Содержание
- 1 Водителей BlaBlaCar в РФ хотят обязать платить НДФЛ
- 2 Минфин не планирует вводить налог на карпулинг
- 3 Сервисы карпулинга подведут под налоги
- 4 Водители карпулинга могут начать платить НДФЛ
- 5 Существование карпулинга оказалось под угрозой
- 6 Получил дополнительный доход — плати: в России появится новый налог
- 7 Власти Москвы предлагают штрафовать водителей карпулинга и блокировать агрегаторы
- 8 Государство хочет контролировать карпулинг
- 9 Водителей карпулинга предложили штрафовать за оплату услуг наличными
- 10 Сервисы карпулинга могут обложить НДФЛ
Водителей BlaBlaCar в РФ хотят обязать платить НДФЛ
Водителей BlaBlaCar в РФ хотят обязать платить НДФЛ
Минфин РФ считает, что водителей сервисов совместных поездок, таких как BlaBlaCar, нужно обязать платить подоходный налог, пишет газета «Известия».
«Подоходный налог нужно брать с водителей, которые за деньги подвозят попутчиков в рамках сервисов совместных поездок, таких как BlaBlaCar. Минтранс продолжает работать над законопроектом, который будет регулировать сферу карпулинга», — говорится в сообщении.
Эксперты считают, что установление жестких правил организации совместных поездок неизбежно, но уплата налога может увеличить стоимость перевозок минимум на 13%.
Минфин РФ подчеркивает, что доходы физлиц, такие как плата за использование транспортного средства или денежные компенсации части расходов, связанных с перевозкой другого гражданина, подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса (НК).
Этим летом Минтранс России подготовил проект закона о регулировании сервисов совместных поездок. Согласно документу, планируется ввести ограничение подобных перевозок до двух в сутки и запретить оплату наличными.
Ассоциация региональных пассажирских перевозчиков России (РПП) отрицательно относится к данной инициативе и назвала его «ящиком Пандоры» для системы пассажирских перевозок. В свою очередь, BlaBlaCar поддержал разработку проекта закона для регулирования карпулинга.
Минфин не планирует вводить налог на карпулинг
«Минфин России не предлагает вводить никаких новых налогов для водителей, использующих сервисы совместных поездок. Согласно Налоговому кодексу, любой доход физического лица облагается налогом в размере 13%. И в данном случае нет исключений. То есть по действующему законодательству, если водитель получает доход, соответственно, самостоятельно уплачивает НДФЛ. Никаких новаций в части уплаты и взимания этого налога Минфин не предлагает. Речи о каком-то дополнительном налогообложении не идет», — следует из официального сообщения ведомства.
Так, в ведомстве напомнили, что любой водитель может быть зарегистрирован как получатель профессионального дохода и платить в казну по ставке в 4%.
Накануне газета «Известия» сообщила о том, что Министерство финансов планирует взымать подоходный налог с водителей карпулинга – сервисов совместного использования автомобилей.
«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции»
Вы можете написать жалобу
Особенно если это кликбейт.
Сервисы карпулинга подведут под налоги
Начались обсуждения по налогообложению сервисов райдшеринга
Выдержка из Википедии: «BlaBlaCar – крупнейший в мире международный онлайн-сервис поиска автомобильных попутчиков. Сервис был основан в 2006 году французом Фредериком Маззеллой». «По данным на 2017 год, BlaBlaCar действует в 22 странах и насчитывает 50 миллионов пользователей. В основном сервис работает для междугородних поездок, а расходы на дорогу делятся пропорционально среди всех участников поездки». С 2017 года сервис дополнился возможностью совместных поездок в городской черте на небольшие расстояния. Условия те же. На рынок России самый известный сервис для попутчиков вышел в 2014 году.
Поскольку сервис действительно пришелся по душе миллионам людей по всему миру, в том числе и в России, образовался своеобразный рынок активных участников, которым хочется ездить недорого и с комфортом. Удивительно, но Россия стала одной из лидирующих стран по динамике добавления участников. Менее чем за год сервис оброс более чем 1 млн. участников.
Суть совместных поездок райдшеринга:
Водитель на специальных сайтах-сервисах заполняет анкету и выкладывает объявление о планируемой поездке.
Пассажиры на этих сайтах ищут предложения, связываются с водителем и, если обоих устраивают детали, встречаются.
Попутчики вместе едут по определенному маршруту.
Водитель экономит на топливе, пассажиры получают комфортную поездку на легковом автомобиле.
Так вот, Московский департамент транспорта, видимо, подсчитав, какие в данном сервисе крутятся деньги, решил, что налогообложение должно иметь место, ведь сервис, хоть и не предполагает заработка водителю и другим участникам карпулинга (так «по-научному» называется данный вид услуг), но сами по себе услуги оказываются, значит, их можно монетизировать для государства. В конце концов, сама французская компания и подобные ей более мелкие сервисы (Яндекс.Попутки, BeepCar, ПоедемВместе.ру и другие) деньги с этого получают. А это нечестно, сами понимаете.
Законопроектом, как сообщает газета «Коммерсант», предлагается признать совместные поездки райдшеринга (не путать с каршерингом) услугой на законодательном уровне, а с них, как известно, налоги должны платиться в казну. Примечательно, что для решения данного вопроса была созвана специальная рабочая группа по инициативе вице-премьера Максима Акимова. Так что вопрос решается на высоком уровне, и уж поверьте, его решат сто процентов.
«Предлагается обязать пассажиров оплачивать услуги только в безналичной форме через платформу интернет-агрегатора – BlaBlaCar и ему подобные,– что должно облегчить налоговый контроль», – приводит слова Алексея Сафронова, эксперта Аналитического центра при правительстве, издание.
Помимо этого, рабочая группа затронула вопросы требований к компаниям, организующим совместные поездки, их ответственность за нарушения и контроль над такими сервисами со стороны надзорных органов. Также обсуждалось законодательное определение карпулинга, правовая защита и страхование водителей и пассажиров, устранение недобросовестной конкуренции на рынке перевозок.
Стоит отметить, что во время проведения обсуждений затрагивалась противоположная тема, которая предусматривает необходимость освободить расчеты пассажиров с водителями от налогообложения. Ее, конечно же, поддержали сервисы райдшеринга, Минэкономразвития и Союз пассажиров, которые принимали участие в обсуждении. Одним из аргументов стало то, что плата, которую получают водители от попутчиков, меньше, чем затраты на горючее, а значит, налогами она облагаться не может.
Водители карпулинга могут начать платить НДФЛ
6 сентября — ГЛАС. Все доходы российских граждан, которые не подвержены налогам, описаны в статье 217 Налогового кодекса.
Карпулинг — сервис совместного использования автомобиля с разделением расходов. Министерство финансов намерено обязать пользователей карпулинга оплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Об этой информации сообщает газета «Известия», ссылаясь на ответное письмо Министерства финансов.
Министерство финансов отметило, что доходы российских граждан, которые не подлежат налогообложению, перечислены в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации. В этот список относят пенсии, пособия и различные выплаты компенсаций.
Не так давно Министерство транспорта представило документ, который регулирует работу карпулинга. Согласно новому документу, водитель должен иметь права категории В и стаж вождения от двух лет. Ему будет позволено осуществлять не больше двух поездок в сутки через сервис, а также в одну поездку можно взять не более пяти пассажиров. Если данные положения будут нарушены, то сервис и водитель будут заблокированы.
Ранее ГЛАС сообщал о том, что некоторые компании начали манипулировать собственными акциями на фоне положительной работы фондового рынка.
Существование карпулинга оказалось под угрозой
Московские власти планируют ввести штрафы как для агрегаторов карпулинга (совместного использования автомобиля с разделением расходов), так и для обычных водителей. Об этом сообщает газета «Коммерсант».
Планы по госрегулированию карпулинга, подготовленные департаментом транспорта Москвы, включают введение административного наказания за приём наличных средств водителями от попутчиков. Агрегаторы сервиса могут быть не только оштрафованы, но и полностью заблокированы властями: их обяжут раскрывать данные о водителях и блокировать по требованию неугодные аккаунты.
Законопроект, оказавшийся в распоряжении источника, предполагает также введение аккредитации для владельцев интернет-платформ и установление предельного размера платы. Все операции должны быть переведены на безналичный расчёт для обеспечения финансового контроля за сервисами. За принятие оплаты от попутчиков наличными средствами будет грозить штраф в размере 5 000 рублей.
Некоторые требования будут выдвинуты и в отношении водителей, участвующих в карпулинге. В частности, все они будут обязаны иметь национальное водительское удостоверение и стаж не менее трёх лет. Полный запрет на участие в сервисе коснётся также лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также неоплаченный штраф за нарушение ПДД с истёкшим сроком. Автомобили «перевозчиков» обязаны будут иметь бортовую систему ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и регистрацию в РФ.
За всевозможные нарушения со стороны агрегаторов карпулинга им будет грозить солидный штраф и аннулирование аккредитации с блокировкой интернет-платформы. По всей видимости, в случае принятия законопроекта, карпулинг в России полностью уйдёт в «серую» зону: попутчикам гораздо проще договориться между собой на всевозможных форумах, чем пользоваться услугами агрегаторов и платить налоги.
Напомним, карпулинг по своей сути изначально не нацелен на извлечение прибыли: водители транспортных средств и попутчики используют автомобиль для совместных путешествий и делят между собой расходы; суммы, получаемые автовладельцами с попутчиков, как правило, даже не покрывают затраты на горючее. По мнению экспертов, налогооблажение и госрегулирование данной сферы абсурдно. С ними не согласны региональные автобусные компании, не способные создать качественный, удобный и доступный сервис.
Получил дополнительный доход — плати: в России появится новый налог
В России может появиться новый вид налога, который будет распространяться на доходы, получаемые в свободное от официальной работы время, и самозанятых людей. Как сообщают российские СМИ со ссылкой на разработанный Минюстом план работы правительства в этом направлении, самозанятых людей обяжут делать отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд. Законопроект был разработан по указу президента России Владимира Путина. В документе дается разъяснение: самозанятыми считаются физические лица, которые ведут самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение дохода. Такая работа, как утверждается в документации, осуществляется в свободное от официальной работы время. «Поколымить» теперь не получится…
Что подразумевается под «самозанятостью»?
Самозанятыми гражданами, которые подпадут под действие нового налога, будут считаться физические лица, которые выполняют различные услуги для удовлетворения потребностей граждан: к этой категории относятся репетиторы по различным предметам и языкам, няни, строительные и ремонтные бригады, частные сантехники, электрики, сварщики, самостоятельные кондитеры, фрилансеры и прочие.
Пока не до конца понятно, каким образом будет осуществляться контроль за деятельностью вышеназванных специалистов, однако размер налогообложения для данных лиц уже обсуждался: были выдвинуты несколько предложений.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов отметил, что самозанятые граждане выйдут из тени, если им будут предложены приемлемые условия.
«Например, можно предложить им патент по 46 видам деятельности, который включает в себя соцвзносы в размере около 20 000 рублей в год. И никакой отчетности», — заявил Титов.
В начале мая заместитель министра финансов Илья Трунин, в свою очередь, рассказал, что ставка налога будет составлять 6% для юридических лиц и 3% для физических. Ведомством также планируется разработка мобильного приложения, которое позволит самозанятым «пополнять казну государства» не выходя из дома.
Гражданам остается лишь только ждать, какую сумму будут «снимать» с доходов от их частной деятельности.
Власти Москвы предлагают штрафовать водителей карпулинга и блокировать агрегаторы
Столичные власти разработали законопроект о госрегулировании так называемого карпулинга – сервиса BlaBlacar и его аналогов.
Документ предполагает введение аккредитации для владельцев интернет-платформ, кроме того в сервисах установят верхний порог платы. Все расчеты будут проводить в безналичном виде, а сумма предельной стоимости должна только покрывать часть расходов водителя на дорогу. За взимание наличных автомобилистам грозит штраф в пять тысяч рублей.
Предполагается также, что к карпулингу будут допускать только водителей, имеющих национальное водительское удостоверение РФ и стаж не менее трех лет. Подвозить людей запретят лицам с непогашенной или неясной судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также неоплаченный штраф за нарушение ПДД с истекшим сроком и другие нарушения.
Обязательным условием станет регистрация автомобилей в РФ , оснащение их ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Автомобилист, перевозивший людей более 20 раз за год, должен иметь допуск врача к следующим поездкам. Документ предлагает передать контроль над платформами Ространснадзору , сообщает «Коммерсант».
Согласно подзаконным актам, агрегаторы должны заключать с властями соглашения об информационном взаимодействии. Это означает, что компании дадут доступ властям к данным о водителях. Таким образом планируется наладить учет числа перевозок по договорам некоммерческого фрахтования. Власти передадут агрегаторам данные о водительских удостоверениях, чьи учетные записи подлежат блокировке. Сервисы будут обязаны блокировать аккаунты за коммерческие перевозки.
Законопроект предполагает введение штрафов для платформ за нарушения. ИП должны будут выплатить 20–50 тысяч рублей, для юридических лиц взыскание составит 100–200 тысяч рублей. Повторное нарушение может обернуться штрафами в 50–100 тысяч рублей и 200–300 тысяч рублей соответственно. После третьего проступка власти смогут обращаться в суд для аннулирования аккредитации сервиса и блокировке его интернет-платформы. Восстановить работу агрегатор сможет не ранее, чем через год.
В дептрансе комментировать документ не стали. Крупнейшим сервисом карпулинга в РФ считается французская BlaBlaCar. Недавно компания договорилась с Mail.ru Group о покупке у нее ключевого конкурента – BeepCar. Свой сервис также представил «Яндекс» . Обе компании также не прокомментировали инициативу.
Законопроект представили на рабочей группе по регулированию карпулинга при Минтрансе . Один из участников совещания пояснил, что были и другие проекты. Против законопроекта уже выступили Минэкономики и Союз пассажиров.
Ранее сообщалось, что BlaBlacar представил собственный проект регулирования деятельности. В частности, водителю запретят брать с пассажиров деньги за поездку за исключением оплаты бензина и износа машины. Кроме того, карпулинг не может считаться предпринимательской деятельностью, если водитель перевозит пассажиров не более одного раза в день.
Государство хочет контролировать карпулинг
За наличные платежи станут штрафовать, за нарушения правил – блокировать аккаунты у агрегаторов.
Д ептранс Москвы разработал законопроект о госрегулировании так называемого карпулинга – сервиса совместных поездок, когда пассажиры компенсируют водителю часть затрат (например, оплачивают бензин). Власти хотят взять этот вид услуг под свой контроль, обложить штрафами и налогами. Подробности документа приводит «Коммерсантъ».
Д окумент предполагает введение аккредитации для владельцев интернет-платформ и установление предельного размера платы. Деньги будут взиматься водителем с попутчиков «в целях компенсации части расходов», при этом агрегаторы должны перевести все операции на безналичный расчет. За взимание наличных водителю грозит штраф 5000 рублей.
Т акже речь идет о том, чтобы допускать к карпулингу только водителей, имеющих национальное водительское удостоверение РФ и стаж не менее трех лет. Предлагается ввести запрет быть водителями лицам, имеющим непогашенную или неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, неоплаченный штраф за нарушение ПДД с истекшим сроком и другие нарушения. Автомобили должны быть зарегистрированы в России и оснащены ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Водитель, совершивший более 20 перевозок в карпулинге за год, должен иметь допуск врача к следующим поездкам. Контролировать платформы будет Ространснадзор .
К омпания предоставит доступ к данным о водителях, чтобы государство вело учет числа перевозок по договорам некоммерческого фрахтования. В свою очередь, власти будут передавать агрегаторам данные о водительских удостоверениях, чьи учетные записи подлежат блокировке, а также информацию о лицах, чьи учетные записи заблокированы на интернет-платформах других агрегаторов. Агрегаторов предлагается обязать блокировать аккаунт за коммерческие перевозки, в том числе на других платформах, а также по указанию властей.
С ами платформы также могут быть оштрафованы за нарушения. Для индивидуальных предпринимателей штрафы составят 20–50 тысяч рублей, для юридических лиц — 100–200 тысяч. Повторное нарушение может обернуться штрафами в 50–100 тысяч для ИП и 200–300 тысяч рублей для компаний. Третье же нарушение в течение календарного года даст властям основание обратиться в суд с заявлением об аннулировании аккредитации агрегатора и блокировке его интернет-платформы. Восстановить аккредитацию агрегатор сможет только через год.
В России работают несколько крупных агрегаторов карпулинга. Это BlaBlaCar, BeepCar и «Яндекс. Попутка» . Власти рассчитывают, что контроль карпулинга сможет приносить в виде налогов 3,3 миллиарда рублей к 2022 году.
Водителей карпулинга предложили штрафовать за оплату услуг наличными
Сервисы совместных поездок или карпулинга в России перейдут на безналичный расчет, если в стране примут законопроект ог осконтроле данной сферы.
Специалисты транспортного департамента Москвы разработали законопроект, предлагающий перевести сервисы карпулинга не безналичный расчет. Также столичные власти предлагают ввести аккредитацию для владельцев интернет-площадок и ввести размер предельной платы. Водителей, которые будут принимать плату за перевозки наличными, предлагают штрафовать на 5 000рублей.
Департамент также настаивает на том, чтобы водители имели национальные водительские удостоверения и водительский стаж от трех лет. Власти предлагают не допускать к работе в карпулинге водителей с непогашенной или неснятой судимостью за тяжкие преступления. Также запрет на работу в сервисе предлагается неплательщикам штрафов за нарушения ПДД. От машин требуется наличие российских номеров и установленной системы ЭРА-Глонасс.
В новом законопроекте говорится, что платформы карпулинга в России должны контролироваться Ространснадзором . Предлагается обязать агрегаторов к информационному взаимодействию.
Платформы за нарушения тоже будут штрафоваться. Индивидуальных предпринимателей будут наказывать штрафами в размере 20-50 тысяч рублей. Для юридических лиц предлагаются штрафы в 100-200 тысяч рублей. За три нарушения предлагают наказание в видео аннулирования лицензии.
Сервисы карпулинга могут обложить НДФЛ
Финансовое ведомство считает справедливым начисление налога на доходы физических лиц гражданам, оказывающих услуги по платному подвозу попутчиков на личном автотранспорте. Об этом говорится в ответе министерства на запрос Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков. В документе, с которым ознакомились «Известия», указывается, что разработка профильного законопроекта уже ведется. Стандартный размер подоходного налога в России установлен на уровне 13%.
Замглавы департамента налоговой и таможенной политики Виталий Прокаев указывает, начисление данного налога на деньги, которые попутчики передают водителю в качестве частичной компенсации затрат последнего, полностью обосновано. Согласно Налоговому кодексу, в фискальную базу входят все доходы физлица, за исключением перечня, оговоренного в специальной статье. Прочие исключения не допускаются.
Ранее к работе над законодательным урегулированием сервисов совместных поездок начали работать в Минтрансе. В законопроекте, который передан для обсуждения в заинтересованные ведомства, указывается, что за день водитель не может осуществлять больше двух поездок с платными попутчиками, а рассчитываться последние должны в безналичной форме. Однако в Минтрансе считают, что деньги, передаваемые попутчиками в качестве компенсации расходов на бензин, не являются прибылью водителя, и НДФЛ на них начислять не следует. Однако в Ассоциации региональных пассажирских перевозчиков документ раскритиковали, заявив, что в случае его принятия система пассажироперевозок будет разрушена.
По мнению главы налоговой практики юридической компании «Coleman Legal Services» Павла Зюкова, плата попутчиков является доходом водителя. Если расчеты клиентов карпулинга сделают строго безналичными, мониторить заработки водителей будет достаточно просто, как и начислять на них налог. Функции налогового агента, очевидно, придется делегировать сервису BlaBlaCar, который автоматически будет отнимать фискальный платеж от суммы, зачисляемой на счет водителя. Сейчас сервисом пользуется 20 млн россиян, а количество поездок достигает 100 тыс. в сутки.
Самозанятым придется платить налоги
Они самостоятельно будут перечислять взносы на свою будущую пенсию и получение медуслуг
Фото: Maurizio Gambarini/DPA/TASS
Все самозанятые граждане — репетиторы, сиделки, ремонтники — должны будут делать отчисления со своих доходов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Соответствующие поправки в Закон «О занятости населения в РФ» Министерство юстиции уже согласовало со всеми заинтересованными ведомствами. Размеры взносов и способы их уплаты в документе пока не прописаны. Но зато сказано, что необходимые поправки требуется внести в Налоговый и Трудовой кодексы.
Частн
Видео (кликните для воспроизведения). |
икам дали определение
В инициативе Минюста, разработанной по поручению Президента России Владимира Путина, сказано, что самозанятые — это физические лица, которые самостоятельно на свой риск осуществляю т деятельность, направленную на систематическое получение дохода. При этом подобная работа должна совершаться в свободное время от исполнения обязанностей по трудовому договору. Также граждане не должны быть зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Виды поддержки, которые предусмотрены для работающих, на самозанятых распространяться не будут. В Правительстве подготовят особые меры поддержки для этой категории граждан.
Никаких обязанностей по выплатам в Фонд социального страхования не установлено, конкретизировать предложения Минюста должны будут Минтруд, Минэкономразвития и Минфин.
Ранее именно Минфин сообщил, что все самозанятые граждане обязаны платить общий специальный налог на профессиональный доход , ставка которого может составить три процента, если оказание услуг идёт физическим лицам, и шесть процентов — если юридическим. Взыскивать налог предлагается с помощью мобильного приложения. Но определённо сказать, какая часть из налога пойдёт на пенсионное, социальное и медицинское страхование, пока невозможно.
Комментируя это предложение финансового ведомства, глава Комитета Госдумы по социальной политике Валерий Рязанский напомнил, что оно пока юридически не оформлено и потому анализировать его преждевременно. « Пенсионные отчислени я , которые делают работающие люди, идут не в копилку этим людям, а на выплаты тем, кто сейчас на пенсии. Безусловно, есть вопросы к тем гражданам, которые только обеспечивают себя и семью и фактически не участвуют в поддержании общих социальных фондов », — сказал сенатор. Он напомнил, что Совет Федерации давно предлагал ввести патентную систему для решения этой проблемы
Активность ведомств по поводу определения налогового бремени для самозанятых можно объяснить тем, что 15 июля истекает срок выполнения поручения Владимира Путина по поводу завершения работы, закрепляющей правовой статус самозанятых гражда н. Ведь сегодня они действуют вне правового поля.
Безусловно, есть вопросы к тем гражданам, которые только обеспечивают себя и семью и фактически не участвуют в поддержании общих социальных фондов.
С ейчас, напомним, для тр ё х категорий самозанятых — нянь и сиделок, репетиторов и домработниц — действует уведомительный порядок постановки на учёт в налоговых органах , а на 2017-2018 годы они освобождены от уплаты НДФЛ.
Такие граждане смогут встать на учёт в налоговой службе и не платить никаких налогов. После этого срока им предстоит решить: либо прекратить заниматься своей деятельностью, либо получить статус индивидуального предпринимателя. Пока что на налоговый учёт встало чуть больше тысячи человек. По данным же Росстата в Р оссии бизнесом без регистрации заняты 2,3 миллиона человек. А по неофициальным данным таких людей — от 15 до 22 миллионов человек.
Не соперники, а со
ратники
Первой и дею легализации самозанятых граждан ещё в 2016 году озвучила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко . Она тогда заявила, что складывается несправедливая ситуация: регионы платят взносы в социальные фонды за официально неработающих и скрывающих свои доходы граждан , а при этом самозанятые россияне пользуются социальными благами, ничего за них не платя.
Как сделать выгодной легализацию для самозанятых
«Если это сапожник, он занимается ремонтом, там много не заработаешь», — привела пример Матвиенко. Она считает, что в теории стоимость такого патента могла бы составить одну тысячу рублей ежемесячно или, например, пять тысяч рублей в год. «Но это надо обсуждать, чтобы это не было большой нагрузкой», — добавила спикер.
В конце марта 2018 года сенаторы на совещании по вопросам самозанятых решили, что патентная система — это лучший выход из ситуации. Минфин, кстати, идею поддержал, но указал на необходимость дать самозанятым определение. Что и сделал в итоге Минюст.
О том, что реальных шагов для легализации фрилансеров сделано уже немало, напомнил глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин . «В ажно не только заинтересовать граждан платить налоги, но и создать простой и необременительный механизм администрирования этого процесса», — подчеркнул сенатор.
Рябухин надеется, что несмотря на наметившийся «конфликт подходов», Правительство и парламент тут не соперничают, а сотрудничают. «У всех есть понимание и готовность, что нужно найти и всех удовлетворяющую формулировку, и законодательную базу», — объяснил парламентарий.
Главное, подчеркнул он, уже перейти от слов к делу.
Ирина Рейдер, BlaBlaCar — о борьбе с псевдокарпулингом, синергии с автобусами и моделях монетизации
Идея совместного использования личного автомобиля при помощи онлайн-сервиса прижилась даже в России. Сервис карпулинга BlaBlaCar остается на протяжении нескольких лет главным и единственным игроком на российском рынке, если не считать частные объявления на Avito или во ВКонтакте. Сегодня сервис открыл доступ к платформе для регулярных автобусных перевозчиков. «Хайтек» поговорил с генеральным директором BlaBlaCar в России Ириной Рейдер о монетизации сервиса, стандартизации маркетплейсов и особенностях российского рынка карпулинга.
Ирина Рейдер
— гендиректор сервиса для поиска попутчиков BlaBlaCar в России. С 2015 года отвечала за развитие регионов и региональных центров по работе с водителями в России в Uber, а после слияния с «Яндекс.Такси» возглавила в объединенной компании команду по работе с текущими водителями. C 2009 по 2014 год Рейдер основала и руководила сервисом по подбору туров Hipclub.
«Псевдокарпулинг — это то, чего мы никогда на самом деле не хотели»
— На Startup Village уже говорили о том, что все маркетплейсы стандартизируются. С BlaBlaCar тоже это происходит?
— Наверное, нет. BlaBlaCar сейчас идет вширь, то есть если изначально, с 2006 года по 2018-й, это был чистый карпулинг, то сейчас сервис добавил еще автобусы. О том, как это случилось, есть две истории — французская и русская, произошедшие параллельно.
Во Франции в прошлом году была большая железнодорожная забастовка. На этом фоне BlaBlaCar увидел большой спрос на свои услуги, и чтобы удовлетворить его заключил партнерство с несколькими автобусными компаниями. Пассажирам это понравилось.
Поездки с попутчиками и на автобусах — очень похожие между собой транспортные опции. Но есть между ними и различия. Автобусы удобны для поездок на длинные дистанции, с большим багажом, в компании, и прекрасно связывают крупные города
Карпулинг же дает очень большую гранулярность и создает маршруты между большим количеством населенные пунктов, даже очень маленьких. Такой плотности не сможет обеспечить ни один перевозчиков, потому что это не будет выгодно для него с экономической точки зрения.
— То есть вы тоже отходите уже от первоначальной идеи gig economy?
— У вас же даже в карпулинге очень много коммерческих перевозчиков.
— Это такие псевдокарпулеры, с которыми мы активно боремся. Это, кстати, чисто российская особенность, в других странах у нас такой проблемы нет. Сейчас мы хотим сделать так, чтобы на нашей платформе было четкое разделение между настоящими карпулерам и регулярными автобусными перевозчиками. С псевдокарпулерами мы сначала боролись силами наших специалистов, но недавно также запустили специальный алгоритм, который автоматически выявляет подозрительную активность, например, водитель публикует поездки слишком часто для простого автовладельца, и блокирует такие аккаунты.
— Почему это произошло только в России? У нас и Uber, и сервисы по его модели, стали основной работой для таксистов. Почему gig economy в России не совсем gig economy?
— Наверно, потому что наши люди слишком предприимчивы. Не зря в России есть поговорка — закон не дышло, куда повернул туда и вышло. Но организовывая псевдокоммерческие перевозки, люди берут на себя очевидные риски. Они знают, что BlaBlaCar — это карпулинговая платформа, но нарушают наши правила. В других странах у нас такой проблемы нет. Правда, в других странах есть закон о карпулинге, а в России он только готовится.
«Карпулинг — это не коммерческая деятельность, а именно компенсирование расходов на бензин»
— Вы ожидаете сейчас появления такого законодательства?
— Да. Мы находимся в составе рабочей группы при Минтрансе РФ, которая сейчас занимается этим вопросом. В наших интересах, чтобы было четкое понимание, что есть карпулинг, а что коммерческие перевозки.
— Закон именно под вас?
— Не совсем. Чтобы на законодательном уровне было четко зафиксировано, что такое карпулинг, потому что одна из главных проблем, что такие поездки путают с такси, хотя это совершенно разные вещи, потому что автовладельцы-попутчики не оказывают услуг по требованию пассажиров и не получают финансовой выгоды от такого вида деятельности.
— Но ваши автобусы — это уже ближе к такси, а не к карпулингу.
— Нет. Такси — это такси. Автобусы — это автобусы. У них разное регулирование.
В любом случае такси — это внутригородские поездки. Автобусы и карпулинг — междугородние. А из-за того, что такси — Яндекс, Uber — это большая индустрия, там свое регулирование и проблемы. Примешивать нас к этому категорически не верно.
Поэтому первоочередная задача — создать четкое понимание: карпулинг — это не коммерческая деятельность, а именно компенсирование расходов на бензин за счет шеринга поездок.
— А как это можно считать некоммерческой деятельностью, если водители все равно получают деньги?
— С любого дохода человек должен платить налоги. Но есть понятные для всех исключения. Например, если вы с родственникам или друзьями скинулись на бензин, чтобы поехать на дачу, закон не начинает трактовать вашу деятельность как предпринимательскую, и не обязывает вас платить с этой поездки налоги.
Ровно в таком же ключе не нужно считать предпринимательством карпулинговую поездку, в которой водитель тратит на бензин 100 рублей, а попутчики (друзья, родственники, соседи, новые знакомые из BlaBlaCar) компенсируют ему 60 рублей.
Вот именно для того, чтобы определить, в какой момент заканчивается карпулинг и начинается предпринимательство, и нужен закон. Он определит, сколько должен стоить километр пути, чтобы это считалось частичной компенсацией расходов, а не налогооблагаемой прибылью. Так это работает, например, в США — там есть отдельный закон, что если вы перевозите кого-то по цене, по-моему, $0,58 за милю, то это некоммерческая деятельность. И главное, что она нерегулярная еще, то есть если у вас деятельность без получения дохода и это не облагается налогом.
— В октябре вы запустили монетизацию, какие сейчас результаты? У нас пользователи не очень любят, когда бесплатный сервис становится платным. У YouDo после такого изменения ушли многие пользователи.
— Да, на самом деле мне кажется, главная проблема в монетизации, в частности BlaBlaCar — то, что люди не понимают, насколько это большой бизнес, сколько ресурсов он занимает с точки зрения разработки сайта, поддержки, маркетинга. Поэтому появляется такой диссонанс.
Мы действительно запустили тестовую монетизацию в октябре, посмотрели, как она работает, поняли, что нужно доработать с точки зрения продукта и сейчас этим активно занимаемся. Мы изменили продуктовый флоу, добавили оплату через «Сбербанк Онлайн», рассматриваем также другие варианты. В общем, готовимся к следующему релизу.
Мы тестировали определенную эластичность по цене, и поняли, что эластичности нет. То есть либо человек понимает суть монетизации и готов платить за сервис, либо, даже если это 5 рублей, не готов. Удивительно, но это факт. Будем это тоже учитывать в следующий раз.
Одиночество на рынке
— Вы не пытались или не хотели брать деньги с водителей, а не с пользователей?
— Пока нет. Если говорить про Европу, то модель BlaBlaCar там такая же, как у Airbnb. То есть человек делает сразу онлайн-платеж и платит комиссию сверху. Мы думаем, что через два-три года придем к этой модели. И там уже можем рассматривать варианты, Airbnb чарджит обе стороны. Но сначала нужно прийти к этой модели — сейчас это, в том числе, невозможно, потому что все оплаты между пассажиром и водителем происходят наличными.
— Идентификация пользователей как сейчас развивается?
— На самом деле, очень хорошо, с точки зрения роллаута она идет даже быстрее, чем мы ожидали — за полгода свои аккаунты верифицировали более 500 тыс. человек. Также в будущем мы планируем запустить определенную геймификацию, предлагая людям бесплатные поездки в обмен на верификацию своих аккаунтов.
— Где-то год назад, наверное, в ваших конкурентах был сервис Яндекса и сервис Mail. Вы купили один из них, второй закрылся. У вас достаточно уникальная позиция на рынке, вам не одиноко?
— Не одиноко, потому что группы во ВКонтакте и похожие объявления на Avito все равно есть.
— Конкурируют с вами?
— Конкурируют в очень маленьком объеме, но они действительно есть. BlaBlaCar возник в 2006 году как идея. Он начал достаточно медленно развиваться. Потом получил инвестиции, начал международную экспансию, развитие пошло по экспоненте. На большой объем вышел где-то в 2014–2015 годах. Эта модель, как и маркетплейсы, требует большого объема спроса и предложения, устойчивого баланса между ними, что водитель всегда мог найти пассажира, а пассажир водителя. .
С другой стороны, вопрос монетизации непростой. Поэтому, мне кажется для Mail и для Яндекса — хотя я не знаю, что там было изнутри, и для тех, кто, возможно, думает в эту сторону, — это неочевидная бизнес-модель. То есть это не такой бизнес, который можно завтра открыть, привлечь деньги, начать делать маркетинг, и вот у тебя уже и спрос и предложение на сайте. У BlaBlaCar было время на развитие, он первым включился в игру и развил бизнес. И в итоге занял лидирующую позицию на рынке.
За поездки в рамках BlaBlaCar будут взимать налог
Минфин России предложил взимать налоги с водителей сервисов совместных поездок.
В ведомстве считают, что водители, которые за плату подвозят попутчиков в рамках таких программ, как BlaBlaCar, обязаны платить подоходный налог, пишет газета « Известия ».
Доходы физических лиц, такие как плата за использование транспортного средства или денежные компенсации части расходов, связанных с перевозкой другого гражданина, подлежат налогообложению, — пишет издание.
В Минфине сообщили, что отслеживать уплату налога можно будет в том случае, если оплату за проезд попутчики будут производить через сайт BlaBlaCar. Эксперты выступают за установление жёстких правил организации таких поездок. Однако предупреждают, что инициатива Минфина может привести к увеличению стоимости таких перевозок как минимум на 13%.
BlaBlaCar — один из крупнейших сервисов карпулинга в России. Ежедневно через систему совершается порядка 100 тыс. поездок. Его преимущество перед конкурентами заключается в том, что он всегда оставался бесплатным для пользователей.
Лысаков: прежде чем взимать налог с водителей BlaBlaCar, карпулинг нужно законодательно отрегулировать
Фото: Пресс-служба Государственной Думы
Взимать подоходный налог с водителей BlaBlaCar будет невозможно до тех пор, пока под сферу карпулинга не разработают законодательную базу. Об этом «Парламентской газете» сказал первый замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
Ранее СМИ сообщили, что Минфин предложил взымать подоходный налог с водителей, использующих сервис BlaBlaCar для перевозки попутчиков. Об этом говорится в ответе ведомства на запрос Ассоциации региональных пассажирских перевозок России. В письме также сказано, что все доходы граждан, которые не облагаются налогом, прописаны в законе, но среди них нет платы за перевозку пассажиров в личном автомобиле.
Лысаков считает, что эта инициатива не может быть реализована — карпулинг не регулируется ни одним законом Российской Федерации.
Работу BlaBlaCar законодательно отрегулируют
«В российских условиях, конечно, BlaBlaCar может приобрести и иногда приобретает форму коммерческой деятельности, но это уже незаконное предпринимательство, при чём здесь налоги, когда это попадёт под совершенно другие статьи российского законодательства, — пояснил Лысаков. — BlaBlaCar пока существует вне правового поля, с этим сервисом нам ещё предстоит разобраться, и прежде всего в плане обеспечения безопасности людей».
Причём, отметил парламентарий, сейчас даже не понятно, каким образом карпулинг в ближайшей перспективе можно включить в систему налогообложения.
«С чего водитель BlaBlaCar будет платить налог? Сам сервис придуман не в России, и он везде позиционируется как не приносящий прибыли, — отметил Лысаков. — Владелец автомобиля подвозит людей почти за бесплатно, попутчики оплачивают только стоимость топлива. И даже если этот налог каким-то законодательным актом или подзаконным актом зафиксировать, как его будут взимать? С кого? На основании чего? Как установят базу водителей? Как их персонифицировать? Как будут доказывать, что водитель получает прибыль?»
Лысаков предложил подождать, пока под BlaBlaCar и схожие с ним сервисы примут конкретный закон, и уже тогда вносить предложения по налогам и прочему.
Отметим, что попытки отрегулировать сферу карпулинга уже предпринимались. Например, летом этого года Минтранс разработал проект федерального закона и поправки к уже действующим нормам, устанавливающие правила для таких сервисов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
А в августе 2018 года правительство Москвы предлагало штрафовать водителей, предоставляющих услуги карпулинга, за приём оплаты от клиентов наличными деньгами. Также авторы проекта предложили ввести обязательную аккредитацию для владельцев таких интернет-платформ, установить предельный размер платы за поездку и перевести все операции на безналичный расчёт. За нарушение этих требований водителей хотели наказывать штрафами до 5 тысяч рублей, а владельцев агрегаторов — до 200 тысяч рублей.
Источники
Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.- Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
- Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
Здравствуйте! Меня зовут Денис. Работаю в большой юридической компании уже больше 12 лет. За время моей практики, мне встретилось много задач, с которыми мне приходилось работать. И я хотел бы научить посетителей решать разнообразные вопросы, юридической тематики.
Администрация данного ресурса попыталась воспроизвести все имеющиеся данные в доступном виде и полном объеме. Перед применением — необходима обязательная консультация со специалистом.