Законодательное регулирование рекламного рынка

Полезная информация по теме: "Законодательное регулирование рекламного рынка" с ответами на все возможные вопросы. Если вы все же не найдете ответ на интересующие вопросы, то обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Государственное регулирование рынка рекламы

На рынке рекламы, кроме рынкообразующих субъектов, функционирует регулирующий субъект. В качестве такого субъекта выступает государство. Оно является особым субъектом рынка рекламы — его нельзя отнести, в силу специфики и масштабов влияния его функций, ни к основным, ни к второстепенным субъектам. Функция государства на рынке рекламы — законодательная и контролирующая — государство устанавливает «правила игры» на рынке и контролирует их соблюдение. В этом качестве оно также может ограничивать сферу распространения рыночных механизмов и вводить другие регуляторы в той или иной форме.

Причины вмешательства государства в рыночный процесс производства и потребления рекламных услуг носят объективный характер. Государственное регулирование представляет собой систему правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия на рыночные процессы в целях защиты прав и интересов субъектов рынка. Оно является основным регулирующим инструментом на рынке рекламы и обеспечивает правила взаимодействия между его участниками. Государственное регулирование направлено на обеспечение правовых и экономических условий беспрепятственного функционирования рыночных отношений.

К основным функциям государственного контроля на рынке рекламы относятся следующие:

  1. Определение рамочных условий функционирования субъектов рынка рекламы, законодательное определение экономических отношений, «правил рыночной игры», обеспечение их соблюдения.
  2. Предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
  3. Предупреждение и пресечение монополизма на рынке рекламы.
  4. Защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы.
  5. Привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
  6. Взаимодействие с институтами саморегулирования рекламной деятельности.

Каждое из этих направлений регулирования рекламы функционирует на основе тех или иных законодательных и рекомендательных норм и правил.

Рекламная деятельность в Российской Федерации регулируется правовыми актами органов законодательной власти федерального уровня. В настоящее время основой для рекламной деятельности в России служит Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ. Закон «О рекламе» определяет правовое пространство рекламирования и регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров и услуг.

В России государственное регулирование рынка рекламы осуществляется на двух уровнях:

Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России

Гражданское, торговое, международное право и их роль в правовом регулировании рекламной деятельности.

[1]

Правовое регулирование рекламной деятельности (РД) представляет собой совокупность правовых норм, герулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы, и не является самомтоятельной отраслью правовой системы РФ. Эти нормы входят в состав различных правовых отраслей, большая их часть относится к гражданскому, административному и конституционному праву. В Конституции РФ заложены основные принципы правового регулирования РД: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, свобода массовой информации.

Гражданское право– совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения на началах юридического равенства сторон. В рамках гражданского права регалируются организационно-правовой статус субъектов рекламного рынка, их имущественные отношения, вещные права, обязательства и договоры, нормы, определяющие отношения с объектами интеллектуальной собственности.

К рекламному праву применимы все принципы гражданского права

· Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела.

Административное право– система правовых норм, регалирующих общественные отношения, связанные с государственно-управленческой деятельностью. Принципы:

· Власти и подчинения.

· Юридического неравенства контролирующих органов и субъектов рекламного рынка.

Торговое право или коммерческое право— отрасль гражданского права, регулирующая деятельность в сфере торгового оборота. К предмету торгового права относят куплю-продажу товаров между профессиональными участниками рынка (без участия потребителей), регистрацию коммерческих юридических лиц, отношения коммерческого посредничества, оборот ценных бумаг и некоторые другие сферы.

Международное право— наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Международный кодекс рекламной практики Международной рекламной палаты определяет:

[3]

· ответственность рекламодателя перед потребителями рекламы и обществом в целом;

· необходимость установления справедливого баланса между интересами коммерческих организаций и потребителей;

· возможность использования Кодекса судами в качестве справочного документа в рамках действующего законодательства;

· необходимость унификации стандартов рекламной деятельности;

· совместное действие Кодекса с другими документами о маркетинговой деятельности (кодексами маркетинговых исследований, деятельности по стимулированию продаж, прямой почтовой рассылки и торговли по каталогам, прямых продаж);

· применение Кодекса всеми субъектами рекламной деятельности;

· необходимость следования не только букве документа, но и духу;

· вся реклама должны быть законной, пристойной, честной и достоверной;

· необходимость соответствия рекламы принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности;

· никакая реклама не должна дискредитировать рекламную деятельность в глазах общества;

· реклама не должна злоупотреблять доверием потребителя и недостатком у него опыта или знаний;

· реклама не должна поддерживать дискриминацию по расовому, религиозному или половому признаку;

· реклама должна быть распознаваема.

Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России.

Читайте так же:  Индексация социальных пенсий

Попытки регулирования рекламной сферы в нашей стране начались в 1991 году с принятием Закона РФ «О конкуренции и ограничении деятельности на то­варных рынках», где в ст. 10 устанавливалась ответственность хозяйствующих субъектов за некорректные сравнения производимых товаров с товарами конку­рентов и за введение потребителей в заблуждение относительно свойств товара. В декабре 1991г. был принят Закон « О средствах массовой информации», который указывает на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливает ответственность за распространение недостоверной информации. В апреле 1992 года. Вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей», установивший тре­бования к информации, которая должна доводиться до потребителей.

Самостоятельный же Закон РФ «О рекламе» был принят после работы зако­нодателей Государственного антимонопольного комитета РФ и дебатов в прессе 18.07.95г.

Закон посвящен коммерческой и социальной рекламе. Политическая рекла­ма исключена из сферы регулирования данного закона.

Закон дает следующее определение рекламы (ст.2): «Реклама — это распро­страняемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), ко­торая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».

Закон запрещает ненадлежащую рекламу, к которой он относит рекламу не­добросовестную, недостоверную, заведомо ложную, неэтичную и скрытую.

Недобросовестной рекламой (ст. 6) является та, которая дискредитирует лиц, не пользующихся товаром; вводит людей в заблуждение относительно реклами­руемого товара; содержит некорректные сравнения с конкурентами.

Недостоверная реклама (ст.7) — та, в которой присутствуют не соответст­вующие действительности сведения.

Неэтичная реклама (ст. 8) нарушает общепринятые нормы морали и гуман­ности, порочит произведения искусства, представляющие собой национальное или мировое культурное достояние, государственные символы, а также физических или юридических лиц, какие — либо профессии, деятельность или товар.

Заведомо ложной считается реклама (ст. 9), с помощью которой рекламода­тель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Скрытой рекламой (ст. 10) признается та, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие.

Закон характеризует (ст.2) участников рекламного процесса (рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя) и определяет их ответствен­ность за создание и распространение рекламы, несоответствующей закону (гл.З).

Закон устанавливает правила рекламы отдельных видов товаров: медика­ментов, оружия, табачных изделий и алкогольных напитков (ст. 16), финансовых услуг (ст. 17), и товаров для детей (ст.20), а также выдвигает определенные требования к рекламе в прессе, на радио, телевидении, в кино — и видеообслуживании, при предоставлении справок (ст. 10-15). Особая статья посвящена социальной рек­ламе (ст. 18).

В частности, запрещается прерывать рекламой детские и религиозные ра­дио- и телепередачи, радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей.

Особое значение имеют нормы закона, касающиеся рекламы, направленной на несовершеннолетних. Так, реклама не должна внушать несовершеннолетним, что обладание теми или иными товарами дает им какие-либо преимущества над другими несовершеннолетними. Она не должна подрывать авторитет родителей и воспитателей, создавать у детей искаженное представление о цене товара, его дос­тупности для любого семейного бюджета или легкости использования.

За нарушение закона предусмотрена следующая ответственность (гл. 4-5): необходимость осуществления контррекламы, предупреждения или штрафы (от 200 до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом). Уплата штрафа не освобождает участников рекламного процесса от ис­полнения предписаний о прекращении незаконных действий и от осуществления контррекламы.

Контрреклама осуществляется посредством того же средства распростране­ния, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Ее содержание со­гласовывается с тем антимонопольным органом, который установил факт наруше­ния закона (ст. 29).

Особо серьезные случаи, связанные с использованием заведомо ложной рек­ламы, влекут за собой и уголовную ответственность.

[2]

Государственный контроль за соблюдением Закона РФ «О рекламе» возло­жен на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (в пределах их компетенции) (гл. 5).

Законодательство ставит преграды на пути ненадлежащей рекламы. Между тем детальное регламентирование рекламной деятельности при помощи норм пра­ва объективно затруднено особенностями самой сферы регулирования. В России, как и во многих других странах, весьма важным становится саморегулирование рекламы, которое предполагает добровольный контроль делового сообщества за собственной деятельностью в сфере рекламной деятельности.

Организациями, берущими на себя функции по саморегулированию рекла­мы, являются: Российская организация рекламных агентств, Национальная рек­ламная ассоциация, Комитет Торгово — промышленной палаты по рекламной дея­тельности, Ассоциация по связям с общественностью.

Закон о рекламе.

1. первая глава содержит общие положения, такие как:
• цели и сферу применения закона
• основные понятия (реклама, объект рекламирования, товар, рекламодатель, ненадлежащая реклама и другие);
• общие требования к рекламе (например, что реклама должна быть добросовестной и достоверной)
• описывает, из чего состоит рекламное законодательство
• перечисляет товары, реклама которых не допускается
• раскрывает другие общие моменты.

2. вторая глава раскрывает особенности отдельных способов распространения рекламы: в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах и др. способами.

3. третья глава рассматривает особенности рекламы отдельных видов товаров: алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, лекарственных средств, товаров медицинского назначения, биологически активных добавок, продукции военного назначения, основанных на риске игр, финансовых услуг, ценных бумаг, договоров ренты и других.

Читайте так же:  Как узнать кто собственник квартиры в различных инстанциях

4. четвертая глава посвящена саморегулированию в сфере рекламы: рассмотрены саморегулируемые организации и их права.

5. в пятой главе рассмотрены вопросы государственного контроля в сфере рекламы ответственность за нарушение законодательства о рекламе: полномочия и обязанности антимонопольного органа, его решения и предписания, правила предоставления информации в антимонопольный орган, оспаривание его решений, ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

6. шестая глава содержит заключительные положения закона о рекламе: сообщает, когда закон и его отдельные статьи вступают в силу, как происходит регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления, сообщает каким законом регулируются особенности размещения рекламы в период олимпийских игр в г. Сочи.

Для наиболее детального или оперативного регулирования в определенных сферах предусмотрены еще и подзаконные нормативные акты.
Кроме того, в силу федеративного устройства РФ, многие сферы жизни могут регулироваться актами субъектов РФ, где к рекламе могут применятся требования, связанные со спецификой края, региона, области. Так же право издавать хозяйственно — правовые акты имеют так же органы местного самоуправления. (см. весь закон о рекламе)

Регулирование рынка рекламы

Современный рынок рекламы является частью общественной системы и представляет собой самостоятельный сектор экономики, включающий широкую систему экономических, правовых, социокультурных и иных oтношений, которые возникают и развиваются между субъектами этого рынка — рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями и потребителями рекламы. Рекламная деятельность, рынок рекламы и взаимоотношения его субъектов регулируются государственными и общественными институтами. Подобная практика принята во многих странах с развитыми экономическими системами.

В Российской Федерации к настоящему времени сложились два основных подхода к регулированию рынка рекламы:

  1. Государственное регулирование рынка рекламы. Государственное регулирование является основным регулирующим инструментом на рынке рекламы, оно обеспечивает правила взаимодействия между его участниками при помощи системы правовых и организационно-экономических форм и методов воздействия на рыночные процессы в целях защиты прав и интересов всех субъектов рынка.
  2. Общественное регулирование рынка рекламы. Общественное регулирование, включая саморегулирование рекламной отрасли, является дополнительным регулирующим инструментом на рынке рекламы и во многом выполняет превентивные функции, позволяя разрешать спорные и проблемные ситуации в сфере рекламной деятельности, не прибегая к государственным инстанциям.

Каждое из этих двух направлений регулирования рекламы функционирует на основе тех или иных законодательных и рекомендательных норм и правил. Нормы, регулирующие рекламу, проявляются в нескольких формах:

  1. Государственное регулирование на федеральном уровне.
  2. Государственное регулирование на региональном уровне.
  3. Негосударственное регулирование организациями рекламной отрасли (саморегулирование).
  4. Негосударственное регулирование организациями по защите прав потребителей.

Как и в других странах, общие требования к рекламе в Российской Федерации определяются нормами общественной морали, федеральных законодательных актов, обычаями делового оборота, нормами международного и национального рекламного кодекса, этическими нормами бизнес-сообщества, в том числе и декларированными в документах профессиональных объединений рекламного рынка. Весь перечень официальных (формальных) и неформальных требований достаточно велик. В своей совокупности они отражают следующие принципиальные позиции:

  • реклама должна содействовать развитию свободной конкуренции, развитию рынка, экономики страны, росту благосостояния граждан;
  • реклама не должна наносить ущерба моральному и физическому здоровью граждан;
  • реклама должна способствовать осуществлению свободного выбора;
  • реклама не должна являться инструментом недобросовестной конкуренции.

Взаимоотношения государственного и общественного регулирования в рекламной сфере во многом обусловлены специфическими особенностями развития российского рынка, не имеют исторических прецедентов и поэтому еще окончательно не сложились. К 2006 году в России завершились основные процессы становления рекламной индустрии: сформирована законодательная база, основу которой составил Федеральный закон «О рекламе», в котором предпринята первая попытка кодификации всех норм регулирования рекламы в российском законодательстве. Сложилась система саморегулирования, включающая некоммерческие организации, способные регулировать лежащие вне сферы законодательного регулирования вопросы, и кодексы, как основные документы саморегулирования. По инициативе саморегулирующих организаций начинается разработка общих принципов взаимодействия — индустриальных стандартов.

ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Секция: 7. Маркетинг

XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Актуальность данной темы обусловлена постоянным развитием рекламного рынка и подчас не совсем успевающим законодательством Российской Федерации, которое не освещает все проблемы и тонкости в рекламной деятельность, что приводит к неисполнению норм о рекламе в системе права.

Быстрое развитие рынка товаров работ и услуг прослеживается в XXI веке. Бурное развитие влияет на права потребителей в данной сфере, вследствие чего требуется достоверная и качественная реклама. Поэтому необходимо такое же быстрое и целесообразное совершенствование законодательной базы Российской Федерации в сфере рекламной деятельности. От скорости принятия решения об изменение закона о рекламе, а именно той части, которая устарела или противоречит Конституции РФ зависит достоверность в организации рекламной деятельности.

Необходимо разобраться, что такое реклама. Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [3]. Данный вопрос регулируется Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) , а так же другие нормативно правовые акты, принятые в соответствии с законом о рекламе регулируют создание, размещение и продвижения рекламы в обществе.

Читайте так же:  Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе

При выяснении факта нарушения законодательства о рекламе рекламодателем реклама производитель обязан уведомить лицо, упомянутое выше, которое в свою очередь обязано внести поправки или коренные изменения в свою рекламу для верного и безошибочного восприятия лиц, принимающих данную оферту в соответствии с Федеральным законом о рекламе.

Данный вопрос является актуальным и востребованным в связи разнообразием норм, законов и подзаконных актов, регулирующих сущность и содержание рекламы и рекламной деятельности.

Вследствие изменений, редактирований, систематизирования закона о рекламе подчас в современной практике встречаются спорные ситуации, возникающие из-за пробелов, белых дыр в нашем законодательстве.

Так спорными и подчас непонятными моментами являются информационные и стационарные вывески о месте нахождения и время работы предприятия либо производства юридического лица или индивидуального предпринимателя. Рассмотрев п.18 Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО № 37 25 декабря 1998 г). Торговая организация — рекламодатель использовала в стационарной наружной рекламе фразу: «В моей школе у многих ребят есть компьютер». Антимонопольный орган указал в своем решении, что названная реклама является недопустимой на основании статьи 20 Закона о рекламе, поскольку внушает непосредственно несовершеннолетним мысль убедить родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары. В связи с этим антимонопольный орган направил рекламодателю предписание о прекращении нарушения и устранение всех банерных объявлений с улиц и с заставки телепередач.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рекламодатель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, сославшись на повествовательный характер данной фразы, отсутствие в ней признаков внушения и то обстоятельство, что слова «школа» и «ребята» применимы не только к несовершеннолетним. Рекламодатель в суде ссылался на то, что данное высказывание никоем образом не призывает к трате бюджета семьи и образования мыслей у несовершеннолетних о трате того самого бюджета.

В соответствии со статьей 20 Закона в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта не допускается при производстве, размещении и распространении рекламы внушения непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары, а также создания у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о цене (стоимости) товара, в том числе косвенным указанием на его доступность для любого семейного бюджета.

Повествовательный характер использованной в рекламе фразы значения не имеет, так как запрет на внушение несовершеннолетним мысли убедить взрослых приобрести рекламируемый товар и запрет на формирование у ребенка неправильного представления о соотношении цены с реальностью не поставлены Законом в зависимость от вида рекламоносителя или способа доведения информации до указанных потребителей.

Учитывая, что спорная реклама призвана оказать на несовершеннолетних воздействие искаженного представления о цене и склонение родителей к покупке рекламируемого товара, не допустимо Законом, оценка антимонопольным органом спорной рекламы как правонарушения является обоснованной.

Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция отменила решение суда и отказала в удовлетворении заявленного рекламодателем требования[2].

Рынок рекламы в современном мире является неотъемлемой ячейкой, структурной единицей, механизмом рыночной экономики. Рекламный рынок является сферой всемирного обмена, включающего в себя в качестве товара – рекламные услуги и материалы. Данную сферу необходимо регулировать, изучать, можно сказать идти в ногу со временем, совершенствую законодательную базу и нормы о рекламе в системе права. Особенностью рекламного рынка является, то что лица, в данном случае предприниматели, продвигая свои услуги, товары либо иное подчас не ознакомлены с действующим законодательством, а именно ФЗ «О рекламе», что подчас приводит к непониманию, что за рекламодатель несет гражданскую ответственность, хуже того тратит время, усилие и денежные средства на судебные разбирательства и судебные расходы.

Данная тема обусловлена тем, что включает в себя различные виды рекламы, средства распространения рекламы, средства массовой информации. И все вышеизложенное должен понимать массовый потребитель, которому предлагают оферту – главный объект рекламного рынка 3 . Ведь законодатель пытается систематизировать, сделать данную информационную базу более понятной для объекта. Но, к сожалению, стоит отметить недостаточную проработанность законодательства о рекламе, например, о наружной рекламе, где можно считать случаи использования чужого товарного знака в своей рекламе. Для конкретики стоит рассмотреть случай, приведенного выше примера, где предприниматель рекламирует услуги, связанные с продукцией, помеченной индивидуализирующим обозначением. То есть организация поставляет детали или производит ремонт техники фирмы (Apple, Asus, DNS).

В данном случае рекламодатели информируют, дают знать, что они производят ремонт данных фирм. Но судебная практика показывает, что владельцы данных знаков индивидуализации подают иски в суд, обвиняя в незаконном использовании товарного знака в чужой рекламе без их разрешения. На мой взгляд, было бы логично внести изменения по поводу использования индивидуализированного товарного знака в рекламной деятельности, чтобы исключить спорные ситуации в работе физических и юридических лиц.

Следовательно, законодательное регулирование должно пересматриваться, вноситься ряд изменений в Федеральный закон «О рекламе», способствующих нормальному функционированию данного рынка. Так же законодательные органы должны учитывать «компьютеризацию» общества для того, чтобы иметь возможность стабильно и качественно регулировать просторы сети интернет относительно рекламы и рекламной деятельности в целом, чтобы отгородить обычный людей, пользователей от мошеннических действий преступников, пользующихся пробелами и коллизиями права в законодательстве о рекламе.

Читайте так же:  Как привлечь к ответственности хозяина собаки, которая покусала человека

Вопрос 10. Система законодательного регулирования рекламной деятельности.

В законодательствах всех стран, ориентированных на рыночную экономику, правовым вопросам деятельности рекламы уделяется пристальное внимание.

В современной экономике наряду с прогрессивным влиянием рекламы, которая делает возможным развитие свободной конкуренции между коммерческими предприятиями, стали проявляться и ее негативные стороны.

Распространение ненадлежащей рекламы способно ввести потребителей в заблуждение, нанести вред жизни, здоровью, имуществу граждан, окружающей среде.

Наносится ущерб самой рыночной экономике и обществу в целом.

В целях возведения барьера для недобросовестных действий в законодательство всех стран с рыночной экономикой включены нормы, содержащие ограничения, а иногда и прямые запреты на определенные способы или приемы рекламирования.

Процесс формирования и развития законодательства по вопросам рекламы начался в России с середины 90-х годов.

Существующую сегодня нормативную базу по регулированию этой отрасли деятельности можно условно разделить на 4 группы:

1. Кодифицированный источник правового регулирования – Закон РФ «О рекламе» от 18 июля 1995 года;

2. Ряд нормативных актов, регулирующих отдельные стороны рекламной деятельности – Закон РФ «О защите прав потребителей», Закон «О банках и банковской деятельности», Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и т.д.

3. Ряд нормативных актов, регулирующих процессуальные моменты правового регулирования рекламного бизнеса – приказ Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур «Об утверждении Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации «О рекламе» и т.п.

4. Инструкции, приказы, положения, регламентирующие деятельность рекламных структур и взаимодействие субъектов рекламного процесса.

Реклама

информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).

В ФЗ «О рекламе» закреплены основные условия рекламы:

· реклама должна быть правомерной;

· реклама не должна наносить вред нравственному здоровью общества, порождать агрессию и насилие, пропагандировать войну или национальную рознь;

· реклама не должна призывать к нарушению экологических норм;

· реклама должна быть непосредственно распознаваема, т. е. понятна без применения каких-то особых знаний или технических средств;

· реклама должна вестись преимущественно на русском языке или языке народа, проживающего в РФ;

· реклама товаров, подлежащих сертификации, должна быть сопровождена пометкой «подлежит обязательной сертификации».

Вопрос 11. Функции антимонопольных органов (федерального и территориальных).

Закон «О рекламе»: концепция, цели закона, регулирование рекламы отдельных видов товаров.

Основными задачами МАП России, в частности, являются:

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В пункте 5 названного постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 (в ред. постановления Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 786*(128)) указано, что основными функциями ФАС России являются:

а) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

г) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);

д) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством РФ о размещении заказов.

Закон «О рекламе»: концепция, цели закона, регулирование рекламы отдельных видов товаров.

Федеральный закон ‘о рекламе’ от 13.03.2006 N 38-ФЗ

Цели:

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее — товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Целями настоящего

Федерального закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
Читайте так же:  Безвестно отсутствующий гражданин что это такое и как правильно оформить документ о признании

2. Настоящий Федеральный закон применяется и в тех случаях, когда действия, совершаемые за пределами Российской Федерации юридическими лицами или гражданами Российской Федерации в области рекламы, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров Российской Федерации.
3. Настоящий Федеральный закон распространяется на иностранных юридических лиц, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства — индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке, производящих, размещающих и распространяющих рекламу на территории Российской Федерации.
4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу.

Вопрос 12. Саморегулирование в рекламе: международный (ICC, EASA) и национальный уровень.

Саморегулирование в рекламе

это объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и потребителей рекламы.

Оно создается для представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением для разрешения конфликтов между участниками рекламной коммуникации.

Саморегулирование позволяет решать спорные вопросы в досудебном порядке, создает атмосферу доверия и открытости, благоприятную как для рекламного сообщества, так и для потребителей.

Разрабатываются правила профессиональной деятельности, профессиональной этики с обязательным исполнением их для всех членов саморегулируемой организации.

Для этого продумываются санкции за их несоблюдение, вплоть до исключения из рядов саморегулируемой организации.

Признанные государством и профессиональным сообществом отраслевые объединения рекламодателей формируют саморегулируемую структуру, представляющую интересы разных сегментов рынка рекламы.

Но роль этих организаций может быть гораздо эффективнее, если они будут взаимодействовать друг с другом, выражать позицию не просто отдельного сегмента рекламного рынка, а в целом рекламной отрасли.

Саморегулирование, как уже говорилось выше, не дублиру­ет закон, оно гораздо шире и рассматривает вопросы, которые или невозможно регламентировать законодательно, или нецеле­сообразно прописывать юридически точно.

Право и мораль — два основных социальных регулятора, между которыми, несмотря на зачастую пересекающиеся или смежные сферы воздействия, нельзя ставить знак равенства или вводить систему соподчиненности, что встречается в современ­ном российском законодательстве.

Юристы, специализирующи­еся в области информационного права, объясняют это незре­лостью нашего гражданского общества и слабостью механизмов саморегуляции, которые не могут обеспечить эффективность деонтологических норм.

Тем не менее процесс цивилизованного разведения законодательного и этического регулирования идет достаточно активно, что подтверждается в том числе и отсут­ствием в новом законе «О рекламе» от 13 марта 2006 г. понятия «неэтичная реклама» и введением отдельного раздела, посвящен­ного саморегулируемым организациям в области рекламы.

Международный уровень (ICC, EASA):

Европейский альянс по стандартам в рекламе (EASA) является авторитетным голосом саморегулирования в Европе.

Среди его членов — организации саморегулирования Австрии, Бельгии, Чехии, Дании, Финляндии, Франции, Герма­нии, Греции, Венгрии, Ирландии, Италии, Люксембурга, Голлан­дии, Португалии, России, Словакии, Словении, Испании, Шве­ции, Швейцарии, Турции, Великобритании, Новой Зеландии и Южной Африки.

ЕАSА запустил программу поиска и распространения пере­дового опыта саморегулирования рекламы по всей Европеи инициировал подписание хартии саморегулирования.

В руководстве по саморегулированию Европейского альянса по стандартам в рекламе (EASA) декларируется, что в основе системы саморегулирования лежат два основных элемента:

· практический кодекс или комплекс принципов, которые регулируют содержание рекламы и базируются на предпосылке, что реклама должна быть законной, пристойной, честной и правдивой;

· процесс создания, обновления и применения кодекса или принципов.

Большинство современных кодексов в области рекламы, посвященных вопросам саморегулирования, основываются на Кодексе Международной торговой палаты (ICC Code) и включают в себя основные принципы, в соответствии с которыми реклама должна выступать как социально ответственная деятельность.

Кодекс основан на Международном кодексе рекламной дея­тельности, разработанном МТП, который во всем мире признан в качестве надлежащей базы систем саморегулирования внутри рекламных отраслей отдельных стран. Кодекс призван играть двоякую роль.

В отношении лиц, занимающихся рекламой, он устанавливает нормы профессионального поведения, а для всех остальных дает ясное указание на самоограничения, установлен­ные теми, кто пользуется рекламой или работает в ней, что слу­жит формированию положительного образа рекламной отрасли.

Международная торговая палата (МТП) пропагандирует высокие этические стандарты в маркетинге, поощряя саморегулирование в бизнесе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.

  2. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.
  4. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.
  5. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
Законодательное регулирование рекламного рынка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here