Специалисты зафиксировали неисполнение майских указов президента

Полезная информация по теме: "Специалисты зафиксировали неисполнение майских указов президента" с ответами на все возможные вопросы. Если вы все же не найдете ответ на интересующие вопросы, то обращайтесь к нашему дежурному юристу.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение актов Президента РФ могут установить ответственность

Предпринимаются меры по установлению системы мер юридической ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение актов Президента РФ. Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов, вчера внесен в Госдуму.

Предлагается дополнить УК РФ новым составом преступления в рамках ответственности за халатность, а именно – халатность, связанная с неисполнением или ненадлежащим исполнением указов, распоряжений и поручений Президента РФ. За такое деяние предусмотрены санкции в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Помимо этого, планируется установить административную ответственность за неисполнение должностным лицом указов, распоряжений и поручений Президента РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. За такое деяние предлагается наказывать штрафом в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацией на срок до трех лет. При этом, обязанность по рассмотрению дел об указанном правонарушении предполагается возложить на подразделение Администрации Президента РФ, на которое возложен контроль исполнения указов, распоряжений и иных решений главы государства (в лице начальника и его заместителей, руководителей структурных подразделений данного органа и их заместителей).

Также предусмотрено расторжение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы гражданского служащего в случае однократного грубого нарушения им должностных обязанностей, выразившегося в неисполнении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», без уважительной причины, указов, распоряжений и поручений Президента РФ.

Напомним, что согласно Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны (ст. 90 Конституции РФ).

«Представляется очевидным, что не юридическая ответственность, а ответственное отношение к делу, профессионализм, четко определенная компетенция государственных органов и физических лиц обеспечивают высокий уровень исполнительской дисциплины, надлежащее воплощение в действительность актов Президента РФ», – отмечают разработчики документа в пояснительной записке к нему.

Текст законопроекта № 487083-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

Путин раскритиковал чиновников за неисполнение «майских указов»

Изменение экономической конъюнктуры — не повод для ревизии целей и заявлений о том, что у государства не хватает средств на реализацию «майских указов». Об этом заявил президент России Владимир Путин в послании к Федеральному собранию, трансляцию которого ведет телеканал «Россия 1».

По словам Путина, преобразования в стране сильно затянулись, причем люди, потребители услуг, не чувствуют кардинальных изменений. На это президент попросил обратить особое внимание как федеральных органов, так и руководителей регионов.

В начале декабря Путин уже заявлял, что «майские указы» могут быть выполнены, даже несмотря на низкие темпы экономического роста. По словам президента, «майские указы» должны быть ориентиром для властей на всех уровнях.

Ранее сомнение в исполнимости «майских указов» высказывали независимые экономисты, а также чиновники Минэкономразвития. Так, глава ведомства Алексей Улюкаев заявлял, что из-за низких темпов экономического роста правительство может оказаться не в состоянии решить все задачи, зафиксированные в «майских указах».

Владимир Путин регулярно критикует правительство за медленную работу по реализации «майских указов». Так, в марте 2013 года президент заявлял, что средства, выделенные на поддержку экономики работают вхолостую или не работают вообще. В конце апреля сообщалось, что правительство реализовало 40 процентов указов из числа предвыборных обещаний Путина.

[2]

«Майские указы» — серия документов, подписанных Владимиром Путиным в первый день его третьего президентского срока. Они отражают его предвыборную программу и обойдутся только бюджету на 2014-2016 годы по крайней мере в два триллиона рублей. При этом рост доходов бюджета в ближайшие годы будет ограничен за счет относительно невысокого спроса на основные экспортные товары страны, прежде всего нефть и газ.

Генеральная прокуратура России уличила правительство Александра Евстифеева в неисполнении «майских указов» Президента

А Евстифееву Указ не указ?

В Аппарате Президента России заподозрили возможное игнорирование Указов Президента РФ по обеспечению среднего уровня заработной платы учителей в Марий Эл. Правительству республики вместе с главой Марий Эл Александром Евстифеевым придется объяснить сотрудникам прокуратуры, почему в республике не выполняются поручения Владимира Путина.

Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации отреагировал на официальное обращение руководителя Межрегиональной приемной Председателя ЦК КПРФ Сергея Мамаева. Помощник Зюганова просил разобраться в ситуации с учителем детской школы искусств «Гармония» Екатериной Соколовой, объявившей голодовку в связи со снижением заработной платы. А заодно и пояснить, что происходит с зарплатами учителей в Марий Эл. Ведь, ранее педагоги жаловались, что в системе образования республики практикуются поборы, а показатели по зарплатам, которые были установлены Указом Президента России от 7 мая 2012 года, не достигнуты в республике.

В ответе, который пришел от главного федерального инспектора по Республике Марий Эл, сказано, что конфликт в школе искусств урегулирован, зарплату Екатерине Соколовой вернули на прежний уровень, а дисциплинарные взыскания сняты. Кроме того, обращение Мамаева было также переправлено в прокуратуру, чтобы исключить давление на Соколову со стороны сотрудников администрации Йошкар-Олы.

Также в аппарате полпредства ПФО подчеркивают, что урезая зарплату педагогам, в Марий Эл игнорируют Указы Президента Российской Федерации по обеспечению уровня заработной платы учителей до среднего по Республике Марий Эл. И факт возможного регулярного неисполнения поручений главы государства правительством Марий Эл тоже предстоит проверить прокуратуре. При этом глава Марий Эл не сможет свалить вину на предыдущее правительство, поскольку Указ не исполнялся и уже во время его правления. И именно Евстифеев проигнорировал обращение голодающей учительницы, перепоручив уладить конфликт чиновникам из администрации Йошкар-Олы, тем самым только ухудшив положение дел и даже подхлестнув конфликт.

[3]

Согласно документам, которые были предоставлены главному федеральному инспектору, видимо, министерством образования Марий Эл, средняя заработная плата учителей в республике должна быть 22 387 рублей. Также в 2018 году в региональном бюджете заложены средства на повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. Но это на бумаге и в красивых отчетах. А что же происходит на самом деле?

Читайте так же:  Школьники начнут питаться за счёт государства

Судя по всему, чиновники администрации Йошкар-Олы сокращение зарплат не считают чем-то серьезным. Например, вице-мэр Йошкар-Олы Людмила Новоселова заявила, что каждый второй педагог в городе получает зарплату в 18 тысяч рублей. Кажется, что даже с гордостью заявила. Но ведь, согласно Указу Путина, их зарплата должна составлять минимум 22 387 тысяч рублей! Но что сказано — то сказано, и чиновница только подтвердила факт, что учителям на самом деле не доплачивают, и «майские указы» Путина действительно в Марий Эл цинично игнорируются. Только, похоже, что теперь правительству Марий Эл придется переписывать свои отчеты, а некоторым приготовиться к вопросам прокурора.

Куда пожаловаться о невыполнении майских указов президента

По словам парламентария, аргументы, которые приводит руководитель аппарата правительства Сергей Приходько, юридически несостоятельны. Он пояснил, что статьи, на которые ссылаются в отзыве, имеют совершенно иное назначение и обоснование. Дмитрий Горовцов во время пленарного заседания Госдумы. Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ «Действия, подпадающие под уголовные статьи «Злоупотребление должностными полномочиями», предусматривают ответственность за «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности». В предлагаемой же нами статье об этом речь не идет, поскольку мы говорим о бездействии чиновников, их некомпетентности и откровенном саботаже», ― пояснил «Русской планете» Дмитрий Горовцов.

Суд признал, что «майские указы» путина выполнять не обязательно

Иначе за общими формулировками прячутся и уходят от ответственности конкретные виновники. В нашей стране очень низкий уровень привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей ведомств и регионов, считает глава Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов. — У нас 70 процентов федеральных органов исполнительной власти не выполнили указ президента, которым был утверждён Национальный план противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы, — подчеркнул он. — Мы обратились к главе государства с предложением ввести персональную ответственность, в том числе и уголовную, если неисполнение его указов представляет угрозу безопасности граждан.

Майские указы владимира путина. справка

Как заставить выполнять указы президента?

Экс-губернатор Еврейской автономной области Александр Винников пояснил «Русской планете»: безусловно, инициатива будет полезной при условии, что распоряжение президента не выполнено ответственным чиновником по субъективным причинам. Однако существуют опасения, что этот закон может стать рычагом давления. «Если под указом президента есть финансовая основа, а он не исполняется чиновником по чисто субъективным причинам, то, разумеется, штраф будет уместным наказанием для такого должностного лица. Другое дело, что есть и объективные причины, как раз связанные с финансовой стороной вопроса.
Не секрет, что сегодня региональные бюджеты трещат по швам ― с одной стороны, нужно в сжатые сроки выполнить президентские указы, с другой ― есть объективные нужды, связанные с развитием регионов», ― считает Александр Винников.

Правительство отчиталось о выполнении 88% поручений

По словам первого зампреда Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктора Пинского, выделение отдельного состава преступления в Уголовном кодексе может создать конкуренцию норм и путаницу в суде. — Для борьбы с нерадивыми чиновниками уже существуют 285-я статья — «злоупотребление должностными полномочиями», 286-я — их превышение, а также 293-я — «халатность», — пояснил он. — Обилие норм только затруднит правовую квалификацию соответствующих деяний. Кстати, в действующих статьях для провинившихся чиновников предусмотрено более строгое наказание, чем предлагают авторы законопроекта в новом составе. Персональная ответственность Действительно, в существующих нормах фигурируют вполне реальные сроки лишения свободы, однако число реально посаженных чиновников ничтожно мало.

Образец жалобы на отказ в предоставлении места в детском саду

По данным СМИ, пострадали пять туристов из Китая Россия РКН «позаимствовал» у Дурова идею и объявил об акции с запуском из окон бумажных мячиков Россия Компания миллиардера Усманова станет оператором национальной системы маркировки товаров Россия В Ростове закрыли доступ к бывшему концлагерю в местном военном училище Россия Путин сказал, какой хочет видеть игру сборной России на ЧМ-2018 Россия Жители Нижнего Новгорода перекрыли дорогу из-за дорогой «коммуналки» Россия В Кремле назвали неверными данные о сокращении военных расходов России на 20% Россия В Томске санитаров центра РАН перевели в уборщики из-за «майских указов» Россия Начальник госавиации «Роскосмоса» арестован по делу о крупном мошенничестве Отправьте нам новость У вас есть интересная информация? Думаете, мы могли бы об этом написать? Нам интересно все. Поделитесь информацией и обязательно оставьте координаты для связи.

Куда пожаловаться о невыполнении майских указов президента

Теперь мы ожидаем решения комитета, и на рассмотрение он будет вынесен этой осенью», ― пояснил Горовцов. Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Сердюк поддержал своего коллегу по фракции. По мнению депутата, существующая проблема гораздо шире, и одними штрафами за неисполнение ее не решить.
«

Инициатива прежде всего направлена на дисциплину, которая, как известно, хромает, но насколько это изменит ситуацию в целом, сказать трудно. Для тех, кто ворует миллиардами, несколько миллионов будут каплей в море, а вот штрафовать следовало бы за безынициативность. Владимир Путин не просто так писал те же «майские указы», а потому, что инициатива на местах отсутствует.

Поэтому необходимо в срочном порядке решать проблему кадров», ― считает парламентарий.

«майские указы» владимира путина пять лет спустя. они исполнены?

Как заставить выполнять указы президента? Ильинка, дом 23/16, подъезд 11. Если вы не хотите ждать в очереди, то лучше записаться на прием заблаговременно по бесплатному телефону 8 (800) 200-23-16. Внимание Если вы не любите телефонные разговоры, то запишитесь на странице letters.kremlin.ru/receptions/list/appointment.

Читайте так же:  Как написать жалобу на коллекторов

    Дальневосточный ФО, 680030, г.

Для борьбы с нерадивыми чиновниками уже существуют 285-я статья — «злоупотребление должностными полномочиями», 286-я — их превышение, а также 293-я — «халатность», — пояснил он. — Обилие норм только затруднит правовую квалификацию соответствующих деяний. Интернет-газета ZNAK.COM Доллар Любопытный прецедент, связанный с исполнением «майских указов» президента РФ Владимира Путина, произошел в Приморье. Как пишет «Независимая газета», власти Ярославского городского поселения через суд добились право не выполнять их.

С иском в суд обратилась прокуратура Хорольского района Приморья, которая хотела добиться от городских властей повышения заработной платы работникам культуры. Однако чиновники через суд доказали, что «майские указы» для муниципальных образований носят рекомендательный характер. Отметим, такое решение суда может послужит примером для других территорий.

Куда пожаловаться о невыполнении майских указов президента

А ведь именно он является одним из самых ярких нарушителей исполнительной дисциплины последнего времени. — Постановка вопроса о персонификации ответственности за неисполнение указов президента мне кажется актуальной и справедливой, — заявил сопредседатель московского штаба ОНФ, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. — Иначе за общими формулировками прячутся и уходят от ответственности конкретные виновники. В нашей стране очень низкий уровень привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей ведомств и регионов, считает глава Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов. — У нас 70 процентов федеральных органов исполнительной власти не выполнили указ президента, которым был утверждён Национальный план противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы, — подчеркнул он.

Вокруг КДМЦ раскручивается скандал с невыполнением «майских указов» Путина

История с жалобой работников Камского детского медицинского центра на низкие зарплаты и не выполнение «майских указов» Владимира Путина получила продолжение в Telegram. Популярный канал «Татарская Якудза» сообщил, что в медучреждении Набережных Челнов «собирали всех старших медсестер, накричали, а потом объяснили, что персонал получает все, как положено».

Жалоба медиков всплыла в публичном поле в первые дни января. Тот же Telegram-канал выдал пост о «непонятной ситуации» в КДМЦ. «Санитарки, получившие двухмесячные курсы «образования», стали получать выше медсестер (даже старших). Мало того, что ежемесячная оплата выше, так и годовая премия в разы увеличена. К примеру, старшая медсестра – 1400, санитарка – 6000, – цитировала «Татарская Якудза» своих подписчиков. – Внятного ответа никто не дает. Напомним, что помимо своих должностных обязанностей медсестра отвечает за работу санитарок, которые по большому счету ни за что ответственность не несут. Дипломированная медсестра со стажем в 10-15 лет, высшей категорией, остается одним из самых малооплачиваемых сотрудников».

Позже дело дошло жалоб в аппарат полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе Игоря Комарова. Но сотрудников тогда не устроили ответы своего руководства и чиновников: «Главврач КДМЦ Тимур Мубаракшин, выступая на собрании по итогам 2018 года, отрапортовал, что средняя зарплата составляет 37700 рублей, чем шокировал медсестер – они столько никогда не получали».

Сегодня в Telegram появилось продолжение истории: «После прошлых публикаций и письменных запросов в Минздрав Татарстана до руководства КДМЦ дошли две жалобы. Собирали все старших медсестер, накричали, а потом объяснили, что медперсонал получает все, как положено, – сообщает канал. – А так как в майских указах не обговаривается, что сумма 33000 рублей – это на ставку, они оперируют тем, что надо больше работать, если хочешь получить эту сумму. В своем ответе профсоюзу министерство здравоохранения РТ ссылается на прогнозное значение среднемесячной заработной платы в регионе на 2018 год, которое составляло 31609 рублей. Чиновники сообщают, что в нашем учреждении зарплаты соответствуют «майским указам». Но знаем, что большинство наших коллег не получают заслуженных зарплат».

Авторы сообщения говорят, что их не устраивают «отписки чиновников» и готовы пустить в ход расчетные листы по зарплатам сотрудников как доказательство нарушений и «возможно, ведения двойной бухгалтерии для отчетности наверх».

По данным Chelny-biz.ru, медцентр проводил проверку, но руководство до сих пор никак не комментировало ситуацию.

Напомним, в Набережных Челнах на тему низких зарплат шумел также учитель истории Раушан Валиуллин. Активист тоже жаловался в администрацию президента России, уполномоченному представителю в ПФО, президенту и прокурору Татарстана на несоответствие доходов учителей «майским указам». «У меня, школьного учителя, зарплата 23 000 рублей вместо 33 890 по республике Татарстан. И эти 23 000 за четыре должности — учитель, классный руководитель, заведующий школьного музея, педагог допобразования», – возмущался Валиуллин и просил довести зарплату до средней по региону. «Меня пригласили в мэрию для беседы «по душам». И здесь Рамиль Халимов, замруководителя исполкома, Винер Харисов, начальник управления образования, экономист исполкома хотели убедить меня, что с зарплатами учителей в Челнах все отлично, что зарабатывают мои коллеги даже больше, чем нужно. Меня не убедили. Пришел и письменный ответ от министерства образования, но этими вымышленными цифрами я своих троих детей не накормлю!» – заявлял он позже.

В 50 субъектах РФ утопичные майские указы Путина по повышению зарплат бюджетникам не выполнены: это невозможно. Зарплаты, наоборот, сокращаются

Майские указы президента России Владимира Путина от 2012 года о повышении зарплат среднему и младшему медицинскому персоналу не выполнен в 50 из 85 регионов России, говорится в докладе Счетной палаты об исполнении бюджета за 2018 год в сфере здравоохранения.

Как сообщает «Интерфакс», Минздрав также не обеспечил достижение целевых показателей по ожидаемой продолжительности жизни, снижению смертности от рака и удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, а несколько регионов не достигли целей по охвату населения медицинскими осмотрами для выявления туберкулеза и ВИЧ-инфекции.

В ходе проверки Минздрава, Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), Роспотребнадзора, Росздравнадзора и Национального медицинского исследовательского центра травматологии и ортопедии имени Приорова обнаружены нарушения в сфере закупок, нарушения сроков заключения контрактов, нарушения при использовании субсидий на выполнение госзадания.

Также Счетная палата выявила низкий уровень исполнения расходов (Минздрав — 68,9%, Роспотребнадзор — 39,9%, ФМБА — 32,4%), что свидетельствует о «системных недоработках при планировании расходов и недостаточном контроле за реализацией Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). В этом случае есть риски необоснованного отвлечения средств федерального бюджета и затягивания сроков сдачи объектов.

7 мая 2012 года, в день вступления в должность президента России, Владимир Путин подписал 11 указов, в которых были прописаны целевые экономические и социальные показатели на ближайшие восемь лет (до 2020 года).

Читайте так же:  Расшифровка и значение классификатора окпо

Среди них Путин поставил задачу перед правительством «обеспечить к 2018 году снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 192 случаев на 100 тысяч населения», «обеспечить снижение смертности от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тысяч населения», а также «разработать комплекс дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тот указ Путина, о невыполнении которого сообщила Счетная палата, предусматривал повышение средней зарплаты для младшего и среднего медперсонала до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе к 2018 году. А если у младшего, среднего медперсонала и фармацевтов есть высшее образование, то повышение зарплаты должно было составить 200% от средней заработной платы по региону.

Еще в августе 2018 года РБК сообщало, что в большинстве российских больниц указы Путина просто не могли быть реально исполнены, иначе не хватило бы денег на зарплату персоналу. В исследовании, которое опиралось на данные Росстата, статистического сборника Минздрава и портала bus.gov.ru, говорилось, что в случае исполнения путинских майских указов в каждой десятой больнице (то есть в 864) в 2017 году закончился бы или ушел в минус фонд оплаты труда.

Цели майских указов президента в части зарплат бюджетникам были достигнуты только в 16 регионах. Это Брянская, Владимирская, Тамбовская, Вологодская, Ленинградская, Волгоградская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Тюменская (без учета входящих в нее автономных округов) и Новосибирская области, а также Ставропольский и Алтайский края, Татарстан, Чувашия и Бурятия.

В начале 2019 года оппозиционный политик Алексей Навальный заявил о необходимости народного контроля за выполнением «майских указов» Путина от 2012-го и 2018-го годов. Для этого он предложил создать «Профсоюз Навального», который бы боролся за повышение зарплат для работников бюджетной сферы. Каждый бюджетник, зарплата которого меньше средней зарплаты по региону, может через специальный сайт профсоюза подать обращение, которое, в свою очередь, будет перенаправлено в государственные и правоохранительные органы, а их дальнейшее исполнение будет проконтролировано. По замыслу Навального, профсоюз должен привлечь 6 миллионов россиян из бюджетной сферы, в частности — из сферы здравоохранения.

Зарплаты не растут, а, наоборот, сокращаются: 20% россиян заявили о снижении зарплат

По итогам 2018 года 18,3% россиян заметили снижение размера своей зарплаты. К такому выводу пришли эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС по итогам исследования, которые публикуют «Известия».

Результаты исследования, в котором участвовали 1,6 тыс. работающих россиян из всех типов поселений и массовых социально-демографических групп, показали, что по итогам прошедшего года у 62,5% россиян зарплаты не изменились. При этом доход вырос у 19,2% граждан. 41,4% опрошенных заявили об увеличении трудовой нагрузки, у 52% респондентов она осталась на прежнем уровне, у 6,6% — снизилась.

Интересно, что данные РАНХиГС расходятся с официальными цифрами Росстата, который утверждал, что в среднем по стране зарплаты выросли на 9,4%. Согласно данным Росстата, средняя зарплата в марте 2019 года составила 46,3 тыс. руб, тогда как в 2018 году этот показатель достигал 42,3 тыс. руб. Отсюда следует, что заработок россиян в 2019 году вырос на 9,4%.

Почему большинство «майских указов» Путина изначально были неисполнимыми?

Автор Игорь Алексеевич Николаев — доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики, директор Института стратегического анализа.

«Майские указы» президента Российской Федерации, появившиеся в 2012 году сразу после его инаугурации, знаменовали новый этап в развитии стратегического целеполагания в стране. Да, раньше у нас неоднократно принимались программы средне- и долгосрочного социально-экономического развития, в которых фиксировалось достаточно большое число показателей. Но это были скорее прогнозные ориентиры. Теперь же были установлены именно целевые показатели социально-экономического развития России, а правительству было поручено принять соответствующие меры для их достижения.

В многочисленных «майских указах» были зафиксированы многие десятки целевых показателей социально-экономического развития страны. И уже тогда, в мае 2012 года, появились большие сомнения в том, что всё это будет выполнено.

ПАЛЬЦЕМ В НЕБО

Прежде всего, встал вопрос об обоснованности показателей. Так, в указе «О долгосрочной государственной экономической политике» было установлено, что производительность труда в стране должна вырасти к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.

Производительность труда рассчитывается как произведенный ВВП на одного занятого в экономике. Если учесть (а учитывать надо было обязательно!), что число занятых в экономике (71–72 млн человек) у нас в ближайшие годы расти не будет, то показатель производительности труда, очевидно, будет предопределяться тем, что будет происходить с ростом ВВП. Так вот, заявленный рост производительности труда требовал ежегодного, вплоть до 2018 года, роста ВВП на 7% с лишним. Но в том же 2012 году все официальные прогнозы основывались на том, что ВВП будет ежегодно прирастать примерно на 4%. Как одно соотносится с другим? Увы, экономическая жизнь после 2012 года оказалась много хуже ожиданий: ни 4%-го, ни тем более 7%-го роста ВВП и близко не было. В 2015–2016 годах ВВП и вовсе снижался. Однако вопрос даже не в отсутствии соответствия прогнозов и реальности, а в том, что целевой показатель из указа противоречил другим официальным установкам.

РАСТИ ТО, НЕ ЗНАЮ ЧТО

Или вот еще интересный пример: к 2020 году в России должно быть создано и модернизировано 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. «Интересность» данного примера хотя бы в том, что в мае 2012 года, когда был подписан соответствующий указ, у нас вообще не велось статистики по высокопроизводительным рабочим местам. Вопрос: как можно было ставить задачу сколько-то там создать или модернизировать, если непонятно, а сколько этого (в данном случае — высокопроизводительных рабочих мест) уже есть? Оказалось, что можно.

Росстат быстренько определился, что это такое — «высокопроизводительное рабочее место». Через пару лет оказалось, что к этому времени уже было создано около двух десятков миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Это то, что называется подгонкой под необходимый результат.

Однако далеко не по всем целевым показателям возможна подобная подгонка. Поэтому нужно ожидать и просто невыполнения целевых установок. К примеру, была поставлена задача увеличить к 2018 году размер реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза (следуя из контекста, по сравнению с 2011 годом). Однако в 2016 году реальные (то есть с учётом инфляции) заработные платы выросли на почти незаметные 5%. Судя по наблюдаемой динамике роста и в этом году (по итогам января-августа 2017 года реальные зарплаты увеличились всего на 2,5% в годовом выражении), выполнить соответствующий целевой показатель из «майского» указа, ну никак не получится.

Читайте так же:  Продажа квартиры в долевой собственности

Точно так же замечу, что к 2018 году не будет увеличен и объем инвестиции в основной капитал до 27% от ВВП. По итогам 2017 года он едва превысил 20%-й уровень. Не будет у нас в 2018 году и 20-й позиции в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Doing Business (в 2017 году — 35-е место). Справедливости ради, Россия всё же продемонстрировала неплохой прогресс, так как еще в 2011 году мы занимали в рейтинге далекую 120-ю позицию.

КАК КРЕАТИВНО ПОДНЯТЬ ЗАРПЛАТЫ ВРАЧАМ

Чуть ли не наибольший резонанс в информации о том, как выполняются целевые показатели президентских указов, вызывали целевые ориентиры по росту заработных плат бюджетников. Так, к примеру, к 2018 году средние зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должны достичь 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. В итоге, можно не сомневаться, в каких-то регионах это будет достигнуто, в каких-то — нет.

Но встает вопрос: какой ценой?

Очевидно, что пресловутая и, я бы даже сказал, печально знаменитая оптимизация сети бюджетных учреждений проводилась и для того, чтобы выполнить все эти целевые показатели по соотношениям зарплат бюджетников со средней зарплатой по региону. Меньше сотрудников — больше средние зарплаты (особенно когда руководство учреждений заподозрить в личной скромности было никак нельзя). Вот и имели место соответствующие непродуманные объединения организаций, увольнения сотрудников со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Лучшая демонстрация последствий такой оптимизации бюджетных учреждений — печально знаменитый звонок девушки Дарьи из заполярного города Апатиты президенту страны на прямую линию в июне 2017 года. Напомню: врачи не смогли вовремя поставить Даше правильный диагноз, в результате — последняя стадия онкологии. Почему не смогли? В значительной степени потому, что оптимизировали местную сеть здравоохранения, теряя специалистов нужной квалификации.

ВАЛИ ВСЁ НА САНКЦИИ

«Майские указы» президента, конечно, в большой степени выполнены не будут. Что уже очень плохо. Они не будут выполнены по ряду причин: низкая обоснованность целевых показателей, не самая удовлетворительная работа по их достижению, скатывание в период кризисного и стагнирующего развития, структурные бюджетные диспропорции и т.д.

Однако справедливости ради надо признать, что где-то они и подтолкнули к решению важных задач. Да, издержки были значительные, но всё-таки уровень зарплат бюджетников действительно повысился.

Что же касается невыполнения «майских указов», то здесь власти, похоже, не будут сильно беспокоиться. Сегодня все это невыполнение можно списать на санкции и низкие цены на нефть. И, думаю, большинство людей вполне удовлетворятся такими объяснениями. Но мы-то знаем, что многие показатели даже без всяких санкций и при высоких ценах на нефть остались бы невыполненными.

Вот такой противоречивый опыт исполнения «майских указов». Конечно, в 2012 году властями все задумывалось по-другому: они были уверены, что спустя шесть лет должны были звучать победные рапорты о новых свершениях. Свершений не получилось, поэтому результаты будут подводиться вынужденно скромно.

Кто ответит за саботирование государственных решений?

Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.

Введут ли уголовную ответственность за неисполнение указов Президента? Нужна ли отдельная статья в УК РФ? Кого наказали на неисполнение майских указов?

17 июня 2015 года , , , внесли в Государственную Думу законопроект № 817275–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации).

Сейчас стало известно, что Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал отклонить данный законопроект. Основная причина отклонения — в России уже существует правовая база, позволяющая привлечь чиновников к ответственности за неисполнение указов Президента. Так ли это? Если так, много ли чиновников было привлечено к ответственности за неисполнение указов или законов?

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ УКАЗОВ

Депутаты предлагали дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 286.2. «Неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации». Статья 286.2 могла бы расположиться между статьями 286.1 «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа» и 287 «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ» в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

В состав преступления включены следующие деяния: неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Данный состав пересекается с составами преступлений, предусмотренных статьями 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», 286 «Превышение должностных полномочий», 293 «Халатность» Уголовного кодекса РФ. На это указали в своем отзыве на законопроект Верховный Суд РФ и Правительство РФ.

В предлагаемом депутатами составе речь идет о так называемом материальном составе, в котором обязательно должны быть неблагоприятные последствия деяния. Неисполнение указов Президента РФ должно повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Это стандартные последствия для целого ряда уголовных составов. Их содержание многообразно. Однако суду потребуется доказать то, что нарушение прав было существенным, и причинную связь между неисполнением указов и последовавшим нарушением прав.

НЕИСПОЛНЕНИЕ УКАЗОВ И ДРУГИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Если перечисленные последствия не наступили, то есть чиновник просто не исполнил свои обязанности или исполнил их ненадлежащим образом, то это относится к дисциплинарным проступкам. Статья 57 Закона о госслужбе гласит, что дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. За это на служащего могут быть наложены взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, увольнения со службы. На это указало и Правительство РФ в своем отзыве на законопроект.

Читайте так же:  Ответственность за кражу средств с банковских карт ужесточена

Как отмечает Верховный Суд РФ, лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении указов Президента РФ, повлекшим соответствующие последствия, несут ответственность по статьям 285 и 286 Уголовного кодекса РФ за злоупотребление должностными полномочиями или их превышение. На этом основании Верховный Суд РФ предлагает авторам законопроекта обосновать, почему, по их мнению, данные нормы не предоставляют достаточную правовую защиту охраняемым интересам государства и общества. Кроме того, Суд обратил внимание на то, что предлагаемая депутатами санкция мягче, чем санкции по статьям 285 и 286: она не предусматривает лишения свободы.

Среди других недостатков законопроекта справедливороссов в отзывах отмечается необоснованное ограничение предмета преступления актами Президента РФ и исключение из него актов Правительства. Также юристы отметили, что в законопроекте субъектами преступления являются только лица, замещающие государственные должности, а не все государственные служащие и должностные лица.

Критики законопроекта отмечают, что контроль исполнения указов Президента РФ возложен на Администрацию Президента и регулируется Указом Президента РФ от № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации». Именно начальник контрольного управления Администрации вносит представления о привлечении к ответственности лиц, не исполняющих акты главы государства. На этом основании уголовная ответственность за неисполнение указов Президента называется чрезмерной. Однако на практике эти нормы не действуют: по крайней мере, в СМИ практически нет информации о том, что тот или иной чиновник был наказан или уволен за неисполнение своих обязанностей, в том числе поручений Президента РФ.

САБОТАЖ?

Почему именно сейчас назрела необходимость в таком законе? Авторы законопроекта обосновывают актуальность законопроекта режимом санкций против России и неисполнением «майских указов» Президента РФ. Однако по данным Правительства РФ майские указы исполнены более чем на 60%, а то, что должно было быть исполнено на сегодняшний день, исполнено более чем на 80%. Может быть, чиновники ограничились только формальным исполнением? Может быть, дело в том, что цели на бумаге при их реализации в жизни оказались не такими привлекательными?

Итого: формально поручение Президента РФ исполнено, а жить лучше не стало. Это означает, что проблема не только и не столько в неисполнении указов Президента РФ, но и в содержании самих указов и в том, как Правительство РФ собирается достигать «плановых показателей».

ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ ВЛАСТЬ?

Согласно Конституции РФ власть не отвечает, например, за ту же социальную политику, а «ведает» ею. В ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ). В ведении субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение (статья 72). Конструкция «предметов ведения» повлекла за собой не только множество проблем при разграничении полномочий между органами власти различных уровней, но и отразила принцип безответственности власти за «предметы ведения».

Законопроект справедливороссов ценен именно своей постановкой вопроса об ответственности чиновников за исполнение того, что предписано законом (в широком смысле слова). Но вопрос надо ставить более глобально.

Фактически чиновники не несут ответственности за ненадлежащее исполнение нормативных правовых актов: ответственность за результаты их деятельности не установлена. Должна быть обеспечена устойчивая правовая связь между заявленными государственными целями и тем, как они были достигнуты или не достигнуты. Тогда повысятся шансы на то, что законы и другие акты будут реализовываться.

В проекте Конституции России, разработанном Центром Сулакшина, идея ответственности власти пронизывает весь текст документа. Основной статьей, закрепляющей принцип ответственности за результаты государственного управления, можно считать статью 144 проекта Конституции. Ответственность за результаты должна быть реализована во всех видах ответственности: — за причиненный чиновниками вред; административной; уголовной; дисциплинарной. В Центре научной политической мысли и идеологии разрабатывается также проект федерального закона о политической ответственности, который призван установить ответственность публичных должностных лиц за выполнение своих предвыборных обещаний, наказов избирателей и политических программ, за соответствие своей деятельности на государственном посту интересам государства и общества.

Законопроект справедливороссов, предлагающий дополнить Уголовный кодекс РФ статьей об ответственности за неисполнение указов Президента РФ, неспособен ни повысить исполнительскую дисциплину, ни обогатить практику ответственности чиновников за свою деятельность. Эти проблемы надо решать комплексно. В существующем виде законопроект выглядит как популистский ход, направленный на привлечение внимания к авторам проекта в начавшейся гонке перед выборами 2016 года, а не как реальное предложение по совершенствованию механизма ответственности чиновников.

ВЫВОДЫ:

1. Законопроект № 817275–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в существующей редакции не будет принят Государственной Думой.

[1]

2. Проблему ответственности чиновников за неисполнение государственных решений следует решать комплексно, не только в рамках уголовного права.

3. Существующее регулирование содержит достаточное количество норм, позволяющих бороться с неисполнением и ненадлежащим исполнением государственных решений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Проблема неисполнения государственных решений тесно связана с проблемой ответственности власти, в том числе за содержание решений и за результаты их реализации. Эта проблема должна решаться комплексно, начиная с Конституции РФ.

Источники


  1. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.

  2. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.

  3. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
  4. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
  5. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
Специалисты зафиксировали неисполнение майских указов президента
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here