В нефтяной отрасли увеличат налоги

Полезная информация по теме: "В нефтяной отрасли увеличат налоги" с ответами на все возможные вопросы. Если вы все же не найдете ответ на интересующие вопросы, то обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Минфин не собирается повышать налоги в нефтегазовой отрасли

Ведомство придерживается идеи замораживания условий налогообложения на ближайшие шесть лет

Министерство финансов России не собирается повышать налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль, заявил глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, передает ТАСС.

«Мы еще летом заявили о том, что на шесть лет замораживаем условия налоговые, мы придерживаемся своих слов. Никаких радикальных изменений мы не планируем, в том числе увеличение нагрузки», — поведал он.

Напомним, этим летом президент РФ Владимир Путин подписал пакет предложенных правительством России законов о завершении налогового маневра в нефтянке.

Комментарии

конечно зачем ресурсы облагать налогами и себя самих,пчелы против меда это нонсенс.

Как говорили Ильф и Петров почем опиум для народа?

Зачем миллиардера Сечина обижать, лучше обожить НДС беднейшие слои населения.

В нефтяной отрасли увеличат налоги

Министерство финансов РФ планирует увеличить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль в целом.

Из-за налоговых льгот «Роснефти» и «Газпром нефти», которые занимаются разработкой Приобского месторождения, за 10 лет в бюджет не поступит порядка 600 млрд руб. Для компенсации этих затрат и рассматривается вопрос об увеличении других налогов в отрасли.

В частности, планируется привести к более высоким показателям налог на добычу полезных ископаемых, а именно на нефть, и ввести аналогичный налог на попутный нефтяной газ. Более точных данных о необходимом объёме повышения выплат государству и их размерах нет.

Повышение налогов для нефтянки несет риски для экономики РФ — эксперты

Повышение налогов для нефтяных компаний, предложенное Министерством финансов для увеличения доходов бюджета, несет риски для экономики и противоречит заверениям властей о неизменности правил налогообложения в отрасли. Об этомТАССзаявили эксперты из крупных инвестиционных банков и аналитических центров.

Минфин на прошлой неделе предложил изменить курс доллара, используемый для расчета налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/, взяв за основу курс до девальвации рубля в конце 2014 г., что фактически приводит к увеличению налога. Предложения министерства, которые пока не обсуждались в правительстве, позволят дополнительно принести в бюджет 1,6 трлн рублей в 2016-2018 годах за счет прибыли нефтяных компаний, которые выступают против повышения налогов.

«Если зарезать корову сегодня, то следующая корова вырастет лишь через несколько лет», — прокомментировал предложения Минфина глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, назвав их «типичным временщичеством».

Нефтегазовые доходы, в основном НДПИ и пошлина на экспорт нефти, составляют около половины доходов федерального бюджета. С 2015 года правительство приняло «налоговый маневр», который перенес часть налоговой нагрузки с добычи на переработку нефти, а также планирует ввести с 2016 года новый налог на финансовый результат / НФР/, который учтет инвестиции компаний в разработку сложных месторождений.

Правительство должно найти источники финансирования социальных обязательств в условиях падения цен на нефть и стагнирующей экономики до 25 октября, когда проект бюджета на 2016 год будет внесен в Государственную Думу. Вице- премьер Аркадий Дворкович заявил, что к этому времени профильные министерства должны провести расчеты и оценить эффективность предложений Минфина.

В Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 г. президент Владимир Путин предлагал зафиксировать и не менять действующую в России налоговую систему на ближайшие четыре года. Предложение было с энтузиазмом встречено представителями деловых кругов.

«Просто не нормально, когда правила игры меняются так часто. Ни один бизнес к этому привыкнуть не сможет, независимо от того, государственный он или частный», — считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров считает этот вопрос во многом «острополитическим».

«Обещали нефтяникам не повышать налоги после налогового маневра /введен в 2015 году — прим ред/, ведь нужна предсказуемость, чтобы на 3-5 лет планировать свои денежные потоки. В условиях турбулентных цен на нефть это особенно сложно. Поэтому ресурсы у них отбирать рискованно», — считает аналитик.

Нефтяные компании пока официально не комментируют предложения министерства, однако на условиях анонимности представители компаний утверждают, что увеличение налога приведет к сокращению инвестиций на 25-30% и, как следствие, к сокращению добычи на 10% к 2020 году. В стратегических планах добыча нефти в РФ должна держаться на уровне 525 млн тонн.

Нестеров отмечает, что нефтяники могут снизить свои капитальные вложения достаточно резко уже в рублевом выражении, а это может означать заморозку ряда пробных проектов, в частности в Западной Сибири.

«Итогом может быть падение операционной и чистой прибыли на десятки процентов, а затем и падение добычи. А через пару лет придется снова давать льготы, чтобы простимулировать нефтяников», — отмечает эксперт.

Нельзя жить на старом багаже

Не столь категоричен Полищук, который считает, что новаторство Минфина вряд ли приведет к существенному падению добычи в 2016 году. Он оценил возможное падение добычи в 2016 году в 1%, но предупредил, что в среднесрочной перспективе падение может быть более существенным.

В свою очередь Симонов напомнил, что основную часть добычи дают месторождения Западной Сибири, но для поддержания ее уровня необходимо освоение новых месторождений в новых регионах.

«Нельзя жить на старом багаже: на месторождениях, которые были введены в эксплуатацию еще в советское время. Но при такой налоговой политике трудно ждать освоения гринфилдов в новых регионах», — утверждает глава фонда.

Нестеров уверен, что новая инициатива Минфина по НДПИ в нефтяной отрасли вряд ли может быть принята правительством в полном объеме. «На взгляд Минфина, у нефтяников есть пусть не избыточные, но те доходы, которые можно привлечь к пополнению доходов бюджета. В целом вопрос не простой, скорее всего, в полном объеме эти предложения Минфина не пройдут», — сказал он. Все-таки «дойную корову» резать пока рано», — подытожил Нестеров.

Компромисс, который ожидают обе стороны спора, должен быть выработан после совещания по бюджетным проектировкам на 2016 год, которое состоится во вторник у президента РФ Владимира Путина.

Налогообложение нефтяного комплекса: тенденции развития

Нефтяной комплекс является ключевым доходообразующим сектором в российской экономике и будет оставаться таким еще долгие годы. Главной задачей Правительства Российской Федерации в нефтяном комплексе является обеспечение государственной политики, эффективно и продуктивно влияющей на экономику страны. Для этого в первую очередь необходимо совершенствование всех механизмов налогового контроля, в том числе новой системы налогообложения (НДД).

Две системы

В настоящее время можно выделить две системы налогообложения нефтяного комплекса, которые действуют в мире, – контрактную (например, Египет, Индия, Китай) и концессионную, или лицензионную (например, США, Великобритания, Канада, Норвегия) 1 . Согласно концессионной модели компании получают исключительное право разработки недр и оплачивают специализированные платежи (бонусы, роялти, налоги на прибыль и рентные налоги). Контрактная модель предусматривает раздел продукции между нефтедобывающей компанией и государством, которое является собственником природных ресурсов 2 . Нельзя сказать, что какая-либо из представленных моделей идеальна. В связи с этим большинство стран использует смешанный тип моделей. Российская Федерация относится сразу к двум моделям налогообложения. Доминирующей моделью является концессионная, в ряде случаев встречается контрактная модель.

Читайте так же:  Как воспользоваться социальным налоговым вычетом и дополнительным взносом на накопительную пенсию

Однако независимо от модели любая система налогообложения нефтяной отрасли значительно отличается от общих принципов взимания налогов и сборов в других секторах экономики. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации нефтяные компании должны выплачивать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на имущество, экспортные пошлины и налог на прибыль. Существенную часть поступлений в государственный бюджет составляют выплаты НДПИ и экспортные пошлины.

Система налогообложения добычи нефти и газа за последние два года претерпела серьезные изменения в виде перехода от плоской, унифицированной ставки налога на добычу полезных ископаемых к сложной формуле. В связи с этим среди экспертов, научного сообщества, представителей бизнеса и нефтяных компаний ведутся дискуссии о совершенствовании действующего налогового режима в нефтегазовой отрасли. С одной стороны, выбранный Правительством Российской Федерации курс на снижение налоговой нагрузки для нефтяных компаний постепенно реализуется, с другой стороны, последние реформы (2014–2017 гг.) по изменению системы налогообложения противоречат данному направлению.

Нововведения в системе налогообложения

На сегодняшний день существующая система налогообложения нефтяного комплекса исчерпала себя и требует внесения существенных государственных корректировок. Это обусловлено 3 :

–исчерпывающим потенциалом роста добычи нефти при действующей системе налогообложения;

–увеличением затрат на разработку новых месторождений нефти в условиях развития технологий и рынка сервисных услуг. Важной проблемой остается отсутствие собственной технологии разработки, освоения, бурения и переработки нефти. Приобретается и используется исключительно иностранная технология 4 ;

–существующими проблемами поступления природной ренты в государственный бюджет;

–усложнением процесса администрирования льгот в нефтяной отрасли;

–уменьшением доходов, поступающих в государственный бюджет за счет роста объема льготной добычи нефти.

Начиная с 2014 года Правительством Российской Федерации был осуществлен налоговый маневр, согласно которому вступили в силу изменения, предусматривающие сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть в 1,7 раза, на нефтепродукты – от 1,7 до 5 раз. Одновременно были увеличены ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат в 6,5 раза 5 . Данные новации были закреплены с принятием Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В рамках налогового маневра предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года). Предоставлены налоговые вычеты из сумм акциза при получении (приобретении в собственность) отдельных нефтепродуктов (бензина и ароматических углеводородов для нужд нефтехимических производств, авиационного керосина для заправки воздушных судов) потребителями на внутреннем рынке, имеющими свидетельства на операции с соответствующими нефтепродуктами. Были введены три новых коэффициента при расчете НДПИ, что усиливает его дифференциацию для нефти.

Внесение этих изменений было направлено на увеличение конкурентоспособности на мировом рынке. Однако российские нефтяные компании выступили против повышения НДПИ на нефть, обосновывая это тем, что им придется заморозить ряд новых проектов, требующих капиталовложений.

Начиная с 2017 года в целях совершенствования системы налогообложения нефтяного комплекса, а также стимулирования разработки новых месторождений природных ресурсов и рационального недропользования введена новая система налогообложения (НДД) 6 . Необходимость совершенствования налоговой системы вызвана тенденцией снижения цен на нефть при существенном росте показателей ее добычи.

Новая система предполагает введение налогообложения дополнительного дохода от налога, а также снижение суммарной величины НДПИ на нефть и таможенную пошлину на нефть, которые зависят от валовых показателей. Изменения планируется апробировать в рамках пилотных проектов, включающих как новые, так и уже разработанные месторождения добычи нефти.

Попытки введения в Российской Федерации налогообложения прибыли от добычи нефти предпринимались в 1992 году 7 . В соответствии с действующим на тот момент Законом «О недрах» был предусмотрен акцизный сбор, который основывался на экономических показателях добычи отдельных видов минерального сырья, которые добывались из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками при получении пользователем недр сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции. В дальнейшем формулировка была исправлена, акцизный сбор был переименован в акциз на отдельные виды минерального сырья, а понятие «сверхнормативная прибыль» было исключено из закона. Дальнейшие попытки введения данного налога были осуществлены при разработке Налогового кодекса Российской Федерации в 2000 году, однако не были реализованы.

[2]

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений. Налоговая ставка установлена в размере 50%. Новый налог позволяет уменьшить базу налога на прибыль нефтяных компаний, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль организаций.

С целью увеличить государственный бюджет от доходов, поступающих от нефтяного комплекса, а также чтобы компании не смогли завысить свои затраты, вычитаемые расходы для зрелых месторождений ограничиваются величиной 9520 рублей на тонну добытого углеводородного сырья, индексируемой с учетом инфляции.

Оценка воздействия налоговых нововведений

Введение НДД может способствовать сглаживанию существующих недостатков системы налогообложения нефтяного комплекса. Однако на данном этапе НДД требует существенной доработки. В частности, новая система налогообложения может эффективно применяться только по отношению к новым нефтяным месторождениям. По сравнению с НДПИ введенный НДД является более сложным с точки зрения налогового администрирования, что может способствовать осуществлению мошеннических схем или сговоров нефтяных компаний в целях снижения налоговой нагрузки.

Так, основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов задают ориентиры для нефтяного комплекса только на трехлетний период. Очевидно, этого недостаточно для отрасли, в которой цикл работ составляет от 5 до более 20 лет 8 .

При введении нового налога не учтены важные параметры, например, не определены условия компенсации отмены таможенных пошлин для нефтеперерабатывающих заводов, в какой степени будет масштабироваться НДД, сохранятся ли льготы по НДПИ и таможенной пошлине. Для решения поставленных вопросов необходима разработка дорожной карты реформирования налогообложения нефтяного комплекса. Для подготовки результативного проекта дорожной карты следует привлечь к участию всех заинтересованных сторон, в том числе государственные органы, нефтяные компании, экспертное и научное сообщество.

Основной целью государственного регулирования нефтяного комплекса является изъятие природной ренты в бюджет страны без нанесения ущерба финансовой и экономической устойчивости предприятиям, работающим в данной отрасли. Однако изменения, которые произошли в настоящее время в налоговой системе, могут негативно сказаться на работе нефтяных компаний, что требует незамедлительной организации их проработки и последующей апробации в рамках пилотных проектов.

Нужен комплексный подход

Ежегодно в Налоговый кодекс Российской Федерации вносятся изменения по вопросам налогообложения нефтяных компаний. Однако данные изменения не соответствуют современным тенденциям развития нефтяного комплекса. Налоговые льготы носят индивидуальный характер и направлены на нефтяные компании, работающие в определенных районах страны. Совершенствованию процесса предоставления налоговых льгот может способствовать создание единой системы учета и мониторинга затрат в нефтегазовом комплексе. Государство, обладая точной информацией об уровнях издержек, может предоставить точные адресные льготы.

Помимо введения изменений в налоговую систему, со стороны государства необходимо поддерживать инициативы по разработке и внедрению российских технологий освоения, бурения, добычи и переработки нефти. Также одной из проблем в нефтяном комплексе можно отметить отсутствие реальной конкуренции, присутствие монополии практически во всех видах деятельности отрасли, начиная от бурения скважин и заканчивая переработкой нефти. Целесообразна организация государственной поддержки малых и средних нефтяных предприятий. Выходом из сложившейся ситуации может стать изменение подхода нефтегазовых компаний к осуществлению нерисковых операций. Например, к таким операциям можно отнести слияния и поглощения, купля-продажа активов в направление освоения новых месторождений с большим количеством рисков и затрат, в том числе на разработку и покупку инновационных технологий 9 .

Читайте так же:  Банк втб за 2 месяца одобрил более 5 тысяч льготных автокредитов

Требуется совершенствование лицензионной деятельности. Государственные нефтяные компании-монополисты получают права пользования участками недр без проведения конкурсов и аукционов, что также способствует отсутствию конкуренции на нефтяном рынке.

Система лицензирования в нефтегазовом комплексе представляет собой сложную взаимосвязанную структуру, за которую отвечает большое количество государственных органов. Отсутствие единого контрольного органа по вопросам предоставления лицензий на пользование участками недр создает определенную сложность при осуществлении контрольных мероприятий за качеством выполняемых требований. Необходимо создание определенных условий, при которых для малых и средних нефтяных компаний будут упрощены требования по получению лицензии на пользование участками недр.

Важной задачей для государственных органов остается создание стимулов для разработки и освоения новых месторождений природных ресурсов нефтяными компаниями. Новые разработки сопряжены высокими капитальными и операционными затратами, применением дорогостоящих технологий и созданием новой инфраструктуры, что является главным препятствием по осуществлению таких работ. В связи с этим государство должно стимулировать нефтяные компании к финансированию и развитию научно-технических, поисковых и исследовательских работ, что будет способствовать разработке новых современных технологий.

Таким образом, для устойчивого развития нефтяного комплекса Российской Федерации необходим комплексный подход по совершенствованию всей государственной политики в данной отрасли, где налоговая система является всего лишь одним из компонентов. Все это будет содействовать благотворной работе нефтяного комплекса, а также созданию эффективной государственной конт­рольной системы.

1 Львова О.А. Баланс интересов государства и бизнеса в современных системах налогообложения нефтяного сектора // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 50. Июнь 2015 – Электронный ресурс: http: // e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2015/vipusk__50._ijun_2015_g./50_2015.pdf.

2 Бобылева А.З., Жаворонкова Е.Н., Львова О.А. Оценка моделей налогообложения нефтяного сектора в России и за рубежом // Вестник Московского университета, Сер. 6. Экономика. 2015 № 5 – Электронный ресурс: http://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=26975&p=attachment.

3 Ежов С., Рубцов А. Развилки налоговой реформы // Oil & Gas Journal Russia, Апрель 2016 – Электронный ресурс: http://ogjrussia.com/uploads/images/Articles/April%202016/22-25.pdf.

4 Панчева В.С. Совершенствование налого­обложения добычи нефти и газа в России // Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук, Москва, 2015.

6 Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации – Электронный ресурс: http://minfin.ru/ru/document/? >

7 Ежов С., Рубцов А. Развилки налоговой реформы // Oil & Gas Journal Russia, Апрель 2016 – Электронный ресурс: http://ogjrussia.com/uploads/images/Articles/April%202016/22-25.pdf.

8 Выгон Г., Ежов С. Налоговый оптимум еще не найден // Нефтегазовая вертикаль. Национальный отраслевой журнал – Электронный ресурс: http://www.ngv.ru/magazines/article/nalogovyy-optimum-eshche-ne-nayden/?sphrase_ >

9 Панчева В.С. Совершенствование налого­обложения добычи нефти и газа в России // Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук, Москва, 2015.

Налогообложение нефтегазовой отрасли

Налоговый маневр — обнуление экспортной пошлины на нефть и замена ее налогом на добычу полезных ископаемых. Инициирован Минфином для балансирования доходов госбюджета в рамках ЕАЭС. Стартовал в 2015 году, приостановлен в 2017 году из-за несовпадения позиций Минфина и Минэнерго, а также критики со стороны нефтедобывающий компаний.

4 июня 2018 года правительство РФ согласовало общие параметры налогового маневра в нефтяной отрасли. Налоговый маневр вошел в завершающую стадию.

В рамках налогового маневра планируется внести поправки в Налоговый кодекс РФ и ряд федеральных законов, согласно которым будут обнулены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты наряду с повышением налога на добычу полезных ископаемых, нефти и газового конденсата (НДПИ). Эта мера, по расчетам правительства, позволит привлечь в бюджет порядка 1,6 трлн рублей. При этом снижение пошлин предполагается осуществлять поэтапно, на 5 процентных пунктов ежегодно, начиная уже с 2019 года.

Критики проекта замечают, что налоговый маневр повлечет за собой рост цен на топливо внутри РФ. Во избежание этого правительство рассчитывает использовать механизм сглаживания колебаний цен на нефтепродукты с помощью «возвратного» (отрицательного) акциза на нефть для НПЗ с 2019 года. А д о 1 января 2019 года снижены (и не будут повышаться, как планировалось ранее) топливные акцизы.

Путин объявил о повышении налогов для нефтяников

Сегодня в Ново-Огареве президент Владимир Путин проводит финальное совещание с правительством по формированию бюджета на 2016 г. Он начал совещание с наказа обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета. Планируемый дефицит не должен превышать 3,5% ВВП — это основной ориентир. Для этого, попросил Путин, надо уделить особое внимание эффективности расходов, улучшению администрирования и повышению собираемости налогов.

Путин напомнил, что «мы приняли решение не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес». Но повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяников это не касается. «Вместе с тем прошу правительство рассмотреть направление части девальвационной прибыли компаний в бюджет», — попросил президент. Конечно, действовать здесь нужно аккуратно, предупредил он.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На совещании присутствовал президент «Роснефти» Игорь Сечин, который отказался комментировать, какой эффект это решение будет иметь для компаний. «Не всегда для решения таких вопросов нужна публичность», — пошутил он.

Минфин предложил сбалансировать бюджет, повысив налоги на отрасль: либо повысить НДПИ, скорректировав формулу, либо не снижать пошлины в 2016 г. (в рамках маневра предусмотрено снижение пошлин и повышение НДПИ в 2016-2018 гг.). Первая мера принесет в бюджет около 600 млрд руб. в 2016 г., вторая — около 150 млрд руб., по оценкам Минфина. Первая мера очень суровая — изъятие приведет к падению добычи компаний на несколько десятков миллионов тонн; скорее всего, будет поддержано снижение пошлин, говорил «Ведомостям» высокопоставленный чиновник.

Если будет принят вариант с повышением НДПИ, Минфин заберет более половины девальвационной прибыли компаний, оценивал нефтегазовый центр EY. Новость обвалила вчера капитализацию нефтяных компаний. Во вторник падение продолжилось: к 16.00 мск акции «Лукойла» снизились почти на 4%, «Роснефти» – на 0,6%, «Газпром нефти» – на 0,3%, «Сургутнефтегаза» – на 2,1%, «Татнефти» – на 3,4%, «Башнефти» – на 1,5%. Отраслевой индекс «ММВБ нефть и газ» потерял 2,2%.

Повышение налогов для нефтянки несет риски для экономики РФ — эксперты

Повышение налогов для нефтяных компаний, предложенное Министерством финансов для увеличения доходов бюджета, несет риски для экономики и противоречит заверениям властей о неизменности правил налогообложения в отрасли.

Повышение налогов для нефтяных компаний, предложенное Министерством финансов для увеличения доходов бюджета, несет риски для экономики и противоречит заверениям властей о неизменности правил налогообложения в отрасли. Об этомТАССзаявили эксперты из крупных инвестиционных банков и аналитических центров.

Минфин на прошлой неделе предложил изменить курс доллара, используемый для расчета налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/, взяв за основу курс до девальвации рубля в конце 2014 г., что фактически приводит к увеличению налога. Предложения министерства, которые пока не обсуждались в правительстве, позволят дополнительно принести в бюджет 1,6 трлн рублей в 2016-2018 годах за счет прибыли нефтяных компаний, которые выступают против повышения налогов.

«Если зарезать корову сегодня, то следующая корова вырастет лишь через несколько лет», — прокомментировал предложения Минфина глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, назвав их «типичным временщичеством».

Нефтегазовые доходы, в основном НДПИ и пошлина на экспорт нефти, составляют около половины доходов федерального бюджета. С 2015 года правительство приняло «налоговый маневр», который перенес часть налоговой нагрузки с добычи на переработку нефти, а также планирует ввести с 2016 года новый налог на финансовый результат / НФР/, который учтет инвестиции компаний в разработку сложных месторождений.

Читайте так же:  Вступил в силу закон о запрете необоснованного ареста бизнесменов — № 315-фз

Правительство должно найти источники финансирования социальных обязательств в условиях падения цен на нефть и стагнирующей экономики до 25 октября, когда проект бюджета на 2016 год будет внесен в Государственную Думу. Вице- премьер Аркадий Дворкович заявил, что к этому времени профильные министерства должны провести расчеты и оценить эффективность предложений Минфина.

В Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 г. президент Владимир Путин предлагал зафиксировать и не менять действующую в России налоговую систему на ближайшие четыре года. Предложение было с энтузиазмом встречено представителями деловых кругов.

«Просто не нормально, когда правила игры меняются так часто. Ни один бизнес к этому привыкнуть не сможет, независимо от того, государственный он или частный», — считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров считает этот вопрос во многом «острополитическим».

«Обещали нефтяникам не повышать налоги после налогового маневра /введен в 2015 году — прим ред/, ведь нужна предсказуемость, чтобы на 3-5 лет планировать свои денежные потоки. В условиях турбулентных цен на нефть это особенно сложно. Поэтому ресурсы у них отбирать рискованно», — считает аналитик.

Нефтяные компании пока официально не комментируют предложения министерства, однако на условиях анонимности представители компаний утверждают, что увеличение налога приведет к сокращению инвестиций на 25-30% и, как следствие, к сокращению добычи на 10% к 2020 году. В стратегических планах добыча нефти в РФ должна держаться на уровне 525 млн тонн.

Нестеров отмечает, что нефтяники могут снизить свои капитальные вложения достаточно резко уже в рублевом выражении, а это может означать заморозку ряда пробных проектов, в частности в Западной Сибири.

«Итогом может быть падение операционной и чистой прибыли на десятки процентов, а затем и падение добычи. А через пару лет придется снова давать льготы, чтобы простимулировать нефтяников», — отмечает эксперт.

Нельзя жить на старом багаже

Не столь категоричен Полищук, который считает, что новаторство Минфина вряд ли приведет к существенному падению добычи в 2016 году. Он оценил возможное падение добычи в 2016 году в 1%, но предупредил, что в среднесрочной перспективе падение может быть более существенным.

В свою очередь Симонов напомнил, что основную часть добычи дают месторождения Западной Сибири, но для поддержания ее уровня необходимо освоение новых месторождений в новых регионах.

«Нельзя жить на старом багаже: на месторождениях, которые были введены в эксплуатацию еще в советское время. Но при такой налоговой политике трудно ждать освоения гринфилдов в новых регионах», — утверждает глава фонда.

Нестеров уверен, что новая инициатива Минфина по НДПИ в нефтяной отрасли вряд ли может быть принята правительством в полном объеме. «На взгляд Минфина, у нефтяников есть пусть не избыточные, но те доходы, которые можно привлечь к пополнению доходов бюджета. В целом вопрос не простой, скорее всего, в полном объеме эти предложения Минфина не пройдут», — сказал он. Все-таки «дойную корову» резать пока рано», — подытожил Нестеров.

Компромисс, который ожидают обе стороны спора, должен быть выработан после совещания по бюджетным проектировкам на 2016 год, которое состоится во вторник у президента РФ Владимира Путина.

Минфин объяснил почему надо повысить налоги на нефтяную отрасль

Эта мера призвана компенсировать предоставление льгот Приобскому месторождению

Увеличение ставки НДПИ для нефти и введение НДПИ на попутный нефтяной газ является вынужденной мерой, которая призвана компенсировать предоставление льгот Приобскому месторождению, сообщила пресс-служба Минфина России, пишет РБК.

«Да, это действительно наше предложение. Оно связано исключительно с принятым решением о новой льготе для Приобского месторождения. Цена этой льготы — 60 млрд руб. в год (при цене нефти в диапазоне $55–60 за баррель)», — заявил руководитель департамента налоговой и таможенной политики Алексея Сазанова.

По словам Сазанова, речь идет о доходах, которые уже заложены в казну, а потому их нельзя «просто отдать».

Комментарии

Новости по теме:

  • 26.08.2019 Путин поручил разработать предложения по корректировке исчисления НДПИ на уголь
  • 07.08.2019 Путин уменьшил НДПИ при добыче редких металлов
  • 02.08.2019 «Газпром нефть» получит налоговые льготы на Приобское месторождение

  • 12.09.2019 Во Владикавказе заводу предоставят налоговую льготу за создание рабочих мест
  • 12.09.2019 Госдума освобождает от НДФЛ матпомощь для студентов
  • 12.09.2019 Депутаты приняли законопроект об отмене НДС при ввозе в РФ гражданских воздушных судов

  • 12.09.2019 Депутаты одобрили освобождение нефтетрейдеров от уплаты вывозных пошлин при действии НДД
  • 10.09.2019 В Госдуме одобрили освобождение нефтетрейдеров от уплаты вывозных пошлин при действии НДД
  • 23.08.2019 В «Роснефти» назвали «троллингом» инициативу Минфина о введении НДПИ на попутный газ

Cтатьи по теме:

  • 08.02.2016 Новые КБК на 2016 год
  • 25.12.2015 Оценка стоимости добытых полезных ископаемых: какую схему ценообразования может применить предприятие?
  • 23.12.2015 Связанные с переработкой сырья услуги по спецправилам контролируемой сделкой не признают

  • 13.08.2019 Изменения в международных налоговых договорах — 2019
  • 13.08.2019 Нефть на всех не делится
  • 06.08.2019 Что может измениться в Налоговом кодексе осенью?

  • 25.01.2019 Богатые льготники против бедных пенсионеров
  • 18.11.2015 Минэкономразвития сообщило о средних ценах на углеводородное сырье за октябрь
  • 12.11.2015 Степень выработанности запасов нефти рассчитывается по горному, а не геологическому отводу

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Обновлён порядок ведения госреестров

Судебные дела:

Обществу доначислены налог на добычу полезных ископаемых, пени, штраф в связи с неведением учета фактической добычи полезного ископаемого на карьерах, необоснованным расчетом стоимости добытых полезных ископаемых из сложившихся цен реализации без учета расчетной стоимости и без включения в нее расходов по транспортировке полезного ископаемого до места использования.

Итог: требование удовлетворено, так к
12.12.2018

Основанием для доначисления оспариваемых сумм НДПИ послужили выводы инспекции о занижении налогоплательщиком налоговой базы по названному налогу в результате занижения стоимости единицы и объема добытого полезного ископаемого. Так, инспекцией отмечалось, что налогоплательщик с целью уклонения от уплаты НДПИ формально оформил документы по реализации и обратному приобретению добытого полезного ископаемого в адрес общества по ц
26.03.2018

Как установлено судами, общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в связи с тем, что уточненные налоговые декларации по НДПИ за проверяемый период представлены налогоплательщиком после назначения выездной налоговой проверки. При этом общество в нарушение подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ применило понижающий коэффициент при исчислении НДПИ. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 г. № 11185/10 указано, чт

Кассационная инстанция считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду

Минфин объяснил необходимость повышения налогов в нефтяной отрасли :: Экономика :: РБК

Минфин объяснил необходимость повышения налогов в нефтяной отрасли

Повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти и введение НДПИ на попутный нефтяной газ является вынужденной мерой, призванной компенсировать предоставление льгот Приобскому месторождению, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минфина. Ранее «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщил о таких планах ведомства.

Читайте так же:  Административные штрафы гибдд

«Да, это действительно наше предложение. Оно связано исключительно с принятым решением о новой льготе для Приобского месторождения. Цена этой льготы — 60 млрд руб. в год (при цене нефти в диапазоне $55–60 за баррель)», — цитирует пресс-служба Минфина главу департамента налоговой и таможенной политики Алексея Сазанова.

По его словам, речь идет о доходах, которые уже заложены в бюджет, а потому их нельзя «просто отдать».

«Нужно искать компенсацию, чтобы в полном объеме была возможность финансировать уже учтенные в бюджете расходные обязательства. Мы ищем источники компенсации, и ввести НДПИ на попутный газ — один из них. У нас нет другого выбора», — пояснил Сазанов.

Норвегия повышает налоги с нефтяной отрасли

Это будет сделано с целью предотвращения перегрева национальной экономики

Норвегия повысит налоги с нефтяной отрасли на 520 млн долл. ежегодно. Это будет сделано с целью предотвращения перегрева национальной экономики, передает РБК.

Глава Минфина Норвегии Сигбьерн Йонсен, «изменения в налоговой системе приведут к более адекватной оценке стоимости нефтяных активов». К 2050 г. правительство Норвегии собирается получить дополнительные 12 млрд долл.

Власти страны уменьшат с 30% до 22% специальные четырехлетние скидки на действия организаций с их ценными бумагами. Также нефтяной налог будет увеличен на 1% – до 51%. Одновременно с 28% до 27% будет уменьшен общий корпоративный налог.

Как может измениться налогообложение нефтяной отрасли

Цены на нефть упали вдвое, а доходность денежного потока российских нефтяных компаний самая высокая в мире – 8,4%, радовались в августе аналитики Goldman Sachs. Россиянам хватает денег и на капитальные затраты, и на выплату дивидендов. От краха компании спасла российская налоговая система, заключало Moody’s. А почти двукратная девальвация рубля сделала экономику проектов нефтяных компаний, у которых 90% затрат в рублях, суперэффективной.

Российские нефтяные компании платят налог на прибыль (20%), а также налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины – большая часть выплат приходится на два последних налога. НДПИ и пошлину компании платят за тонну добытой или проданной нефти (и нефтепродуктов), их ставки привязаны к мировым ценам на нефть через цену Urals. Таким образом государство взимает налог с выручки компаний (валовой доход).

Такая система сложилась в начале 2000-х гг. В 1999 г. была введена таможенная экспортная пошлина на нефть, а в 2002 г. – НДПИ. В последние годы ставки налогов постоянно меняются. Но при цене нефти выше $25 за баррель государство получает почти весь прирост выручки, указывают в обзоре «Налоговая реформа нефтяной отрасли: основные развилки» эксперты Vygon Consulting. Например, в 2015 г. согласно Налоговому кодексу при росте цены Urals на $1 за тонну НДПИ увеличивается на $0,4, а экспортная пошлина – на $0,42 за тонну. То есть государство забирает $0,82 налогов из каждого дополнительного доллара выручки, объясняли эксперты. А при падении цен на нефть, наоборот, теряет.

Ненужная подушка безопасности

На первый взгляд кажется, что у российских нефтяников хоть и высокие налоги, зато есть толстая подушка безопасности на случай резкого падения цен. Но на практике в кризис государство не готово играть по правилам, которые само же придумало, и переходит на ручной режим. Например, в 2016 г. правительство обязало нефтяные компании дополнительно заплатить в бюджет 200 млрд руб. налогов. «Когда цены упали, нам предложили доплатить в бюджет. Получается, во время высоких цен государство должно было поделиться сверхдоходами с нами.

Но ведь не поделилось же», – расстроен собеседник в крупной компании. «Нефтегазовая отрасль – главный источник доходов для государства, поэтому в трудные времена она всегда будет подвергаться новой налоговой нагрузке», – заключает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Льготы как временное решение

Проблема налогообложения выручки заключается в том, что такой подход не учитывает динамику издержек компаний, говорит директор нефтегазового московского центра EY Денис Борисов. Если затраты нефтяников будут ежегодно расти примерно на уровень инфляции, как это было в последние восемь лет, уже к 2025 г. при цене в $40 за баррель нерентабельной станет добыча около 150 млн т нефти в год на участках в Западной Сибири, Волго-Урале и Тимано-Печоре, оценивает он.

А разработка капиталоемких проектов невыгодна уже сейчас, и, чтобы поддержать добычу, государство из года в год предоставляло компаниям самые разные льготы по пошлине и НДПИ. Сейчас их уже 20, указывал в презентации к президентской комиссии по ТЭКу министр энергетики Александр Новак. Льготы имеют около 400 месторождений, сейчас это 27% добычи, оценивали заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов и аналитики Vygon Consulting. Есть льготы для разных регионов, отдельных залежей, высоковязкой нефти, трудноизвлекаемых запасов, шельфа, истощенных месторождений и т. д. Налоговый кодекс стал похож на справочник промысловой геологии, расстроены эксперты Vygon. При этом каждой льготе можно присвоить имя той или иной компании, ее пролоббировавшей, указывают они.

Система льгот сеет недовольство и между компаниями: портфель участков у них разный, выходит, у кого-то льгот больше, а у кого-то меньше. Есть и перекосы: например, льгота по НДПИ давалась истощенным месторождениям, запасы которых были выработаны больше чем на 80%, по данным Госбаланса на 2006 г. Но с тех пор компании запасы переоценили, и теперь выходит, что некоторые месторождения выработаны больше чем на 100%. Минфин особенно сильно критикует льготы по экспортным пошлинам, которые даются месторождениям для достижения IRR в 16,3%. У министерств нет компетенций для экономического анализа документов, которые предоставляет компания для получения таких льгот, рассказывают консультанты Минфина и Минэнерго. В результате льготы даются отчасти на глаз и велик риск ошибки или коррупции, отмечают они.

[3]

Больше нефти

Но раз бюджет зависит от объема извлеченной и проданной нефти, значит, добыча должна расти. Основную надежду Минэнерго возлагает на старые месторождения Западной Сибири, которые обеспечивают больше 300 млн т из примерно 530 млн т российской добычи нефти. Но это обводненные месторождения, и увеличить коэффициент извлечения нефти (КИН) здесь компании не могут – затраты не окупаются. Например, в сложной ситуации находится «Лукойл», говорит аналитик UBS Максим Мошков. Большинство его месторождений в Западной Сибири в той стадии разработки, когда либо будет быстро падать добыча, либо нужно сделать инвестиции для ее поддержания. С учетом экспортной пошлины в 42% «Лукойл» мог инвестировать в поддержание добычи при цене в $95 за баррель, а если бы пошлина снизилась до 36% – уже при $72 за баррель, оценивает аналитик.

Минэнерго предварительно договорилось с Минфином о введении НФР/НДД для месторождений с выработанностью от 5 до 80%, рассказал «Ведомостям» заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов. Таким образом, по мнению Минэнерго, на новую налоговую систему не следует переводить новые и истощенные месторождения, которые льготируются. Льготы по ним должны сохраниться – рисковать их отменой и возможными выпадающими доходами бюджета мы не готовы (выпадающие доходы возникнут, так как добыча на данных месторождениях определяется текущим режимом фискальной нагрузки), объясняет он. Кроме того, мы считаем, что не нужно ухудшать условия для разработки месторождений Восточной Сибири, рассказывает Молодцов. По мнению Минэнерго, действующий механизм – единая методика предоставления льгот по экспортной пошлине на нефть, добытую в Восточной Сибири и Северном Каспии, – является оптимальным. С одной стороны, методика позволяет гарантировать норму доходности на уровне 16,3%, с другой – за счет оперативного мониторинга экономики месторождений максимизировать доходы федерального бюджета. Разработанного механизма замены действующих льгот на НДД в настоящее время нет и сложно представить, что такой вообще возможен, заключает замминистра.

Читайте так же:  Написание отчета по практике — план и правила написания

Похожая ситуация и с другими зрелыми месторождениями. В результате средний по стране КИН составляет 27% при целевом в 35%, рассказывал Молодцов. Рост КИН всего на 1% при извлекаемых запасах в 18,2 млрд т прибавил бы российской добыче примерно 84 млн т нефти в течение 20 предыдущих лет, оценивает Мошков. Если же ничего не менять, добыча на действующих месторождениях к 2035 г. упадет с 470 млн т до 348 млн т нефти, оценивал Молодцов.

Теоретически, чтобы увеличить добычу, государство может пойти по пути еще большего расширения системы льгот и попытаться подстроить налоговую систему под самые разные сложные природные условия, какие только могут быть, рассуждает управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон.

Но есть и другой путь – создать универсальную систему, которая будет учитывать экономику каждого проекта автоматически.

Идеальной налоговой системы в мире пока не придумали, каждая страна исходит из своих потребностей, предупреждают эксперты Vygon Consulting. Например, большинство стран, как и Россия, продолжают взимать налоги с выручки. Но самые продвинутые давно перешли на налогообложение финансового результата. Такой подход позволяет переносить налоговую нагрузку на тот период, когда проект начинает действительно приносить доход. Сейчас наша налоговая система похожа на пустыню с отдельными оазисами в виде льгот, переход на налогообложение дохода сделает оазисом саму пустыню, говорит партнер KPMG Антон Усов.

В России у «продвинутого» налога два названия: НФР (налог на финансовый результат) и НДД (налог на дополнительный доход). НДД известен еще с конца 1990-х гг., тогда его даже чуть не приняла Госдума. НФР Минэнерго и нефтяные компании лоббируют уже около года, и законопроект также уже внесли в Госдуму, но опять не сложилось. Философия налогов похожа, разница в параметрах и применении. Так, ставка для НФР – 60%, налоговая база – прибыль по лицензионным участкам, налог прибавляется к налогу на прибыль (20%). Ставка НДД плавающая и зависит от рентабельности проекта. Это так называемый Р-фактор – отношение накопленных доходов к накопленным расходам. НФР подходит для старых месторождений, а НДД – для новых. Минэнерго предложило попробовать НФР на 18 пилотах, чтобы нивелировать риски для бюджета. Законопроект даже поддержал премьер Дмитрий Медведев. Но Минфин посчитал НФР для пилотов адресной льготой и предложил собственный альтернативный вариант НДД. На президентской комиссии по ТЭКу президент поддержал Минфин. Теперь оба министерства будут работать над общей концепцией НДД и для новых, и для старых месторождений, рассказывал недавно министр энергетики Александр Новак. Правда, работа займет еще минимум год, говорил министр финансов Антон Силуанов.

Риск в триллионы рублей

Минэнерго представило президенту НФР для пилотов как эксперимент без рисков. К 2025 г. общая добыча месторождений вырастет почти вдвое – с 67 млн т до 114,4 млн т, а доходы бюджета за счет дополнительной налоговой базы – на 54% до 1,6 трлн руб., указывал Новак в презентации к президентской комиссии. Но это расчеты компаний, их достоверность не оценивалась, замечает Выгон. Последствия от введения НДД не просчитывались даже на таком уровне.

«Представьте, что новая система через пару лет после введения вдвое сократит нефтяные доходы бюджета. Что тогда делать? Отменять принятое решение? Перекладывать налоги на другие отрасли?» – говорил в интервью «Ведомостям» заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Не все гипотезы Минэнерго могут быть справедливы, а значит, эксперимент похож на азартную игру со ставкой в триллионы рублей, говорил чиновник. Риски видел и президент Владимир Путин. «Финансовый результат – это не тонна, это такая подвижная очень вещь. Здесь сидят люди очень опытные, и у них работают такие хорошие специалисты Я даже не пойму, что они нам с вами будут рассказывать. И финансовый результат будет минимальным все время, и налогооблагаемая база ничтожна», – заключал президент.

Компромисс

Мировой опыт изменения налоговой системы на первый взгляд хорош. В Великобритании отменили роялти в 2004 г., а уже в 2005 г. налоговые поступления увеличились на 9 млрд фунтов и продолжали расти до 2008 г., приводил данные руководитель группы KPMG по оказанию налоговых услуг компаниям нефтегазового сектора Сергей Щелкалин. В Нидерландах, по его данным, размер нефтяных налогов вырос в 1,5 раза с 2003 по 2008 г. А в США ускоренное списание затрат на бурение и вовсе привело к сланцевой революции. Добыча нефти в Штатах с 2011 по 2014 г. выросла с 267 млн т нефти до 428 млн т. С другой стороны, точных данных о том, что налоги выросли именно за счет изменения системы, нет, говорит сотрудник одной из консалтинговых компаний. За это время ведь выросли и цены на нефть, влияние могли оказать и другие факторы, допускает он.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, страны, перешедшие на условный НДД, действительно столкнулись и с проблемой переинвестирования и занижения доходов – так называемым gold plating. При неправильной настройке фискальной системы компаниям выгодно инвестировать больше и больше, что может приводить к снижению налоговой базы и величины выплат в бюджет, объясняет Борисов.

Но Минфин в своей концепции НДД предложил сохранить страховку в виде НДПИ со ставкой в 30–40%. Это частично защитит бюджет, но насколько именно, посчитать сейчас невозможно, говорит Выгон. Экспортные пошлины Минфин предлагает отменить. По мнению эксперта, налоговые изменения все же можно провести с небольшим риском для бюджета. Введение НДД для новых месторождений даже с 2017 г. никакого влияния на бюджет страны в следующие лет пять не окажет, а переход на новый налог старых месторождений действительно можно начать с пилотных проектов, объясняет он.

Источники


  1. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.

  2. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

  3. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.
  4. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.
  5. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
В нефтяной отрасли увеличат налоги
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here