В россии, возможно, появится кодекс бизнесмена

Полезная информация по теме: "В россии, возможно, появится кодекс бизнесмена" с ответами на все возможные вопросы. Если вы все же не найдете ответ на интересующие вопросы, то обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Об этике впервые заговорил Аристотель, заметив глубокомысленно, что она «помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться».

Для нас этика — прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этичное, либо как неэтичное. Поэтому полезно различать этику как идеал и этику как действие. Нас интересует и то и другое, но в рамках профессиональной этики, а именно этики предпринимателя. Следовательно, речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этический кодекс предпринимателя

В основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя лежат постулаты профессиональной этики предпринимателя. Цивилизованный предприниматель:

убежден в полезности своего дела не только для себя, но и для других, для общества, для государства;

исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

уважает себя как личность, а любую личность как себя;

уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;

стремиться к нововведениям;

[2]

В 1912 году отечественными предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России:

Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Русский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели честности и правдивости.

Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Русский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей отчизны.

Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождают ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависти от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

научная статья по теме Предпринимательский кодекс Российской Федерации: за и против Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Предпринимательский кодекс Российской Федерации: за и против»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗА И ПРОТИВ

Д.В. Кутюков, аспирант кафедры гражданского права Современной гуманитарной академии

В статье отмечается, что предпринимательский кодекс обязан будет обеспечить единство разрозненной нормативной базы об индивидуальном предпринимателе, ликвидировать пробелы в правовом регулировании субъектов этих конституционно-правовых отношений, а также определить ответственность за нарушения законодательства.

Ключевые слова: кодификация предпринимательского права, Предпринимательский кодекс, разрозненность нормативной базы об индивидуальном предпринимательстве, закон о статусе индивидуальных предпринимателей.

В России предпринимательские отношения всегда регулировались гражданским правом, торговое право рассматривалось в качестве подотрасли права гражданского. В настоящий момент специалистами дискутируется вопрос о том, являются ли предпринимательские отношения только гражданско-правовой материей, что приводит к выводу об их правовом регулировании в рамках отрасли гражданского права, либо предпринимательство — явление особого порядка с особым механизмом предпринимательского, коммерческого, торгового регулирования. На данный момент четко обозначились два подхода к решению этого вопроса. Один заключается в том, что наиболее эффективной, отвечающей современным потребностям и реалиям российской экономики является единая и целенаправленная регламентация имущественного оборота в рамках отрасли гражданского права. Другой — в том, что предпринимательство представляет собой настолько специфическое, не вписывающееся в

предмет гражданского права явление нового общественно-хозяйственного порядка, что для его регулирования необходим особый механизм хозяйственно-правового регулирования — предпринимательские отношения требуют принятия соответствующего кодекса и регулирования в рамках специальной отрасли, поскольку объединить все в единый гражданский кодекс представляется неэффективным и теоретически не обоснованным.

Кодификация предпринимательского права необходима для решения целого ряда публично-правовых вопросов по государственному регулированию экономики, например, как это сделано в Японии, где наряду с Гражданским существуют и Торговый, и Хозяйственный кодексы. Тот факт, что в Германии, Франции, США, Японии и других странах предпринимательские отношения регулируются торговыми кодексами, является дополнительным аргументом в пользу принятия Предпринимательского кодекса.

Противники принятия Предпринимательского кодекса считают, что вопрос о необходимости кодификации предпринимательского права решается однозначно, так как после принятия Гражданского кодекса РФ он снят с повестки дня и утратил свою остроту, ввиду того, что законодатель в ст. 2 ГК [1, с. 42] прямо указал на включение предпринимательских отношений в предмет гражданско-правового регулирования, чем завершил полемику по данному вопросу, а также, что предпринимательская деятельность не обладает самостоятельным и отличным от гражданского права кругом субъектов, а «приспосабливает» для своих целей традиционных участников гражданского оборота, оказывая при этом влияние на гражданско-правовой статус и специализируя его.

Принятие части первой ГК РФ стало серьезным этапом развития нормативной базы о предпринимательской деятельности. Значимость ГК РФ для регулирования предпринимательских отношений подтверждает и то, что более трехсот статей ГК закрепляют специальный режим только для случаев, когда хотя бы одной из сторон выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. В статьи Гражданского кодекса внесены предпринимательские институты, такие как коммерческая организация, коммерческий представитель, обязательства, связанные с осуществлением исключительно предпринимательской деятельности; особая ответственность субъекта предпринимательской деятельности и многие другие. Остальные, за редким исключением, представляют

собой общие нормы, применяемые в равной мере к отношениям с участием любых субъектов гражданского права, включая и тех, кто осуществляет предпринимательскую деятельность. ГК РФ выделяет в составе своих норм многочисленные отсылки, касающиеся предпринимательской деятельности (о регистрации субъектов предпринимательской деятельности; несостоятельности (банкротстве), лицензировании субъектов предпринимательской деятельности и многие другие) [2, с. 56].

Нормы Гражданского кодекса относятся не ко всем, а только к горизонтальным отношениям, в которые вступают предприниматели между собой. Отношения же по вертикали, складывающиеся между предпринимателями и государством (в лице государственных органов), этим Законом не охватываются. За пределами гражданского законодательства остаются положения о государственном регулировании предпринимательской деятельности. ГК

Читайте так же:  Документы для получения вида на жительство рф

РФ, выступая правовой основой предпринимательской деятельности, фактически не может охватить своим правовым регулированием всего многообразия предпринимательских отношений, поскольку нормы гражданского права главным образом отражают частноправовой подход субъектов указанных отношений, в то время как предпринимательская деятельность имеет значение для всего общества и государства в це-лом. [2, с. 57].

В законодательстве отсутствуют принципы взаимодействия государства и бизнеса. Первым в их числе следовало бы назвать партнерство власти и предпринимательства в общих интересах,

однако Конституция РФ не содержит на этот счет каких-либо указаний, а ГК РФ как закон, по преимуществу, торгового оборота, ограничился запретом на произвольное вмешательство в частные дела. Все это ставит на повестку дня вопрос о законодательном построении системы предпринимательского права, в которой нашлось бы место для всех его элементов — частных и публичных, что и позволило бы избежать противоречий между ними и вовремя обнаруживать пробелы. Но такая система потребовала бы принятия акта типа Закона о предпринимательстве или Предпринимательского кодекса. [4, с. 39]. Следовательно, проблема модели отечественного частного права в современный период имеет важное теоретическое и практическое значение, что и обусловливает ее актуальность. Решение такой фундаментальной проблемы невозможно без серьезных теоретических исследований.

В данный период политический курс государства направлен на развитие предпринимательской инициативы во всех отраслях хозяйства и в числе первоочередных задач правовой системы современной России стоит задача обеспечения юридической базы развития рыночной экономики. Одна из основных проблем, остро обозначенных в настоящий момент, — это разрозненность нормативной базы об индивидуальном предпринимательстве и индивидуальном предпринимателе, наличие пробелов в правовом регулировании деятельности этих субъектов конституционно-правовых отношений. Сегодня в законодательстве нет четкого и конкретного толкования норм, посвящен-

ных предпринимателю без образования юридического лица — большинство статей являются бланкетными или имеют размытые формулировки. Отдельный нормативный документ, который регулировал бы деятельность индивидуальных предпринимателей, на данный момент в России не принят. В ГК РФ индивидуальным предпринимателям посвящено всего две статьи (ст.23 и 25), тогда как деятельности юридических лиц целая глава в первой части (гл. 4). Несмотря на то, что ГК РФ в ст. 23 устанавливает, что все правила, регулирующие деятельность юридических лиц в равной степени распространяются и на деятельность индивидуальных предпринимателей, подобное регулирование представляется недостаточным, так как деятельность индивидуальных предпринимателей отличается своей специфичностью.

Например, определенные правовые проблемы возникают в связи с неконкретностью действующего законодательства в отношении возраста гражданина, по достижении которого он имеет возможность осуществлять данную деятельность. В частности, в ст. 23 ГК РФ отсутствует указание на возраст, позволяющий гражданину самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность. Анализ ст. 21, 26, 27 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что для осуществления предпринимательской деятельности гражданин должен быть полностью дееспособным. Полная дееспособность гражданина связана с достижением им восемнадцатилетнего возраста, но существует два исключения, на которые обращается внимание в ст. 21 и 27 ГК РФ: это во-

первых, вступление в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста и, во-вторых, возможность применения процедуры эмансипации к несовершеннолетнему. На основании действующего законодательства обоснованно мнение и о том, что возрастная граница дееспособных лиц в сфере предпринимательства может быть еще ниже. Несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 26) предоставляется возможность совершать сделки с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя).

Таким образом, отсутствие комплексных юридических актов о правовом положении индивидуальных предпринимателей порождает противоречия и коллизии в сфере правоприменительной деятельности органов государства. Одновременно это осложняет реализацию индивидуальными предпринимателями провозглашенных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Ликвидация этих противоречий требует глубокого изучения гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя, обоснования юридического механизма реализации и гарантировании его статуса. Следовательно, принятие отдельного закона о статусе индивидуальных предпринимателей, в котором исходя из конституционных положений (ст. 8, 34, 35), а также общих положений ГК РФ о право- и дееспособности граждан, будет всесторонне урегулирована их деятельность, в настоящий момент представляется актуальным.

[1]

Новый закон должен регулировать общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимателями предпринимательской деятельности, определять основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу данной деятельности в РФ, обозначить обязанности предпринимателей, госуда

[3]

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Торговый кодекс — «за» и «против». Нужен ли он современной России?

Следует сразу обратить внимание, что в странах совместное существование гражданского и торгового права объясняется историческими традициями, в других — на почве кодификации торгового права произошло политическое объединение государства.

Существует два мнения по поводу данного вопроса:

  • 1. Создание Торгового кодекса РФ
  • 2. Оставить все как есть (данные правоотношения должны регулироваться Гражданским Кодексом РФ и обычаями делового оборота, т.е. скоро с изменениями будет просто оборот).

Первая точка зрениям получила свое отражение в рассуждениях проф. Б.И. Пугинского, который является сторонником идеи принятия Торгового Кодекса.

Его аргументы таковы:

  • 1. Торговля является самостоятельной сферой гражданских правоотношений.
  • 2. В торговле задействованы специальные субъекты, чей статус в ГК РФ не определен (оптовые ярмарки, рынки, товарные биржи, торговые дома).
  • 3. В ГК РФ не урегулированы ряд договоров (оптовая купля-продажа, консигнация и др.), а также послеторговые отношения по приемке товаров.
  • 4. Было бы удобнее использовать в правоприменительной практике один кодифицированный акт, а не множество разрозненных нормативных актов.

Также Б.И. Пугинским было замечено, что изучение российского законодательства о торговой деятельности свидетельствует о его ненормальном состоянии. Во многом не закончено формирование законодательной основы товарного обращения. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содержат противоречия. Отсутствует единая направленность нормативных установлений, четкая и обоснованная система регулирования рыночных отношений. Недостаточность законодательной базы влечет массовое издание ведомственных и региональных актов.

Изменить подобную ситуацию можно путем издания Торгового кодекса России. Каким он должен быть? Очевидно, что он не может просто копировать законодательство западных стран.

Исходя из конкретной экономической и правовой ситуации в стране, Торговый кодекс должен служить формированию российского товарного рынка, созданию его структуры, налаживанию торгово-хозяйственных связей и их развитию.

Вторая точка зрения оказалась мне наиболее близкой, и я ее могу обосновать тем, что искусственное выделение торгового права вредно для экономического оборота, т.к., во-первых, нужно стремиться к единообразию законодательства, во-вторых, параллельное существование двух законодательств порождает и практические затруднения. Данной концепции придерживается проф. Беляева О.А.

Тем более целесообразно было бы обратить внимание, то в России существовала теория хозяйственного права для социалистической экономики. Но отдельный Хозяйственный кодекс так и не был принят. До окончания работы над проектом части второй Гражданского кодекса оставалась возможность создания Торгового или Предпринимательского кодекса. Но после принятия двух частей ГК РФ оказалось, что уже не осталось вопросов, которые надо специально регулировать целым кодексом, а не отдельными нормативными актами. Тем более что исключительно коммерческими в ГК РФ являются только два договора: коммерческая концессия и контрактация, в остальных договорах могут участвовать любые лица.

Читайте так же:  Государственные стандарты и требования к автошинам

Из этого у меня сложилось такое мнение, что и в этот раз может законодатель прийти к такому выводу, с которым я согласна.

Представляется, что принятие Торгового кодекса в нашей стране нецелесообразно. В частности, более детальное регулирование деятельности специальных субъектов торговли сужает их возможности в условиях острой конкурентной борьбы. Не нужно устанавливать дополнительные правовые основания для предъявления новых требований к торговым фирмам и индивидуальным предпринимателям. Что касается послеторговых отношений (приемка товаров по количеству и по качеству), то уже долгое время они регламентируются обычаями делового оборота, в качестве которых выступают Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утв. постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. №П-6, и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утв. постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. №П-7. Эти инструкции применяются покупателем (получателем) товара в случаях, когда это прямо предусмотрено условиями договором поставки.

Для сравнения можно отметить, что зарубежные торговые кодексы традиционно регламентируют следующие вопросы:

  • 1. Правовой статус коммерсантов
  • 2. Специальные торговые договоры (контракты)
  • 3. Торговое мореплавание (морская торговля)
  • 4. Неплатежеспособность (банкротство)
  • 5. Вексельное обращение

Нетрадиционное содержание имеет Единообразный Торговый кодекс США, регулирующий продажу, торговые бумаги, банковские депозиты, инкассовые операции, аккредитивы, обеспечение сделок, коносаменты.

Из всего выше сказанного я могу сделать вывод, что хотя и первая и вторая точка зрения заслуживают нашего, как юристов, внимания, но все же я придерживаюсь второй точки зрения, которая имеет наиболее веские доводы. И главный из них это практическое затруднение, так как наряду с Торговым кодексом, если таковой примут, нужно будет изменить множество законов, например тот же самый Гражданский Кодекс РФ. Тем более как уже мной отмечалось выше, нет таких специальных вопросов, которые нужно выносить в отдельный документ.

А если уж уходить в корень проблемы, то создание Торгового Кодекса обуславливается заимствованием данного опыта у зарубежных стран, что так типично для России. Но для заимствования нужно преодолеть отставание России, которое коренится в отсутствии нормально работающего товарного рынка, а этот рынок невозможно создать без правовой и иной поддержки государства, без установления четких законодательных правил коммерческой деятельности.

Нужен ли кодекс о предпринимательстве?

Владимир Сергеевич Белых, заведующий кафедрой предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, д.ю.н., профессор, руководитель Экспертной группы «Перспективы модернизации экономики и совершенствование предпринимательского (коммерческого) законодательства России, государств-членов ЕврАзЭС, ШОС и ЕС»

Результаты работы экспертной группы

— Экспертная группа, которую я возглавляю, уже несколько лет работает над проблемами совершенствования предпринимательского (коммерческого) законодательства государств ЕврАзЭС, ШОС, ЕвроСоюза. Наша группа консолидированная, и в ней несколько основных направлений. Первое направление – предпринимательское (коммерческое) законодательство, второе – банковское законодательство, третье – страховое законодательство, четвертое – энергетическое законодательство. Новое направление – транспортное законодательство.

Каждое направление курирует тот или иной специалист, и в каждом направлении есть свои эксперты. За эти годы мы смогли добиться не только теоретических разработок, но и практических документов. Назову несколько подготовленных нами документов.

Первый документ. В рамках Межпарламентской ассамблеи государств ЕврАзЭС нами была подготовлена концепция и примерная структура законодательства о фондовом рынке государств ЕврАзЭС. Концепция была одобрена на одном из заседаний Межпарламентской ассамблеи.

Второе. По заданию Министерства транспорта России мы принимали участие в разработке примерной структуры и концепции Единого транспортного кодекса России. Мы разработали концепцию и примерную структуру. Было подготовлено монографическое исследование «Транспортное законодательство России, государств ЕврАзЭС, ШОС и ЕвроСоюза». Пожалуй, единственная книга на всем постсоветском пространстве, которая была посвящена этой проблематике.

Третье направление. По заданию Федеральной налоговой службы России (ФНС) был подготовлен Обзор законодательства, а также судебно-хозяйственной практики по теме: «Минимизация расходов арбитражных управляющих в делах о несостоятельности (банкротстве)».

Что делать с неэффективными предприятиями

Следующее направление, которым мы можем гордиться, — в рамках нашей экспертной группы, по заданию бывшего губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя был подготовлен проект федерального закона Об управлении собственностью и концепция, который представили в свое время в Правительство Свердловской области.

Дело в том, что на территории Российской Федерации очень большое количество предприятий, по оценкам 60-70, которые являются неэффективными. Считается, что эти предприятия являются не только неэффективно работающими, но еще и банкротами. Возникает вопрос: что с ними делать? Существует, например, система несостоятельности (банкротства), можно их обанкротить. Но дело в том, что некоторые предприятия не подпадают под банкротство. Их нельзя обанкротить по формальным признакам. Что делают такие предприятия? Они не используют свои денежные средства и прибыль для того, чтобы модернизировать основные фонды, не направляют их на социальные нужды трудового коллектива. Практически эти деньги просто разворовываются.

Проектом такого закона заинтересовались некоторые политические партии, например, Справедливая Россия, ЛДПР. Они заинтересовались также моей идеей о возможности разработки и принятия в России Закона о национализации и деприватизации. Эти документы были переданы в Государственную Думу, но до сих пор не принято никакого решения. С читается, что Закон о национализации и деприватизации является антирыночным, он пугает обывателей, он пугает даже нашу политическую верхушку, наш истеблишмент.

О предпринимательских объединениях

Буквально недавно по заданию Межпарламентской ассамблеи государств ЕврАзЭС я был руководителем рабочей группы по подготовке и обобщения практики, посвященной предпринимательским объединениям на территориях этих государств. Это предпринимательские объединения, которые не имеют статуса юридического лица, например, холдинги, концерны, концорциумы и т.д. Они не имеют на территории России правового закрепления в виде законов либо других документов. 15 мая этого года в Санкт-Петербурге на заседании комиссии по экономической политике государств ЕврАзЭС я докладывал о результатах работы нашей группы.

Были проекты, связанные с нашими стратегическими партнерами: Магнитогорским металлургическим комбинатом, Уральской горно-металлургической компании и ЕвразХолдингом. На этих площадках разработаны два документа.

Первый. Мы участвовали в разработке Обзора законодательства и судебной практики по проблемам налогообложения отходов производства и попутно добываемого сырья. Это, оказывается, очень серьезная проблема, которая стоит перед металлургической промышленностью. Результаты работы мы направили нашим заказчикам, в Государственную Думу.

Второй. По заданию наших партнеров мы готовили проект федерального закона О предпринимательских объединениях. В Москве есть такая организация, которая называется Национальный совет по корпоративному управлению, куда входят крупнейшие предприятия России. В качестве эксперта я принимал участие в обсуждении вопросов по совершенствованию законодательства в сфере крупных бизнес-структур.

Стоит ли регулировать ценообразование

Ну а что предстоит сделать? Я хотел бы принять участие в разработке базовых законов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Читайте так же:  Замена паспорта, инн и других документов при смене фамилии

Первый закон – Закон о ценах и ценообразовании. Я об этом законе говорю уже с 2001 года, но недавно прочитал, что в Совете Федерации концепция такого закона есть.

Смысл заключается в том, что в Российской Федерации был принят закон Об основах государственного регулирования торговли. Но это только одна сфера – торговля. Я хотел, чтобы этот закон был направлен на урегулирование многих отношений. Т.е. необходимо выработать ценовую политику в бизнесе, чтобы было понятно ценообразование. Для примера, даже в такой консервативной стране, как Великобритания, в 1968 году был принят Закон о ценах. При наличии того, что эта страна является с прецедентным правом, был принят именно Закон о ценах. Почему у нас нет такого закона?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Второй закон. В Российской Федерации действуют различные биржи: товарная биржа, валютная биржа и биржа с ценными бумагами. Я выступаю за принятие консолидированного закона, который бы так и назывался — Закон о биржах и биржевой деятельности, который бы объединил различные биржи и придал бы им упорядоченный вид. Вот это необходимо сделать.

И, наконец, я выступаю за то, чтобы был принят федеральный Закон о ценных бумагах. В настоящее время в России есть Закон о рынке ценных бумаг. Но надо иметь в виду, что рынок ценных бумаг – это не только акции, не только облигации. Рынок состоит из так называемых производных финансовых инструментов – это фьючерсы, опционы. Так, некоторые страны, например, Киргизия, уже разработали документы на этот счет. Поэтому такой закон необходим.

Нужен ли кодекс о предпринимательстве

Главная идея, с которой я буду выступать на 6-й сессии правового конгресса, – это разработка концепции и структуры либо кодекса, либо Закона о предпринимательстве. Дело в том, что есть кодифицированные акты в области гражданского права. Я считаю, что было бы хорошо, если был бы принят Кодекс о предпринимательстве (пусть и не предпринимательский кодекс). Такой кодекс принят в Чехии, Казахстане, на Украине и в других государствах, которые регулируют вопросы предпринимательства.

И здесь можно было бы основной упор в этих законах сделать на государственное регулирование экономики и предпринимательства. Определить, что такое государственное регулирование, пределы государственного регулирования, основные направления. И все это предусмотреть в соответствующем законе. Такую идею я уже сформулировал в своей книге под названием «Модернизация российской экономики и предпринимательского законодательства». Эта книга была опубликована в прошлом году. Поэтому я хотел бы эту идею предложить участникам конгресса. Я хотел бы, чтобы эта идея получила поддержку и, может быть, была закреплена в каком-либо документе на разработку, на перспективу. Вот то, что было сделано нашей экспертной группой, какие задачи стоят на перспективу в будущем.

Автор: Татьяна Андреева, пресс-секретарь Европейско-Азиатского правового конгресса

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 5.1 (15) 2012 С. 7

С 1 июня изменятся положения ГК РФ о финансовых сделках

SergeyNivens / Depositphotos.com

1 июня 2018 года вступят в силу поправки в положения Гражданский кодекс, касающиеся договора займа, кредитного договора, договора финансирования под уступку денежного требования, договоров банковского вклада и банковского счета, расчетов и ряд других (Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Напомним об основных нововведениях.

С указанной даты договор займа может быть консенсуальным. Исключение предусмотрено лишь для договора займа, займодавцем по которому выступает гражданин: такой договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу, то есть он останется реальным договором.

К предмету договора займа поправками прямо отнесены любые деньги, включая безналичные, а также ценные бумаги.

Устная форма договора займа между гражданами будет допускаться при сумме до 10 тыс. руб.

Изменятся критерии, по которым договор денежного займа по умолчанию считается беспроцентным: если обе стороны – граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и сумма займа не превышает 100 тыс. руб.

У судов появится возможность уменьшать «ростовщические проценты» по договорам займа, заключенным между гражданами или между юрлицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, и заемщиком – гражданином. Речь идет о ситуациях, когда размер процентов по таким договорам в два и более раза превышает обычно взимаемые в подобных случаях проценты и поэтому является чрезмерно обременительным для должника.

Иначе, чем сейчас, будет определяться момент возврата займа в безналичной форме: если иное не предусмотрено законом или договором, заем будет считаться возвращенным в момент поступления соответствующей суммы денежных средств в банк, в котором открыт банковский счет займодавца.

Предусмотрен ряд иных изменений в правовом регулировании заемных отношений.

В отношении кредитных договоров выделим следующие нововведения.

Пункт 1 ст. 819 ГК РФ будет дополнен положением, закрепляющим, что заемщик обязуется уплатить не только проценты на полученную денежную сумму, но также и предусмотренные договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита. Однако, если кредит предоставлен гражданину в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, ограничения, случаи и особенности взимания таких иных платежей, определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Кредитор вправе будет требовать досрочного возврата кредита в случаях, предусмотренных ГК РФ, иными законами, а при предоставлении кредита юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю также в случаях, предусмотренных кредитным договором.

Кроме того, ГК РФ дополнен новым положением, устанавливающим, что кредит может использоваться должником полностью или частично в целях погашения задолженности по ранее выданному тем же кредитором кредиту без его зачисления на банковский счет должника. В этом случае кредит считается предоставленным с момента получения должником от кредитора сведений о погашении ранее предоставленного кредита.

Значительные изменения претерпят положения ГК РФ о банковском вкладе. Так, по просьбе вкладчика-гражданина банк вместо выдачи вклада и процентов на него должен будет произвести перечисление денежных средств на указанный вкладчиком счет (иное может быть предусмотрено законом).

О поправках в ГК РФ, внесенных начиная с 2013 года узнайте из подготовленного экспертами компании «Гарант» материала «Поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, вступающие в силу в 2013-2018 гг.» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Предусмотрен отказ от сберегательных книжек и сберегательных (депозитных) сертификатов на предъявителя. Для размещения средств физических и юридических лиц будут использоваться сберегательные и депозитные сертификаты, являющиеся именными документарными ценными бумагами. Возможность удостоверения внесения вклада именной сберегательной книжкой сохранится (подробнее об этих изменениях мы рассказывали ранее).

В новой редакции будет изложен и ряд положений ГК РФ о договоре банковского счета. Так, банковский счет можно будет открыть на условиях использования электронного средства платежа.

Изменится формулировка нормы об ответственности банков за ненадлежащее совершение операций по счету. Согласно поправкам, банк должен будет уплатить проценты по ст. 395 ГК РФ независимо от того, уплатил ли он проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, предусмотренные п. 1 ст. 852 ГК РФ.

Читайте так же:  Порядок получения водительских прав после лишения

У физлиц появится возможность открыть совместный счет (с учетом ограничений, установленных валютным законодательством).

Будут затронуты поправками и положения ГК РФ о расчетах.

В частности, с 1 июня 2018 года, принимая от клиента платежное поручение, банк обязан будет удостовериться в праве плательщика распоряжаться денежными средствами, проверить соответствие платежного поручения установленным требованиям, достаточность денежных средств для его исполнения, а также выполнить иные процедуры. При отсутствии оснований для исполнения платежного поручения банк откажет в приеме к исполнению такого поручения с уведомлением об этом плательщика.

Аккредитив с указанной даты по умолчанию будет являться безотзывным. Иное можно будет предусмотреть в его тексте.

В ГК РФ появится новое положение, уточняющее судьбу средств, находящихся на счете эскроу, при банкротстве. Установлено, что приостановление операций по счету эскроу, арест или списание находящихся на нем денежных средств по обязательствам депонента перед третьими лицами и по обязательствам бенефициара не допускается.

Кроме того, в части второй ГК РФ появится новая глава – «Условное депонирование (эскроу)», ряд поправок затронет и главу ГК РФ о факторинге.

В новой редакции будут изложены некоторые положения части первой ГК РФ, в частности, изменятся отдельные нормы о цессии.

Изменения вступят в силу с 1 июня 2018 года с учетом ряда переходных положений. Так новые положения не будут распространяться на договоры, заключенные до этой даты. А выданные до вступления поправок в силу сберегательные и депозитные сертификаты сохранят свое действие на тех условиях, на которых они были выданы.

В Гражданском кодексе появится понятие «самозанятые»

Соответствующие поправки законодатели рассчитывают принять до конца года

Фото РИА Новости

В Совете Федерации уверены, что закон о «самозанятых» появится ещё в 2016 году – новый пакет поправок учтёт все замечания, сделанные главе Минфина спикером палаты Валентиной Матвиенко на пленарном заседании 16 ноября. Об этом сообщил корреспонденту «Парламентской газеты» глава бюджетного Комитета Совфеда Сергей Рябухин.

Бюджет – отдельно, самозанятые – отдельно

На существенную корректировку инициатив Минфина, касающихся самозанятых, прямое влияние оказала позиция, высказанная Валентиной Матвиенко и поддержанная всей палатой регионов, убеждён Сергей Рябухин. Напомним, что на пленарном заседание Совета Федерации спикер «забила тревогу», обратив внимание главы Минфина Антона Силуанова на то, что в «теле» законопроекта о новом Бюджете «затесалась» норма, дающая самозанятым право платить налог один раз в год.

15 миллионов россиян трудоспособного возраста не платят налоги — сенатор

При этом целый ряд норм, касающихся этой категории людей, которые лишь формально числятся безработными, оказался неурегулированным. Сергей Рябухин пояснил, о чём идёт речь: «Для начала надо законодательно в Гражданском кодексе РФ определить – кто это такие самозанятые? Пока что этой категории людей в правовом поле у нас нет. После необходимо предложить механизм их регистрации в налоговой службе. И уж затем давать преференции по налогам».

Минфин, как ведомство, курирующее вопрос о самозанятых в Правительстве, отреагировал на сигналы от спикера Совета Федерации – поправки о самозанятых были выделены в отдельную «папку». А Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству, возглавляемый Павлом Крашенинниковым, готовит соответствующий пакет поправок – он будет проходить рассмотрение парламентариями отдельно от проекта закона о новом федеральном бюджете. Совет Федерации, как подчеркнул Сергей Рябухин, полностью поддерживает такой подход.

Аудит безработных отдадут местным властям

В самом Минфине придерживаются позиции, что «закон о самозанятых» должен вступить в силу с января 2017 года. Эту позицию, в частности, подтвердил сегодня замминистра финансов Илья Трунин.

Пока что всевозможные консультанты, репетиторы, сторожа и т.п. находятся в «серой зоне» экономики. Но если им сразу дать возможность платить налоги только раз в год и на льготных условиях, то в эту нишу ринутся многие индивидуальные предприниматели – зачем им регистрировать ИП, если есть возможность перейти в разряд «самозанятых»? И «серая зона» не только не уменьшится, а увеличится в разы – как и потери региональных бюджетов от недополучения налогов с ИП.

Налоги 2017–2019: богатые тоже заплатят

Между тем уже известно, что заняться «отсевом» самозанятых от предпринимателей и реально безработных поручат местным и региональным властям – именно субъекты РФ и муниципалитеты оплачивают взносы в ФОМС за людей, официально не имеющих заработка. Аудит «трудоспособного населения, не имеющих объективных причин не работать», как пояснил глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, будет заключаться в том, чтобы власти на местах разобрались, кто и на что живёт. Текст соответствующего законопроекта разрабатывается совместно с Минтруда РФ.

В России может появиться антикоррупционный кодекс

Региональные парламентарии предлагают систематизировать законодательство по борьбе со мздоимством

Тема противодействия коррупции станет одной из центральных на заседании Совета законодателей, которое пройдёт в Санкт-Петербурге 24 апреля. С предложением о создании единого антикоррупционного кодекса к коллегам намерен обратиться глава парламента Башкортостана Константин Толкачев, который возглавляет в Совете законодателей профильную комиссию. Так или иначе череда громких арестов чиновников последних месяцев как в Москве, так и в регионах говорит о том, что законы о противодействии мздоимству нуждаются в совершенствовании.

Актуальная повестка

Как стало известно «Парламентской газете», особое внимание на заседании спикеры двух палат парламента Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко и депутаты заксобраний планируют уделить ситуации в регионах. Повестку дня здесь, безусловно, определили последние громкие события с привлечением по всей стране к ответственности большого числа чиновников и должностных лиц за коррупционные преступления.

«В последнее время регионы получили большое количество полномочий, включая распределение бюджетных средств на здравоохранение, социалку, ЖКХ, транспорт и строительство дорог, — рассказал «Парламентской газете» председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества Кирилл Кабанов. — Соответственно, увеличивается количество коррупционных рисков и соблазнов».

По словам эксперта, низовая коррупция — самая чувствительная для граждан, поскольку она идёт «на контакте», обыватель видит её вживую. Обычный человек в своей жизни сталкивается в большей степени с региональными чиновниками. Поэтому и степень эффективности государства он воспринимает на уровне местных властей.

Необходимость кодификации назрела

Как рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, для эффективной борьбы с коррупционерами в России сформирована и постоянно совершенствуется уникальная правовая и технологическая основа.

«В стране действует более трёх тысяч федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование в данной сфере», — пояснил он.

Вместе с тем распылённость антикоррупционных норм на разных уровнях мешает эффективно противодействовать продажным чиновникам, считает глава Комиссии Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции, глава парламента Республики Башкортостан Константин Толкачёв.

«Необходимо кодифицировать весь этот правовой массив, — заявил он «Парламентской газете». — Хочу предложить коллегам на Совете законодателей задуматься над созданием единого антикоррупционного кодекса».

Читайте так же:  Образец составления соглашения супругов о разделе имущества

Константин Толкачев также отметил, что одновременно в юридических вузах следует начать подготовку специалистов по антикоррупционному праву.

«Сегодня мы уже можем говорить о фактическом появлении новой отрасли юриспруденции — антикоррупционного права, имеющей свой особый предмет и метод правового регулирования», — подчеркнул он. Парламентарий призывает Минобрнауки скорее включить новый учебный предмет в образовательные программы и стандарты вузов, готовящих юристов, государственных и муниципальных служащих.

Как в России законодательно борются с коррупцией

В 1992 году введен запрет для чиновников заниматься предпринимательской или иной деятельностью, кроме научной, преподавательской или творческой, а также ряд других запретов. Кроме того, при назначении на руководящую должность требуется обязательное представление декларации о доходах, об имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

С 1995 года госслужащие должны предоставлять в органы налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе. Однако эти сведения имели статус служебной тайны, а их проверка проводилась только налоговой службой.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН по противодействию коррупции, кроме статьи «О незаконном обогащении».

31 июля 2008 года утверждён первый План по противодействию коррупции. Он обновляется каждые два года. Позднее такие планы были приняты в 2010, 2012, 2014 и 2016 годах.

В декабре 2008 года подписан пакет из четырёх законов о противодействии коррупции, в том числе «О противодействии коррупции». Устанавливается обязанность госчиновников представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов его семьи — супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Упрощается порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Установлен верхний предел стоимости подарка, который может быть преподнесён чиновнику. Введена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

В мае 2009 года подписан ещё один пакет антикоррупционных указов. Был расширен список чиновников и членов их семей, которые обязаны подавать декларации о доходах. А также установлен порядок размещения сведений о доходах на официальных сайтах федеральных и региональных госорганов и предоставления этих сведений общероссийским СМИ для опубликования.

В мае 2011 года принят закон о введении кратных штрафов за взятки и коммерческий подкуп.

С 1 января 2013 года российские чиновники обязаны отчитываться не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен и несовершеннолетних детей.

С 19 августа 2013 года чиновникам запрещено иметь счета или другие активы за границей. Запрет распространяется на членов их семей (супругов и несовершеннолетних детей), а также на кандидатов, претендующих на выборные должности.

9 марта 2015 года внесены поправки в Уголовный, Уголовно-исполнительный и Уголовно-процессуальный кодексы, которыми снижаются минимальные штрафы за получение и дачу взятки.

В ноябре 2015 года в силу вступил закон, предусматривающий досрочное лишение мандатов членов Федерального Собрания РФ, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах.

В июле 2016 года в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым установлена ответственность за дачу взятки через третьих лиц. Кроме того, введена новая статья 291.2 («Мелкое взяточничество»).

А как у них

В Америке коррупцию легко найти, но сложно доказать

Согласно федеральному Своду законов США, в котором мздоимству посвящена отдельная глава «Подкуп, незаконные доходы и конфликт интересов», в стране установлена уголовная ответственность за предложение, обещание и дачу взятки должностному лицу в обмен на совершение им незаконных действий. Важно отметить, что подкуп может осуществляться как в материальном, так и в нематериальном виде.

Отдельно оговаривается, что взяткой считается как получение выгоды для себя, так и для третьих лиц, то есть «пассивный подкуп».

В законодательстве Соединённых Штатов существует норма, описывающая и такое распространённое в мире и в России явление, как «конфликт интересов». Американский чиновник не допускается к участию в разрешении дела, в котором он, его супруг или супруга, либо несовершеннолетний ребёнок имеют финансовый интерес.

Наказание за мздоимство в США предусмотрено весьма суровое — в виде штрафа, сумма которого исчисляется тройным размером взятки, или лишения свободы до 15 лет. По решению суда и то и другое наказание могут совмещаться.

Помимо федерального законодательства, в США серьёзную роль играют законы в каждом штате и, возможно, ещё более существенную — судебные решения по конкретным делам. Согласно сложившейся практике, местные нормы должны в целом соответствовать общегосударственным. Однако процесс их сопряжения и толкования крайне сложен и под силу только квалифицированным юристам или, что более эффективно, группе юристов.

В силу этого огромную роль в судебном процессе играют адвокаты, защищающие интересы подозреваемых в коррупции перед судьёй, которому предстоит выносить приговор. Юристы, тонко разбирающиеся в перипетиях местного законодательства и способные находить нужные лазейки, вполне могут вывести клиента из-под угрозы уголовного наказания, за что, кстати, и получают громадные гонорары.

Китай: за взятку в сто тысяч юаней могут и расстрелять

Как известно, в этой стране без особых церемоний обходятся с чиновниками, использующими должностное положение в целях личного обогащения. Для тех, кто своими действиями нанёс существенный вред государству, предусмотрена даже смертная казнь.

Согласно статье 382 Уголовного кодекса КНР (УК), «присвоение, воровство, получение мошенническим путём или незаконное завладение иными способами общественным имуществом государственными служащими с использованием своих служебных преимуществ расцениваются как коррупция».

Наказание за коррупцию привязано к объёмам взятки. В соответствии со статьёй 383 УК «индивидуальная коррупция в размере свыше 100 тысяч юаней (около 1 миллиона рублей по нынешнему курсу) наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой; при особо отягчающих обстоятельствах — смертной казнью и конфискацией имущества».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А если речь идёт о меньших суммах, например, от 50 до 100 тысяч юаней, то преступнику грозит тюрьма сроком от пяти лет до бессрочного заключения с конфискацией имущества.

Источники


  1. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.

  2. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

  3. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
  4. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
  5. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.
В россии, возможно, появится кодекс бизнесмена
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here