Защита от произвола чиновников

Полезная информация по теме: "Защита от произвола чиновников" с ответами на все возможные вопросы. Если вы все же не найдете ответ на интересующие вопросы, то обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Прокуратура готова защитить бизнес от произвола чиновников

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 322-02-63 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

Генпрокуратура РФ заинтересовалась злоупотреблениями чиновников при реализации госпрограмм поддержки малого и среднего предпринимательства.

Прокурорам субъектов рекомендовали жестко реагировать на нарушение прав бизнесменов. Соответствующее поручение опубликовано на официальном информационном ресурсе ведомства.

Обеспокоенность прокуратуры вызвана результатами прокурорского надзора, которые свидетельствуют о зависимости роста бизнес-активности населения от административных барьеров и благосклонности чиновников. Так, некоторые нормативные акты госорганов и органов местного самоуправления направлены отнюдь не на поддержку предпринимателей. Их целью является усложнение условий получения помощи, предусмотренной законодательством.

Прокуратура заявила о 96 тысячах выявленных правонарушений при предоставлении финансовой поддержки субъектам бизнеса в некоторых областях России. Для их устранения приняты следующие меры:
… внесено почти 17 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 11,5 тыс. должностных лиц. Опротестовано 16,5 тыс. незаконных правовых актов, ограничивающих свободу экономической деятельности и иным образом ущемляющих права хозяйствующих субъектов.

По инициативе прокуроров административным наказаниям подвергнуты 1,3 тыс. лиц, в суды предъявлено 2,2 тыс. заявлений в защиту прав предпринимателей, о недопустимости игнорирования законов предостережено около 1 тыс. чиновников, по материалам органов прокуратуры возбуждено более 30 уголовных дел.

Как бороться с произволом чиновников? Советы юриста

Дата публикации материала: 13.09.2019

[3]

Последнее обновление: 13.09.2019

Все мы, так или иначе, сталкиваемся с бюрократической системой. Оформить документы, получить справку, подать декларацию, выписать разрешение и многое другое, все это невозможно без общения с чиновниками различных мастей. Но всегда ли общение с чиновниками проходит гладко? Пожалуй, в России ни для кого не секрет, что государственные служащие не всегда выполняют свои обязанности надлежащим образом. Что делать, если вам пришлось столкнуться с произволом чиновников?

Прежде всего, не стоит забывать фразу из культового романа Ильфа и Петрова о том, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Поэтому, не стоит думать, что неприятная ситуация разрешится сама собой, а сразу начать действовать. Самым действенным способом воздействовать на недобросовестных госслужащих по-прежнему является жалоба. Естественно, не абы какая, а грамотно составленная, юридически обоснованная и, конечно же, направленная по нужному адресу. В этой статье мы расскажем, как и куда правильно жаловаться на чиновников, нарушивших закон.

Куда жаловаться на недобросовестного чиновника?

Вне зависимости от того, какой именно госслужащий нарушил ваша права (это может быть и сотрудник паспортного стола, и налоговый инспектор), при подаче жалобы существует универсальное правило – обращаться следует по вертикали власти наверх. То есть, в первую очередь вам необходимо подать жалобу непосредственному руководителю недобросовестного госслужащего. Чаще всего этого достаточно для быстрого решения проблемы. Однако, если обращение к начальству не принесло нужных результатов, вы можете подать жалобу в первую вышестоящую инстанцию и далее по вертикали.

[2]

Как составить жалобу на незаконные действия или бездействие чиновника?

Прежде всего, хотелось бы напомнить очевидную истину – для того, чтобы ваша жалоба была рассмотрена, она должна быть правильно оформлена. К сожалению, многие об этом забывают, и в результате обращения, написанные неразборчивым почерком, содержащие хамские выражения или угрозы попросту остаются без ответа. Поэтому, стоит проявить уважение к тому, кто будет читать ваше обращение: пишите аккуратно и разборчиво, без помарок, рекомендуется использовать бумагу формата А4. Если есть возможность, распечатайте текст жалобы на компьютере. Будьте лаконичными, лучше всего, если текст будет не слишком длинным, оптимальный размер жалобы – 2-3 страницы.

Итак, с чего стоит начать составление жалобы на чиновника? Начать стоит с заполнения «шапки» заявления. В ней необходимо указать следующие данные:

  • Точное название учреждения, в которое вы обращаетесь;
    ФИО должностного лица, на имя которого вы направляете жалобу;
    Ваши данные (фамилия, имя, отчество, контактный телефон, почтовый адрес, по которому вы хотите получить письменный ответ).

Далее следует непосредственно текст вашей жалобы. Очень важно не давать воли эмоциям! Ваше заявление должно быть написано кратко и по существу. Что стоит указать в тесте жалобы?

  • Описание действий должностного лица, которые вы считаете неправомерными;
  • Данные должностного лица нарушившего закон (фамилия, должность и т.д.);
  • Важные детали произошедшего (номера документов, даты и т.д.);
  • Статьи, под которые подпадает ваша ситуация;
  • Статьи закона, согласно которым вы хотите привлечь чиновника к ответственности.
  • Завершением жалобы должно стать пожелание скорейшего рассмотрения и пояснения ситуации в письменном виде.

Где взять образец жалобы на чиновника?

Данная жалоба составляется в свободной форме, кроме того, каждый случай обращения индивидуален, поэтому образец жалобы на чиновника в интернете вы вряд ли найдете. Если при составлении жалобы у вас возникают проблемы, обратитесь за помощью в составлении к профессиональным юристам.

Как правильно подать жалобу на чиновника?

Подать свое обращение вы можете двумя способами – лично, либо по почте. В первом случае вам понадобятся два экземпляра жалобы. Один экземпляр вы подаете в канцелярию, второй, с номером и датой входящего документа, остается у вас на руках. Если вы хотите направить жалобу по почте, то не забудьте взять уведомление – это гарантия того, что ваша жалоба попадет в канцелярию и будет зарегистрирована.

§ 5. Защита по суду от произвола чиновников 369

ции, правила и т. д.), хотя они затрагивали интересы отдель­ных лиц, на незаконные решения общественных объединений, в том числе политических партий (кто в то время мог посметь жаловаться на ЦК КПСС?!), на правительственные распоря­жения. Прежде чем обратиться в суд, надо было обязательно подать жалобу начальнику того должностного лица, чьи дей­ствия вызывают возражения. Да и пошлину придется платить, если вздумаешь жаловаться в суд. В общем, совсем непросто было воспользоваться своим конституционным правом она су­дебную защиту.

Именно из-за этих неоправданных ограничений тек в суды крохотный ручеек жалоб вместо огромного потока, который со страхом ожидался после провозглашения в Конституции права каждого на жалобу в суд. К примеру, в 1992 г. в суды Россий­ской Федерации поступило всего лишь 9965 жалоб па действия органов управления и должностных лиц. И это в стране с насе­лением почти 150 млн! Приведенные цифры красноречиво сви­детельствуют о слабой эффективности механизма судебной за­щиты, сконструированного в самом законе. Можно, конечно, пофантазировать и предположить другое: чиновники стали ува­жительнее относиться к людям, меньше кормить их обещания­ми и т. д. Только уж слишком фантастична эта явно ненауч­ная фантастика.

Читайте так же:  Что грозит за проезд по полосе встречного движения

Чтобы закон о судебном контроле за исполнительной вла­стью действительно защищал права человека, надо исходить из принципа: по какому бы поводу ни возникало явное или еще не прорвавшееся наружу напряжение между граждани­ном, обществом и государством — заключение человека под стражу, обыск или осмотр в его жилище, ограничение свобо­ды передвижения, выезд из страны пли въезд в нес, отказ в регистрации партий и иных общественных объединений, при­остановление или запрещение деятельности средств массовой информации, запрет митингов и демонстраций, нарушение пред­принимателями договоров, споры по поводу регистрации кан­дидатов, проведения и итогов выборов, — во всех этих и во многих других случаях единственным арбитром между спо­рящими сторонами должен выступать суд. Возможность бес­препятственно обращаться в суд за защитой от любых актов

370 Глава XI. Судебная защита прав и свобод

исполнительной власти — первое условие всякой свободы. Именно такое, глобальное, решение дано в принятом 27 апре­ля 1993 г. Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан».

Если сравнить его название с названием союзного Закона 1989 г., то сразу бросается в глаза отсутствие в нем перечня органов и лиц, чьи действия могут быть обжалованы. Это про­диктовано, во-первых, стремлением законодателя подчеркнуть максимально широкую возможность обжалования (любые, вся­кие действия и решения, от кого бы они ни исходили) и, во-вторых, эстетическим неудобством давать в названии закона длинный перечень тех, кто может нарушить нрава н свободы граждан. Такой перечень приведен в ст. 1 Закона: это все госу­дарственные органы (а не только органы государственного уп­равления), органы местного самоуправления, учреждения, пред­приятия и их объединения (в том числе частные, акционерные и смешанные), общественные объединения и должностные лица. В результате такой новеллы суду стали подконтрольны любые действия (решения) любых структур и должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов лич­ности, что целиком отвечает духу и букве ч. 2 ст. 46 Конститу­ции РФ, устанавливающей: «Решения н действия (или бездей­ствие) органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Реализуя предписания Конституции, новый закон создал единый механизм судебной защиты для всех граждан Российс­кой Федерации. Лишь для одной категории граждан — военц нослужащих установлены некоторые особенности, обусловлен!! ные спецификой их деятельности. Военнослужащие могут обШ жаловать ущемляющие их права действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц в военный суд (ст. 4). Надо полагать, что жалобы па действия других органов и лиц (т. е. невоенных) военнослужащие вправе по­давать в общие суды. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в принятом 21 декабря 1993 г. постановлении «О рас­смотрении судами жалоб на неправомерные действия, паруша-

Защита от произвола чиновников

Если вам пришлось столкнуться с произволом чиновников, то стоит своевременно обратиться за квалифицированной юридической поддержкой специалистов нашего центра, практикующих в данном правовом направлении. Они помогут вам защитить права и интересы в соответствии с нормами действующего законодательства. В рамках предварительной консультации вам будет предоставлена вся необходимая информация по интересующему вопросу и даны рекомендации, как поступить в той или иной ситуации.

Защита от произвола чиновников осуществляется в строгом соответствии со следующими правилами взаимодействия с органами государственной власти:

  • все обращения оформляются в письменной форме, т.к. устные ходатайства рассмотрению не подлежат;
  • при вручении заявления адресату, получается копия с отметкой о получении и регистрации письма. В противном случае доказать факт вашего обращения будет просто невозможно;
  • если потребуется предоставить ответы чиновников, то оригиналы передавать не стоит, достаточно сделать их копии для предъявления по месту требования.

Как бороться с произволом чиновников?

С произволом чиновников в России приходится встречаться нередко, но защитить свои права и интересы в данном случае бывает порой непросто. Именно поэтому мы рекомендуем своевременно обращаться за квалифицированной юридической поддержкой юристов и адвокатов, практикующих в данном правовом направлении.

Один из наиболее распространенных вопросов, с которым обращаются в наш центр при столкновении с произволом чиновников – куда жаловаться и как правильно это сделать?

Учтите, что каждый государственный орган наделен своими полномочиями, соответственно, важно обращаться именно в ту организацию, которая уполномочена в рассмотрении данного вопроса. Рассылка обращений по всем инстанциям результата не даст. К тому же обращение в вышестоящую инстанцию возможно лишь при получении неудовлетворительного результата от нижестоящей. Защита по суду от произвола чиновников осуществляется в последнюю очередь, если иные способы не дадут должного результата.

Задать вопрос юристу

Зачем самостоятельно искать ответы на вопросы? Вы потратите 1 минуту на заполнение контактной формы, а сэкономите часы

Защита от произвола чиновников

В ходе осуществления предпринимательской деятельности некоторые предприниматели испытывают на себе произвол со стороны чиновников разных уровней, а также подвергаются необоснованно жестким санкциям за нарушения административного, налогового и таможенного законодательства. В таких спорах, когда одной из сторон выступает контролирующий государственный орган сотрудники нашей фирмы помогут защитить ваши интересы т.к. наша фирма специализируется на административных, налоговых и таможенных спорах. Наши специалисты помогут вам разобраться в тонкостях налогового, таможенного законодательства, налогового планирования, помогут с ведением бухгалтерского учета, проведением различных экспертиз. В первую очередь мы окажем консультационную помощь. Иногда, правильного совета достаточно, чтобы избежать очень больших ошибок. Бороться с чиновничьим произволом нужно всегда грамотно и исключительно в рамках закона. Чтобы эта борьба давала необходимые результаты нужно обращаться к профессионалам.

По всем возникшим вопросам, Вы можете связаться со специалистами нашей фирмы по телефонам указанным выше или написать письмо по адресу или подъехать к нам в офис.

Защита семей от произвола чиновников Ювенальной Юстиции

И многие другие «нельзя» для чиновников прописаны в документе, детально объясняющим, за что папу и маму можно лишить родительских прав, когда и как ребенка можно изъять из семьи.

По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в этом году за шесть месяцев были лишены родительских прав 18,7 тысячи родителей. Еще 2,5 тысячи были ограничены в родительских правах. Целый город без пап и мам! Ограничение подразумевает, что детей также заберут из семьи, только сделают это на определенный срок. Родителям дается несколько месяцев на собственное перевоспитание.

В законе перечислены основания, за что родителей нужно лишать родительских прав. Например: за жестокое обращение с ребенком, злоупотребление родительскими правами и прочее. Пленум Верховного суда расшифровывает эти понятия. Как рассказал председатель судебного состава Судебной коллегии Верховного суда России по гражданским делам Александр Кликушин, в постановлении даются такие формулировки, которые исключают расширительное толкование.

Например, под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий к получению ими общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств.

Читайте так же:  Запрет на продажу алкоголя — часы продажи алкогольных напитков в россии

«Особое внимание привлекает пункт, касающийся лишения родительских прав за вовлечение в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности, – говорит адвокат Виктория Данильченко. – Таким образом, лишиться родительских прав могут те, кто является участниками таких объединений и религиозных организаций».

Семья не то место, где чиновники должны показывать свою власть, карать и миловать. Однако в жизни порой возникают ситуации, когда ребенка действительно надо спасать – родной дом ему опасен. Как отличить экстренный случай от обычных семейных проблем, до которых чиновнику дела нет и быть не может?

Как поясняет Верховный суд, жестокое обращение с детьми может выражаться, в частности, в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность.

В исключительных случаях, когда ребенку угрожает опасность, закон разрешает чиновникам немедленно забрать ребенка из семьи. Первоначально предполагалось дать органам опеки возможность действовать немедленно даже без официального решения. Однако, по мнению некоторых экспертов, этот пункт открывал возможности для произвола. Как сообщил Александр Кликушин, в окончательном варианте постановления четко указано: органы опеки, пришедшие забирать ребенка, должны иметь на руках официальный акт.

«Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренная статьей 77 Семейного кодекса РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования», – говорится в постановлении.

Родители вправе обжаловать такое решение. Тогда суд должен досконально изучить, имелись ли основания для применения такой исключительной меры. В частности, надлежит исследовать акты обследования условий жизни родителей и ребенка, заслушать показания свидетелей, объяснения представителей органов опеки и попечительства.

В свою очередь, органы опеки в течение семи дней, после того как принято решение об изъятии ребенка в экстренном порядке, должны подать в суд заявление о лишении родителей родительских прав.

Еще важное положение. Как поясняет Верховный суд, тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей, если родители добросовестно исполняют свои обязанности, заботятся о детях, создают необходимые условия для их развития в соответствии с материальными и финансовыми возможностями семьи.

Эта статья является комментарием к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44 г. Москва «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав».

Какие органы должны защитить пенсионера от произвола чиновников?

Какие органы должны защитить пенсионера от произвола чиновников?

Обработано вопросов: 1250
Отзывы: 58

Добрый день. Вне зависимости от того, какой именно чиновник нарушил ваша права, при подаче жалобы существует универсальное правило – обращаться следует по вертикали власти наверх. То есть, в первую очередь вам необходимо подать жалобу непосредственному руководителю недобросовестного госслужащего. Чаще всего этого достаточно для быстрого решения проблемы. Однако, если обращение к начальству не принесло нужных результатов, вы можете подать жалобу в первую вышестоящую инстанцию и далее по вертикали.

4.5 Защита по суду от произвола чиновников

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Судебную власть как одну из основных структур правового государства нельзя сводить к разбирательству конкретных дел, предусмотренных нормами гражданского или уголовного права.

Когда в 1977 г. была принята Конституция СССР, то в ней привлекала к себе внимание ст. 58, предусматривавшая для граждан возможность обращаться в суд за защитой своих прав, если они ущемлены действиями должностных лиц, совершенными с нарушением закона, с превышением полномочий. Такая норма появилась в нашем законодательстве впервые, и это было несомненным прогрессом. Правда, ст. 58 предусматривала необходимость соблюдать одно условие: подавать жалобы в суд «в установленном законом порядке». А вот закона такого не было. А когда в 1987 г. закон все же приняли, то он оказался столь ущербным, что уже спустя три месяца в него пришлось внести существенные коррективы.

Между тем давно известно, что судебное разбирательство имеет огромные преимущества перед решением спора в административном порядке.

Положение коренным образом изменилось с принятием 27 апреля 1993 г. Закона РФ Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Реализуя предписания Конституции, новый закон создал единый механизм судебной защиты для всех граждан Российской Федерации. Лишь для одной категории граждан — военнослужащих установлены некоторые особенности, обусловленные спецификой их деятельности. Военнослужащие могут обжаловать ущемляющие их права действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц в военный суд (ст. 4). Надо полагать, что жалобы на действия других органов и лиц (т. е. невоенных) военнослужащие вправе подавать в общие суды. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в принятом 21 декабря 1993 г. постановлении «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан», граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохождения ими военной службы, либо в районный, либо в военный суд по своему усмотрению.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), если ими: 1) нарушены права и свободы гражданина (например, ему отказывают во въезде в какую-либо местность Российской Федерации); 2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод (к примеру, из-за, отсутствия в отделении милиции делопроизводителя гражданину не выписывают заграничный паспорт); 3) на него незаконно возложена какая-либо обязанность (например, воинская обязанность, если гражданин в силу своих религиозных убеждений настаивает на альтернативной службе); 4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (материальной, дисциплинарной и др.).

Решения, которые гражданин вправе обжаловать в суд, могут быть как нормативными, так и правоприменительными актами. В этом смысле суду подконтрольны указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, если ими в конкретной ситуации нарушены гражданские права и свободы. Решения в форме правоприменительных актов — это чаще всего различные приказы, распоряжения и т. п.

Пределы действия рассматриваемого российского закона принципиально иные, чем прежнего союзного. Предметом судебного обжалования могут стать как индивидуальные, так и нормативные акты (по союзному закону — только индивидуальные). Из этого общего правила предусмотрены лишь два исключения: не подлежат обжалованию акты, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (на федеральном уровне это касается законов, а также нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ), и акты, для которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного их обжалования (ст. 3 Закона).

Читайте так же:  Сколько делается загранпаспорт

Действующий Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» существенно облегчил гражданину путь к суду. Он определил, что гражданин вправе сам решать, кому направить жалобу — либо сразу в суд, либо сначала вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу.

Путь к суду облегчается и установлением альтернативной подсудности жалобы: гражданин может подать ее в суд, либо по месту нахождения органа или должностного лица, чьи действия обжалуются, либо по своему месту жительства. В Законе 1989 г. такого выбора не было: гражданин в любом случае должен был искать адрес ответчика, посылать жалобу или сам ехать в соответствующий суд.

Принципиально новой является норма ч. 6 ст. 4 рассматриваемого Закона, позволяющая суду, принявшему жалобу к рассмотрению, по просьбе гражданина или по своей инициативе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения). Реализация такого права в ряде случаев может предотвратить наступление вредных для гражданина последствий.

Наконец, нужно отметить четкую норму о характере решения, принимаемого судом по жалобе: «Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает нарушенные права и свободы» (ст. 7). Таким образом, исходным пунктом судебного решения является признание обжалуемого действия (решения) незаконным. Вслед за этим суд принимает или предписывает принять меры к восстановлению справедливости. Причем закон не содержит исчерпывающего перечня таких мер, он позволяет суду любым способом («иным путем») обеспечить восстановление нарушенных прав и свобод гражданина. Разумеется, если суд признает обжалуемое действие (решение) законным, он отказывает в удовлетворении жалобы.

В декабре 1995 г. в Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» были внесены некоторые изменения и дополнения. Эти поправки еще более усиливают судебную защиту прав граждан: теперь можно жаловаться в суд на действия и решения не только должностных лиц, но и любых государственных служащих. Тем самым создан механизм реализации ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятого 31 июля 1995 г. Пункт 5 этой статьи гласит: «Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан». Следовательно, такая ответственность наступает по судебному решению.

Важно отметить, что по суду отвечают перед гражданами не только государственные, но и муниципальные служащие, если закон приравнивает их к государственным служащим (ст. 1).

В Законе от 27 апреля 1993 г. ни слова не было сказано об ответственности за бездействие, повлекшее нарушение прав и свобод граждан. И это, конечно, позволяло оставаться безнаказанными многим волокитчикам и бездельникам. Между тем право граждан жаловаться в суд на бездействие органов и должностных лиц закреплено в ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, а также в уже цитированной ст. 14 Федерального закона об основах государственной службы. В результате поправок, внесенных 14 декабря 1995 г., рассматриваемый нами Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установил судебную ответственность и за бездействие, если оно привело к нарушению прав и свобод граждан (ст. 2).

Защищая интересы граждан, поправки регулируют распределение обязанности доказывания перед судом. На органы и лица, чьи действия (решения) обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). В то же время гражданин освобождается от необходимости доказывать их незаконность.

На нем лежит только одна обязанность — подтвердить сам факт нарушения его прав и свобод (ст. 6). Такое регулирование обязанности доказывания, вне всяких сомнений, облегчает гражданину его процессуальную задачу в суде.

Выше уже было сказано, что ст. 7 рассматриваемого российского Закона четко регламентирует содержание решения по жалобе. Главное в нем, если суд признает жалобу обоснованной, — возложение на виновного обязанности удовлетворить требование гражданина, восстановить его нарушенные права и свободы. Но пробелом этой нормы было отсутствие в ней указания, должен ли виновный нести ответственность за свои незаконные действия. Поправки к закону, принятые 14 декабря 1995 г., устранили этот пробел. Теперь ст. 7 возлагает на суд обязанность определить в решении также и ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения, должностного лица, государственного служащего за действия (решения) или бездействие, приведшие к нарушению прав и свобод граждан. В частности, если речь идет о действиях (решениях) государственных служащих, то по представлению суда к ним могут быть применены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Кроме того, по решению суда гражданину должны быть возмещены убытки и моральный вред, причиненные незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации.

Как уже отмечалось, в 1992 г. (в последнем году действия союзного Закона, регулировавшего порядок судебного обжалования), в суды поступило лишь 9965 жалоб граждан. Но уже во второй половине 1993 г., когда стал применяться новый российский Закон, число поданных в суд жалоб составило 12526, т.е. их стало больше, чем за весь предыдущий год. В 1994 г. жалоб было 27767, в 1995 г. — 32054, в 1996 г. — 41819, в 1997 г. — 76767, а в 1998 г. — 107000. Таким образом, за последние пять лет число обращений граждан в суд увеличилось в семь с лишним раз, что свидетсльствует о неуклонном росте доверия к судебной власти. Этот рост объясняется еще и тем, что в подавляющем большинстве случаев люди действительно находят у суда защиту: в 1995 г. было удовлетворено 74,1 процента поступивших в суд жалоб, в 1996 г. — 74,4, в 1997 г. — 83,5, в 1998 г. — 85 процентов.

Благодаря принятым в последние годы законоположениям судебная власть медленно, но верно обретает силу, становится серьезным фактором политического и правового развития общества. Новые законы о суде и практика их применения подтверждают апробированный мировым опытом вывод, что в механизме юридических гарантий прав человека защита по суду занимает центральное место. Суды сегодня — та последняя инстанция, куда обращаются за защитой, когда считают исчерпанными все возможности добиться правды у чиновников или справедливо решить иной назревший конфликт. Поэтому движение к правовому государству и гражданскому обществу, в рамках которых только и мыслима подлинная свобода личности, возможно лишь на пути создания в Российской Федерации независимой и авторитетной судебной власти.

Защита по суду от произвола чиновников

При всей первостепенной важности задачи обеспечить судьям подлинную независимость нельзя забывать, что независимость сама по себе вовсе не самоцель, а лишь необходимое условие достойного выполнения судом возложенных на него функций.

Читайте так же:  Обязанности и должностная инструкция кладовщика, образец

Судебную власть как одну из основных структур правового государства нельзя сводить к разбирательству конкретных дел, предусмотренных нормами гражданского или уголовного права. Такой подход себя изжил. Настоящая судебная власть может возникнуть в результате приобретения судом качественно новых функций, отнюдь не сводима к тому, что раньше обычно именовалось правосудием. В контексте системы сдержек и противовесов судебную власть характеризует не столько правосудие, сколько юридическая возможность активно влиять на решения и действия законодательной и исполнительной властей, «уравновешивать» их. Вот эти-то полномочия, когда они предоставлены суду и используются судом, превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

Когда в 1977 г. была принята Конституция СССР, то в ней привлекала к себе внимание ст. 58, предусматривавшая для граждан возможность обращаться в суд за защитой своих прав, если они ущемлены действиями должностных лиц, совершенными с нарушением закона, с превышением полномочий. Такая норма появилась в нашем законодательстве впервые, и это было несомненным прогрессом. Правда, ст. 58 предусматривала необходимость соблюдать одно условие: подавать жалобы в суд «в установленном законом порядке». А вот закона такого не было.А когда в 1987 г. закон все же приняли, то он оказался столь ущербным, что уже спустя три месяца в него пришлось внести существенные коррективы.

Между тем давно известно, что судебное разбирательство имеет огромные преимущества перед решением спора в административном порядке.

Положение коренным образом изменилось с принятием 27 апреля 1993 г. Закона РФ Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан. Реализуя предписания Конституции, новый закон создал единый механизм судебной защиты для всех граждан Российской Федерации. Лишь для одной категории граждан — военнослужащих установлены некоторые особенности, обусловленные спецификой их деятельности. Военнослужащие могут обжаловать ущемляющие их права действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц в военный суд (ст. 4). Надо полагать, что жалобы на действия других органов и лиц (т. е. невоенных) военнослужащие вправе подавать в общие суды. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в принятом 21 декабря 1993 г. постановлении «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан», граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохождения ими военной службы, либо в районный, либо в военный суд по своему усмотрению.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), если ими: 1) нарушены права и свободы гражданина (например, ему отказывают во въезде в какую-либо местность Российской Федерации); 2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод (к примеру, из-за, отсутствия в отделении милиции делопроизводителя гражданину не выписывают заграничный паспорт); 3) на него незаконно возложена какая-либо обязанность (например, воинская обязанность, если гражданин в силу своих религиозных убеждений настаивает на альтернативной службе); 4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (материальной, дисциплинарной и др.). Исходя из разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, гражданин вправе подать в суд жалобу на отказ соответствующих органов исправить запись национальности в паспорте; на отказ выдать визу на выезд за границу; на решения государственных органов или органов местного самоуправления об установлении ограничений на вывоз товаров за пределы района, области, об установлении дополнительных пошлин и сборов; на решения о наложении штрафов принятые лицом, не уполномоченным налагать такие взыскания, и т. д.

Решения, которые гражданин вправе обжаловать в суд, могут быть как нормативными, так и правоприменительными актами. В этом смысле суду подконтрольны указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, если ими в конкретной ситуации нарушены гражданские права и свободы. Решения в форме правоприменительных актов — это чаще всего различные приказы, распоряжения и т. п.

Пределы действия рассматриваемого российского закона принципиально иные, чем прежнего союзного. Предметом судебного обжалования могут стать как индивидуальные, так и нормативные акты (по союзному закону — только индивидуальные). Из этого общего правила предусмотрены лишь два исключения: не подлежат обжалованию акты, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (на федеральном уровне это касается законов, а также нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ), и акты, для которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного их обжалования (ст. 3 Закона).

Действующий Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» существенно облегчил гражданину путь к суду. Он определил, что гражданин вправе сам решать, кому направить жалобу — либо сразу в суд, либо сначала вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу.

Путь к суду облегчается и установлением альтернативной подсудности жалобы: гражданин может подать ее в суд, либо по месту нахождения органа или должностного лица, чьи действия обжалуются, либо по своему месту жительства. В Законе 1989 г. такого выбора не было: гражданин в любом случае должен был искать адрес ответчика, посылать жалобу или сам ехать в соответствующий суд.

Принципиально новой является норма ч. 6 ст. 4 рассматриваемого Закона, позволяющая суду, принявшему жалобу к рассмотрению, по просьбе гражданина или по своей инициативе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения). Реализация такого права в ряде случаев может предотвратить наступление вредных для гражданина последствий.

Наконец, нужно отметить четкую норму о характере решения, принимаемого судом по жалобе: «Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает нарушенные права и свободы» (ст. 7). Таким образом, исходным пунктом судебногорешения является признание обжалуемого действия (решения) незаконным. Вслед за этим суд принимает или предписывает принять меры к восстановлению справедливости. Причем закон не содержит исчерпывающего перечня таких мер, он позволяет суду любым способом («иным путем») обеспечить восстановление нарушенных прав и свобод гражданина. Разумеется, если суд признает обжалуемое действие (решение) законным, он отказывает в удовлетворении жалобы.

В декабре 1995 г. в Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» были внесены некоторые изменения и дополнения. Эти поправки еще более усиливают судебную защиту прав граждан: теперь можно жаловаться в суд на действия и решения не только должностных лиц, но и любых государственных служащих. Тем самым создан механизм реализации ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятого 31 июля 1995 г. Пункт 5 этой статьи гласит: «Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан». Следовательно, такая ответственность наступает по судебному решению.

Читайте так же:  Законно ли требование ксерокопии паспорта, в каких случаях нет отвечает эксперт

Важно отметить, что по суду отвечают перед гражданами не только государственные, но и муниципальные служащие, если закон приравнивает их к государственным служащим (ст. 1).

Защищая интересы граждан, поправки регулируют распределение обязанности доказывания перед судом. На органы и лица, чьи действия (решения) обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). В то же время гражданин освобождается от необходимости доказывать их незаконность.

На нем лежит только одна обязанность — подтвердить сам факт нарушения его прав и свобод (ст. 6). Такое регулирование обязанности доказывания, вне всяких сомнений, облегчает гражданину его процессуальную задачу в суде.

Выше уже было сказано, что ст. 7 рассматриваемого российского Закона четко регламентирует содержание решения по жалобе. Главное в нем, если суд признает жалобу обоснованной, — возложение на виновного обязанности удовлетворить требование гражданина, восстановить его нарушенные права и свободы. Но пробелом этой нормы было отсутствие в ней указания, должен ли виновный нести ответственность за свои незаконные действия. Поправки к закону, принятые 14 декабря 1995 г., устранили этот пробел. Теперь ст. 7 возлагает на суд обязанность определить в решении также и ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения, должностного лица, государственного служащего за действия (решения) или бездействие, приведшие к нарушению прав и свобод граждан. В частности, если речь идет о действиях (решениях) государственных служащих, то по представлению суда к ним могут быть применены такиедисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Кроме того, по решению суда гражданину должны быть возмещены убытки и моральный вред, причиненные незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации.

Как уже отмечалось, в 1992 г. (в последнем году действия союзного Закона, регулировавшего порядок судебного обжалования), в суды поступило лишь 9965 жалоб граждан. Но уже во второй половине 1993 г., когда стал применяться новый российский Закон, число поданных в суд жалоб составило 12526, т.е. их стало больше, чем за весь предыдущий год. В 1994 г. жалоб было 27767, в 1995 г. — 32054, в 1996 г. — 41819, в 1997 г. — 76767, а в 1998 г. — 107000. Таким образом, за последние пять лет число обращений граждан в суд увеличилось в семь с лишним раз, что свидетсльствует о неуклонном росте доверия к судебной власти. Этот рост объясняется еще и тем, что в подавляющем большинстве случаев люди действительно находят у суда защиту: в 1995 г. было удовлетворено 74,1 процента поступивших в суд жалоб, в 1996 г. — 74,4, в 1997 г. — 83,5, в 1998 г. — 85 процентов.

[1]

Благодаря принятым в последние годы законоположениям судебная власть медленно, но верно обретает силу, становится серьезным фактором политического и правового развития общества. Новые законы о суде и практика их применения подтверждают апробированный мировым опытом вывод, что в механизме юридических гарантий прав человека защита по суду занимает центральное место. Суды сегодня — та последняя инстанция, куда обращаются за защитой, когда считают исчерпанными все возможности добиться правды у чиновников или справедливо решить иной назревший конфликт. Поэтому движение к правовому государству и гражданскому обществу, в рамках которых только и мыслима подлинная свобода личности, возможно лишь на пути создания в Российской Федерации независимой и авторитетной судебной власти.

Вопросы для самопроверки

1. Гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

2. Основные нормативно-правовые акты устанавливающие основу защиты прав человека.

3. Права индивида как участника судебного процесса.

4. Процедура подачи обращений граждан в судебную инстанцию.

5 Административно-правовые формы защиты прав

и свобод человека и гражданина

Административно-правовые формы защиты прав человека и гражданина предопределяются прежде всего издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Определенную роль в этой сфере играет законодательство субъектов РФ.

Среди административно-правовых форм защиты прав и свобод граждан можно выделить следующие формы:

1. Законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти.

2. Административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти, когда жалоба на действие нижестоящего органа (должностного лица) передается на рассмотрение вышестоящего по соподчиненности (субординации) органа.

3. Специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ; государственный надзор как особая форма государственного контроля и отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека, создания благоприятных экологических условий и т. п.

4. Прокурорский (общий) надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, органами местного самоуправления. Особым видом общего надзора прокуратуры в сфере исполнительной власти является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Значительную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации1. Его отношения с органами исполнительной власти урегулированы федеральным конституционным законом.

Источники


  1. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.

  2. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.

  3. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
  5. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.
Защита от произвола чиновников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here