Права и обязанности сторон таможенного контроля

Полезная информация по теме: "Права и обязанности сторон таможенного контроля" с ответами на все возможные вопросы. Если вы все же не найдете ответ на интересующие вопросы, то обращайтесь к нашему дежурному юристу.

46. Таможенный контроль: понятие, цели и формы его проведения

Таможенный контроль — это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, представляющее собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства. Его основная цель — определение с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на основе этого таможенных правонарушений (нарушений таможенных правил).

Согласно положениям Таможенного кодекса РФ таможенный контроль может осуществляться в следующих формах.

1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.

Данная форма таможенного контроля заключается в изучении документов (транспортных, торговых и пр.) на перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства, определении соответствия их оформления установленным правилам и может предшествовать другим формам таможенного контроля, таким как таможенный досмотр, учет товаров и транспортных средств и др. Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, обязаны представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Перечень документов и сведений, порядок их представления определяются ГТК России.

2. Таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, а также личный досмотр, являющийся исключительной формой таможенного контроля).

Данная форма таможенного контроля заключается в фактической проверке сотрудниками таможенных органов товаров и транспортных средств, международных почтовых отправлений, багажа физических лиц в целях установления законности их перемещения через границу, соответствия данных, указанных в таможенной декларации и иных представленных в таможенный орган документах (таких данных, как наименование товаров, их количество, стоимость и др.), фактическим данным, а также в целях обнаружения сокрытого перемещения товаров через границу, предотвращения и пресечения нарушений таможенного законодательства. Для достижения указанных целей при проведении таможенного досмотра нередко применяются технические средства таможенного контроля, такие как досмотровая рентгеновская техника, оптико-механические и локационные приборы, приборы контроля носителей аудио-, видеоинформации, информации на магнитных носителях и пр. Таможенный досмотр бывает выборочным и обязательным. Обязательному таможенному досмотру подлежат следующие виды товаров:

— являющиеся подакцизными товарами или близкими по наименованию в описательной части документов с подакцизными товарами;

— подлежащие обложению таможенной пошлиной;

— подпадающие под меры нетарифного регулирования;

— близкие по наименованию к подлежащим обложению таможенной пошлиной или к подпадающим под меры нетарифного регулирования, когда их классификация по Товарной номенклатуре ВЭД вызывает сомнения и устранить эти сомнения можно только путем проведения таможенного досмотра;

— пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

— в отношении которых имеется оперативная информация, свидетельствующая о перемещении этих товаров с нарушением требований норм таможенного законодательства.

Выборочный же досмотр в буквальном смысле означает досмотр, необходимость осуществления которого либо отсутствие необходимости в этом определяется должностными лицами таможенных органов, производящих таможенное оформление товаров.

Таможенный досмотр как форму таможенного контроля следует отличать от таможенного осмотра — административного действия должностных лиц таможенных органов, заключающегося в проверке внешнего вида транспортных средств и находящихся в них товаров без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.

3. Учет товаров и транспортных средств.

Данная форма таможенного контроля осуществляется, как правило, в рамках функции по ведению таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики и заключается в систематизированном отражении интересующей информации о товарах и транспортных средствах в специально для этого заведенных регистрационных книгах и журналах, а также на магнитных носителях информации с применением соответствующих программ. Например, существуют журналы регистрации ГТД, журналы по учету оформленных почтовобагажных вагонов на железнодорожных пунктах пропуска, журналы регистрации количества вывозимой из России иностранной валюты и др.

4. Устный опрос физических и должностных лиц.

Такой опрос проводится, как правило, при осуществлении таможенного контроля багажа физических лиц, пересекающих таможенную границу в пунктах пропуска через нее. Заключается в проведении опроса указанных лиц до проведения таможенного досмотра с целью выяснения наличия в их багаже предметов, запрещенных к ввозу в Россию или вывозу из нее, валюты и валютных ценностей, других предметов, перемещение которых через границу возможно только при условии строгого соблюдения установленного для этого порядка, выяснения целей и обстоятельств поездки физического лица.

Опрос как форма таможенного контроля применяется и в отношении должностных лиц на предмет выяснения тех или иных обстоятельств, необходимых для проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств. Это может быть, например, дополнительная информация относительно сведений, заявленных в ГТД, и пр.

5. Проверка системы учета и отчетности.

Данная форма таможенного контроля распространяется как на товары, перемещаемые через таможенную границу России, так и на товары, уже перемещенные через нее. В первом случае проверка проводится таможенными органами на предприятиях и в организациях, деятельность которых подконтрольна таможенным органам (например, на складах временного хранения, в офисах таможенных брокеров и т. п.), и заключается в совершении действий по установлению соответствия документации о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах предъявляемым требованиям. Во втором случае проверка проводится в рамках последующего (вторичного) таможенного контроля за товарами, помещаемыми под определенные таможенные режимы. Так, например, при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада владелец соответствующего склада обязан их зарегистрировать по установленной для этого таможенными органами форме и не реже чем один раз в три месяца предоставлять в таможенный орган отчетность обо всех хранящихся в режиме таможенного склада товарах и сроках их хранения.

6. Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться подлежащие таможенному контролю товары и транспортные средства либо осуществляется деятельность, контроль за которой со стороны государства отнесен к компетенции таможенных органов.

Данная форма таможенного контроля заключается в проведении осмотра указанных территорий и помещений на предмет наличия там соответствующего оборудования, охраны и пр. Целями такого осмотра могут быть как минимизация (либо в идеале — вообще исключение) любой возможности изъятия находящихся на указанных территориях или в помещениях товаров и транспортных средств, минуя таможенный контроль, так и вообще визуальное обнаружение подлежащих таможенному контролю товаров и транспортных средств в этих местах (например, в магазинах беспошлинной торговли).

Читайте так же:  Аптеки в россии стали плохо себя чувствовать

7. Проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу России, таможенных брокеров и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 186 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и ее международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, при наличии оснований полагать, что указанные законодательство и международные договоры не соблюдаются либо соблюдаются не в полной мере, таможни и вышестоящие таможенные органы вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Такая проверка проводится с целью получения информации о нарушениях этими лицами таможенного законодательства, если имеются достаточные основания полагать, что в ходе проверки такая информация может быть получена.

8. Инвентаризация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенный контроль возобновлен после их выпуска.

Данная форма таможенного контроля представляет собой проверку наличия соответствующих предметов (товаров и транспортных средств) в натуре и последующего составления их описи. Инвентаризация может использоваться как самостоятельно, так и наряду с проверкой системы учета и отчетности либо наряду с проверкой финансово-хозяйственной деятельности. Проводится инвентаризация, как правило, либо самим таможенным органом, либо таможенным органом совместно с лицом, деятельность которого проверяется, хотя может проводиться только лицом, деятельность которого проверяется, по поручению таможенного органа. Поручение начальника таможенного органа или его заместителя о проведении инвентаризации товаров и транспортных средств является обязательным к исполнению.

При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства.

Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки

При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право:

1. требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бух­галтерского учета и отчетности, а также другую информа­цию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;

2. требовать у проверяемого лица предъявления това­ров, в отношении которых проводится выездная таможен­ная проверка;

3. требовать у проверяемого лица представления отчет­ности в целях таможенного контроля;

4. требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необ­ходимые для проведения таможенной проверки, в том чис­ле содержащие банковскую тайну;

5. запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и до­кументы, в том числе составляющие коммерческую, банков­скую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;

6. проводить в порядке, установленном законодатель­ством государств — членов таможенного союза, инвента­ризацию товаров при проведении выездных таможенных проверок;

7. направлять международные запросы в связи с прове­дением таможенной проверки;

8. осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;

9. изымать у проверяемого лица документы либо их ко­пии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;

10. налагать арест на товары или изымать их в поряд­ке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза, на срок проведения выездной тамо­женной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товара­ми, в отношении которых проводится выездная таможен­ная проверка;

11. опечатывать помещения, в которых находятся товары;

Должностные лица таможенных органов при проведе­нии таможенных проверок обязаны:

1. соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);

2. не нарушать установленный режим работы прове­ряемого лица в период проведения выездной таможенной проверки;

3. использовать исключительно в таможенных целях любую информацию, полученную при проведении тамо­женных проверок;

4. не разглашать конфиденциальные сведения и сведе­ния, составляющие налоговую, банковскую и иную охраня­емую законом тайну, ставшие известными при проведении таможенных проверок;

5. предоставлять по требованию проверяемого лица не­обходимую информацию о положениях законодательства государств — членов таможенного союза, касающихся по­рядка проведения выездных таможенных проверок;

6. обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенных проверок, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица;

7. информировать проверяемое лицо о его правах и обя­занностях при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при назначении и проведении экспертизы, при взятии проб и образцов товаров;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9250 —

| 7367 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Права и обязанности таможенных органов в России

В настоящее время Российская Федерация является государством — членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

[2]

Полномочия, права и обязанности таможенных органов закреплены в Федеральном законе № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Что такое таможенные органы

Таможенные органы — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Структура таможенных органов

Таможенные органы России состоят из:

1) Федеральной таможенной службы (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональных таможенных управлений (РТУ), к которым относятся:

  • Центральное таможенное управление (ЦТУ);
  • Северо-западное таможенное управление СЗТУ);
  • Южное таможенное управление (ЮТУ);
  • Приволжское таможенное управление (ПТУ);
  • Уральское таможенное управление (УТУ);
  • Сибирское таможенное управление (СТУ);
  • Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ);
  • Северо-Кавказское таможенное управление (СКТУ).

3) таможен;

4) таможенных постов.

По общему правилу таможенные посты подчиняются таможням, таможни подчиняются региональным таможенным управлениям, региональные таможенные управления подчиняются ФТС России.

Также есть таможни прямого (непосредственного) подчинения ФТС России, к которым относятся: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная энергетическая, Центральная базовая, Центральная акцизная, Крымская, Севастопольская, Калининградская областная таможни.

Читайте так же:  Размер пособий на детей от 1,5 до 3 лет вырастет с 50 до 10 000 рублей в месяц

Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Основные функции таможенных органов

Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):

Обязанности таможенных органов

При исполнении должностных обязанностей должностные лица таможенных органов обязаны:

  1. соблюдать права и законные интересы граждан, участников (ВЭД), осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
  2. поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
  3. исполнять иные обязанности, установленные должностным регламентом в целях исполнения возложенных на таможенные органы функций.

Права таможенных органов

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами:

Права таможенных органов в отношении автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем

Таможенные органы вправе останавливать автомобильные транспортные средства, в том числе не осуществляющие международные перевозки товаров, если на указанных автомобильных транспортных средствах перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, в целях проверки соблюдения таможенного законодательства путем проверки товаров и документов на них.

Самостоятельно таможенные органы могут останавливать указанные автомобильные транспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации. В иных местах остановка таких автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами. При этом лицо, управляющее автомобильным транспортным средством, обязано предъявить товары, документы на них и указанное транспортное средство уполномоченному должностному лицу таможенного органа для проведения таможенного контроля.

В случаях остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля время проверки таможенными органами товаров и документов на них и фиксации результатов проверки не может превышать два часа.

О проверке товаров и документов на них составляется акт, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Принудительное помещение указанных транспортных средств на территорию склада временного хранения или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля, допускается только в случае возбуждения дела об административном правонарушении (с вручением копии соответствующего протокола перевозчику либо лицу, управляющему данным транспортным средством).

Права человека при проведении личного таможенного досмотра

Статья 2 Конституции РФ провозглашает важнейшее правовое положение, согласно которому «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»; закрепляя, таким образом, принцип приоритета личности.

Все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ, в том числе право на личную неприкосновенность и охрану достоинства личности государством, содержит Таможенный кодекс РФ (ТК РФ), признавая личный досмотр (ст. 373 ТК РФ) исключительной формой таможенного контроля.

Личный досмотр на таможне может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля (месте производства таможенного оформления) или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ. Местом производства таможенного оформления признаются международные морские (речные) и воздушные порты, автомобильные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации и транспортные средства.

В действующем законодательстве отсутствует перечень оснований личного досмотра, что является упущением со стороны законодателя. Инструкция о порядке проведения личного досмотра физических лиц, следующих через таможенную границу Российской Федерации либо находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, предусматривала следующие основания:

— соответствующие сведения, содержащиеся: в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц; в материалах, поступивших от правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов Российской Федерации; в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций; в материалах, поступивших от других таможенных органов Российской Федерации;

— непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения таможенного законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации.

Так, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий при проведении таможенного контроля пассажиров рейса «Душанбе — Москва» сотрудники по борьбе с контрабандой наркотиков Домодедовской таможни задержали гражданина Таджикистана, который пытался провезти в собственном желудке около 350 г наркотического вещества.

Рентгеноскопическое исследование брюшной полости пассажира показало наличие в ней посторонних предметов. Позднее, при проведении специальных медицинских процедур в стационаре, из полости желудка мужчины было извлечено 53 контейнера, содержащих порошкообразное вещество белого цвета. Экспресс-анализ (наркотест), проведенный таможенниками, дал положительную реакцию на наркотическое вещество — героин.

Учитывая то обстоятельство, что указанная Инструкция в настоящее время утратила силу, представляется необходимым закрепить непосредственно на федеральном уровне основания проведения личного досмотра.

Проведение личного досмотра связано с определенными ограничениями прав и свобод человека, поэтому решение о его осуществлении может принять только начальник таможенного органа, где проходит таможенное оформление, или лицо, которое его заменяет. Такое решение оформляется письменно путем наложения резолюции на таможенной декларации, поданной физическим лицом, либо на рапорте должностного лица таможенного органа либо отдельным актом.

Процедура личного досмотра включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап непосредственного личного досмотра и завершающий этап.

Первая, подготовительная, стадия включает обязанность должностного лица таможенного органа, на которое возложено проведение личного досмотра, объявить досматриваемому лицу о принятом решении провести личный досмотр, ознакомить его с правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. Факт его ознакомления с решением лицо, подвергнутое личному досмотру, должно удостоверить путем соответствующей надписи на решении провести личный досмотр. В случае отказа от этого должностное лицо таможенного органа делает отметку, удостоверив ее собственной подписью.

Личный досмотр должен проводиться одним или несколькими должностными лицами таможенного органа с обязательным присутствием двух понятых. Лица, участвующие в личном досмотре, должны быть совершеннолетними и, за исключением медицинского работника, одного пола с досматриваемым. При этом личный досмотр может осуществляться только в специально оборудованном для этих целей изолированном помещении таможенного органа, отвечающем элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, доступ в который посторонних лиц исключен. В исключительных случаях личный досмотр может проводиться в изолированном, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям помещении аэропорта, вокзала, транспортного средства (каюта, купе и т.п.), а также в изолированном помещении транспортных организаций, правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.

Видео удалено.
Читайте так же:  Как составить доверенность на получение почтовых отправлений и посылок (образец бланка)
Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо отметить, что таможенники имеют право только на досмотр одежды физического лица и того, что при нем находиться в данный момент. Право обследовать тело имеет только медицинский работник, причем предполагается только поверхностный осмотр тела. Никаких дополнительных требований или мероприятий по поводу проведения личного досмотра проводиться не может, следовательно, предложение пройти рентгенологическое обследование не имеет под собой основания. Однако на практике такие исследования проводятся, что обусловлено возросшей в последние годы активностью наркокурьеров, провозящих запрещенные к перемещению товары во внутренних органах.

В связи с тем что законодательство не предусматривает других способов выявления нарушителей, провозящих контрабандный товар внутри своего тела, представляется целесообразным проведение необходимых медицинских мероприятий, в том числе и рентгеноскопических исследований. И следовательно, данная процедура не может считаться нарушением правил проведения личного досмотра.

[1]

Исходя из обязанности государства соблюдать права и свободы человека, таможенные органы обязаны проводить личный досмотр в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых товаров. Однако указанные пределы законодательством не конкретизированы. Если в процессе личного досмотра неправомерными действиями таможенников имуществу досматриваемого лица был причинен вред, то данное лицо, реализуя свое право, предусмотренное ст. 53 Конституции РФ, может потребовать возмещения причиненного вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует заметить, что вред может не только быть причинен незаконными действиями (бездействием) таможенных органов, но и являться следствием деятельности, предусмотренной таможенным законодательством, поскольку нередко при таможенном контроле возникает необходимость причинения вреда, в противном случае невозможно осуществление эффективного таможенного контроля.

На завершающем этапе личного досмотра происходит документальное оформление: составляется протокол. В нем, помимо формальностей, должна быть детально описана вся процедура и указаны ее результаты. Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается должностным лицом, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр, понятыми, а при обследовании тела досматриваемого — медицинским работником. В момент подписания протокола лицо, в отношении которого был проведен личный досмотр, может указать в нем о предполагаемых нарушениях законодательства. В этом случае только протокол будет служить основным доказательством как при привлечении лица к уголовной ответственности, так и при обжаловании им действий должностных лиц таможенных органов.

Анализируя вышесказанное, можно сформулировать следующее определение личного досмотра. Личный досмотр — это исключительная форма таможенного контроля, представляющая собой осмотр физического лица и вещей, находящихся при нем, нацеленная на выявление правонарушителя, при наличии достаточных оснований предполагать, что данное лицо скрывает при себе или добровольно не выдает запрещенные к перемещению через таможенную границу предметы.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Принципы проведения таможенного контроля

Читайте также:

  1. C. Общие принципы.
  2. D. Основные принципы.
  3. I. Основные правила и принципы переноса слов
  4. III. Принципы современной организации.
  5. III. Принципы современной организации.
  6. V РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
  7. V. Формы промежуточного и итогового контроля
  8. X. Ознакомьтесь с образцами школьных тестов по химии и укажите, для какого контроля (предварительного, текущего, тематического или итогового) они могут быть использованы.
  9. Автоматизированные системы контроля за исполнением документов
  10. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела
  11. Административная ответственность за правонарушения в сфере организации игорного бизнеса и проведения лотерей
  12. Алгоритм методики проведения семинара

Законодательства таможенного союза и законодательства государств

Таможенными органами, в том числе с использованием системы

[3]

Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых

Понятие таможенного контроля

Общие положения о таможенном контроле

Внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу стра­ны как юридическими и физическими лицами товаров и транс­портных средств международной перевозки, которые подлежат таможенному контролю.

Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий со стороны таможенных органов и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства международной перевозки, в формах, указанных в ТК ТС.

Все таможенные процедуры вытекают из осуществления таможенного контроля. Любая таможенная операция и процедура предполагает проведение контрольных действий должностными лицами таможенных органов: проверка документов и сведений, получение объяснений, осмотр и или досмотр товаров и т.д. Осуществление ряда форм таможенного контроля возможно и по завершению таможенных процедур.

управления рисками, в целях обеспечения соблюдения та­моженного

— участников та­моженного союза, контроль за исполнением которого

возложен на таможенные органы;

Общие принципы(характерны для всех видов государственного контроля):

Принцип законности —все действия участников таможен­ного контроля не должны противоречить международно-правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству таможенного союза и государств-участников таможенного союза.

Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата «все, что не запрещено законом, — разрешено».

Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэко­номической деятельности— уважение должностными лицами та­моженных органов законных интересов подконтрольных субъек­тов. В процессе осуществления таможенного контроля не допус­каются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства.

Кроме того, должностные лица таможенных орга­нов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контро­ля. В противном случае они привлекаются к ответственности в со­ответствии с законодательством Убытки, причи­ненные неправомерными решениями, действиями таможенных ор­ганов либо их должностных лиц при проведении таможенного кон­троля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущен­ную выгоду (неполученный доход). В случае совершения ими пра­вомерных действий убытки возмещению не подлежат ( ст.104 ТК ТС).

Принцип гуманности— применение в процессе таможенно­го контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

Читайте так же:  Работа в италии для россиян, украинцев и казахстанцев

Специальные принципы:

Принцип выборочностисостоит в том, что при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на та­моженные органы.

При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рис­ками.

Принцип оперативности —установлении Правительством Российской Федерации и подчиненным ему властным органам (МЭРТ России и ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкрет­ных случаях) форм таможенного контроля.

Принцип сотрудничестватаможенных органов с соответ­ствующими органами иностранных государств – в целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с та­моженными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами, посредством заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдель­ным проблемам, проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности

Принцип эффективности– в целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодей­ствуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешне­экономической деятельности, уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

Принципиально важным является предоставление права таможенным органам, в пределах их компетенции, осуществлять иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный контроль, в соответствии с законодательством государств — участников таможенного союза (ч.5 ст.94 ТК ТС).

При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо поста­новлений на его проведение не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 1675 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Принципы организации таможенного контроля товаров и транспортных средств

Принципы таможенного контроля — это наиболее общие, концептуальные положения (суждения) о том, каким образом должна быть организована деятельность таможенных органов по проведению таможенного контроля и как должны строиться правоотношения между таможенными органами и лицами, в отношении которых таможенный контроль проводится. Принципы таможенного контроля находятся во взаимной связи и взаимной зависимости и могут быть сведены в следующую систему.
Представляется, что принципы таможенного контроля следует разделить на две группы:

— принципы организации таможенного контроля;

— принципы проведения таможенного контроля.

Рассмотрим первую из указанных групп.
1. Как вид социальной деятельности таможенный контроль представляет собой одну из форм государственного управления и, соответственно, должен быть основан на общих принципах государственного управления.

Среди принципов государственного управления, отражающих функциональное содержание таможенного контроля, следует особо выделить принцип эффективности. Эффективность таможенного контроля можно определить как одно из свойств данного вида деятельности, отражающее ее способность производить результат, определяемый поставленными целями и задачами, т.е. способность обеспечивать соблюдение таможенного законодательства и реализацию государственного регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности.

Как правило, в качестве показателей рассматриваются уровень собираемости уплаты таможенных платежей или объемы задержанной таможенниками контрабанды (наркотиков, оружия и пр.). В мировой практике оценивается производительность таможенного контроля — способность с минимальными затратами (материальными вложениями) (например, от внедрения новых технологий, усиления кадрового потенциала и пр.) производить максимальный эффект (полезное действие). Данный подход в настоящее время активно используется и в Таможенном союзе.

Так, например, Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 872, утвердившее Правила осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, определяет в качестве критериев эффективности:

а) минимизацию времени проведения таможенного контроля;

б) исключение дублирующих функций и действий контрольных органов и их должностных лиц;

в) сокращение количества взаимодействий должностных лиц государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными.

Таможенный контроль следует оценивать с точки зрения его юрисдикционной эффективности и экономической эффективности. Юрисдикционная эффективность отражает способность таможенного контроля поддерживать установленный таможенным законодательством правопорядок и проистекает из сущности таможенного контроля как совокупности мер, осуществляемых таможенными органами, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Экономическая эффективность таможенного контроля — это способность таможенного контроля служить средством реализации экономических задач, стоящих перед таможенным делом, обеспечивать применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, взимание таможенных платежей и т.д.

2. Таможенный контроль — весьма затратное мероприятие, как для государства в лице таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности. Поэтому эффективность таможенного контроля всегда определяется дилеммой, которая стоит перед таможенной службой: или «проверять все», или «не проверять ничего».

Ответ на данный вопрос не так очевиден, как кажется на первый взгляд.

В первом случае, при проведении тотального таможенного контроля, возможность совершения правонарушений сокращается до минимума, однако затраты и объем привлеченных таможенной службой ресурсов, нагрузка на сотрудников таможенных органов не всегда оправдывают цели таможенного контроля. Самое же главное отрицательное последствие от тотального таможенного контроля выражается в том, что создаются дополнительные препятствия для внешней торговли, процесс таможенного оформления становится более длительным и трудоемким.

Во втором случае при минимальном таможенном контроле функции таможенного дела, скорее всего, останутся невыполненными, через границу пойдет поток контрабандных товаров. При этом минимальный таможенный контроль будет эффективным в странах с «благоприятным таможенным климатом», там, где таможенное дело само по себе не играет существенной роли в регулировании экономики.

Поэтому в качестве еще одного принципа таможенного контроля следует назвать принцип достаточности, который лишь косвенно закрепляется в таможенном законодательстве: п. 1 ст. 94 ТК ТС указывает, что ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Он прямо проистекает из принципов таможенного оформления, а также общих принципов государственного управления в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

— выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

— исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации.

Читайте так же:  Русские в бельгии плюсы и минусы иммиграции

3. Принцип достаточности находит свою «техническую» реализацию посредством закрепления в таможенном законодательстве и применения принципа выборочности, который, в свою очередь, реализуется в рамках системы управления рисками в таможенном деле (СУР).

Как уже было отмечено выше, в целях осуществления таможенного контроля таможенные органы вправе выбирать формы таможенного контроля, которые минимально необходимы, достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Однако данное положение ТК ТС следует несколько расширить: таможенные органы при организации таможенного контроля вправе выбирать не только формы, но также способы и средства проведения таможенного контроля, а, кроме того, в рамках установленных в законодательстве положений, определяющих содержание форм таможенного контроля, также место и время проведения контрольных мероприятий, состав субъектов (например, при организации проведения таможенной проверки определяется состав ревизионной комиссии), объекты и предметы контроля.

Выбор форм, способов, средств, времени, места, субъектов, объектов и предметов таможенного контроля обусловлен возможностью возникновения противоправной ситуации, т.е. ситуации, при которой нарушаются нормы таможенного законодательства.

4. Вероятность наступления несоблюдения таможенного законодательства РФ именуется «таможенным риском».

Согласно ст. 130 ТК ТС деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:

1) формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;

2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение объектов анализа рисков; индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков; оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;

3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом вероятности возникновения рисков и возможных последствий; анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

Таким образом, для того чтобы выявить риск, требуется информация, сведения о возможности его возникновения, типичности такой ситуации, об ущербе, нанесенном экономике страны, и др.

Поэтому следующий принцип таможенного контроля — это принцип достаточного информационного обеспечения таможенных органов (как в целом всей их системы, так и непосредственно тех органов, которые проводят таможенный контроль). Поступление информации и действия таможенного контроля должны производиться таким образом, чтобы избежать длящегося характера правонарушения. Отсюда можно вывести принцип оперативности таможенного контроля.

5. Получение информации, необходимой для организации эффективного таможенного контроля, осуществляется как из внутренних источников таможенных органов, в качестве которых можно рассматривать, например, данные таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, так и через взаимодействие с «внешней средой», т.е.:

— лицами, непосредственно перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу;

— участниками внешнеэкономической деятельности в целом (бизнес-сообществом);

— общественными организациями представителей бизнеса (например, Торгово-промышленной палатой РФ);

— органами, осуществляющими иные виды государственного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами, а также прочими органами государственной власти РФ;

— таможенными органами и иными органами государственной власти остальных государств — членов Таможенного союза;

— таможенными службами иностранных государств;

— международными организациями и др.

Таким образом, в качестве еще одного важнейшего принципа организации таможенного контроля следует назвать принцип сотрудничества, который отражает необходимость взаимодействия с указанными выше субъектами в целях обеспечения эффективности таможенного контроля.

Формы сотрудничества таможенных органов с иными субъектами весьма многообразны: от создания совещательных органов при ФС России до внедрения интегрированных систем организации таможенного контроля на основе принципа «одного окна».

Указанный принцип широко применяется, например, при совершении таможенных операций, связанных с прибытием и убытием товаров и транспортных средств. Согласно ему перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля.

Таможенные органы осуществляют таможенный, транспортный контроль, а также санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов, и обмениваются данными с государственными контрольными органами в пунктах пропуска, в том числе путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных.

Таким образом, ускорение времени проведения контрольных мероприятий достигается посредством сосредоточения информационных ресурсов у одного контрольного органа, что позволяет ему эффективно реализовывать функции всех остальных.

6. И, наконец, реализация указанных выше принципов на сегодняшний день, на наш взгляд, невозможна без достаточного технического оснащения таможенных органов. В связи с этим в качестве одного из базовых следует выделить принцип технической вооруженности таможенных органов и их должностных лиц.

Эффективное проведение контрольных мероприятий (особенно это касается фактического таможенного контроля) строится на широком применении разнообразных технических средств таможенного контроля: от простейших (например, досмотровых зеркал и щупов) до сложных технологических комплексов стоимостью десятки миллионов рублей.

Наиболее перспективным направлением реализации принципа технической вооруженности является стремление к применению инновационных таможенных технологий, в том числе неинтрузивных технических средств таможенного контроля, т.е. таких средств, которые наносят наименьший физический вред предметам, в отношении которых проводится таможенный контроль.

Итак, подводя итог вышесказанному, следует еще раз перечислить принципы организации таможенного контроля. К ним относятся принципы:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4) достаточного информационного обеспечения;

Источники


  1. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

  2. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
  4. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
  5. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
Права и обязанности сторон таможенного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here