Содержание
- 1 ФАС: большая часть картелей обнаруживается на торгах
- 2 ФАС в СМИ: Путин потребовал пресечь практику формирования контрактов в рамках нацпроектов под «карманные компании».
- 3 ФАС встал на защиту торгов для нацпроектов
- 4 ФАС встает на защиту строителей от чиновников
- 5 ФАС встала на защиту компании из реестра недобросовестных поставщиков
- 6 Частные торги избавятся от контроля ФАС
- 7 ФАС встанет на защиту подрядчиков
- 8 Алексей Доценко: реализация нацпроектов должна вестись на принципах конкуренции
- 9 ФАС разъяснила своим управлениям новый порядок с жалобами по закупкам госкомпаний
- 10 Путин встал на защиту 44-ФЗ
ФАС: большая часть картелей обнаруживается на торгах
Данные привела заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС Татьяна Логинова. По ее словам, ФАС рассмотрела свыше 89 000 жалоб по 44-ФЗ (закон контролирует общие принципы проведения закупок), что на 6% выше показателей прошлого года. Жалобы на закупки госкомпаний при этом остались на прежнем уровне и составили 7600 штук. В 2017 году ФАС выявила 360 картелей, при этом 310 из них выявили на торгах.
По обновленному законодательству жалобу могут подать любые лица в период, пока открыта процедура подачи заявок. После того, как заявки перестают приниматься, жалобы могут направлять только участники закупки. Кроме этого, расширился список оснований для обжалования действий (см. «ФАС: намеренно сорвать госзакупки жалобой стало сложнее»).
ФАС в СМИ: Путин потребовал пресечь практику формирования контрактов в рамках нацпроектов под «карманные компании».
Президент РФ Владимир Путин потребовал от Федеральной антимонопольной службы ужесточить контроль за закупками в рамках нацпроектов усилить контроль за закупками в рамках нацпроектов, чтобы в конкурсах побеждали лучшие, а не «свои».
Выступая на Совете по стратегическому развитию, президент констатировал, что конкурсные задания на закупку машин и оборудования в рамках нацпроектов нередко «пишутся под своих» и имеют высокий риск срыва контракта.
«Важно обеспечить равные возможности и справедливые условия участия в реализации нацпроектов (. ). Поясню на конкретном примере. Не раз подчеркивалось, что одна из системных задач нацпроектов — сформировать в России мощный дополнительный спрос на промышленную и высокотехнологичную продукцию, прежде всего отечественную, дать нашим предприятиям уникальную возможность закрепиться на собственном рынке и начать в конечном итоге ее экспорт», — подчеркнул В.Путин.
Как отметил президент, «для того, чтобы эта возможность работала, нужно действовать в конкурентной среде, однако на практике — и различные контролирующие органы это фиксируют — появляются искусственные барьеры».
«Так, технические задания по некоторым видам машин и оборудования буквально искусственно «рисуются» под конкретного производителя, иногда и зарубежного. При этом другие компании, по сути, задвигаются на периферию, у них нет шансов выиграть в таких конкурсах, они подчас даже не могут в них участвовать, так прописаны условия этих конкурсов», — утверждает В.Путин.
По его словам, «побеждают в данном случае не лучшие, а свои, далеко не с оптимальными предложениями, с высоким риском срыва заказа».
Президент призвал: «Такую сомнительную практику прошу пресечь, получать заказы должен не тот, кто ближе к распорядителям средств, а кто дает лучшие предложения по качеству, по цене и надежности».
«Прошу ФАС серьезно усилить контроль за такими закупками, регулярно информировать и вашего покорного слугу, и председателя правительства по этой теме», — сказал В.Путин.
Президент заявил также, что «Минфин и Казначейство должны в конце года проанализировать закупочную кампанию в рамках нацпроектов на местах и представить соответствующий доклад».
«Эти и другие материалы станут основой для подведения итогов и объективной оценки деятельности всех уровней власти», — сказал В.Путин.
Кроме того президент поручил правительству в кратчайшие сроки устранить все финансовые и организационные проблемы и пробелы, мешающие реализации национальных проектов.
«Я обращаю внимание коллег из правительства: необходимо в кратчайшие сроки, но, конечно, не впопыхах, не в спешке, а качественно, закрывать правовые долги, снять все финансовые вопросы, устранить другие организационные проблемы и пробелы», — заявил В.Путин на заседании Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам.
По его словам, «до запуска нацпроектов была проведена большая организационная подготовка к их практической реализации».
«Однако, несмотря на это, оказалось, что еще не по всем проектам сформирована необходимая нормативная база и выпущены подзаконные акты. Отстаёт и методическое сопровождение. И все это затрудняет работу на местах», — сказал президент.
Кроме того, по его словам, «отмечены сбои в финансировании отдельных направлений нацпроектов». «Мы об этом уже говорили и с коллегами из ведомств, и председатель правительства уделял этому внимание, я знаю, что собирал по этому вопросу коллег. Все эти вопросы обсуждались», — напомнил В.Путин.
В качестве примера вопроса, требующего срочного решения, он привел обязательное использование типовых проектов при строительстве социальных объектов.
В.Путин подчеркнул, что, несмотря на то, что перечисленное относится к «внутренней управленческой кухне», техническим вопросам, которые не столь значимы для граждан, «именно эти детали имеют принципиальное значение для достижения результатов по нацпроектам».
«Так же, как и открытость, прозрачность проектной работы, постоянная обратная связь с гражданами, общественный контроль за всеми ключевыми мероприятиями и программами», — заявил он и просил в этом вопросе опираться на представителей гражданского общества и, в частности, Общероссийского народного фронта.
ФАС встал на защиту торгов для нацпроектов
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 30 мая 2018 г. N 14 «О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах»
Настоящее разъяснение подготовлено ФАС России по результатам изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства при установлении фактов заключения антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами при подготовке и участии в торгах.
При оценке действий хозяйствующих субъектов на предмет наличия или отсутствия в их действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства вследствие заключения антиконкурентного соглашения антимонопольным органам следует учитывать следующее.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к последствиям, предусмотренным указанной статьей.
Квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.
При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.
При этом сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет «per se»).
Данный вывод следует также и из пункта 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в сокращенном объеме и включает:
а) определение временного интервала исследования;
б) определение предмета торгов;
в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.
Таким образом, предмет доказывания по делам о картелях на торгах состоит из следующих элементов:
1. наличие устного или письменного соглашения;
2. предмет соглашения — торги в отношении которых заключено соглашение;
3. состав участников соглашения, а также наличие между ними конкурентных отношений;
4. возможность наступления либо наличие последствий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции;
5. причинно-следственная связь между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.
При рассмотрении вопроса о наступлении или возможности наступления негативных последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах и причинно-следственной связи между соглашением и такими последствиями необходимо также учитывать особенности заключения договоров (приобретения прав и обязанностей) при проведении торгов.
Так согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно общему правилу, содержащемуся в пункте 5 статьи 447 ГК РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
Вместе с тем, пункт 5 статьи 447 ГК РФ содержит условие о том, что иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.
Например, согласно части 14 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
Аналогичным образом, согласно пункту 151 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 года N 67, в случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.
Кроме того, само по себе признание торгов несостоявшимися может быть основанием для заключения договора с единственным участником таких торгов.
Например, самостоятельным основанием для заключения контракта с единственным поставщиком согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, существует и иное регулирование последствий признания торгов несостоявшимися, основанное на прямом применении положений пункта 5 статьи 447 ГК РФ.
Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрен порядок проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества, который может осуществляться путем трех последовательных способов приватизации (в три этапа):
1. Проведение открытого аукциона. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
2. Продажа путем публичного предложения, которая проводится только в случае, если аукцион признается несостоявшимся. Процедура путем проведения публичного предложения, в которой принял участие только один участник, также признается несостоявшейся.
3. Продажа без объявления цены (предложение по цене в закрытых конвертах), проводится в случае, если продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения не состоялась. Данная процедура не является обязательным этапом и может не проводиться.
Заключение договора с единственным участником каждой из указанных способов приватизации законодательством не предусмотрено. Заключение договора возможно лишь в том случае, если в торгах приняли участие как минимум два участника.
Таким образом, можно выделить две системы правового регулирования организации торгов, предусмотренные действующим российским законодательством, в зависимости от возникновения или отсутствия возникновения обязательности заключения договора (контракта) по результатам несостоявшихся торгов:
— первая, когда признание торгов несостоявшимися является, вместе с тем, основанием для заключения договора (контракта) с единственным участником подавшим заявку на участие в торгах и соответствующим всем требованиям торгов;
— вторая, когда признание торгов несостоявшимися не влечет для такого участника возникновения права на заключение договора по результатам несостоявшихся торгов.
В практике антимонопольных органов встречаются ситуации, когда хозяйствующим субъектом, желающим участвовать в торгах, достигается устное соглашение с иным хозяйствующим субъектом о необходимости его участия в торгах для выполнения формального условия проведения торгов, то есть признания торгов состоявшимися и получения права на заключение договора.
С учетом того, что бремя доказывания обстоятельств и обоснованности принятого решения лежит на антимонопольном органе, указанные обстоятельства не могут не оцениваться и игнорироваться при рассмотрении соответствующих соглашений хозяйствующих субъектов при рассмотренной выше второй системе правового регулирования организации торгов, не предусматривающей право единственного участника на заключение договора по результатам признанных несостоявшимися торгов.
Оценка таких обстоятельств должна осуществляться в рамках установления причинно-следственной связи между соглашением и негативными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах, а именно:
1. В случаях, когда регламентированная законодательством процедура проведения торгов предусматривает признание их несостоявшимися при наличии лишь одного участника и не создает оснований для заключения договора с единственным участником, соглашения двух хозяйствующих субъектов о совместном (согласованном) участии в таких торгах не могут быть квалифицированы по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции только лишь на том основании, что один из участников осуществляет пассивное поведение при проведении торгов или такое пассивное поведение является предметом их договоренности.
Прямым следствием такого соглашения в отсутствие иных доказательств его заключения для целей повышения, снижения или поддержания цен (например, последующий раздел предмета торгов между участниками) является признание торгов состоявшимися и заключение договора, что отвечает правомерным целям и интересам заказчиков (организаторов) торгов и заинтересованного участника и не может противоречить требованиям части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
При этом при наличии иных обстоятельств не исключается рассмотрение подобных действий по признакам иных антиконкурентных соглашений между участниками торгов, либо между участниками и заказчиком (организатором) торгов.
2. В тех же случаях, когда по результатам несостоявшихся торгов единственный участник в связи с наличием соответствующих положений законодательства приобретает право заключения договора (контракта) или когда в торгах принимают участие иные невзаимосвязанные участники такое обоснование соглашения как исключительно обеспечение признания торгов состоявшимися для заключения договора не может соответствовать действительности и не должно приниматься.
В таких случаях следует применять подходы, изложенные в Разъяснении Президиума ФАС России № 3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3).
На основании изложенного, в целях формирования единообразия правоприменительной практики антимонопольных органов, территориальным органам ФАС России в целях правильной квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, являющихся участниками торгов, следует устанавливать полный состав участников торгов, а также устанавливать наступление или возможность наступления последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах, и причинно-следственную связь между соглашением и такими последствиями (возможностью их наступления).
Председатель Президиума ФАС России, Руководитель ФАС России |
И.Ю. Артемьев |
Обзор документа
ФАС России пояснила, что для правильной квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, являющихся участниками торгов, следует устанавливать полный состав участников торгов, а также устанавливать наступление или возможность наступления последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах, и причинно-следственную связь между соглашением и такими последствиями (возможностью их наступления).
Указано, как выявить формирование картелей. Проанализированы системы правового регулирования организации торгов в зависимости от возникновения или отсутствия возникновения обязательности заключения договора (контракта) по результатам несостоявшихся торгов.
В случаях, когда по результатам несостоявшихся торгов единственный участник в связи с наличием соответствующих положений законодательства приобретает право заключения договора (контракта) или когда в торгах принимают участие иные невзаимосвязанные участники такое обоснование соглашения как исключительно обеспечение признания торгов состоявшимися для заключения договора не может соответствовать действительности и не должно приниматься.
ФАС встает на защиту строителей от чиновников
Сегодня очень многие говорят о борьбе с административными барьерами в строительной отрасли. Говорить – одно, а вот действовать совсем другое. Похоже, что поддержка строителям придет оттуда, откуда совсем не ждали. По логике вещей помощь должна прийти со стороны Национального объединения строителей, но пока от этой организации одни только разговоры. И зачем, спрашивается, была отменена лицензия на строительство, если саморегулируемые организации не в состоянии сегодня защитить строителей от бюрократии.
Представитель федеральной антимонопольной службы, стасс-секретарь заместителя руководителя ФАС Андрей Цариковский, на встрече с журналистами в Санкт-Петербурге рассказал, что ФАС готов решать споры между чиновниками и застройщиками. Как решаются такие споры, ему известно не понаслышке, так как он сам подключал газ собственной даче, и знает, что это такое. Для подключения к газу, который проходил от его дачи всего в пяти метрах, ему понадобилось 4 месяца и 300 тысяч рублей. Простому человеку пройти через все бюрократические препоны достаточно сложно — значит, нужно по возможности ему помогать в этом.
Эксперты ФАС считают, что иски в суд в таких случаях недостаточно эффективны, так как наша судебная система известна своей неторопливостью и неповоротливостью. А российским строителям ждать годы недосуг – им гораздо проще и выгоднее подмазать колеса бюрократии.
Если жалобы застройщиков будет рассматривать ФАС, то это значительно упростит оформление необходимых согласований, а также поможет снизить стоимость строительства. И шаги в сторону осуществления этой идеи уже делаются. Для правового обеспечения этой инициативы уже принят в первом чтении закон Государственной думой. В законе говорится, что ФАС будет вправе рассматривать споры о выделении земель, выдачи разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, проведении публичных слушаний и другие вопросы. Полномочия ФАС будут значительно расширены, а для того, чтобы иметь возможность приструнить не в меру строптивых чиновников, предусмотрена административная ответственность.
Андрей Цариковский добавил, что это будет большая головная боль для ФАС, но я этому буду рад. Возможно, что он вспомнил при этом то, как его самого волочили по кабинетам 4 месяца при решении вопроса о подключении газа. Причем предполагается, что жалобы застройщиков и частных лиц будут в приоритете, наравне с нарушениями в сфере госзаказа.
В дорожной карте модернизации системы строительной отрасли прописано усиление роли ФАС при разрешении вопросов между чиновниками и строителями. В дорожной карте также прописано, что уже в этом году количество необходимых для получения разрешения на строительство процедур должно сократиться до 32 (с 42), причем время на получение разрешения должно уменьшиться до 200 часов с 344.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В настоящее время Россия находится в отраслевом рейтинге Doing Business на позорном 178-м месте. Будем надеяться, что общими усилиями нам удастся подняться в этом рейтинге. Тогда и строители смогут спокойно заниматься своими непосредственными обязанностями – строить, а не бегать по кабинетам. У них тогда появится время на повышение квалификации, а значит, строить они будут более качественно. Очень хочется на это надеяться.
ФАС встала на защиту компании из реестра недобросовестных поставщиков
Выборгской таможне предписано пересмотреть итоги торгов.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области аннулировало конкурс на поставку запчастей для копировальной техники на таможню в Выборге: заказчик не имел оснований отказывать компании в участии в торгах, несмотря на то, что она находится в реестре недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ.
Компанию «СВК» отстранили от торгов на втором этапе аукциона, когда на таможне запоздало обнаружили, что этот претендент ранее не смог выполнить другой подряд. Предприятие обратилось с жалобой в ФАС, и ведомство поддержало его претензию.
Заказчик вправе требовать, чтобы потенциальный поставщик не значился в реестре недобросовестных, отмечают в региональном управлении ФАС. Но в данном случае никакого нарушения не было: участник торгов, проходящих по федеральному закону 44-ФЗ, честно заявил, что не числится в реестре нарушителей по 44-ФЗ. Тот факт, что он находится в реестре по 223-ФЗ, не является поводом для отклонения его заявки.
УФАС Ленинградской области предписало таможне пересмотреть вторые части заявок с учетом обоснованности жалобы «СВК».
Частные торги избавятся от контроля ФАС
Федеральная антимонопольная служба не будет вмешиваться в организацию и проведение коммерческих тендеров. Ранее через ведомство проходили все процессы закупок, организованные путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, независимо от источника финансирования.
Соответствующие поправки в ФЗ «О защите конкуренции» подготовили эксперты Управления ФАС. На данный момент антимонопольные меры применяются в отношении торгов, проводимых на конкурсной и не конкурсной основе, как для государственных нужд, так и для нужд коммерческих организаций. Ведомство предлагает сфокусировать контроль только на государственных закупках.
В ФАС признали, что распространение действия закона на все торги может привести к ситуации тотального контроля закупочной деятельности. Хотя на практике сотрудники ведомства концентрируют своё внимание больше на госторгах.
Представитель Коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская высказала сомнения по поводу того, что существующий закон является сдерживающим фактором для проведения тендеров. Среди других возможных причин она указала несовершенство правовой базы регулирования коммерческих торгов и отсутствие традиций их проведения.
Публичное обсуждение поправок уже завершилось, документ передан на рассмотрение. Если законопроект примут, то уже в 4 квартале текущего года его могут утвердить.
ФАС встанет на защиту подрядчиков
Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.
Электронные версии изданий
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.
АРХИВ ИЗДАНИЯ
Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).
PDF номеров издания
Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.
Алексей Доценко: реализация нацпроектов должна вестись на принципах конкуренции
4-5 июня 2019 года в г. Сыктывкаре проходит семинар-совещание территориальных органов ФАС России по СЗФО.
Внимание участников мероприятия сконцентрировано на вопросах внедрения антимонопольного комплаенса в работе органов власти и местного самоуправления, практике пресечения антиконкурентных соглашений и иных основополагающих моментах в реализации Национального плана развития конкуренции, влияющих на порядок реализации Нацпроектов.
Открывая семинар, заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко отметил, что Республика Коми достигла значительных положительных результатов в реализации задач Нацплана, основная цель которого – улучшение уровня жизни граждан нашей страны.
В частности, регион увеличил присутствие частных организаций и процент удовлетворенности потребителей услугами на рынках розничной торговли лекарствами, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, рынке социального обслуживания населения.
Кроме того, в 2018 году количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти республики сократилось на 5% по отношению к данным за 2017 год.
«Не могу не отметить, что регион исполняет все задачи четко в срок. Во всех органах исполнительной власти субъекта внедрен институт предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, в муниципалитетах на 80%», — сообщил он.
И.о. первого заместителя председателя правительства Республики Коми — руководителем администрации Главы Республики Михаил Порядин уточнил, что в регионе также в полном объеме внедрен Стандарт развития конкуренции, принята «дорожная карта», соблюдаются нормы антимонопольного и закупочного законодательства, конкурентные процедуры при предоставлении прав на имущество субъекта.
Правительство республики находится в тесном сотрудничестве с ФАС по вопросам развития конкуренции в регионе, в июле 2018 года было заключено соответствующее соглашение.
Сегодня за каждым министерством республики закреплена ответственность за развитием конкуренции на конкретном рынке, а в органах местного самоуправления внедрена система мотивации.
В ходе семинара заместитель руководителя Правового управления ФАС России Игорь Антонов ответил на вопросы участников мероприятия – представителей территориальных органов ФАС России по Северо-Западному федеральному округу в части внедрения антимонопольного комплаенса, оценки и анализов рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Также он рассказал о статусах законопроектов, разработанных ФАС России. Активную дискуссию вызвали законопроект о запрете создания унитарных предприятий, пятый антимонопольный пакет, законопроект об отмене интеллектуальных иммунитетов и проект нового закона о контрольно-надзорной деятельности, подготовленного Правительством РФ.
Начальник отдела анализа правоприменительной практики и методологии Управления по борьбе с картелями ФАС России Екатерина Конопкина представила практику выявления и пресечения антиконкурентных соглашений на закупках. Она рассказала об основных признаках сговоров и источниках получения информации об антиконкурентных действиях.
Также с докладами выступили заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и НДК Коми УФАС России Елена Лапицкая и начальник отдела по борьбе с картелями Санкт-Петербургского УФАС России Кристина Иващенко.
Модератором мероприятия выступила руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская.
Подводя итоги первого дня семинара Алексей Доценко отметил, что подобные мероприятия позволяют выработать единообразную практику правоприменения в сфере антимонопольного законодательства, государственного заказа и противодействия картелям.
«Также обращаю ваше внимание на необходимость пристального контроля за соблюдением применения конкурентных подходов при исполнении нацпроектов и принципов конкуренции при привлечении хозсубъектов к их реализации в частности», — заключил он.
ФАС разъяснила своим управлениям новый порядок с жалобами по закупкам госкомпаний
Москва. 2 февраля. ИНТЕРФАКС — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разъяснила своим региональным управлениям порядок работы с жалобами о нарушении норм закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), говорится в сообщении на сайте ФАС.
«Благодаря поправкам, вступившим в силу с этого года, нам удалось расширить список оснований для обжалования в короткие сроки, и тем самым увеличить возможности бизнеса, в том числе субъектов МСП, для защиты своих прав, — сказал заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян, слова которого приводятся в сообщении. — Стоит отметить, что ими также введены меры защиты от недобросовестных жалобщиков, которые заинтересованы в отмене той или иной закупки на поздних стадиях, то есть, после определения ее участников».
В разъяснении отмечается, что антимонопольные органы в ходе проверки жалоб должны ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. В то же время при выявлении других нарушений со стороны госкомпаний, конкурсных комиссий или электронных торговых площадок (ЭТП) контрольный орган должен принимать решение с учетом всех выявленных нарушений.
«Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которого комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, — говорится в разъяснении. — При этом антимонопольный орган должен принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений».
Также в разъяснении указывается, что по новым нормам 223-ФЗ жалобу может подать любое лицо. Однако обжаловать саму процедуру и все с ней связанное по-прежнему могут только участники закупки, подавшие заявку на участие в торгах. Лица, не подавшие заявку, могут обжаловать только порядок размещения информации о проведении торгов или порядок подачи заявок на участие в них.
Путин встал на защиту 44-ФЗ
Проблема не в законе, а в жуликах
Решать проблему демпинга при госзакупках нужно не изменениями в 44-ФЗ “О контрактной системе”, а выявлением сговоров, отметил президент РФ Владимир Путин на на встрече с женщинами-предпринимателями Самары.
Проблему демпинга подняла одна из участниц встречи, пожаловавшаяся на конкурентов, резко сбрасывающих цены на торгах. В ответ Владимир Путин подчеркнул, что жулики лишь прикрываются 44-ФЗ, и нужно не менять закон, а бороться с жульничеством. Сам факт демпинга, как правило, говорит о наличии сговора.
При этом закон справляется со своими задачами и создает конкурентную среду на рынке госзакупок. Для решения проблемы демпинга необходимо тщательнее контролировать закупочные процедуры по 44-ФЗ.
Качество расследований активистов ОНФ по госзакупкам отмечено ФАС России
На сессиях юбилейного XV Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» большое внимание уделялось общественному контролю в сфере государственных закупок. Представители ФАС России отметили эффективное взаимодействие с активистами Народного фронта.
Сопредседателю регионального штаба ОНФ в Самарской области, активисту проекта ОНФ «За честные закупки» Вадиму Нуждину первый заместитель руководителя ФАС России – статс-секретарь Андрей Цариковский вручил медаль Федеральной антимонопольной службы «За защиту конкуренции» за значительный вклад в обеспечение свободы конкуренции и активную работу по выявлению антиконкурентных соглашений.
Цариковский отметил конструктивное взаимодействие активистов Народного фронта и Федеральной антимонопольной службы: «Вы наши ближайшие союзники. Мы много с вами работаем. Большое количество картелей было разоблачено благодаря вашей работе. Уже даже не скажешь старое слово «сигнал». Вы проводите фактически предварительное расследование. Мы получаем материалы, по которым просто должны официально доделать вашу работу. Это всегда великолепный результат. Мне хотелось бы отметить, что мы вошли в новую стадию: если раньше мы просто проводили некую работу, штрафовали, то сейчас уже по тем делам, которые мы начинали вместе с вами, возбуждены первые уголовные дела. Это важный показатель. Это громадное направление работы».
Заместитель руководителя ФАС России попросил активистов проекта ОНФ «За честные закупки» подключится к мониторингу реализации 12 национальных проектов: «Мне очень бы хотелось обратить ваше внимание: сейчас приняты новые национальные проекты. Уже началось их финансирование, и, как всегда, вокруг какого-то хорошего дела может возникнуть большое количество жуликов», – заявил Цариковский.
Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев отметил, что ряд крупнейших картельных дел возбужден по сигналам активистов ОНФ – это десятки миллионов, миллиарды рублей. «Та же Самарская область. Дело об антиконкурентном соглашении в сфере закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий. На днях ОАО «НОВОФАРМ» оплатило штраф в размере 5,3 миллиона рублей в полном объеме в предусмотренный законодательством срок. Ранее штраф в размере более 85 миллионов рублей, назначенный второму участнику картеля – ООО «ФАРМ-СКД», также был оплачен. Участники оплатили штраф, который оспаривали, судились. Общая сумма штрафа превысила 90 миллионов рублей. Это нормальные антимонопольные штрафы, которые исчисляются десятками миллионов рублей», – рассказал Тенишев.
По словам Нуждина, оптимальное взаимодействие общественных контролеров и государственных структур прослеживается именно на примере сотрудничества с ФАС России: «Результаты этого сотрудничества доказывают, что только вместе можно эффективно бороться с картелизацией экономики, выполняя задачу, поставленную президентом России, лидером ОНФ Владимиром Путиным. Уплаченный в казну государства штраф более 90 миллионов рублей стал серьезным предупреждением для тех, кто нарушает закон».
«С каждым годом качество расследований наших активистов растет. Мы регулярно проводим обучение – уже два потока общественных контролеров прошли программу выявления сговоров на торгах от ФАС России, в новую «Серую книгу II . Картели» включили раздел об антиконкурентных соглашениях, их классификации и способах выявления. Итогом совместной работы стали четыре карты картелей, 350 миллиардов рублей составила сумма закупок с признаками картельных сговоров, выявленная активистами, и 72 антимонопольных дела. И эта работа будет продолжена», – отметил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.
ФАС встал на защиту торгов для нацпроектов
Федеральная антимонопольная служба решила вести борьбу с незаконным срывом госзакупок.
По данным экспертов, за прошлый год половина поступивших жалоб оказалась правомерной. А за истёкший период текущего года выявили только треть обоснованных претензий.
За подобное решили наказывать самым эффективным способом — рублём. Сумма штрафа конкретно не называется, но эксперты отмечают, что её следует привязать к сумме контракта, который будет сорван. Проблема стоит настолько остро, что премьер-министр РФ дал поручение ФАС и Генпрокуратуре подготовить предложения для исправления ситуации вплоть до введения уголовной ответственности.
Нацпроектам мешает система госзакупок — после 20 лет критики ее могут поменять
8 мая под председательством Владимира Путина состоялось заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. В его рамках была проведена «инвентаризация» нацпроектов, обсуждались продвижения вперед и очевидные сбои.
Владимир Путин особо отметил, что важно обеспечить равные возможности и справедливые условия участия в реализации нацпроектов – в этом основа их эффективности, а одна из системных задач – сформировать в России мощный дополнительный спрос на отечественную промышленную и высокотехнологичную продукцию, дать российским предприятиям уникальную возможность закрепиться на внутреннем рынке, нарастить объем и качество выпускаемой техники и начать в конечном итоге экспорт.
А для этого необходимо действовать в конкурентной среде. Однако, как фиксируют различные контролирующие органы, на практике появляются искусственные барьеры.
К примеру, технические задания по некоторым видам машин и оборудования искусственно «рисуются» под конкретного производителя, зачастую зарубежного. При этом другие компании «задвигаются» на периферию, не имея шансов выиграть конкурсы в таких условиях, а подчас из-за прописанных условий конкурсов даже не могут в них участвовать. Естественно, побеждают в этом случае не лучшие, а «свои», с далеко неоптимальными предложениями и с высоким риском срыва заказов.
Президент подчеркнул, что все поручения по локализации и диверсификации закупок машин и оборудования в рамках нацпроектов уже есть. При этом он попросил Федеральную антимонопольную службу России усилить контроль за такими закупками и регулярно предоставлять информацию по этой теме.
О продвижении продукции отечественного производства в своем докладе рассказал заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов.
В рамках реализации национальных проектов в 2019‒2024 гг. из предусмотренных 25,7 трлн руб. на закупку техники и оборудования отведено 6,2 трлн руб., причем в текущем году планируется законтрактовать 1,7 трлн руб. И уже сейчас ведется предметная отработка перечней российской техники, технологий и оборудования, необходимых для каждого из национальных проектов.
Кроме того, применительно к продукции ОПК в рамках 44‑ФЗ уже сформированы отраслевые перечни продукции с указанием их кодов, по которым устанавливаются ограничения на закупки импортных аналогов либо предоставляются преференции. Минпромторгом подготовлены и в конце апреля внесены соответствующие нормативные акты Правительства, которые в настоящее время готовятся к выпуску. До 20 мая аналогичная работа должна быть завершена по всем позициям, производимым отечественной промышленностью.
Однако, учитывая, что средства на реализацию нацпроектов в 2019 г. уже в основном доведены до субъектов, и некоторые торги уже объявлены, даже в случае выпуска вышеупомянутых актов не все потенциальные позиции достанутся отечественным производителям.
Причем, как отметил Юрий Борисов, само администрирование преференций через перечни под соответствующие нормы 44‑ФЗ ‒ процесс весьма трудоемкий, и все нацпроекты могут быть уже раскассированы на торгах в регионах, а отечественная промышленность останется в стороне.
Кроме того, есть опасения, что используемые инструменты могут не сработать. Как показывает практика, многие организаторы торгов ищут любые лазейки для того, чтобы конкурс прошел в пользу нужного поставщика, а в результате потенциал отечественной промышленности остается нереализованным.
Поэтому предлагается ввести изменения в 44‑ФЗ, устанавливающие дополнительные ограничения на закупку иностранной продукции в случае, если есть отечественные аналоги. И этот вопрос находится в стадии проработки. Параллельно предлагается в рамках действующих механизмов ввести в типовую конкурсную документацию и контракты по расторговке нацпроектов нормы, позволяющие исключить закупку импорта при наличии отечественного аналога.
По мнению заместителя Председателя Правительства, мониторинг, анализ и оценку расторговки техники и оборудования для нацпроектов необходимо осуществлять в системе госзакупок путем маркирования каждой отдельной закупки специальным признаком «продукция отечественного производства», и такая статистика должна быть доступна всем заинтересованным пользователям.
Также предлагается задействовать правительственную комиссию по импортозамещению и ее подкомиссии для арбитража в решении спорных вопросов, связанных с закупками оборудования для национальных проектов, с правом отмены результата торгов.
Причем под понятием «отечественный аналог продукции» должно подразумеваться, что производимая российскими предприятиями продукция как минимум не хуже по своим функциональным характеристикам, чем импортная. И в случае, если на этапе вхождения в рынок ее цена будет выше, то государство в ряде случаев компенсирует ценовую разницу без ущерба конечному потребителю.
Юрий Борисов подчеркнул, что все страны поддерживают своих производителей, поэтому опасения, что рынок наводнится некачественной и дорогой продукцией, беспочвенны. Национальные проекты ‒ это шанс и возможность для отечественной промышленности, и другого такого случая может уже не представиться.
В свою очередь министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к системе государственных закупок расширяется. В перечень крупнейших заказчиков, обязанных осуществлять закупки у субъектов МСП, включены более 1500 заказчиков. А объемы закупок у субъектов МСП установлены в качестве ключевых показателей эффективности для организаций с госучастием.
Кроме того, для поддержки начинающих и действующих предпринимателей развивается информационный ресурс «Бизнес‑навигатор МСП». Он позволяет выбрать вид бизнеса, подобрать помещение, рассчитать примерный бизнес‑план и получить информацию одоступных мерах поддержки.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Михаил Евраев:
«ФАС поддерживает развитие мер, направленных на стимулирование и поддержку отечественного производства, в том числе при проведении государственных закупок.
При этом один из этих механизмов устанавливается в зависимости от того, насколько развит рынок отечественного производства различных видов товаров. Таким образом, говорить о запрете на закупку иностранной продукции можно только с учетом данных анализа по конкретному товарному рынку, который включает в себя информацию о количестве участников рынка, объемах производства отечественной продукции, оценку способности российских производителей покрыть потребности заказчиков, а также ценовой анализ отечественной продукции и ее зарубежных аналогов».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.
Источники
Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.- Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
- Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.
Здравствуйте! Меня зовут Денис. Работаю в большой юридической компании уже больше 12 лет. За время моей практики, мне встретилось много задач, с которыми мне приходилось работать. И я хотел бы научить посетителей решать разнообразные вопросы, юридической тематики.
Администрация данного ресурса попыталась воспроизвести все имеющиеся данные в доступном виде и полном объеме. Перед применением — необходима обязательная консультация со специалистом.