФ). А какие по налогу на авто в 2018 году изменения нужно учесть?
Новая форма налоговой декларации
Не позднее 01.02.2018 организации-плательщики транспортного налога должны сдать налоговую декларацию за 2017 год (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Сделать это нужно будет по новой форме, утвержденной Приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@ .
Новая форма декларация не требует проставления печати налогоплательщика. Кроме того, в новой форме декларации налогоплательщик сможет указать налоговую льготу или вычет по транспортному средству, зарегистрированному в системе ПЛАТОН.
Также, если до начала 2017 года налогоплательщик получил согласие налоговой инспекции указывать общую сумму налога по всем транспортным средствам, местом нахождения которых является территория субъекта РФ, то в новой форме декларации это можно будет сделать.
Напомним, что новую форму можно было сдавать уже и по итогам 2016 года, если налогоплательщику нужно было применить льготу за транспортное средство, по которому была внесена плата по системе ПЛАТОН.
Для автомобилей стоимостью 3-5 млн.руб. — единый повышающий коэффициент
По транспортному налогу изменения с 2018 года касаются применения повышающего коэффициента. Так, при расчете транспортного налога за 2017 год по легковым автомобилям средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. рублей включительно повышающий коэффициент применялся в зависимости от года выпуска автомобиля (п. 2 ст. 362 НК РФ):
- 1,1, если с года выпуска прошло от 2 до 3 лет;
- 1,3, если с года выпуска прошло от 1 года до 2 лет;
- 1,5, если с года выпуска прошло не более 1 года.
Именно эти коэффициенты нужно указать в декларации по транспортному налогу за 2017 г.
С 01.01.2018, рассчитывая транспортный налог по легковым автомобилям, средняя стоимость которых составляет от 3 млн. до 5 млн. рублей включительно, а с года выпуска прошло не более 3 лет, применяется единый повышающий коэффициент – 1,1 (п. 68 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ ).
Упрощен порядок предоставления льгот физлицам
Если раньше для получения льготы по транспортному налогу физлицо должно было представить в налоговую инспекцию вместе с заявлением о предоставлении льготы еще и документы, подтверждающие право на нее, то с 01.01.2018 представлять обосновывающие льготу документы не требуется. При отсутствии у налоговой инспекции сведений, подтверждающих льготу, такую информацию она запрашивает самостоятельно (п. 3 ст. 361.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ ).
Транспортный налог 2019 изменения
Владельцы автомобилей в РФ обязаны платить транспортный налог. Его размер исчисляется в соответствии с нормами действующего законодательства. Величина выплаты зависит от мощности автомобиля и его возраста. В действующее законодательство периодически вносятся коррективы.
В течение прошлого года ходили слухи о том, что транспортный налог в 2019 году будет изменен. Говорили, что его хотят отменить или кардинально изменить ставку . Однако серьезные коррективы в закон так и не были внесены. Между тем автовладельцы продолжают бурно обсуждать, какие нововведения их ожидают. О том, что такое транспортный налог, кто обязан платить его по новому законодательству, а также о возможных изменениях в нормативно-правовых актах поговорим далее.
Основные моменты
Перед тем, как изучать изменения по транспортному налогу в 2019 году, необходимо разобраться, что это такое. Под данным понятием скрываются отчисления в пользу государства, взимаемые с лиц, в собственности которых имеется транспортное средство.
Процесс уплаты налога регулирует НК РФ. В соответствии с ним, производить отчисление в бюджет обязаны все собственники автомобилей. При этом неважно, юридическим лицом является хозяин транспортного средства или физическим.
В этом плане сильные изменения в 2019 году не произошли. Платить отчисления в пользу государства фактически обязаны те же лица, на которые эта потребность возлагалась ранее. Сильно не изменился и перечень объектов, за которых взимается сбор. Однако ряд поправок все же был внесен. Расчет размера платежа производится в соответствии с нормами действующего законодательства. Общий алгоритм имеет следующий вид: налогооблагаемая база умножается на ставку и на повышающий коэффициент, если он предусмотрен в конкретном случае. Физические лица не обязаны самостоятельно исчислить размер налога. Процедуры выполняет работники ФНС. Действие осуществляется на основании данных, предоставленных в учреждении хозяином автомобиля в процессе государственной регистрации.
В момент определения налогооблагаемой базы во внимание принимаются следующие параметры:
- Мощность двигателя транспортного средства.
- Возраст авто. При этом учитывается ли период его фактической эксплуатации, а дата выпуска.
- Тяга. Параметр принимается в учет, если в качестве объекта выступает воздушный транспорт.
- Совместимость. Параметр применяется при расчете налога в отношении водного транспорта.
Размер повышающего коэффициента зависит от оценочной стоимости машины и ее года выпуска. Нужно учитывать, что сбор носит региональный характер. Это значит, что ставки устанавливают местные власти, а не Правительство РФ. Денежные средства перечисляются в региональный бюджет и направляются на ремонт дорог, а также обеспечение безопасности дорожного движения.
Внесенные изменения в процесс оплаты и начисления
Дорожный налог на транспорт обязаны вносить все без исключения хозяева транспортных средств. При этом неважно, используется машина или нет. Именно эта особенность во многом расстраивала хозяев машин. Многие из них не хотели вносить денежные средства, если транспорт просто простаивал в гараже или находился в неудовлетворительном техническом состоянии.
Владельцы автомобилей надеялись, что их пожелания учтут, и в 2019 году автомобильный налог будет включать в себя градацию по пользованию машиной. Однако этого не произошло. Необходимость внесения денежных средств все равно остается вне зависимости от того, используется ли автомобиль или простаивает. Еще одной надеждой автолюбителей выступала возможность выравнивания ставок в регионах. Однако по факту такие поправки приняты не были. Однако коррективам подверглись повышающие коэффициенты.
Поправки затронули лишь владельцев авто, цена которых варьируется от 3 до 5 млн руб. Правила действуют не в отношении всех ТС, цена которых больше 3 млн рублей. Так, на сайте Минпромторга представлен список иномарок и отечественных автомобилей, являющихся исключением. Перечень постоянно обновляется.
Отдельного внимания заслуживает вопрос предоставления льгот. Так, в 2019 году возможность не платить транспортный налог получили владельцы грузовых авто. Именно такой закон был принят госдумой. Правило касается только автотранспорта, чья масса превышает 12 тонн.
От потребности внесения отчислений в региональный бюджет освободили и владельцев сельскохозяйственной техники. Подобная мера была принята для снижения налоговой нагрузки для этих категорий лиц. Дело в том, что хозяева машин, входящих в эту группу, должны платить не только транспортный налог, но и взнос за компенсацию вреда, наносимого дорожному покрытию. В зависимости от региона список льгот и особенности их предоставления будут меняться. Дело в том, что каждый субъект РФ имеет право установить свой перечень льготников. Однако все владельцы машин с мощностью двигателя не больше 100 лошадиных сил имеют право рассчитывать на получение послаблений в процессе оплаты автотранспортного налога. Аналогичное правило действует и в Московской области.
Как подавать декларацию?
Выяснив, что повышение налога на авто и иных существенных изменений не произошло, автовладелец должен ознакомиться с особенностями подача декларации. Процедура изменений не претерпела. Коррективам не подверглись и особенности расчета. Так, физические лица, как и раньше, будут получать уведомления от налоговой службы о размере суммы, которую необходимо внести в бюджет. При этом организации обязаны самостоятельно рассчитывать полагающиеся к уплате сумму.
Срок уплаты взносов также не изменился. Физические лица обязаны произвести отчисления в бюджет до 1 декабря года, который следует за отчетным периодом. Сроки внесения денежных средств для компаний устанавливают региональные власти. Повышение размера ставки в Москве и иных регионах не произошло. Ознакомиться с внесенными коррективами можно в таблице ниже.
Особых корректив вопрос не претерпел. Новый законопроект принят не был. Все сохранилось практически так, как и раньше. Физические лица получают уведомление о размере транспортного налога. После этого они должны внести денежные средства до 1 декабря следующего года. Компания также не заметит каких-либо существенных выгод. Облегчение бремени ожидает только владельцев сельскохозяйственной и грузовой техники.
Перспективы внесенных изменений
Автомобилисты ожидали кардинальных поправок в действующем законодательстве в 2019 году. Однако они так и не произошли. Между тем вопрос об изменениях продолжает волновать автомобилистов до сих пор. Сегодня все чаще встречается утверждение о том, что целесообразнее было бы заменить транспортный налог на акцизный сбор, который и так вносят все автомобилисты при покупке бензина. Денежные средства также должны будут направляться на развитие и дорожных магистралей. Принятие подобного решения является вполне логичным.
Изменение обосновывается тем, что каждый хозяин машины должен будет вносить денежные средства пропорционально частоте эксплуатации машины и дорог. Однако для того, чтобы отменить налог, необходимо достаточно сильно поднять размер акциза. Все это приведет к достаточно серьезному увеличению стоимости топлива.
Пока корректива находится лишь на стадии обсуждения. Возможно, в 2019 году еще будут внесены определенные изменения в действующее законодательство. Пока хозяева машин остается лишь ждать.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Масленников Иван Иванович
С отличием закончил Государственную Юридическую Академию (ВСШ) по специальности правоведение. Большой опыт решения правовых вопросов широкого спектра.
Ключевые изменения в законодательстве по транспортному налогу за 2018/2019 гг.
Налоги и сборы это неотъемлемая часть любой экономики, которая обеспечивают стабилизацию финансовой сферы, создают подушку безопасности на тот случай, если в стране наступит кризис или определённая отрасль пострадает. Тем не менее некоторые налоговые инициативы неадекватны и вызывают сомнение в их благих целях.
Подробнее разберем инициативу законодательства РФ. Что она предлагает водителям, как правильно с ней работать, за что налог, куда направлен, как работать оплачивать налог и какие перспективы: ключевые изменения в транспортном налога начиная с 2018 года!
Актуально на 2019 год
Ключевых изменений в законодательстве за последние годы не произошло. Наибольший шум стоит лишь вокруг псевдо-новостей об отмене налога.
Мы можем выделить следующие пункты, которые претерпели доработки:
- Начиная с 2018 года, для физических лиц введено упрощение. Теперь им не требуется подтверждать, документально, льготы на ТН, нужно только подать заявление, а необходимые подтверждения налоговые сотрудники запросят сами в соответствующих органах;
- Внесены поправки в список дорогих автомобилей, с установлением повышенного коэффициента.
Также, глобальные изменения не вносятся в закон по причине задолженности регионов перед федеральным бюджетом. Дело в том, что ранее государство субсидировало ремонт дорог. Сегодня налог на транспорт является основным источником средств для погашения образовавшейся задолженности.
Чем регулируется транспотный налог
Транспортный налог является региональным налогом и должен быть введен отдельными законами каждого региона Российской Федерации. Региональные законы будут определять применимую налоговую ставку для региона в пределах, установленных Налоговым кодексом, конкретных процедур, сроков уплаты налогов, налоговых льгот, а также форм для подачи налоговых деклараций (статья 356).
В качестве примера регионального применения федерального закона приведем московский закон о транспортном налоге от 9 июля 2008 г. N33.
Московский закон значительно повысил ставки транспортного налога по сравнению со стандартными ставками Налогового кодекса. Закон также устанавливает некоторые исключения в отношении лиц, имеющих автотранспортные средства с мощностью двигателя не более 70 лошадиных сил. Существует также исключение в отношении компаний, предоставляющих услуги городского общественного транспорта.
Налогоплательщики и объекты налогообложения
Транспортный налог взимается с определенных видов наземного, водного и воздушного транспорта, зарегистрированных в России. Применяются фиксированные ставки (за единицу мощности, валовой тоннаж или единицу транспорта), которые могут различаться в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости и типа транспорта. Фактические ставки в регионах России могут быть предметом максимально десятикратного увеличения / уменьшения законодательными органами отдельных субъектов Российской Федерации. Правила отчетности и оплаты установлены региональными законодательными органами.
Налоговый Кодекс РФ определяет следующие важные моменты, касающиеся транспортного налога:
- объекты налогообложения;
- протяжённость налогового периода;
- способ расчёта транспортного налога;
- льготные категории граждан и транспортных средств
Согласно действующему законодательству продолжает рассчитываться с использованием региональных ставок.
Ставки и сроки уплаты транспортного налога
- мощность двигателя — для автомобилей и судов с двигателем (ставка налога варьируется в зависимости от типа транспортного средства от 2 до 50 рублей за лошадиную силу);
- общая вместимость, измеренная как зарегистрированная вместимость — для буксируемых судов (ставка налога составляет 20 рублей за зарегистрированную тонну);
- единица транспортного средства — для других водных и воздушных судов (ставка налога составляет 200 рублей за единицу транспортного средства).
- статическая взлетная тяга реактивного двигателя — для самолетов с реактивной тягой (20 рублей на каждый килограмм силы тяги)
С 1 января 2011 года базовая арендная плата транспортного налога была снижена вдвое из-за повышения акциза на топливо.
Налоговые ставки, указанные в Налоговом кодексе, могут быть увеличены или уменьшены в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (статья 361. Для легковых автомобилей с двигателем менее 150 (110,33 кВт) лошадиных сил, ставки налога может быть еще больше уменьшено.
Налоговым периодом для транспортного налога является календарный год (ст.360).
Компании самостоятельно рассчитывают сумму налога и подают соответствующие налоговые декларации. Налоговая инспекция рассчитывает налог, причитающийся с физических лиц, и передает налогоплательщику соответствующие уведомления с суммой причитающегося налога.
Налог (включая авансовые платежи) уплачивается в месте регистрации транспортного средства или судна в соответствии с процедурами и условиями, установленными в законодательстве соответствующего региона (статья 363).
Автоматическая индентификация
Автоматическая идентификация транспортного средства включает передачу идентификационного кода между транспондером в транспортном средстве и придорожным считывателем. Приемоответчик представляет собой двустороннюю радиосвязь (RFID) с микропроцессором, работающую в радиочастотном диапазоне 900 МГц с использованием выделенных протоколов ближней связи (DSRC).
Приемоответчик содержит основную информацию, в том числе идентификационный номер, платные услуги, тип транспортного средства и т. д. Для выполнения дорожных сборов придорожные электронные считыватели излучают радиочастоты через антенны для связи с приемоответчиками. Для ETC идентификационный номер транспортного средства привязан к счету клиента, с которого автоматически вычитается соответствующая пошлина или клиенту выставляют счет. Относительно недавно, было выдвинуто предположение, что транспортные средства с более низким уровнем выбросов должны платить сниженные пошлины. Идентификация таких «зеленых» транспортных средств может быть выполнена с помощью AVI.
Особенности льгот
Уплата транспортного налога не взимается с владельцев моторных лодок с двигателями, мощность которых мене 5 л.с., и автотранспортных средств, предназначенных для инвалидов. Другие виды транспорта перечислены в ст. 361.1. НК РФ «Транспортный налог». Для предоставления льготы потребуются документы, подтверждающие право на льготы.
Налоговый период — стандартный (1 год). Оповещение об уплате транспортного налога высылается не позже, чем за 30 дней до окончания крайнего срока оплаты.
Актуальные ставки налога: как менялись ставки
Ставка транспортного налога рассчитывается по формуле.
Размер налога = Ставка налога * Налоговая база * (Количество месяцев владения/12) * Повышающий коэффициент.
Ставка налога зависит от мощности двигателя, вместимости машины, категории транспортного средства и года выпуска. Ставка может меняться в зависимости от региона — с каждой лошадиной силы легковушки (с мотором до 100 л.с.) могут брать от 1 до 25 рублей.
Для удобства, примеры ставок собраны в таблице:
Разговоры об отмене налога
Многие водители и эксперты прогнозируют пересмотр налоговой политики и упрощение законодательства. По словам аналитиков, такая ситуация, которая разворачивается сейчас в России, может привести страну к кризису и дефолту. Вроде бы пересмотр системы — это хорошо, но такие разговоры ведутся с 2005 года, а ситуация только ухудшается. При этом одиночные действия и протесты активистов мало эффективны, а только вносят в законодательство поправки и новые законы для пресечения гражданского сопротивления.
3 августа 2018 года президент подписал Федеральный закон, предусматривающий повышение действующей стандартной ставки НДС с 18% до 20%. Новая ставка НДС будет применяться с 1 января 2019 года.
- Для электронных услуг B2C и B2B ставка НДС будет увеличена с 15,25% до 16,67% от НДС.
- Снижение ставки НДС в 10% (основные продукты питания, лекарства, детские товары и книги/ газеты) не будет изменено.
Некоторые практические последствия
Если компания по какой-то причине не может вычесть НДС (банки, страховые компании, чьи доходы освобождены от уплаты НДС и т. Д.), Им выгоднее нести 18% входного или импортного НДС до конца года, чем 20% в 2019 году.
Для экспортеров, которые ведут отдельный учет, существует недостаток денежных потоков из-за отложенного вычета входного НДС (20% вместо 18%).
Заключение
Современное налоговое законодательство вводит все новые и новые налоги и увеличивает старые, чтобы увеличить приток средств в казну. На методы контроля за уклонистами от уплаты налогов и на разработку системы наказаний тратятся огромные деньги. Водители могут только постараться оптимизировать налоговый профиль, чтобы платить меньше, но не полностью уйти от оплаты. Перспектив при текущей правящей верхушке, к сожалению, пока не предвидится.
Что будет с транспортным налогом в 2019 — платить или не платить
В средствах массовой информации с начала 2019 года появляется информация о возможной отмене транспортного налога. В сообщениях указывается, что властям Российской Федерации взамен налога на транспорт предлагается ввести другой сбор в зависимости от региона проживания и мощности двигателя автомобиля (скорее всего в дополнение к имеющимся страховым полисам ОСАГО и КАСКО). В некоторых источниках со ссылками на федеральные органы управления пишут, что налог могут отменить уже осенью 2018 года. Однако, официальных подтверждений этого нет, но мы собрали официальную информацию на нашем сайте, и попробуем докопаться до истины — отменили налог или нет.
Актуально о транспортном налоге в РФ для физлиц
В 2019 году платить налог необходимо за такие транспортные средства как мотоциклы, мотороллеры, автобусы, автомобили, машины на гусеничном ходу.
В тоже время не облагаются налогом:
- легковые автомобили, предназначенные для использования инвалидами;
- транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с., которые выдали органы социальной защиты в любом регионе страны;
- моторные лодки с мощностью до 5 л.с.;
- машины, использующиеся спецслужбами РФ;
- применяемые в аграрной работы и зарегистрированные на производителей сельскохозяйственной продукции комбайны, тракторы и иные транспортные средства;
- автомобили, которые находятся на данный момент в розыске.
Размер налога определяется рядом показателем, в частности, мощностью двигателя, годом выпуска, категорией и вместимостью.
Это интересно! Следовательно, рассчитать единую ставку транспортного налога не представляется возможным. В каждом случае размер оплаты будет индивидуальный.
Уплата для физических лиц происходит в этом году до 1 декабря включительно.
Возможная отмена налога для легковых авто
В начале весны этого года в СМИ распространялась информация об отмене транспортного налога. Базировалось это утверждение на том, что якобы президент Владимир Путин подписал соответствующий документ, по которому платить налог лица, имеющие в собственности несколько транспортных средств, будет только на одно авто. Но, как оказалось, этот документ был подписан еще 28 декабря 2017 года (федеральный закон №436-Ф3). СМИ интерпретировали смысл документа неправильно, что привело к дискуссиям насчет отмены транспортного налога. Согласно федеральному закону, а точнее поправкам к нему, долги по транспортному средству на состояние до 1 января 2015 года признаются «безнадежными».
Если говорить более понятным языком, то объявлена «амнистия» догам за 2013 и более ранние годы. Следовательно, в 2018 году транспортный налог отменен не будет, но сделать это без уплаты пеней возможно до 1 декабря.
Примерно в этот же временной период появилась еще одна необоснованная информация касаемо ужесточения мер по оплате транспортного налога. Некоторые российские источники сообщили, что якобы определенная пеня будет включаться в стоимость каждого проданного литра топлива, следовательно, акцизный сбор должен повыситься. Связано это с внесением на рассмотрение законопроекта №480908-7, в котором предложили отменить действие главы 28 НК РФ. Но проект так и не был рассмотрен, его отклонили.
В первую очередь «за» отмену сборов выступают автовладельцы, в чьей собственности несколько машин. Одной они пользуются регулярно, другой же иногда, летом, но платить необходимо за обе сразу. Отмена транспортного налога позволила бы сэкономить. В результате недовольства налогоплательщиков начались разговору по поводу транспортного налога.
Также за отмену пошлины вступают некоторые чиновники России. Они считают, что факт наличия автомобиля не говорит о том, что человек им пользуется (это как покупать страховые полисы КАСКО и ОСАГО, но постоянно держать авто к гараже без пробега). В результате этого автовладельцы из той категории, которая нечасто пользуется своими машинами, должна платить такую же сумму, что и те, кто регулярно ездят на автомобиле. Стоит отметить, что их тревожит и факт того, что налог одинаков как на новые автомобили, так и на поддержанные. Отклоненный законопроект №480908-7 о том, что учитывать нужно километраж, следовательно, вписывать пошлины в цену литра бензина, теперь кажется уместным. Дело в том, что дороги портятся от интенсивности движения по ним, а не от их новизны, мощности двигателя машин и тому подобного. Модель оплаты за объем бензина успешно действует в некоторых зарубежных странах.
Но кроме платы транспортного налога, и не важно, как именно он рассчитывается, автовладельцы оплачивают и акциз на бензин (по сути, если ввести систему «плати столько сколько ездишь», они будут идентичными. Физические лица, владельцы транспортных средств оплачивают двойной налог — транспортный и акциз. Дальнобойщики также выделяют некоторую сумму на ремонт федеральный трасс.
Понятно, что выгодна отмена будет автовладельцам, так как они будут платить меньше. Но в тоже время правительство не стремится убирать его из обязательного списка, даже не приняло к рассмотрению соответствующий законопроект. Невыгодно это по ряду причин.
Следует отметить, что налог является основным источником формирования дорожного фонда.
ВАЖНО! Денежные средства не зачисляются в федеральный бюджет, они сразу идут в местные и региональные бюджеты. Следовательно, отмена транспортного налога — это значительные потери местной казны.
Второй аспект — существенная задолженность регионом перед федеральным бюджетом. Правительство ранее субсидировало ремонт трасс различного назначения, в целом сейчас долг оцениваться в порядка двух триллионов рублей. Транспортный налог является основным источником его погашения. Если лишиться этой составляющей, то в нынешних экономических условиях в регионах, выплатить эту сумму будет невозможно. Как результат — автомобильные трассы регионального назначения ремонтироваться не будут, что приведет к усугублению ситуации.
От чего сейчас зависит налог, как рассчитывается
Основным актом, регулирующим оплату транспортного налога в РФ, является статья 28 Налогового Кодекса РФ. Нюансы уплаты есть и в других нормативных региональных актах. Гражданин страны может самостоятельно составить акт, регулирующий транспортный налог. Учитываются сроки, порядок оплаты, льготы, при этом региональные власти могут изменить налог в не более чем 10-кратном размере. Если в определенном регионе нет установленной ставки, то уплачивается по нормам статьи 361 НК РФ Налогового Кодекса.
Это интересно! Так как сумма налога зависит от региона, то она может изменяться в зависимости от места регистрации транспортного средства.
Найти нормативные акты, касаемо уплаты налога в определенном регионе, можно так:
- зайти на сайт ФНС;
- выбрать категорию «Электронные сервисы»;
- нажать пункт «Справочная информация о ставках и льготах»;
- выбрать пункт «Имущественные налоги»;
- определить вид налога и нажать на категорию;
- прописать налоговый период;
- выбрать субъект страны;
- нажать клавишу «Найти».
Отобразится нормативно-правовой акт, регулирующий взимание транспортного налога в определенном регионе. Чтоб узнать конкретную сумму необходимо найти «Налоговый калькулятор». Сразу указать регион регистрации машины. Далее прописываются паспортные данные транспорта.
- год;
- вид;
- мощность;
- наличие или отсутствие права на льготу;
- марка и модель ТС (если машина дороже 3 миллионов рублей).
После нажатия кнопки «Рассчитать» появится информация о ставке, сумме налога. Россиянам не нужно самостоятельно высчитывать коэффициенты. Сделать этом можно онлайн за несколько минут.
Варианты оплаты налога
Оплата транспортного налога доступна через интернет. Гражданам страны не нужно обращаться в инстанцию самостоятельно. Платеж можно произвести из дома. Из информации потребуется номер квитанции или ИНН, если речь идет о налоговой задолженности.
Налог оплачивается через:
- сайт ФНС;
- портал Госуслуги;
- интернет-банкинг Сбербанк;
- электронные кошельки (Вебмани, Киви, Яндекс.Деньги и другие).
За и против отмены налога
Подавляющее большинство чиновников выступают против отмены. В Комитете Государственной Думы по налогам и бюджетам отмечают, что отмена транспортного сбора приведет к резкому снижению источников компенсации региональных бюджетов. Замглавы Министерства финансов И. Трутин отмечал, что сумма получаемых доходов от россиян свыше 100 миллиардов рублей. И если убрать этот налог, то сумма ляжет на федеральный бюджет.
ВАЖНО! В случае, если налог впишется в стоимость бензина, произойдет колоссальный рост цент на топливо, а это в свою очередь приведет к общему подорожанию стоимости продуктов, техники.
Чего ждать в 2019-2020 гг
В 2019-2020 годах отмены не произойдет. Но в «Транспортной стратегии до 2030 года» от 22 ноября 2008 указано несколько путей развития ситуации:
- изменение расчета в зависимости не от мощности, а от экологичности;
- привязать процент к объему двигателя машины;
- незначительное увеличение акцизов на бензин.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Пока что эти стратегии не реализовываются, а лишь рассматриваются. Достойной альтернативы транспортному налогу нет, поэтому в ближайшей перспективе транспортный налог скорее всего будет существовать в привычной нам форме.
Источники
Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.- Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.
- Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.
Здравствуйте! Меня зовут Денис. Работаю в большой юридической компании уже больше 12 лет. За время моей практики, мне встретилось много задач, с которыми мне приходилось работать. И я хотел бы научить посетителей решать разнообразные вопросы, юридической тематики.
Администрация данного ресурса попыталась воспроизвести все имеющиеся данные в доступном виде и полном объеме. Перед применением — необходима обязательная консультация со специалистом.