Содержание
- 1 Государственное регулирование рынка рекламы
- 2 Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России
- 3 Регулирование рынка рекламы
- 4 ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
- 5 Вопрос 10. Система законодательного регулирования рекламной деятельности.
Государственное регулирование рынка рекламы
На рынке рекламы, кроме рынкообразующих субъектов, функционирует регулирующий субъект. В качестве такого субъекта выступает государство. Оно является особым субъектом рынка рекламы — его нельзя отнести, в силу специфики и масштабов влияния его функций, ни к основным, ни к второстепенным субъектам. Функция государства на рынке рекламы — законодательная и контролирующая — государство устанавливает «правила игры» на рынке и контролирует их соблюдение. В этом качестве оно также может ограничивать сферу распространения рыночных механизмов и вводить другие регуляторы в той или иной форме.
Причины вмешательства государства в рыночный процесс производства и потребления рекламных услуг носят объективный характер. Государственное регулирование представляет собой систему правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия на рыночные процессы в целях защиты прав и интересов субъектов рынка. Оно является основным регулирующим инструментом на рынке рекламы и обеспечивает правила взаимодействия между его участниками. Государственное регулирование направлено на обеспечение правовых и экономических условий беспрепятственного функционирования рыночных отношений.
К основным функциям государственного контроля на рынке рекламы относятся следующие:
- Определение рамочных условий функционирования субъектов рынка рекламы, законодательное определение экономических отношений, «правил рыночной игры», обеспечение их соблюдения.
- Предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
- Предупреждение и пресечение монополизма на рынке рекламы.
- Защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы.
- Привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
- Взаимодействие с институтами саморегулирования рекламной деятельности.
Каждое из этих направлений регулирования рекламы функционирует на основе тех или иных законодательных и рекомендательных норм и правил.
Рекламная деятельность в Российской Федерации регулируется правовыми актами органов законодательной власти федерального уровня. В настоящее время основой для рекламной деятельности в России служит Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ. Закон «О рекламе» определяет правовое пространство рекламирования и регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров и услуг.
В России государственное регулирование рынка рекламы осуществляется на двух уровнях:
Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России
Гражданское, торговое, международное право и их роль в правовом регулировании рекламной деятельности.
Правовое регулирование рекламной деятельности (РД) представляет собой совокупность правовых норм, герулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы, и не является самомтоятельной отраслью правовой системы РФ. Эти нормы входят в состав различных правовых отраслей, большая их часть относится к гражданскому, административному и конституционному праву. В Конституции РФ заложены основные принципы правового регулирования РД: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, свобода массовой информации.
Гражданское право– совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения на началах юридического равенства сторон. В рамках гражданского права регалируются организационно-правовой статус субъектов рекламного рынка, их имущественные отношения, вещные права, обязательства и договоры, нормы, определяющие отношения с объектами интеллектуальной собственности.
К рекламному праву применимы все принципы гражданского права
· Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела.
Административное право– система правовых норм, регалирующих общественные отношения, связанные с государственно-управленческой деятельностью. Принципы:
· Власти и подчинения.
· Юридического неравенства контролирующих органов и субъектов рекламного рынка.
Торговое право или коммерческое право— отрасль гражданского права, регулирующая деятельность в сфере торгового оборота. К предмету торгового права относят куплю-продажу товаров между профессиональными участниками рынка (без участия потребителей), регистрацию коммерческих юридических лиц, отношения коммерческого посредничества, оборот ценных бумаг и некоторые другие сферы.
Международное право— наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.
Международный кодекс рекламной практики Международной рекламной палаты определяет:
· ответственность рекламодателя перед потребителями рекламы и обществом в целом;
· необходимость установления справедливого баланса между интересами коммерческих организаций и потребителей;
· возможность использования Кодекса судами в качестве справочного документа в рамках действующего законодательства;
· необходимость унификации стандартов рекламной деятельности;
· совместное действие Кодекса с другими документами о маркетинговой деятельности (кодексами маркетинговых исследований, деятельности по стимулированию продаж, прямой почтовой рассылки и торговли по каталогам, прямых продаж);
· применение Кодекса всеми субъектами рекламной деятельности;
· необходимость следования не только букве документа, но и духу;
· вся реклама должны быть законной, пристойной, честной и достоверной;
· необходимость соответствия рекламы принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности;
· никакая реклама не должна дискредитировать рекламную деятельность в глазах общества;
· реклама не должна злоупотреблять доверием потребителя и недостатком у него опыта или знаний;
· реклама не должна поддерживать дискриминацию по расовому, религиозному или половому признаку;
· реклама должна быть распознаваема.
Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России.
Попытки регулирования рекламной сферы в нашей стране начались в 1991 году с принятием Закона РФ «О конкуренции и ограничении деятельности на товарных рынках», где в ст. 10 устанавливалась ответственность хозяйствующих субъектов за некорректные сравнения производимых товаров с товарами конкурентов и за введение потребителей в заблуждение относительно свойств товара. В декабре 1991г. был принят Закон « О средствах массовой информации», который указывает на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливает ответственность за распространение недостоверной информации. В апреле 1992 года. Вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей», установивший требования к информации, которая должна доводиться до потребителей.
Самостоятельный же Закон РФ «О рекламе» был принят после работы законодателей Государственного антимонопольного комитета РФ и дебатов в прессе 18.07.95г.
Закон посвящен коммерческой и социальной рекламе. Политическая реклама исключена из сферы регулирования данного закона.
Закон дает следующее определение рекламы (ст.2): «Реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».
Закон запрещает ненадлежащую рекламу, к которой он относит рекламу недобросовестную, недостоверную, заведомо ложную, неэтичную и скрытую.
Недобросовестной рекламой (ст. 6) является та, которая дискредитирует лиц, не пользующихся товаром; вводит людей в заблуждение относительно рекламируемого товара; содержит некорректные сравнения с конкурентами.
Недостоверная реклама (ст.7) — та, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения.
Заведомо ложной считается реклама (ст. 9), с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Скрытой рекламой (ст. 10) признается та, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие.
Закон характеризует (ст.2) участников рекламного процесса (рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя) и определяет их ответственность за создание и распространение рекламы, несоответствующей закону (гл.З).
Закон устанавливает правила рекламы отдельных видов товаров: медикаментов, оружия, табачных изделий и алкогольных напитков (ст. 16), финансовых услуг (ст. 17), и товаров для детей (ст.20), а также выдвигает определенные требования к рекламе в прессе, на радио, телевидении, в кино — и видеообслуживании, при предоставлении справок (ст. 10-15). Особая статья посвящена социальной рекламе (ст. 18).
В частности, запрещается прерывать рекламой детские и религиозные радио- и телепередачи, радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей.
Особое значение имеют нормы закона, касающиеся рекламы, направленной на несовершеннолетних. Так, реклама не должна внушать несовершеннолетним, что обладание теми или иными товарами дает им какие-либо преимущества над другими несовершеннолетними. Она не должна подрывать авторитет родителей и воспитателей, создавать у детей искаженное представление о цене товара, его доступности для любого семейного бюджета или легкости использования.
За нарушение закона предусмотрена следующая ответственность (гл. 4-5): необходимость осуществления контррекламы, предупреждения или штрафы (от 200 до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом). Уплата штрафа не освобождает участников рекламного процесса от исполнения предписаний о прекращении незаконных действий и от осуществления контррекламы.
Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Ее содержание согласовывается с тем антимонопольным органом, который установил факт нарушения закона (ст. 29).
Особо серьезные случаи, связанные с использованием заведомо ложной рекламы, влекут за собой и уголовную ответственность.
Государственный контроль за соблюдением Закона РФ «О рекламе» возложен на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (в пределах их компетенции) (гл. 5).
Законодательство ставит преграды на пути ненадлежащей рекламы. Между тем детальное регламентирование рекламной деятельности при помощи норм права объективно затруднено особенностями самой сферы регулирования. В России, как и во многих других странах, весьма важным становится саморегулирование рекламы, которое предполагает добровольный контроль делового сообщества за собственной деятельностью в сфере рекламной деятельности.
Организациями, берущими на себя функции по саморегулированию рекламы, являются: Российская организация рекламных агентств, Национальная рекламная ассоциация, Комитет Торгово — промышленной палаты по рекламной деятельности, Ассоциация по связям с общественностью.
Закон о рекламе.
1. первая глава содержит общие положения, такие как:
• цели и сферу применения закона
• основные понятия (реклама, объект рекламирования, товар, рекламодатель, ненадлежащая реклама и другие);
• общие требования к рекламе (например, что реклама должна быть добросовестной и достоверной)
• описывает, из чего состоит рекламное законодательство
• перечисляет товары, реклама которых не допускается
• раскрывает другие общие моменты.
2. вторая глава раскрывает особенности отдельных способов распространения рекламы: в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах и др. способами.
3. третья глава рассматривает особенности рекламы отдельных видов товаров: алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, лекарственных средств, товаров медицинского назначения, биологически активных добавок, продукции военного назначения, основанных на риске игр, финансовых услуг, ценных бумаг, договоров ренты и других.
4. четвертая глава посвящена саморегулированию в сфере рекламы: рассмотрены саморегулируемые организации и их права.
5. в пятой главе рассмотрены вопросы государственного контроля в сфере рекламы ответственность за нарушение законодательства о рекламе: полномочия и обязанности антимонопольного органа, его решения и предписания, правила предоставления информации в антимонопольный орган, оспаривание его решений, ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
6. шестая глава содержит заключительные положения закона о рекламе: сообщает, когда закон и его отдельные статьи вступают в силу, как происходит регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления, сообщает каким законом регулируются особенности размещения рекламы в период олимпийских игр в г. Сочи.
Для наиболее детального или оперативного регулирования в определенных сферах предусмотрены еще и подзаконные нормативные акты.
Кроме того, в силу федеративного устройства РФ, многие сферы жизни могут регулироваться актами субъектов РФ, где к рекламе могут применятся требования, связанные со спецификой края, региона, области. Так же право издавать хозяйственно — правовые акты имеют так же органы местного самоуправления. (см. весь закон о рекламе)
Регулирование рынка рекламы
В Российской Федерации к настоящему времени сложились два основных подхода к регулированию рынка рекламы:
- Государственное регулирование рынка рекламы. Государственное регулирование является основным регулирующим инструментом на рынке рекламы, оно обеспечивает правила взаимодействия между его участниками при помощи системы правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия на рыночные процессы в целях защиты прав и интересов всех субъектов рынка.
- Общественное регулирование рынка рекламы. Общественное регулирование, включая саморегулирование рекламной отрасли, является дополнительным регулирующим инструментом на рынке рекламы и во многом выполняет превентивные функции, позволяя разрешать спорные и проблемные ситуации в сфере рекламной деятельности, не прибегая к государственным инстанциям.
Каждое из этих двух направлений регулирования рекламы функционирует на основе тех или иных законодательных и рекомендательных норм и правил. Нормы, регулирующие рекламу, проявляются в нескольких формах:
- Государственное регулирование на федеральном уровне.
- Государственное регулирование на региональном уровне.
- Негосударственное регулирование организациями рекламной отрасли (саморегулирование).
- Негосударственное регулирование организациями по защите прав потребителей.
Как и в других странах, общие требования к рекламе в Российской Федерации определяются нормами общественной морали, федеральных законодательных актов, обычаями делового оборота, нормами международного и национального рекламного кодекса, этическими нормами бизнес-сообщества, в том числе и декларированными в документах профессиональных объединений рекламного рынка. Весь перечень официальных (формальных) и неформальных требований достаточно велик. В своей совокупности они отражают следующие принципиальные позиции:
- реклама должна содействовать развитию свободной конкуренции, развитию рынка, экономики страны, росту благосостояния граждан;
- реклама не должна наносить ущерба моральному и физическому здоровью граждан;
- реклама должна способствовать осуществлению свободного выбора;
- реклама не должна являться инструментом недобросовестной конкуренции.
Взаимоотношения государственного и общественного регулирования в рекламной сфере во многом обусловлены специфическими особенностями развития российского рынка, не имеют исторических прецедентов и поэтому еще окончательно не сложились. К 2006 году в России завершились основные процессы становления рекламной индустрии: сформирована законодательная база, основу которой составил Федеральный закон «О рекламе», в котором предпринята первая попытка кодификации всех норм регулирования рекламы в российском законодательстве. Сложилась система саморегулирования, включающая некоммерческие организации, способные регулировать лежащие вне сферы законодательного регулирования вопросы, и кодексы, как основные документы саморегулирования. По инициативе саморегулирующих организаций начинается разработка общих принципов взаимодействия — индустриальных стандартов.
ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Секция: 7. Маркетинг
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Актуальность данной темы обусловлена постоянным развитием рекламного рынка и подчас не совсем успевающим законодательством Российской Федерации, которое не освещает все проблемы и тонкости в рекламной деятельность, что приводит к неисполнению норм о рекламе в системе права.
Быстрое развитие рынка товаров работ и услуг прослеживается в XXI веке. Бурное развитие влияет на права потребителей в данной сфере, вследствие чего требуется достоверная и качественная реклама. Поэтому необходимо такое же быстрое и целесообразное совершенствование законодательной базы Российской Федерации в сфере рекламной деятельности. От скорости принятия решения об изменение закона о рекламе, а именно той части, которая устарела или противоречит Конституции РФ зависит достоверность в организации рекламной деятельности.
Необходимо разобраться, что такое реклама. Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [3]. Данный вопрос регулируется Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) , а так же другие нормативно правовые акты, принятые в соответствии с законом о рекламе регулируют создание, размещение и продвижения рекламы в обществе.
При выяснении факта нарушения законодательства о рекламе рекламодателем реклама производитель обязан уведомить лицо, упомянутое выше, которое в свою очередь обязано внести поправки или коренные изменения в свою рекламу для верного и безошибочного восприятия лиц, принимающих данную оферту в соответствии с Федеральным законом о рекламе.
Данный вопрос является актуальным и востребованным в связи разнообразием норм, законов и подзаконных актов, регулирующих сущность и содержание рекламы и рекламной деятельности.
Вследствие изменений, редактирований, систематизирования закона о рекламе подчас в современной практике встречаются спорные ситуации, возникающие из-за пробелов, белых дыр в нашем законодательстве.
Так спорными и подчас непонятными моментами являются информационные и стационарные вывески о месте нахождения и время работы предприятия либо производства юридического лица или индивидуального предпринимателя. Рассмотрев п.18 Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО № 37 25 декабря 1998 г). Торговая организация — рекламодатель использовала в стационарной наружной рекламе фразу: «В моей школе у многих ребят есть компьютер». Антимонопольный орган указал в своем решении, что названная реклама является недопустимой на основании статьи 20 Закона о рекламе, поскольку внушает непосредственно несовершеннолетним мысль убедить родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары. В связи с этим антимонопольный орган направил рекламодателю предписание о прекращении нарушения и устранение всех банерных объявлений с улиц и с заставки телепередач.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Рекламодатель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, сославшись на повествовательный характер данной фразы, отсутствие в ней признаков внушения и то обстоятельство, что слова «школа» и «ребята» применимы не только к несовершеннолетним. Рекламодатель в суде ссылался на то, что данное высказывание никоем образом не призывает к трате бюджета семьи и образования мыслей у несовершеннолетних о трате того самого бюджета.
В соответствии со статьей 20 Закона в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта не допускается при производстве, размещении и распространении рекламы внушения непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары, а также создания у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о цене (стоимости) товара, в том числе косвенным указанием на его доступность для любого семейного бюджета.
Повествовательный характер использованной в рекламе фразы значения не имеет, так как запрет на внушение несовершеннолетним мысли убедить взрослых приобрести рекламируемый товар и запрет на формирование у ребенка неправильного представления о соотношении цены с реальностью не поставлены Законом в зависимость от вида рекламоносителя или способа доведения информации до указанных потребителей.
Учитывая, что спорная реклама призвана оказать на несовершеннолетних воздействие искаженного представления о цене и склонение родителей к покупке рекламируемого товара, не допустимо Законом, оценка антимонопольным органом спорной рекламы как правонарушения является обоснованной.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция отменила решение суда и отказала в удовлетворении заявленного рекламодателем требования[2].
Рынок рекламы в современном мире является неотъемлемой ячейкой, структурной единицей, механизмом рыночной экономики. Рекламный рынок является сферой всемирного обмена, включающего в себя в качестве товара – рекламные услуги и материалы. Данную сферу необходимо регулировать, изучать, можно сказать идти в ногу со временем, совершенствую законодательную базу и нормы о рекламе в системе права. Особенностью рекламного рынка является, то что лица, в данном случае предприниматели, продвигая свои услуги, товары либо иное подчас не ознакомлены с действующим законодательством, а именно ФЗ «О рекламе», что подчас приводит к непониманию, что за рекламодатель несет гражданскую ответственность, хуже того тратит время, усилие и денежные средства на судебные разбирательства и судебные расходы.
Данная тема обусловлена тем, что включает в себя различные виды рекламы, средства распространения рекламы, средства массовой информации. И все вышеизложенное должен понимать массовый потребитель, которому предлагают оферту – главный объект рекламного рынка 3 . Ведь законодатель пытается систематизировать, сделать данную информационную базу более понятной для объекта. Но, к сожалению, стоит отметить недостаточную проработанность законодательства о рекламе, например, о наружной рекламе, где можно считать случаи использования чужого товарного знака в своей рекламе. Для конкретики стоит рассмотреть случай, приведенного выше примера, где предприниматель рекламирует услуги, связанные с продукцией, помеченной индивидуализирующим обозначением. То есть организация поставляет детали или производит ремонт техники фирмы (Apple, Asus, DNS).
В данном случае рекламодатели информируют, дают знать, что они производят ремонт данных фирм. Но судебная практика показывает, что владельцы данных знаков индивидуализации подают иски в суд, обвиняя в незаконном использовании товарного знака в чужой рекламе без их разрешения. На мой взгляд, было бы логично внести изменения по поводу использования индивидуализированного товарного знака в рекламной деятельности, чтобы исключить спорные ситуации в работе физических и юридических лиц.
Следовательно, законодательное регулирование должно пересматриваться, вноситься ряд изменений в Федеральный закон «О рекламе», способствующих нормальному функционированию данного рынка. Так же законодательные органы должны учитывать «компьютеризацию» общества для того, чтобы иметь возможность стабильно и качественно регулировать просторы сети интернет относительно рекламы и рекламной деятельности в целом, чтобы отгородить обычный людей, пользователей от мошеннических действий преступников, пользующихся пробелами и коллизиями права в законодательстве о рекламе.
Вопрос 10. Система законодательного регулирования рекламной деятельности.
В законодательствах всех стран, ориентированных на рыночную экономику, правовым вопросам деятельности рекламы уделяется пристальное внимание.
В современной экономике наряду с прогрессивным влиянием рекламы, которая делает возможным развитие свободной конкуренции между коммерческими предприятиями, стали проявляться и ее негативные стороны.
Распространение ненадлежащей рекламы способно ввести потребителей в заблуждение, нанести вред жизни, здоровью, имуществу граждан, окружающей среде.
Наносится ущерб самой рыночной экономике и обществу в целом.
В целях возведения барьера для недобросовестных действий в законодательство всех стран с рыночной экономикой включены нормы, содержащие ограничения, а иногда и прямые запреты на определенные способы или приемы рекламирования.
Процесс формирования и развития законодательства по вопросам рекламы начался в России с середины 90-х годов.
Существующую сегодня нормативную базу по регулированию этой отрасли деятельности можно условно разделить на 4 группы:
1. Кодифицированный источник правового регулирования – Закон РФ «О рекламе» от 18 июля 1995 года;
2. Ряд нормативных актов, регулирующих отдельные стороны рекламной деятельности – Закон РФ «О защите прав потребителей», Закон «О банках и банковской деятельности», Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и т.д.
3. Ряд нормативных актов, регулирующих процессуальные моменты правового регулирования рекламного бизнеса – приказ Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур «Об утверждении Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации «О рекламе» и т.п.
4. Инструкции, приказы, положения, регламентирующие деятельность рекламных структур и взаимодействие субъектов рекламного процесса.
Реклама
– информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).
В ФЗ «О рекламе» закреплены основные условия рекламы:
· реклама должна быть правомерной;
· реклама не должна наносить вред нравственному здоровью общества, порождать агрессию и насилие, пропагандировать войну или национальную рознь;
· реклама не должна призывать к нарушению экологических норм;
· реклама должна быть непосредственно распознаваема, т. е. понятна без применения каких-то особых знаний или технических средств;
· реклама должна вестись преимущественно на русском языке или языке народа, проживающего в РФ;
· реклама товаров, подлежащих сертификации, должна быть сопровождена пометкой «подлежит обязательной сертификации».
Вопрос 11. Функции антимонопольных органов (федерального и территориальных).
Закон «О рекламе»: концепция, цели закона, регулирование рекламы отдельных видов товаров.
Основными задачами МАП России, в частности, являются:
— предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
— содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
— осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В пункте 5 названного постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 (в ред. постановления Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 786*(128)) указано, что основными функциями ФАС России являются:
а) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
г) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);
д) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством РФ о размещении заказов.
Закон «О рекламе»: концепция, цели закона, регулирование рекламы отдельных видов товаров.
Федеральный закон ‘о рекламе’ от 13.03.2006 N 38-ФЗ
Цели:
Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее — товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Федерального закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.2. Настоящий Федеральный закон применяется и в тех случаях, когда действия, совершаемые за пределами Российской Федерации юридическими лицами или гражданами Российской Федерации в области рекламы, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров Российской Федерации.
3. Настоящий Федеральный закон распространяется на иностранных юридических лиц, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства — индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке, производящих, размещающих и распространяющих рекламу на территории Российской Федерации.
4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу.
Вопрос 12. Саморегулирование в рекламе: международный (ICC, EASA) и национальный уровень.
Саморегулирование в рекламе
– это объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и потребителей рекламы.
Оно создается для представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением для разрешения конфликтов между участниками рекламной коммуникации.
Саморегулирование позволяет решать спорные вопросы в досудебном порядке, создает атмосферу доверия и открытости, благоприятную как для рекламного сообщества, так и для потребителей.
Разрабатываются правила профессиональной деятельности, профессиональной этики с обязательным исполнением их для всех членов саморегулируемой организации.
Признанные государством и профессиональным сообществом отраслевые объединения рекламодателей формируют саморегулируемую структуру, представляющую интересы разных сегментов рынка рекламы.
Но роль этих организаций может быть гораздо эффективнее, если они будут взаимодействовать друг с другом, выражать позицию не просто отдельного сегмента рекламного рынка, а в целом рекламной отрасли.
Саморегулирование, как уже говорилось выше, не дублирует закон, оно гораздо шире и рассматривает вопросы, которые или невозможно регламентировать законодательно, или нецелесообразно прописывать юридически точно.
Право и мораль — два основных социальных регулятора, между которыми, несмотря на зачастую пересекающиеся или смежные сферы воздействия, нельзя ставить знак равенства или вводить систему соподчиненности, что встречается в современном российском законодательстве.
Юристы, специализирующиеся в области информационного права, объясняют это незрелостью нашего гражданского общества и слабостью механизмов саморегуляции, которые не могут обеспечить эффективность деонтологических норм.
Тем не менее процесс цивилизованного разведения законодательного и этического регулирования идет достаточно активно, что подтверждается в том числе и отсутствием в новом законе «О рекламе» от 13 марта 2006 г. понятия «неэтичная реклама» и введением отдельного раздела, посвященного саморегулируемым организациям в области рекламы.
Международный уровень (ICC, EASA):
Европейский альянс по стандартам в рекламе (EASA) является авторитетным голосом саморегулирования в Европе.
ЕАSА запустил программу поиска и распространения передового опыта саморегулирования рекламы по всей Европеи инициировал подписание хартии саморегулирования.
В руководстве по саморегулированию Европейского альянса по стандартам в рекламе (EASA) декларируется, что в основе системы саморегулирования лежат два основных элемента:
· практический кодекс или комплекс принципов, которые регулируют содержание рекламы и базируются на предпосылке, что реклама должна быть законной, пристойной, честной и правдивой;
· процесс создания, обновления и применения кодекса или принципов.
Большинство современных кодексов в области рекламы, посвященных вопросам саморегулирования, основываются на Кодексе Международной торговой палаты (ICC Code) и включают в себя основные принципы, в соответствии с которыми реклама должна выступать как социально ответственная деятельность.
Кодекс основан на Международном кодексе рекламной деятельности, разработанном МТП, который во всем мире признан в качестве надлежащей базы систем саморегулирования внутри рекламных отраслей отдельных стран. Кодекс призван играть двоякую роль.
В отношении лиц, занимающихся рекламой, он устанавливает нормы профессионального поведения, а для всех остальных дает ясное указание на самоограничения, установленные теми, кто пользуется рекламой или работает в ней, что служит формированию положительного образа рекламной отрасли.
Международная торговая палата (МТП) пропагандирует высокие этические стандарты в маркетинге, поощряя саморегулирование в бизнесе.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы
Источники
Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.
Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.- Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.
- Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
Здравствуйте! Меня зовут Денис. Работаю в большой юридической компании уже больше 12 лет. За время моей практики, мне встретилось много задач, с которыми мне приходилось работать. И я хотел бы научить посетителей решать разнообразные вопросы, юридической тематики.
Администрация данного ресурса попыталась воспроизвести все имеющиеся данные в доступном виде и полном объеме. Перед применением — необходима обязательная консультация со специалистом.