Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Полезная информация по теме: "Реорганизация и ликвидация юридических лиц" с ответами на все возможные вопросы. Если вы все же не найдете ответ на интересующие вопросы, то обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Прекращение юридических лиц: реорганизация и ликвидация

Прекращение юридических лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации нет. В свою очередь реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяется к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы) юридического лица.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ст. 64 ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Банкротство.

По решению арбитражного суда юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом). Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Выделяют признаки банкротства: 1. неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей 2. обязательства и (или) обязанность не исполнены юридическим лицом в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (пп. 1, 2 ст. 3 ФЗ от 26 октября 2002 года. «О несостоятельности (банкротстве)») 3. требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей (п. 2 ст. 6 ФЗ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

наблюдение — применяется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — применяется в целях восстановления платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение— применяется на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

ФЗ от 26 октября 2002 года. «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ 2002 N 43 ст. 4190

Виды юридических лиц.

Юридические лица классифицируются прежде всего в зависимости от цели деятельности. По этому основанию они делятся на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не имеют такой цели в качестве основной и не распределяют полученную прибыль между участниками. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций указан в ГК и является исчерпывающим. Что касается некоммерческих организаций, то их примерный перечень дан в ст. 50 ГК. Этот перечень может быть расширен специальным законом. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью при соблюдении двух условий: а) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы; б) характер деятельности должен соответствовать этим целям. Законом допускается объединение коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, которые также рассматриваются в качестве некоммерческих организаций.

Юридические лица могут классифицироваться в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица в отношении юридического лица или его имущества. С учетом этого критерия они делятся на юридические лица, учредители которых после передачи ими имущества юридическому лицу утрачивают вещные права на это имущество, однако приобретают обязательственные права в отношении этого имущества (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы). К другой группе относятся юридические лица, учредители которых сохраняют право собственности или иное вещное право на переданное им имущество. Учредители считаются также собственниками имущества, приобретенного юридическим лицом в процессе деятельности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

Третью группу составляют юридические лица, учредители которых не имеют вещных прав в отношении имущества, переданного юридическому лицу и не имеют обязательственных прав в отношении самих юридических лиц (общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц).

В зависимости от формы собственности юридические лица могут делиться на государственные, муниципальные и частные.

ФЗ РФ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» СЗ РФ 1996 N 3 ст. 145 в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 179-ФЗ)

ФЗ РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» СЗ РФ N 21 ст. 193, 1997 N 20 ст. 2231 1998 N 30 ст. 3608 в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Реорганизация юридического лица является одним из способов его прекращения, отличающаяся от ликвидации наличием правопреемства. Исключение составляет реорганизация путем выделения, при котором реорганизуемое юридическое лицо продолжает свое существование (лишь регистрируются изменения, вносимые в учредительные документы).

Реорганизация общества может быть осуществлена в следующих формах:

1. Слияние — это объединение двух или более хозяйственных субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо).;

Читайте так же:  Каким должен быть трудовой стаж для начисления пенсии

2. Присоединение — прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому (существующему) юридическому лицу;

3. Разделение — прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей нескольким (двум и более) вновь создаваемым юридическим лицам.;

5. Преобразование — прекращение юридического лица одной организационно-правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому вновь создаваемому юридическому лицу иной организац.-прав. формы..

При реорганизации юридического лица происходит либо смена организационно-правовой формы существующей организации (преобразование), либо устранение (слияние, присоединение), либо появление новых юридических лиц (разделение, выделение), зачастую сопровождающееся сменой организационно-правовой формы.

Обязательным условием реорганизации является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 63 ГК ПМР).

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его де­ятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК ПМР содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ГК ПМР и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную ко­миссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидац. комиссия принимает на себя все полно­мочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ГК ПМР. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует и законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8629 —

| 7082 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Возникновение, реорганизация и ликвидация юридического лица.

Возникновение

юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения).

Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым, они могут быть свободно образованы учредителями – гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления. При разрешительном порядке инициатива создания нового юридического лица принадлежит учредителям. Участие государства в образовании юридического лица выражается в форме «дачи согласия» на его создание. В разрешительном порядке создаются коммерческие банки, юридические лица, могущие занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определённых товаров (работ, услуг), объединения коммерческих организаций – союзы и ассоциации.

Реорганизация– это способ создания и (или) прекращения юридических лиц, вследствие которого происходит правопреемствтво в правах и обязанностях между юридическими лицами. Таким образом, деятельность реорганизуемого юридического лица продолжается другими лицами.

Закон различает пять форм реорганизации: слияние (из двух или более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация юридическое лицо другого вида).

Реорганизация может быть произведена в добровольном или принудительном порядке.

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам .При ликвидации юридического лица все его права и обязанности прекращаются вместе с ним. Она может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, и т.д. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Читайте так же:  Государственные стандарты и требования к автошинам

С требованием о принудительной ликвидации в арбитражный суд могут обратиться государственные органы или органы местного самоуправления. Необходимо, чтобы их право на такое обращение было предусмотрено законом.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц (стр. 1 из 20)

1. Реорганизация юридических лиц

1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица

1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц

2. Ликвидация юридических лиц

2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц

2.2 Основания и порядок ликвидации

3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц

3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты

3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц

Список использованных источников

С учётом всего сказанного становится понятным, почему общество не может мириться с бесконтрольным появлением и исчезновением юридических лиц, и государство не только вправе, но и обязано осуществлять такой контроль с помощью различных правовых механизмов, в том числе с помощью гражданского законодательства. Следовательно, необходимо оценить, в состоянии ли действующее гражданское законодательство способствовать осуществлению указанного контроля, способно ли оно упорядочить процесс реорганизации и ликвидации юридических лиц настолько, чтобы свести если не к нулю, то по крайней мере к минимуму имущественные и моральные потери, вызванные прекращением их деятельности.

Актуальность темы дипломного исследования. Современность и научная необходимость рассмотрения избранной темы во многом предопределена развитием в нашем государстве экономики рыночного типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, по и высокую степень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота.

Юридические лица в настоящий момент являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Таким образом, актуальность исследования проблем, касающихся реорганизации и ликвидации юридических лиц, обусловлена прежде всего особой общественной значимостью этих правовых институтов. Об этом свидетельствует совершенствование соответствующих норм гражданского права путём внесения изменений и дополнений в действующий Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее – ГК РК). Как само законодательство о реорганизации и ликвидации юридических лиц, так и практика его применения требуют постоянного изучения и анализа, с целью своевременного выявления основных тенденций, осмысления проблем, вызванных постоянно меняющимися общественными отношениями, и поиска оптимальных вариантов их решения, что является непосредственной задачей науки гражданского права [4, с. 12]. Следовательно, проблемы правовой регламентации реорганизации и ликвидации юридических лиц практически не могут утратить актуальности.

С помощью института реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а как следствие — прочность договорных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки, производительный капитал остается цельным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства. В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного организационного и финансового эффекта [5, с. 162]. Однако эта правовая сфера недостаточно исследована в научной литературе. Цивилистическая наука не уделяет должного внимания рассмотрению понятий и значения реорганизации и ликвидации в частном праве. Это представляется недопустимым, учитывая огромное практическое значение реорганизации и ликвидации юридических лиц в гражданском обороте.

Так, в новом теоретическом осмыслении нуждаются господствующее в науке мнение о том, что различия между реорганизацией и ликвидацией юридического лица как оснований его прекращения состоят лишь в наличии или отсутствии универсального правопреемства, а также иные проблемы касающиеся институтов реорганизации и ликвидации юридического лица, нуждающиеся в специальной разработке и, вместе с тем, либо вовсе неразработанные, либо разработанные явно недостаточно. Следует проверить, насколько адекватно отражена в нормах о реорганизации и ликвидации юридических лиц конституционная идея всемерной охраны и защиты прав и свобод человека, исходя из того, что именно права и свободы личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Необходимо признать, что существующее законодательство о реорганизации и ликвидации юридических лиц не является совершенным. Нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан не обеспечивают в полной мере правового регулирования этих институтов права, что сказывается на практической деятельности субъектов гражданского права, порождая конфликты и судебные споры [6, с. 103, с. 211, с 89]. Недостаточность правового регулирования проявляется, в частности, в том, что в действующем гражданском законодательстве не закреплены определения реорганизации и ликвидации юридического лица, а отражены лишь формы и порядок таких действий, также, в отсутствии четкой регламентации объектов правопреемства при реорганизации, возможности признания проведенной реорганизации или ликвидации недействительной и последствий такого признания. Неадекватное законодательное регулирование существует, также в отношении определения гарантий прав кредиторов при реорганизации и ликвидации, а также гарантий государства как кредитора по налоговым обязательствам.

В настоящей работе сделана попытка выявить и теоретически осмыслить недостатки законодательного регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц и предложить пути реформирования соответствующего законодательства.

Указанные обстоятельства определили выбор темы дипломной работы.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Прекращение юридического лица представляет собой утрату им своей правосубъектности. Прекращение юридического лица может наступить в результате реорганизации или ликвидации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Реорганизация юридического лица представляет собой вид прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности в полном объеме переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Правовое регулирование реорганизации предприятий осуществляется с использованием общих механизмов правового регулирования путем принятия государственными органами в рамках их компетенции и в установленном порядке системы законодательных и нормативных актов. Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов существенного изменения структуры активов хозяйствующего субъекта (реорганизации). При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть — принудительно.

Читайте так же:  Какое наказание за езду без страховки осаго

Статья 57 ГК устанавливает 5 форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Правовое регулирование реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм осуществляется значительным количеством нормативных актов, основополагающее значение для которых имеют положения Гражданского кодекса РФ, устанавливающие основания и порядок реорганизации. Реорганизация юридического лица должна получить юридическое признание. По общему правилу она признается завершенной с момента государственной регистрации лиц, выступающих правопреемниками реорганизованного лица. В случаях присоединения одного юридического лица к другому завершением реорганизации считается внесение в Государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Именно отсутствие универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от любой формы реорганизации. Так же как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) добровольно — по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано;

2) или недобровольно — по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда в случае грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, либо осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям, и, кроме того, в других случаях, предусмотренных ГК.

[3]

В данном разделе размещены статьи, посвященные реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

[2]

Дата размещения статьи: 18.01.2019

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ в ст. 57 ГК РФ, посвященную реорганизации юридических лиц, были внесены существенные изменения, одним из которых является то, что в Российской Федерации с 01.09.2014 допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование), а также реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Гражданским кодексом РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Дата размещения статьи: 15.01.2019

При формулировании понятия «ликвидация» часто используют его законодательную дефиницию, согласно которой ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Однако легальное определение не учитывает то обстоятельство, что ликвидация не является одномоментным действием, а представляет собой определенный процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов, зачастую довольно растянутых во времени.

[1]

Дата размещения статьи: 12.03.2018

Как известно, слияние — это одна из форм реорганизации юридических лиц. В результате слияния из двух либо нескольких компаний создается одно предприятие, а реорганизованные юридические лица прекращают свое существование. При этом сейчас допускается реорганизация юридических лиц, созданных в различных организационно-правовых формах, при условии, что законом разрешена возможность преобразования соответствующей фирмы из одной организационно-правовой формы в другую.

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ в ст. 57 Гражданского кодекса РФ были внесены масштабные изменения, среди которых стоит особо выделить то, что с 1 сентября 2014 г. в российском правовом поле допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (так называемая совмещенная реорганизация), а также реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (так называемая смешанная реорганизация) и, кроме того (по смыслу закона), возможность сочетания смешанной и совмещенной реорганизации (так называемая комплексная реорганизация)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

Одним из оснований признания долга безнадежным к взысканию является ликвидация организации (п. 2 ст. 266 НК РФ). Ликвидация компании может происходить либо по решению налогового органа, либо в общем судебном порядке, то есть с использованием процедуры банкротства. Упрощенная процедура ликвидации недействующих юридических лиц возможна в случае, если организация в течение последних 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не осуществляла операций ни по одному банковскому счету (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Такая организация исключается из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Дата размещения статьи: 31.10.2017

Суд удовлетворил требование ИФНС по городу Ангарску о взыскании с Администрации Ангарского городского округа задолженности МП «Благоустройство» по налогам, пени и налоговым санкциям и указал, что обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам в случае ликвидации предприятия должна возлагаться на учредителя. По общему правилу налоговое законодательство не предусматривает привлечения к субсидиарной ответственности учредителя предприятия (собственника имущества). Исключение — ликвидация юридического лица.

Читайте так же:  Как оформить удостоверение многодетной семьи

Дата размещения статьи: 16.09.2017

В случае реорганизации юридического лица согласно ч. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Конкретный момент перехода таких прав в законе не определен. Суды же исходят из того, что права на недвижимое имущество при реорганизации юридического лица в форме слияния возникают с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

Дата размещения статьи: 13.04.2017

Преобразование является одной из форм реорганизации юридических лиц. Его основная особенность состоит в том, что здесь не образуется новое юридическое лицо (лица) и не возникают отношения правопреемства; не прекращается и деятельность кого-либо из участников реорганизации (что характерно для большинства ее форм — слияния, присоединения и разделения). Реорганизация в форме преобразования изменяет «лишь» организационно-правовую форму юридического лица. Поэтому в экономическом смысле субъект имущественного оборота сохраняется, тогда как юридически ситуация изменяется — участник оборота приобретает иной правовой статус.

Дата размещения статьи: 01.04.2017

Единственный участник общества с ограниченной ответственностью принял решение в добровольном порядке прекратить деятельность общества, т.к. хозяйственной деятельности оно не вело, долгов не имело, в штате был лишь директор. Далее участник назначил ликвидатора и расторг трудовой договор с директором. Ликвидатор заполнил форму N Р15001 уведомления регистрирующего органа и обратился к нотариусу с заявлением о свидетельствовании подлинности своей подписи на форме уведомления. Нотариус отказала в совершении нотариального действия, мотивировав свой отказ тем, что.

Дата размещения статьи: 22.03.2017

По общему правилу, закрепленному в п. п. 1, 9 ст. 50 Налогового кодекса РФ, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. НК РФ не определен порядок правопреемства в отношении специальных прав налогоплательщиков, т.е. таких прав, которые приобретаются в особом порядке (как правило, заявительном или уведомительном), в частности право на применение специальных налоговых режимов или право применения налоговых льгот, пониженных налоговых ставок.

Навигация по разделу: [1] [2] [3]

Вернуться на предыдущую страницу

Реорганизация, как способ прекращения юридического лица (стр. 1 из 3)

3.5. Преобразование

1. Введение ……….………………….………. ………. ………. 2
2. Понятие реорганизации и её отличия от ликвидации …………………………………………………..…. 3

10

4. Заключение ….…….…………………….……………………. 14 5. Список используемой литературы ………………………… 18
1. ВВЕДЕНИЕ

Тема реорганизации юридических лиц сложна и обширна. Реорганизация — это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно.

Реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

2. ПОНЯТИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ
И ЕЁ ОТЛИЧИЯ ОТ ЛИКВИДАЦИИ

Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность.

Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам — его правопреемникам.

Правопреемство при реорганизации носит универсальный(общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.

В процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.

При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся

юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

Решение о реорганизации может быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица. Здесь все зависит от его организационно-правовой формы.

В ряде случаев для реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования может потребоваться согласие Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ).

Читайте так же:  Как получить статус беженца в рф

Законодательство о конкуренции и монополистической деятельности допускает принудительную реорганизацию в форме разделения и выделения. Решение о необходимости реорганизации принимается ГКАП РФ и его территориальными управлениями. Юридические лица, получившие его предписания, обязаны провести реорганизацию в установленный срок. В противном случае суд по иску ГКАП РФ должен назначить внешнего управляющего юридическим лицом и поручить ему провести реорганизацию. Учредительные документы вновь создающихся организаций, а также разделительный баланс утверждаются судом и регистрируются в общем порядке.

Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.

Реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения,

выделения и преобразования. Изменение типа акционерного общества не является реорганизацией, так как не меняется организационно-правовая форма. Следовательно, в этом случае нормы, касающиеся реорганизации, будут неприменимы.

Любая добровольная реорганизация начинается с принятия соответствующего решения. В акционерном обществе этот вопрос относится к компетенции общего собрания акционеров. Следует принять во внимание такие важные формальные требования:

а) решение о реорганизации принимается только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества;

б) решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, причем при решении вопроса о реорганизации акционеры владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса.

Ликвидация коммерческих организаций в отличие от реорганизации влечёт их прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Ликвидация коммерческих организаций может быть добровольной или принудительной. Добровольная ликвидация коммерческих организаций осуществляется по решению их учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами. В данном случае перечень оснований ликвидации коммерческой организации, предусмотренных Гражданским Кодексом, является примерным. В частности к ним относятся:

— истечение срока, на который создана коммерческая организация;

— достижение цели, ради которой создана коммерческая организация;

— признание судом недействительной регистрации коммерческой организации.

Принудительная ликвидация коммерческой организации решением суда по основаниям, предусмотренным ГК.

В иных правовых актах, в том числе в иных законах, такие основания предусмотрены быть не могут. К ним относятся:

— осуществление деятельности, запрещённой законом;

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

— осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (п. 2 ст. 61 ГК);

— признание коммерческих организаций (кроме казённых предприятий) несостоятельными (п. 1 ст. 65 ГК);

— уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации ниже уровня минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК).

Требование о ликвидации коммерческой организации по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК, может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования представлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).

Органы, не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации коммерческой организации не могут.

Суд, принявший решение о ликвидации коммерческой организации, непосредственно не занимается её ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации решением суда возлагаются на учредителей коммерческой

организации либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации её учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК).

Порядок ликвидации коммерческих организаций в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно разделить на ряд стадий.

Во-первых, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации коммерческих организаций, публикацию о её ликвидации.

В объявлении указывается порядок и срок заявления кредиторами своих требований к ликвидируемой коммерческой организации. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Кроме того, ликвидационная комиссия должна выявить кредиторов ликвидируемой коммерческой организации и персонально уведомить их о ликвидации коммерческой организации, а также установить должников ликвидируемой коммерческой организации и взыскать с них задолженность, в том числе путём предъявления исков в суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во-вторых, ликвидационная комиссия, после истечения срока для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявленных кредиторам требований и результатах их рассмотрения.

Источники


  1. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.

  2. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  4. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
  5. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
Реорганизация и ликвидация юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here