Содержание
- 1 Что входит в перечень коммунальных услуг?
- 2 Глава 1. Основы функционирования жилищно-коммунального комплекса
- 3 ИНФОРМАЦИЯ О ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГАХ
- 4 Что входит в жилищно-коммунальные услуги
- 5 Основы функционирования жилищно-коммунального комплекса
- 6 Какие взносы входят в понятие «коммунальные платежи»
Что входит в перечень коммунальных услуг?
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКХ) – это такие услуги, которые необходимы при создании комфортного проживания потребителя, они обеспечивают и поддерживают надлежащее состояние всех поселений.
- первым является – частный (жилой) дом, либо его жилая часть;
- вторым приходится – квартира, либо её часть;
- третьим – комната, либо несколько комнат.
Все перечисленные виды жилых территорий составляют жилищный фонд, который имеет несколько подразделений, что зависят от формы владения:
- частный ЖФ;
- государственный ЖФ;
- муниципальный ЖФ.
Что входит в жилищно-коммунальные услуги?
Жилищно-коммунальные услуги наделены следующим перечнем таких предоставляемых услуг:
Новые правила
Правила, которые поставило правительство Российской Федерации шестого мая 2011 года, определяют такие понятия:
- понятие «исполнитель»;
- понятие «потребитель»;
- ресурсоснабжающая организация»
- норматив потребления коммунальных услуг;
С первого июля 2012 года произошли некоторые изменения в размере тарифов, они повысились на следующие услуги:
- оплата за пользование холодной водой;
- оплата за пользование горячей водой;
- оплата за водоотведение;
- оплата за пользование отоплением;
- оплата за пользование электрической энергией;
- оплата за пользование газом.
С первого сентября 2012 года, произошло следующее повышение цен, на оплату тарифа жилищно-коммунальных услуг.
С января 2015 года выплаты за ремонтные работы стали обязательны для всех владельцев квартир. Если оплата не была осуществлена в указанные временные сроки, следовательно, происходит зачисление пени.
Новые правила определяют:
- необходимое соблюдение прав и обязанностей, которые должны выполнять исполнитель и потребитель в результате потребления коммунальных услуг;
- необходимый контроль над качеством предоставляемых услуг;
- осуществляется определение размера тарифов за оказанные услуги;
- осуществляется перерасчет размера тарифов на определенные коммунальные услуги на время отсутствия собственников;
- осуществляется перерасчет размера тарифов за предоставляемые коммунальные услуги несоответствующего качества;
- определяется порядок, при необходимости приостановления оказания коммунальных услуг.
Жилищные услуги
Жилищно-коммунальные услуги состоят из следующего перечня услуги:
- оплата за жилплощадь (может быть: дом, квартира или комната);
- оплата за содержание в надлежащем виде жилой территории, включая также оплату за оказанные определенные услуги за выполненную работу в многоэтажном доме и осуществление управления;
- оплата за ремонт жилой территории, включая оплату услуг по содержанию и плановому ремонту всей территории в многоэтажном доме. Капитальный ремонт всей территории в многоэтажном доме осуществляется за счет владельца жилищного фонда;
- оплата за коммунальные услуги (водоснабжение (холодное и горячее), водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (также сюда относится продажа газа в баллонах для бытового применения) и отопление (оплата за топливо в твердом виде в случае печного отопления);
- плановый ремонт;
- выплата за пользование лифтом;
- выплата за вывоз отходов от многоэтажных домов (вывоз твердых и жидких отходов).
О предоставлении коммунальных услуг по электроснабжению
Снабжение владельцев электроэнергией и их жилищной территории должно осуществляться по всем необходимым параметрам и стандартам, что установлены организацией. Необходимо, чтобы этот процесс был круглосуточным и на протяжении всего года.
Входит ли капремонт в коммунальные услуги?
Собственник квартиры обязан осуществлять оплату за жилищно-коммунальные услуги, а также включая дополнительные вложения и выплаты на капитальный ремонт жилищного помещения.
В квитанции, которая приходит по адресу, указана общая сумма за жилищно-коммунальные услуги, погасить которые обязан собственник квартиры.
Все тарифы на покрытие капитального ремонта жилого дома определяются и заверяются в отдельных субъектах Российской Федерации.
Вариантов перечисления финансов за капитальный ремонт дома несколько:
- Первый способ – это перевести средства на специальный счет.
- Второй способ – это перевести деньги местной организации, также на счет.
При оплате на специальный счет требуется самостоятельно осуществлять немалое количество операций:
- иметь дело с банком;
- осуществлять страховку счета;
- быть полностью ответственным за финансы;
- осуществлять поиск компаний, которые будут проводить сметные услуги и осмотр ремонтных работ;
- производить подсчет тарифов за предоставленные работы.
При осуществлении оплаты на счета государственных компаний всеми этими операциями занимаются региональные операторы.
Перечень работ, которые выполняются:
- Ремонт и реставрация крыши дома.
- Ремонт и укрепление фасадов.
- Производятся ремонтные работы лифта.
- Реставрация и ремонт подвальной территории.
- Определенные работы с инженерной системой дома.
- Установка и обслуживание счетчиков дома.
Порядок оплаты общедомовых КУ
Категории платильщиков за жилищно-коммунальные услуги:
Выплаты, которые осуществляют жители дома, передаются на определенные счета региональных операторов.
На данный момент есть четыре варианта осуществления оплаты за жилищно-коммунальные услуги:
- Наличным платежом в банке, либо через Почту России;
- С помощью банкомата или терминала;
- Возможна онлайн оплата через интернет или с помощью электронного кошелька;
- С помощью справочно-информационного портала города Москвы.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги – это определенная стоимость, которая выражается в рублях для оплаты ресурсов.
Тарифы:
- тарифы за пользование отоплением– рубль на 1 Гкал.;
- тарифы за водоснабжение и водоотведение – рубль на 1 куб.м;
- тарифы за пользование электроэнергией – рубль на 1 кВтч.
Размер тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг зависит от различных факторов:
- Во-первых, имеет значение размер общей площади жилой территории.
- Во-вторых, количество людей, которые официально прописаны на жилой территории.
- В-третьих, месячный объем коммунальных услуг, которые были потреблены.
- В-четвертых, могут быть в наличии права на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В результате изменения и варьирования всех перечисленных факторов тарифы на жилищно-коммунальные услуги могут меняться.
Не оплачивается капитальный ремонт собственником жилого помещения в двух ситуациях:
- первый вариант – если дом является в аварийном состоянии, либо непригодный для проживания;
- второй вариант – если жилищное имущество изымается по постановлению государственного или муниципального исполняющего обязанности органа.
В случае неуплаты за необходимые жилищно-коммунальные услуги организация имеет основания подать в суд на неплательщика для взимания долга.
Окончательная стоимость жилищно-коммунальных услуг зависит от размера и площади жилой территории, которую имеет в своей собственности хозяин. К примеру, если вся площадь дома или квартиры равна шестидесяти квадратным метрам, то в этом случае размер ежемесячных выплат на содержание жилой территории будет равна 480 рублям.
Как установить факт ненадлежащего оказания КУ?
В соответствии с поставленными Правилами, владельцев и собственников жилых территорий должны информировать о неполадках, аварийных ситуациях, которые возникают.
Также, можно предъявить письменную жалобу на предоставление жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В этом случае, организация должна установить то, что услуга оказана не полностью, либо не оказана вовсе. После подтверждения и установления факта о предоставлении жилищно-коммунальных услуг несоответствующего качества необходимо обратиться в организацию с обязательным требованием о смене размера оплаты за оказываемые услуги.
Куда обратиться в случае завышения платежей?
В семнадцатой статье Федеративного закона говорится о регулировании и контроле определенных тарифов. Это входит в обязанности федерального органа исполнительной власти в конкретной области.
Если в указанной службе не произвелось надлежащее оказание услуги, требуется обратиться в прокуратуру. В случае отсутствия помощи и в этой организации, необходимо обратиться в суд.
Жилищно-коммунальные услуги – это комплекс осуществляемых услуг для содержания и поддержания в соответствующем состоянии многоквартирного дома. Тарифы на оказываемые услуги определяются площадью жилого помещения и количеством официально прописанных людей.
Оплата за КУ является обязательной частью для проживания на жилой территории и получения жилищно-коммунальных услуг.
Глава 1. Основы функционирования жилищно-коммунального комплекса
1. Понятие и проблемы жилищно-коммунального комплекса
Понятие «жилищно-коммунальный комплекс», получило широкое распространение в России и в странах СНГ, вошло в научный и практический оборот. В советской экономике жилищные и коммунальные услуги были в равной степени монополизированы и зачастую оказывались в рамках одного многоотраслевого предприятия. Ныне производственная структура жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России интегрирует более 30 видов деятельности.
В экономической литературе к жилищно-коммунальной инфраструктуре городского хозяйства относят три подсистемы: жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), социальный (бюджетный) сектор и сектор благоустройства. По мнению автора работы применительно к ЖКХ достаточно разделение на обслуживание зданий и объектов городского хозяйства. Главная сфера деятельности ЖКК — предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, включающая: техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий проживания и работы.
По составу основных фондов жилищно-коммунальный комплекс включает в себя:
объекты жилого фонда, производственных предприятий и культурно-бытового фонда;
инженерные системы водоснабжения, отопления, канализации, вентиляции, освещения;
3) объекты коммунальной энергетики, подготовки и подачи потребителям воды, тепла и др. коммунальных услуг.
На жилищно-коммунальный комплекс приходится около 5,9% валового внутреннего продукта российской экономики. По объемам реализации продукции эта отрасль в России входит в ведущую тройку после газовой и нефтяной отраслей.
Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания.
Жилищно-коммунальный комплекс — один из самых больших секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей; численность работников составляет более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.
Становление рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг в России — одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования.
В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Следует учитывать, что решение собственника имущества о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в хозяйственном ведении у государственного или муниципального предприятия, либо заключение собственником имущества договора о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в казне, без проведения торгов содержит признаки нарушения статей 15 или 16, а также 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО), проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в 45% городов от общего количества обследованных городов с населением более 100 тысяч жителей на рынке услуг действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО и они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.).
В 39% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тысяч жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия.
Исходя из этого, анализируемый рынок услуг нельзя считать конкурентным.
Вместе с тем, при достаточно большом количестве действующих на рынке частных управляющих организаций (1238) доля жилищного фонда, управляемого этими организациями (29,48%), невелика. Большая часть жилищного фонда (46,4%) обслуживается по «историческому принципу» муниципальными унитарными предприятиями, созданными органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ.
Обращает на себя внимание небольшая доля жилищного фонда (12,97%), собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, что, в частности, может осложнить реализацию Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».
Следует отметить, что сохраняется доля (19,68%) жилищного фонда, находящегося преимущественно в муниципальной собственности, что делает выбор управляющей организации для обслуживания такого жилищного фонда, за исключением многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (статья 163 ЖК РФ), фактически предопределенным в пользу муниципальных управляющих организаций.
2. Анализ законодательства РФ в сфере конкуренции и в ЖКХ
Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.
Формирование конкурентных отношений является центральной идеей Концепции реформы ЖКХ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №425. Только работоспособные конкурентные механизмы в отрасли могут повысить инвестиционную активность, от которой зависит обновление основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, качество и бесперебойность поставки коммунальных ресурсов.
Законодательно закрепленные механизмы становления конкуренции в ЖКХ систематизированы в таблице 1. Обращает на себя внимание тот факт, что только по прошествии почти 10 лет с момента утверждения Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства страны, на федеральном уровне были приняты необходимые отрасли ключевые законы и постановления правительства.
Основные федеральные нормативно-правовые акты, направленные на стимулирование конкурентных отношений в ЖКХ
ИНФОРМАЦИЯ О ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГАХ
Собственник жилищного фонда обязан предоставить потребителю следующую информацию:
перечень исполнителей по видам услуг, их адреса и контактные телефоны;
телефоны и адреса аварийно-диспетчерских служб и территориального подразделения государственной жилищной инспекции.
Эта информация размещается вблизи жилого дома (у входов в жилые дома), в месте, удобном для ознакомления потребителями.
Исполнитель предоставляет потребителю следующую информацию:
наименование, режим работы (включая все подразделения, службы, отделы), телефоны и адреса. Исполнитель — индивидуальный предприниматель — обязан предоставить потребителю информацию о своей государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа;
перечень предоставляемых в обязательном порядке жилищных и коммунальных услуг, выполняемых исполнителем в счет установленной ежемесячной оплаты, и условия выполнения иных работ (услуг) по заказам потребителей («платные услуги»);
установленные для данного населенного пункта стандарты и нормативы предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая предельные сроки устранения аварий и неисправностей, периодичность выполнения работ;
планируемые и фактически выполненные работы по обслуживанию конкретного жилого дома;
сроки и существо изменения условий предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг (например, дату и время отключения систем центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения и их ожидаемую продолжительность, изменения периодичности вывоза твердых бытовых отходов и т. п.);
размеры экономически обоснованных тарифов, а также тарифов, установленных для населения на каждый вид жилищных и коммунальных услуг (со ссылкой на соответствующий нормативно-право- вой акт), порядок и форму оплаты, условия изменения оплаты (в том числе при нарушении исполнителем договорных и иных обязательств);
порядок предоставления субсидий и льгот на оплату жилищных и коммунальных услуг, перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот;
перечень должностных лиц, имеющих право входить в жилище потребителя с его разрешения для ликвидации аварий и повреждений, осмотра, обслуживания систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения (холодного и горячего), водоотведения, конструктивных элементов дома, приборов учета;
порядок обжалования нарушения исполнителем договорных обязательств (процедура, инстанции, сроки рассмотрения, порядок ответа и другие);
формы договоров, бланка счета-квитанции (или извещения) на оплату жилищно-коммунальных услуг;
тексты Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», настоящих Правил и других правовых актов, регламентирующих правоотношения потребителей и исполнителей.
Информация, указанная в подпунктах 1-3,6-11 настоящего пункта, располагается на стендах в помещении исполнителя, предназначенном для приема потребителей и заключения с ними договоров о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
Информация, указанная в подпунктах 4 и 5 настоящего пункта, размещается у входа в жилище, в месте, удобном для ознакомления, или доставляется в их абонентские почтовые ящики для письменной корреспонденции.
Что входит в жилищно-коммунальные услуги
Каждое жилое помещение должно быть благоустроенным, чтобы человек чувствовал в нем себя комфортно. Но он должен оплачивать коммунальные услуги, предоставляемые жилищно-коммунальными хозяйствами и ресурсоснабжающими организациями. Он несет ответственность за пользование общедомовым имуществом, принадлежащим жильцам на праве собственности.
Общие положения
Под формулировкой «объект жилищно-коммунального назначения» обозначаются объекты внешнего благоустройства населенных пунктов и придомовых территорий.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
Видео (кликните для воспроизведения). |
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
К ним относятся зеленые насаждения, пешеходные дороги и элементы их благоустройства, уличное освещение, расположенные на придомовой территории обустроенные площадки и стоянки, участки, инженерные конструкции.
Что это такое
Выражение «коммунальные услуги» означают деятельность соответствующих организаций по обеспечению зданий и сооружений определенными ресурсами. Они поставляются специализированными предприятиями, являющимися исполнителями. Их деятельность направлена на создание благоприятных и безопасных условий в жилых и нежилых помещениях.
Каждый из них должен отвечать техническим и санитарно-гигиеническим нормативам, установленным законодателем. Он предусмотрел ряд правил по эксплуатации зданий и сооружений, включая жилые дома и МКАД.
В состав коммунальных услуг входит:
- поставка холодной и горячей воды;
- отвод сточных вод;
- снабжение электрической энергией;
- доставка бытового газа;
- поддержание заданной температуры, соответствующей установленным нормам.
Перечень вышеназванных услуг учрежден приказом Федеральной службы государственной статистики № 147.
Она является государственным органом исполнительной власти, которая осуществляет функции по формированию официальной статической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны.
На кого распространяется
Обязанность по уплате коммунальных услуг возложена на собственников жилого помещения и квартиросъемщиков, занимающих его по договору социального найма.
Что входит в перечень
Управляющая многоквартирным домом компания сообразно положениям статьи 161 ЖК РФ несет ответственность за допущение нарушений правил безопасности совместного проживания.
Норма заложена в акте «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» № 491. Если УП не исполняет свои обязанности, то она привлекается к ответственности сообразно указаниям статьи 162 ЖК РФ.
Обязанности ЖКХ
Собственники и квартиросъемщики многоквартирных домов в ходе проведения собрания избирают членов управляющей компании. Она занимается обслуживанием жилого здания сообразно с установленной договором формой услуг. УК МКАД должна содержать в надлежащем виде общедомовое имущество.
В его состав входят:
Показатели | Описание |
Отдельные части пространства здания | назначение которых заключается в обслуживании жилых и нежилых помещений |
Лестничные марши и площадки | — |
Шахты под лифты | — |
Технические этажи и подвальные помещения | где располагаются инженерные сети и коммуникации |
Помещения специального назначения | для размещения котельных и бойлерных установок, элеваторные узлы и иные типы инженерного оборудования |
Чердачные помещения | включая кровлю и крыши |
Ограждающие строительные конструкции | стены, покрытия и перекрытия |
Технические средства | обеспечивающие беспрепятственный доступ лиц, признанных инвалидами в жилые помещения |
Трансформаторные подстанции и тепловые пункты | обслуживающие здание и создающие нормальные условия его эксплуатации |
Площадки для парковки транспортных средств и машино-места, гаражи | — |
Места, оборудованные под детские и спортивные площадки | — |
Земельный участок | на котором воздвигнуто здание и близлежащая к нему территория |
Производственная деятельность УК обеспечивается рядом учредительных документов, регламентированных требованиями Государственных стандартов и указаниями нормативных актов.
Что сказано в квитанциях
Отдельные граждане интересуются, что входит в оплату коммунальных услуг, предоставляемых РСО.
Платежная квитанция содержит:
Показатели | Описание |
Информацию о плательщике | включая количество живущих совместно с ним членов семьи |
Адрес жилого помещения, его площадь | расположенные в нем инженерные конструкции |
Сведения о поставщике коммунальных услуг | — |
Номер лицевого счета плательщика | — |
Таблицу расчетов с указанием тарифов на коммунальные услуги и объема употребленного ресурса | включая водоотведение и расходов на содержание в надлежащем виде жилого помещения и производство капитального ремонта жилого здания |
Банковские реквизиты исполнителя | — |
Итоговый счет | с указанием суммы задолженности, размера аванса и последней даты уплаты платежа |
Справочную информацию | — |
Данные для осуществления перерасчета | — |
Предложения о предоставлении отсрочки платежа | его реструктуризации |
Памятка потребителя | — |
Важные нюансы
Каждый поставщик ресурсов в соответствии с указаниями нормативно-правовых актов открывает в индивидуальном порядке лицевой счет жильцам МКД, жилых зданий и частных домов. Он является публичным документом, в котором содержится информация об объемах употребленного ресурса, за который начисляется плата. Например, за подачу горячей воды.
Расчет окончательной суммы производится по данным, представленным поставщиком услуги и потребителем. Он может лично перепроверить размер платежей, сравнить их соответствие с показаниями прибора учета.
В квитанции указывается не только итоговая сумма, но и уплаченная в текущем году сумма. Если в жилом помещении не установлены приборы учета, то расчет основывается на норме потребления ресурса.
Если в общедомовом помещении была осуществлена перепланировка без разрешения соответствующих инстанций, то следует узаконить выполненные строительные работы.
Видео: из чего состоит квитанция
Как правило, жилищная комиссия удовлетворяет просьбу заявителя, если при их производстве не нарушены нормы и правила строительного права.
Если выявлен факт повреждения несущих конструкций, то УК может подать исковое заявление в судебный орган по местоположению жилого дома.
Новый владелец должен принять участие в покрытии расходах, которые идут на содержание общедомового имущества.
Чем регулируется
Регламентация вопросов, связанных с обеспечением теплом зданий и сооружений в холодное время года вне зависимости от их назначения осуществляется рядом законодательных и подзаконных актов.
В их число входит:
Показатели | Описание |
Федеральный закон | «О защите прав потребителей». Акт издан 7 февраля 1992 года под номером 2300-1. Статьи 15, 28-29, 31 |
Жилищный кодекс РФ | статьи 154-157, 161-165. Акт испущен 29 декабря 2004 года за номером 188-ФЗ |
ГОСТ Р 51617-2000 | «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». Нормативный акт испущен 19 июня 2000 года |
Указ Президента РФ | «О реформе ЖКХ в РФ». Акт обнародован 28 апреля 1997 года за номером 425 |
Постановление Правительства РФ | «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах». Акт издан 6 мая 2011 года за номером 354 |
Акт | «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме». Акт был испущен законодателем 13 августа 2006 года под номером 491 |
В заключение необходимо отметить, что зачастую в платежной квитанции допускаются ошибки. Одной из распространенных причин является сбой программы в системе, оформляющей квитанцию.
Каждый плательщик должен ее оплатить, предварительно тщательно ее изучив. Если выявлена ошибка в платежной квитанции, то следует тотчас обратиться в управляющую компанию.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Основы функционирования жилищно-коммунального комплекса
Понятие и проблемы жилищно-коммунального комплекса
В экономической литературе к жилищно-коммунальной инфраструктуре городского хозяйства относят три подсистемы: жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), социальный (бюджетный) сектор и сектор благоустройства. Как эффективно управлять жилищным фондом: теория и практика / Под ред. С.Б. Сиваева. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. — С.17. По мнению автора работы применительно к ЖКХ достаточно разделение на обслуживание зданий и объектов городского хозяйства. Главная сфера деятельности ЖКК — предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, включающая: техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий проживания и работы.
По составу основных фондов жилищно-коммунальный комплекс включает:
· объекты жилого фонда, производственных предприятий и культурно-бытового фонда;
· инженерные системы водоснабжения, отопления, канализации, вентиляции, освещения;
· объекты коммунальной энергетики, подготовки и подачи потребителям воды, тепла и др. коммунальных услуг. Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области на период 2002-2010 годов. — Санкт-Петербург, 2002.
На жилищно-коммунальный комплекс приходится около 5,9% валового внутреннего продукта российской экономики. По объемам реализации продукции эта отрасль в России входит в ведущую тройку после газовой и нефтяной отраслей. Практика реформы жилищно-коммунального хозяйства: Аналитический доклад / Под общ. ред. С.Б. Сиваева. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. — С.23
Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания. Литвиненко Ю. На чем заработать в ЖКХ // Эксперт-Урал, 2007. -№8. — С.42-48
Жилищно-коммунальный комплекс — один из самых больших секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей; численность работников более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.
Тем не менее, это самая неразгосударствленная отрасль экономики Российской Федерации. Износ основных фондов превышает 60%. Ветхий и аварийный фонд — 93 млн. м2, кредиторская задолженность — 302,1 млрд. рублей. Грабовой П.Г., Чернышев Л. Н. Руководство для мэра по организации и управлению городским хозяйством. — М.: Реалпроект, 2008. — С. 10.
Становление рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг в России — одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования.
В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Христенко В.Б. О первоочередных мерах по переводу предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства на работу в рыночных условиях. Доклад на заседании Правительства Российской Федерации. Москва, 28 октября 2004 г. Следует учитывать, что решение собственника имущества о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в хозяйственном ведении у государственного или муниципального предприятия, либо заключение собственником имущества договора о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в казне, без проведения торгов содержит признаки нарушения статей 15 или 16, а также 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Роль местного самоуправления в осуществлении социальной политики // Аспирант и соискатель 2007. №2. С. 18.
Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО, проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в 45% городов от общего количества обследованных городов с населением более 100 тысяч жителей на рынке услуг действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО и они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.). Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций). — М.: ИНФРА-М, 2006. — С.77
В 39% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тысяч жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия.
Исходя из этого, анализируемый рынок услуг нельзя считать конкурентным.
Вместе с тем, при достаточно большом количестве действующих на рынке частных управляющих организаций (1238) доля жилищного фонда, управляемого этими организациями (29,48%), невелика. Большая часть жилищного фонда (46,4%) обслуживается по «историческому принципу» муниципальными унитарными предприятиями, созданными органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ.Районная вертикаль // Российская газета. 2007.- №125 — С.6-7
Обращает на себя внимание небольшая доля жилищного фонда (12,97%), собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, что, в частности, может осложнить реализацию Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Там же
Следует отметить, что сохраняется доля (19,68%) жилищного фонда, находящегося преимущественно в муниципальной собственности, что делает выбор управляющей организации для обслуживания такого жилищного фонда, за исключением многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (статья 163 ЖК РФ), фактически предопределенным в пользу муниципальных управляющих организаций.
Какие взносы входят в понятие «коммунальные платежи»
В силу Конституции РФ каждый гражданин РФ имеет право на жилище.
Но ведь одних стен и крыши над головой недостаточно, учитывая, что для комфортного проживания как минимум необходимы свет и вода, не говоря уже о других благах цивилизации, таких как тепло и газ.
А так как указанные услуги предоставляются далеко не бесплатно, возникает вопрос, каким же образом формируется ценовая политика и за что жители тех же МКД в рамках закона обязаны платить?
Определение понятий
Основой жилищной политики является создание наиболее благоприятных условий для проживания граждан в квартирах и домах независимо от права собственности. То есть в любое обособленное помещение, которое в рамках ЖК РФ является жилым либо нежилым, поставляются основные ресурсы, такие как отопление, холодная вода и электричество.
А так как поставка указанных услуг предполагает значительные расходы за счет государства на добычу либо выработку указанных благ, а также их подачу к помещениям, граждане участвуют в расходах, в рамках установленных региональным законодательством.
То есть коммунальными платежами является оплата услуг, которые поставляются в квартиры для комфортного проживания в них жильцов.
Законодательное регулирование вопроса
В силу ст.153 ЖК РФ с момента приобретения права собственности на определенное помещение либо же оформление аренды житель квартиры либо же компания, которая занимает тот же офис, обязаны оплачивать коммунальные платежи ежемесячно в соответствии с установленным графиком, то есть, как правило, до 10 числа.
При этом учитывая, что метраж помещений разный, как собственно и количество проживающих в квартирах лиц, размер данных взносов формируется двумя путями, а именно:
- в соответствии с показаниями счетчика (например, на воду или электроэнергию), которые во исполнение норм Постановления Правительства №354 должны быть установлены во всех помещениях;
- исходя из нормы потребления на количество прописанных лиц, в случае отсутствия возможности установить счетчик в виду устаревшей конструкции дома и инженерных сетей.
Также порядок формирования коммунальных платежей регламентируется нормами ст.154 ЖК РФ, в которой определен перечень услуг, относящихся к коммунальным и иным тратам, включаемым в платежные документы для последующей оплаты владельцами жилых помещений.
Кстати, разделом 7 ЖК РФ, содержащим в себе и ст.154 ЖК РФ, порядок оплаты коммуналки освещен достаточно подробно, начиная от порядка формирования структуры платежей и оканчивая возможностью субсидирования либо компенсации.
Составные части оплаты
По сути, услуги, которые предоставляются нанимателям и владельцам квартир, можно разделить на две группы, определенные ст.154 ЖК РФ, в частности:
- Коммунальные, к которым относится подача и пользование следующими ресурсами:
- холодной и горячей водой надлежащего качества не менее нормы суточного потребления на человека;
- электричеством круглосуточно и с соблюдением нормы мощности;
- тепловой энергией либо же твердым топливом при печном отоплении;
- газом по сетям газоснабжения круглосуточно либо же посредством обеспечения баллонами;
- канализацией и отведением сточных вод;
- вывозом твердых бытовых отходов.
- Жилищные, которые включают в себя:
- взносы за содержание общего имущества, перечень которого определен ст.36 ЖК РФ;
- затраты по управлению МКД;
- суммы на общие нужды дома, то есть тот же свет для подвала и подъездов;
- взносы на капитальный ремонт дома, но только для собственников квартир, учитывая, что при найме жилого помещения, указанные суммы перечисляет только владелец;
- плату за наем квартиры, если речь идет о социальном жилье.
Процедура расчета и начисления
Стоит отметить, что перечень услуг, указанные выше, вызывает у жителей МКД множество вопросов и не только в связи с правомерностью включения, но и порядком формирования оплаты. К примеру, многие поражаются, почему в одном городе потребление той же холодной воды стоит намного меньше. А между тем вопрос формирования цен на подачу того же холодного водоснабжения зависит от нескольких факторов.
В частности:
- месторасположения источника, то есть насколько далеко от города расположен водоем;
- протяженность труб, которые нужно не только установить, но и содержать в надлежащем состоянии;
- затрат на электричество для подачи воды, ведь при удаленном расположении источника энергии для откачки воды требуется больше.
Также возникает вопрос, а включают ли в себя коммунальные платежки НДС. А между тем в п.29-30 ч.3 ст.149 НК РФ сказано, что реализация УК либо ТСЖ коммунальных услуг для жителей МКД налогообложению не подлежит. Также не облагаются налогом и услуги по содержанию дома, включающему в себя ремонт тех же инженерных сетей и уборку придомовой территории.
И наконец, жители интересуются, каким образом происходит расчет оплаты за потребленные ресурсы, то есть, то же электричество или отопление?
А между тем в Постановлении Правительства №354 сказано, что размер зависит от следующих факторов:
- показания счетчика, который отражает реальное потребление тех или иных ресурсов за расчетный период;
- социальной нормы потребления на человека, установленной в определенном регионе.
То есть, если в квартире установлен прибор учета на все виды перечисленных ресурсов, оплата будет рассчитываться исходя из стоимости, к примеру, того же кубометра воды помноженного на количество использованной воды. В случае отсутствия счетчика, применяется социальная норма, опять же умноженная на количество прописанных в квартире лиц независимо от их возраста.
При этом именно социальная норма устанавливается в каждом регионе индивидуально в соответствии с нормами Постановления №614. То есть исходя из совокупного потребления, допустим, энергии за год 10000-ю тысячами жителей домов, не оборудованных счетчиками, рассчитывается месячная норма потребления, которая затем и умножается на количество проживающих лиц в квартире.
И, конечно, владельцы квартир более всего интересуется, по какому принципу рассчитываются взносы за содержание МКД, тот же ремонт подъездов и уборку клумб. В этом случае действуют уже нормы Постановления Правительства №491, где в п.30 сказано, что жильцы сами за свои деньги содержат дом в пределах сметы, которая разрабатывается на год между собственниками квартир и УК либо ТСЖ.
То есть в начале года УК предоставляет перечень услуг и их стоимость, если список утверждается, общая сумма по смете разбивается на год между всеми квартирами пропорционально квартирным метрам и, естественно, ежемесячно отражается уже в платежных квитанциях в виде общей суммы либо же разбивки по определенным затратам.
Расщепление взносов
Причем доля самих владельцев квартир в указанной сумме составляет всего 50%, оставшаяся же задолженность образовалась по вине тех же УК, которые в установленное время даже после получения платежей от квартиросъемщиков деньги ресурсопоставляющим компаниям не перечисляют.
Создавшееся положение обусловлено тем, что для выполнения взятых на себя обязательств Управляющая компания должна получать 100% оплату по всем прописанным в договоре услугам, учитывая, что именно за счет указанных средств те же ремонтные работы, а также закупка труб или иного материала и осуществляется. Естественно, если оплату услуг осуществляют не все, УК вынуждена придерживать часть денег и пускать их на содержание дома.
А так как возникновение задолженности влечет за собой санкции, определенные законом, в частности, уменьшение поставок того же электричества либо тепла в отношении всего дома, на законодательном уровне принято решение о расщеплении коммунальных счетов.
Так в силу п.6.3 ст.155 ЖК РФ на основании решения собственников МКД средства за потребленные ресурсы могут перечисляться не УК, как посреднику, а напрямую в энергопоставляющую компанию, таким образом, расщепляя общую сумму за коммунальные услуги по МКД поквартирно, что позволит избежать санкций в отношении добросовестных квартиросъемщиков и снизить риск нецелевого использования средств управляющими компаниями.
Субсидии и льготы для граждан
По сути, государственную помощь можно разделить на две группы, это:
- льготы, которые заключаются в оплате коммунальных услуг со скидкой, к примеру, в 25% либо же в 50%, а то и в 75%;
- субсидии, являющиеся компенсацией определенной части платежа по коммунальным услугам из расчета социальной нормы на человека и прожиточного минимума.
При этом льготы по оплате коммуналки предоставляются только определенным категориям, то есть тем же Ветеранам труда либо же многодетным семьям или же почетным донорам, относящимся к гражданам, которые заслужили помощь государства в виду исполнения общественного либо гражданского долга.
А вот субсидирование имеет другой смысл, и претендовать на данную помощь могут практически все слои населения, имеющие низкий доход. То есть субсидия в рамках ст.159 ЖК РФ полагается тем лицам, которые в виду маленькой заработной платы тратят на оплату коммунальных услуг более установленной в регионе суммы, в общем, к примеру, 25% вместо нормы в 20% от совокупного дохода семьи при прожиточном минимуме. В подобной ситуации, указанные 5% погашаются за счет уже государственных средств, что предполагает сложные расчеты ежемесячно в отношении каждого плательщика, обязанного подтверждать уровень своих доходов практически постоянно, в то время как льготы в процентном соотношении остаются неизменными.
Информация о сумме к оплате
Во исполнение ч.2 ст.155 ЖК РФ каждая управляющая компания обязана информировать жителей МКД не только о предоставляемых услугах, но и о размерах всех коммунальных платежей, обновляя информационные стенды и сведения в электронном виде на специально созданных сайтах не позднее 10 дней с момента появления новшеств.
При этом в рамках ст.155 ЖК РФ информация о размере платежей поквартирно, а также о наличии задолженности, числящейся за тем или иным собственником жилого помещения, размещается в электронном виде ежемесячно до 1 числа, следующего за истекшим расчетным периодом. То есть, для того чтобы получить информацию о наличии задолженности либо же размере текущего платежа, квартиросъемщику достаточно лишь зайти на сайт УК либо же обратиться к представителям компании лично.
Видео (кликните для воспроизведения). |
О правилах проведения перерасчета оплаты за коммунальные услуги при длительном отсутствии жильцов квартиры смотрите в следующем видеосюжете:
Источники
Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.- Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
- Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
Здравствуйте! Меня зовут Денис. Работаю в большой юридической компании уже больше 12 лет. За время моей практики, мне встретилось много задач, с которыми мне приходилось работать. И я хотел бы научить посетителей решать разнообразные вопросы, юридической тематики.
Администрация данного ресурса попыталась воспроизвести все имеющиеся данные в доступном виде и полном объеме. Перед применением — необходима обязательная консультация со специалистом.