Предоставление жилья детям-сиротам

Полезная информация по теме: "Предоставление жилья детям-сиротам" с ответами на все возможные вопросы. Если вы все же не найдете ответ на интересующие вопросы, то обращайтесь к нашему дежурному юристу.

Предоставление жилья детям сиротам в москве

Предоставление жилья детям — сиротам в Москве

Добрый день. Если ребенок-сиротане обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы.

— имеющие место жительства в г. Москве;
— не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;
— не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам

Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем.

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

Жилье детям-сиротам: изменения в законодательстве и условия предоставления

Такой вариант, однако, приводил к тому, что в большинстве случаев дети лишались прав на полученные комнаты и квартиры по различным причинам: неопытность, незнание законодательства, мошенничество третьих лиц и т. п. Поскольку они обладали на недвижимость правами собственности, помешать таким сделкам государство было не в состоянии.

  • отсутствуют;
  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • отказываются забирать детей из госучреждений (воспитательных, медицинских);
  • уклоняются от своих обязанностей как по воспитанию детей, так и по защите их прав и интересов;
  • находятся в СИЗО;
  • объявлены умершими;
  • считаются безвестно пропавшими;
  • пребывают в лечебных учреждениях;
  • признаны недееспособными (или ограниченно дееспособными);
  • лишены свободы и отбывают наказание;
  • в других предусмотренных законом случаях.

Как сиротам получить бесплатное жилье в 2019 году: пошаговая инструкция

Заявление о постановке на учет должно подаваться в государственное учреждение, под ведомством которого находится внесение сирот в реестр нуждающихся в социальном жилье. В каждом субъекте РФ данным вопросом занимаются разные органы власти, а потому стоит уточнить, куда обращаться, в Администрации поселения — она направит заявителя по адресу.

Жилье выделяется безвозмездно в качестве государственной поддержки малозащищенных слоев российского населения. Программа была разработана на федеральном уровне, но ее внедрение было возложено на власти субъектов РФ, поэтому реализовать свои права сироты могут путем обращения к региональным властям.

Предоставление жилья детям-сиротам

В каждом регионе существуют специализированные уполномоченные органы, которые ведают решением вопросов по обеспечению детей-сирот жильем. В Москве обеспечением жильем детей-сирот занимается, согласно Постановлению (п. 2), Приложению № 3 к Постановлению (п. 1.2 ) и п. п. 1.1 и 1.3 Положения, утвержденного Распоряжением Правительства г. Москвы № 547-РП от 19 апреля 2002 г., Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (далее – «Комиссия»).

В Приложении № 1 к Постановлению (см. п. п. 10, 13, 15, 16, 21 и 23) указано, что примерный срок с момента подачи заявления в орган опеки до получения копии распоряжения Департамента труда и социальной защиты населения о включении в список (о мотивированном отказе во включении) может составить около трех месяцев.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам

Порядок предоставления квадратных метров кажется достаточно простым. Но на практике у многих сирот возникают различные трудности. Например, органы опеки отказывают в предоставлении жилья по причине того, что сирота в браке, а у супруга имеется недвижимость в собственности. Такие действия неправомерны.

  • гражданский паспорт;
  • справка из детского дома с указанием времени нахождения там;
  • справка из органов опеки о присвоении статуса сироты;
  • справка из ЕГРП об отсутствии жилья в собственности;
  • справка с места учебы или работы;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельства о рождении детей.

Предоставление жилья детям-сиротам в 2019 году

  • руководству (это в местной администрации);
  • вышестоящей организации (министерство соответствующего региона);
  • в прокуратуру.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

  1. Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  2. Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  3. По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.

Важно: нельзя пропускать период постановки на учет. Если сирота не использует свое право до 23-летнего возраста, то он его потеряет.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам

  • с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  • с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  • жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  • жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

В первую очередь следует помнить о том, что жилье должно быть предоставлено для ребенка сироты до того времени, когда ему выполниться 23 года либо же он станет полностью дееспособным. Если говорить простыми словами, то сирота, который выпускается с образовательного учреждения либо же демобилизуется с воинской службы уже должен быть со своей жилплощадью.

Предоставление жилья детям-сиротам

Согласно российскому законодательству, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, которые имеют право на государственную помощь и поддержку, в том числе на предоставление жилья, при его отсутствии. Важно, что на бесплатное жилье имеют право не только дети, которые остались без родителей, но и взрослые люди, не достигшие возраста 23 лет, оставшиеся одни и без жилья.

Читайте так же:  Как подать надзорную жалобу по административному делу

Жилье детям-сиротам предоставляется в момент достижения совершеннолетия либо полной дееспособности, а также в возрасте до 23 лет, в том числе, в момент окончания ими образовательных учреждения, либо срока пребывания в медицинских или исправительных учреждений, окончания военной службы и другое. С 2013 года порядок предоставления жилых помещений детей-сирот имеет определенные правила – выдача жилых помещений осуществляется по договору найма, срок действия которого составляет не менее пяти лет. Жилье детям-сиротам предоставляется государством только в порядке очереди, внеочередная выдача отсутствует.

Бесплатное жилье детям-сиротам: все об изменениях в законе и новых условиях предоставления

С новыми поправками в законе об обеспечении жилищем детей без родителей, большинство детей-сирот, которым еще не исполнилось 23 года, могут получить бесплатное благоустроенное жилье.

Сироты фактические (родители умерли) и социальные (родители отказались от ребенка при его рождении, были лишены родительских прав, недееспособные, находящиеся в заключении и пр.), накануне совершеннолетия оказываются перед проблемой отсутствия крыши над головой, так как должны покинуть детский дом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-75 . Это быстро и бесплатно !

Чтобы облегчить процесс адаптации сирот к взрослой и самостоятельной жизни, государство предоставляет им возможность безвозмездного получения жилья по договору социального найма.

Законодательство

Начиная с 2013 года, видоизменен порядок обеспечения детей-сирот социальным жильем.

В отличие от практики прошлых лет, когда жильем обеспечивали внеочередным образом, сегодня жилые объекты передают детям-сиротам на основании договора о найме социального жилья на следующие 5 лет.

После окончания установленного периода, объект передается во владение сироте на основании социального найма.

Подвергся корректировке и пункт о типе жилья. Это обязательно должна быть либо благоустроенная квартира, либо дом с удобствами.

До этого в качестве жилья органы опеки могли предоставлять сиротам в пользование коммунальные или неблагоустроенные квартиры.

Собственное жилье предоставляется детям-сиротам по месту прописки.

Если жизненные обстоятельства — учеба/работа – вынуждают сироту быть заинтересованным в получении положенного жилья не по месту регистрации, то он может сделать запрос о вакантных объектах для сирот, обратившись в органы опеки или исполком того населенного пункта, где учится/работает.

Местные власти могут (но не обязаны) пойти навстречу и предоставить жилье, если есть вакантные объекты для жилья по программе защиты прав детей-сирот.

Право детей-сирот на жилье

В соответствии с изменениями нового закона о предоставлении жилья для детей-сирот, опекаемых государством, право на получение жилого благоустроенного объекта для проживания имеют лишь те, у которых отсутствует закрепленная жилплощадь.

Будь то предоставленная в собственность или нанятая социальным учреждением и переданная в пользование.

При наличии жилья, право на получение нового и благоустроенного имеют дети-сироты, у которых жилищные условия являются непригодными для проживания, а именно:

  • ребенок проживает под одной крышей с лишенными родительских прав отцом/матерью или обоими;
  • техническое состояние имеющегося жилья несоответствие нормативам БТИ и санстанции;
  • размеры жилплощади не соответствуют количеству фактически проживающих на ней людей и пр. (площадь на одно лицо меньше установленной законом нормы).

22 февраля 2012 года Совет Федерации одобрил изменения в правилах обеспечения жильем детей-сирот всех категорий, благодаря чему закон N 15-ФЗ вступил в силу с 1 января 2013 года.

Внесенные в предыдущую программу обеспечения (предоставления) детей-сирот жильем корректировки, способствуют повышению степени комфортности жизни.

Как детям-сиротам получить бесплатное жилье? Фактические и социальные дети-сироты могут претендовать на благоустроенное жилье при условии:

  • своевременной подачи заявления в органы опеки или в местную администрацию (подачу заявки нужно сделать до достижения лицом 23 лет);
  • внесения в списки о сиротах, нуждающихся в предоставлении жилья (желательно проверить наличие своей фамилии в таком списке, а затем попросить копию документального подтверждения);
  • отсутствия жилья или несоответствия имеющегося техническим нормативам БТИ.

Порядок предоставления

Согласно установленному порядку обеспечения жильем детей-сирот, для его получения необходимо написать заявление в органы опеки/местную администрацию о необходимости жилья.

При наличии резервов в жилом фонде, предоставление жилье детям-сиротам возможно при условии, что они лица дееспособные и самостоятельные.

Необходимые документы

Чтобы воспользоваться этой программой, необходимо предоставить следующие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность (паспорт).
  2. Официальную справку, подтверждающую статус сироты.
  3. Официальную справку, содержащую сведения о месте прописки.
  4. Документ, подтверждающий отсутствие закрепленного за подавшим документ человеком, какого-либо жилого объекта.
  5. Документ, подтверждающий, что его податель нуждается в жилье из-за наступления необходимости покинуть детский дом, окончания обучения или службы в армии.
  6. Документ о составе семьи.

Могут ли быть проблемы?

Основные проблемы, которые могут встретиться при обеспечении детей-сирот благоустроенным жильем:

    Недостаточное количество свободных и достойных жилых объектов.

Неосведомленность многих сирот о своих правах.

Заявление о необходимости жилья зачастую подаются в органы опеки с опозданием, что является основанием для отказа в жилье на безвозмездной основе.

  • Нечестные сотрудники в некоторых органах опеки.
  • Однако чтобы она восторжествовала, необходимо проявление активных действий со стороны тех, кто нуждается в ней. Ведь без своевременной подачи заявки на жилье, ребенку-сироте не удастся получить собственную крышу над головой.

    Поэтому не дожидаясь, когда их подопечные начнут серьезно задумываться о личной жизни за стенами детского дома, его сотрудники должны своевременно рассказывать детям-сиротам, как и где нужно заявить о необходимости получения собственного жилья.

    Подробное описание программы предоставления жилья детям сиротам приведено на видео:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-51-75 (Москва)
    +7 (812) 467-38-74 (Санкт-Петербург)

    Предоставление жилья детям сиротам

    Содержание статьи

    Предоставление жилья сиротам закреплено Федеральным законом № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот». Жильё выделяется в момент достижения совершеннолетия или приобретения полной дееспособности по иным основаниям. Обеспечение жильем детей сирот осуществляют органы опеки и попечительства. Порядок предоставления имущества по закону, расскажем в статье.

    Определение сироты

    Федеральный закон № 159 выделяет две социальные группы:

    • дети-сироты;
    • дети, оставшиеся без попечения родителей.

    К сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли один или оба родителя. К категории детей оставшихся без родителей законодатель относит лиц, не достигших 18-летнего возраста, родители которых лишены прав или ограничены в родительских правах, а также признаны безвестно отсутствующими или недееспособными. К этой категории также относятся дети, чьи родители находятся в тюрьме.

    Читайте так же:  Частная жалоба гпк рф

    Кому положено жилье от государства

    Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» в пункте 1 статьи 8 перечисляет перечень лиц, которым полагается жилье от государства.

    К ним относятся сироты и дети, без попечения родителей, которые не являются собственниками или нанимателями жилых помещений.

    Важно!Претендовать на квартиру сироты могут, если жилье нанимателями которого они являются признано органами исполнительной власти непригодным для проживания.

    В этом случае лицам из данных льготных категорий по достижению 18 летия или приобретения полной дееспособности по иным причинам власти субъекта выделяют благоустроенную квартиру из специализированного «социального» жилищного фонда.

    При этом претендовать на получение жилья не могут сироты в случае утраты у них льготного статуса или наличия договора найма специализированных жилых помещений.

    Важно!Сироты могут получить квартиру только в одном субъекте России. При постановке на учет для получения жилплощади в Петербурге, в Москве сирота уже не сможет претендовать на квартиру.

    Но законодатель отмечает возможность изменения субъекта, в котором сирота или ребенок, оставшийся без родителей может претендовать на собственное жилье. Это связано со сменой постоянного места жительства. Решение о предоставлении квадратных метров в новом субъекте принимает Правительство РФ.

    Важно!Сироты и дети без опеки родителей, могут лишиться права на получения бесплатной квартир при смене гражданства.

    В случае смерти льготника, право получения квартиры не перейдет по наследству.

    Как реализуется предоставление жилья на практике

    Выделение жилого помещения осуществляется по письменному заявлению сироты. После окончания срока пребывания в образовательных организациях и организациях социального и медицинского обслуживания государственные службы субъектов России обязаны заключить с сиротой договор сроком на 5 лет на пользование недвижимостью. При необходимости данный договор может продлеваться неограниченное количество раз. Власти субъектов РФ исключают переданную квартиру из специализированного жилищного фонда и заключают новый договор — договор социального найма.

    Правом на государственную квартиру могут воспользоваться также граждане, которые относятся к льготной категории, после получения профессионального образования, прохождения службы в армии, окончания срока заключения за совершенные преступления. В данных случаях формулировка социального статуса согласно законодательству меняется с «дети-сироты» на «лица из числа детей-сирот».

    Обстоятельства, когда сироты, имеющие в собственности жильё, имеют право на получения государственного жилья, указаны в пункте 4 статьи 8 Федерального закона:

    Важно! Жилое помещение, владельцем которого является сирота, могут признать непригодным для проживания или площадь на человека в данной квартиры меньше, чем положено нормативами жилищного кодекса.

    Также законодатель ограничивает возможность проживания детей сирот и лиц оставшихся без попечения родителей с лицами, которые были лишены родительских прав и с тяжелобольными, заболевания которых соотносятся с «Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», например, эпилепсия или туберкулёз.

    Важно! Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в договор найма специализированного жилого помещения могут быть включены дети и супруги сирот.

    А в случае смерти основного нанимателя — сироты — с родственниками умершего заключается договор социального найма.

    Куда следует обращаться

    Порядок предоставления квартир для детей-сирот и оставшихся без попечения, регулируется органами Исполнительной власти субъектов России. Общим является необходимость постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении согласно статье 52 Жилищного кодекса.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Заявление для постановки на учет необходимо подавать в органы местного самоуправления или через Многофункциональные центры. Рассмотрение заявление с полным комплектом документов, подтверждающих нуждаемость рассматриваются в течение 30 дней. После этого органы власти оповещают заявителя, и в случае положительного решения, выдают документ, подтверждающий его. Дальнейший порядок регулируется местным законодательством.

    Для получения социального жилья в Москве необходимо обратиться в Департамент городского имущества города Москвы. В Петербурге взаимодействие следует осуществлять с представителями Жилищного комитета.

    Как воспользоваться льготой: порядок действий

    Период, когда сирота может воспользоваться льготным приобретением жилья, ограничен 5 годами: с 18 до 23 лет нуждающийся должен письменно заявить о своем желании воспользоваться правом на получение государственной квартиры.

    Порядок предоставления жилья детям сиротам

    В случаях, когда сирота находится в детском доме или интернате, с вопросами оформления документов помогают справиться сотрудники учреждений. Если после окончания школы-интернат или детского дома, сирота поступает в профессиональное учебное учреждение — СПО, ВУЗ — то ему предоставляется общежитие на льготных основаниях. Также и для поступления в университет у сироты есть ряд льгот.

    [2]

    В этот период лицам из числа сирот и детей без попечения родителей стоит начать оформление государственного жилья.

    Важно! После окончания детского дома, сироте следует обратиться в органы исполнительной власти или в многофункциональный центр для постановки на учет в качестве нуждающегося в социальном жилье.

    Далее в течение 30 дней поступит ответ-бумага из государственной инстанции о факте постановки на учет. С этим документом, а также с документами, подтверждающими статус сироты, которые выдаются в органах социальной защиты, необходимо обратиться в орган исполнительной власти администрации города, занимающимся имущественными отношениями.

    Заявление и документы

    Для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий гражданина, потребуется написать заявление. Оно пишется в свободной форме или по образцу, предлагаемому в государственном учреждении. К заявлению необходимо приложить документы:

    • подтверждающие отсутствие недвижимости;
    • статус сироты;
    • паспорт;
    • документы, свидетельствующие об окончании детского дома, интерната.

    Дополнительно могут потребоваться свидетельство о браке, рождении детей, справка об инвалидности.

    После постановки на учет в качестве нуждающегося, с полученной справкой гражданин, претендующий на льготную квартиру, должен обратиться в орган исполнительной власти. Здесь также пишется заявление и подается аналогичный комплект документов, дополненный справкой, признающей «нуждаемость».

    После рассмотрения комплекта документов администрация города обязана заключить договор социального найма

    Сроки предоставления

    Сироты обязаны до 23 лет обратиться в органы социальной защиты населения и местного самоуправления, чтобы выразить свое законное желание воспользоваться правом на социальную квартиру. По достижению возраста 23 лет у гражданина теряется статус «лицо из числа детей сирот или оставшихся без попечения родителей».

    Срок признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий составляет 30 календарных дней с момента обращения. Срок рассмотрения обращения о выделении социального жилья также один месяц.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

    Читайте так же:  Транспортный налог ставки и изменения

    Принят новый порядок обеспечения жильем детей-сирот

    После принятия закона Правительство подготовит и утвердит для всех регионов единый порядок учета детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

    Нередки ситуации, когда дети-сироты не состоят на учете и только в судебном порядке могут решить вопрос получения жилья. Потому принятым документом устанавливается возможность законным представителям детей-сирот самостоятельно подавать заявления о включении детей в список.

    Как пояснила Первый заместитель Председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева

    Окунева
    Ольга Владимировна Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0176 (Рославльский – Смоленская область) , законные представители детей-сирот смогут обращаться в соответствующие органы власти для постановки на учет ребенка, нуждающегося в жилье.

    «Если в течение трех месяцев после исполнения ребенку четырнадцати лет законный представитель не ставит его на учет, органы опеки будут принимать меры к тому, чтобы ребенок был поставлен на учет», — пояснила парламентарий.

    Депутат также обратила внимание на еще одну важную норму, согласно которой общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта РФ и при этом не может превышать 25% от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.

    «В практике есть случаи, когда органы власти субъектов РФ заселяют полностью дом детьми-сиротами. Это дети, которые были в трудной жизненной ситуации, они не полностью социализированы, и рядом с ними нет тех людей, которые могли бы им подсказать в той или иной жизненной ситуации», — отметила Ольга Окунева.

    [3]

    Кроме того, вносятся изменения в законодательство, которые сократят сроки приобретения жилья у физлиц путем проведения запроса предложений (в том числе в электронной форме).

    Парламентарий сказала, что сроки приобретения жилья сократятся примерно в три раза. «В то время, пока идут различные процедуры, физическое лицо может принять решение, и квартира будет на каких‑то других условиях продана. В муниципальных образованиях не такой большой рынок жилья, и сокращение сроков при покупке жилья на вторичном рынке позволит более быстро продвигаться очереди», — отметила она.

    «Также в законе есть норма – в случае непредвиденной ситуации с ребенком-сиротой, когда ребенок-сирота в случае болезни, иных сложных обстоятельств уходит из жизни, а в его квартире проживает его семья, его семья будет иметь право на проживание в этой квартире, и никто не сможет их выселить», — рассказала Ольга Окунева.

    Нормы закона вступят в силу с 1 января 2019 года.

    Может ли сирота старше 23 лет получить жилье

    Возникают такие ситуации, когда дети, лишившиеся попечения родителей, после окончания школ, техникумов или колледжей даже не подозревают о том, что имеют полноценное право на получение жилья. А когда проходит какое-то время и они обращаются в соответствующие инстанции за жильем, им отказывают из-за несвоевременного обращения, и это не правильно. Если сирота не получил жилье до 23 лет, государство все же обязано предоставить ему квартиру безвозмездно.

    Обеспечение жильем

    Дети, которые стали сиротами в малолетнем возрасте и находятся на воспитании у попечителей или в специальных учреждениях, должны получать льготы от государства. Это касается и выделения площади для проживания. Но остается одна проблема — не каждый сирота знает, каким образом можно получить жилье. О том, как получить сироте после 23 лет квартиру рассмотрим более подробно.

    Чаще всего дети не обращаются за жильем, потому что:

    1. Подопечным детям плохо разъяснялись их права опекунами или ответственными лицами, которые работают в опекунских органах.
    2. Органы, которые отвечают за выполнение закона о выделении площади, не поставили на учет обратившихся к ним детей.
    3. Состояние здоровья у детей сирот на тот момент, когда нужно было становиться на учет.
    4. Установка на учет не состоялась из-за того, что в свое время у ребенка не было на руках всех необходимых документов.

    Кроме этого, очень часто детей, находящихся на учете, снимают с него. Эта процедура является незаконной. При выявлении таких случаев детям должны предоставить жилье без очереди.

    Важные условия

    Главный пункт это отсутствие у ребенка другой квартиры. При этом, у ребенка не должно быть ни своей квартиры, ни по найму.

    Если вышеуказанные пункты все же имеются, то подросток должен доказать, почему он не может там жить. Такими обстоятельствами могут быть:

    • Из квартиры не хотят выселяться родители ребенка. Которых суд лишил родительских прав.
    • В квартире живут граждане, которые болеют серьезными хроническими заболеваниями (заразными).
    • Жилье не пригодно для проживания (до под снос, в аварийном состоянии).
    • Квартира не проходит норматив по квадратным метрам.

    До скольких лет

    В 14 лет детей оставшихся без попечения родителей, а также тех, кто живет в домах для сирот, интернатах, ставят на учет, чтобы те могли рассчитывать на бесплатное государственное жилье. Заинтересованное лицо, его опекун или представитель органа опеки должны обратиться в соответствующие государственные органы, чтобы встать на учет. Лицом, подающим заявление может быть и кто-то из администрации спец заведения, где воспитывается подросток.

    Подать заявление можно до восемнадцати лет. После этого собираются документы и через год может въезжать в свой дом. Вступить в жилищные права можно в возрасте от 18 до 23 лет включительно. При этом, если человек по наступлению ему 23 лет не получил своего жилья, его с учета не снимают. Они будут стоять в очереди до тех пор, пока не обзаведутся собственной квартирой.

    Жилье сиротам после 23 лет

    Рассчитывать на гос жилье сирота может даже в том случае, когда станет полностью дееспособным. Это случается после того, как ребенок закончил обучение, долгое время находился на лечении, проходил военную службу. Но это все делается только до 23 лет. После указанного возраста рассчитывать на жилье можно только при том случае, если гражданин нуждается в улучшении своих жилищных условий. В 2018 году сирота, возраст которого достиг выше 23 лет, может предъявить свои права на жилплощадь.

    Судебная практика предоставление жилья детям сиротам после 23 лет

    В судебной практике предоставление жилья сиротам после 23 летполучить свое жилье вполне возможно, если имеются доказательства того, что у них были уважительные причины, по которым они не получили площади от государства. Сирота должен доказать, что его опекуны или органы публичной власти бездействовали в то время, когда у ребенка наступила пора ставать на учет. Представители органов опеки не проводили разъяснительных работ между детьми-сиротами. А так же будет доказана незаконность действие представителей определенных органов, которые препятствовали получению жилья. Только после этого суд может признать за сиротой право свою квартиру. При этом человек должен довести, что нуждается в жилище.

    Читайте так же:  Срок исковой давности по административным правонарушениям

    Можно ли получить деньги вместо жилья

    Многих детей-сирот интересует можно ли получить деньги вместо жилья. Согласно законам РФ подобный обмен не возможен. Это объясняется тем, что идет вразрез с самой сутью программы по обеспечению сирот квартирами. Но бывают исключения в некоторых районах страны. В этом случае дети получают субсидию, которая направлена на покупку другого жилья на выбор.

    Единственное условие в том, что площадь квартиры или дома должна соответствовать всем нормам. Для того, чтобы получить субсидию необходимо собрать определенный пакет документов. После чего местные власти выносят решение на выдачу субсидии сироте. Субсидия должна быть равной стоимости квартиры.

    [1]

    Порядок оформления

    • Взять справку в учебном заведении, военкомате, в специальном учреждении (детская колония), больнице о том, что он находился в этих заведениях длительное время.
    • Написать прошение.
    • Предоставить документы, которые докажут, что у сироты нет жилья, или он проживает с родственниками.
    • Заявление подается в местные органы.
    • Копия заявления подается в органы опеки.
    • Ждать пока рассмотрят заявление. На это может понадобиться времени около месяца.
    • После рассмотрения подписывается договор в котором говорится, что квартира выдается в найм.
    • Через 5 лет договор перезаключается уже на бессрочный термин. Но такое возможно только в том случае, когда человек регулярно оплачивает все коммунальные услуги и у него нет задержек.

    Какие нужны документы

    • Оригинал документа, удостоверяющего личность сироты, а так же копия;
    • Документ о том, ребенок является сиротой;
    • Справка о составе семьи;
    • Подтверждение отсутствия своей квартиры;
    • Справка места обучения или с работы;
    • Свидетельство о браке, для женатых осиротевших детей;
    • Два прошения, одно из которых предоставляют в органы, занимающиеся опекой, а второе – в органы выдающие квартиры.

    Заявление может подаваться не только самим заявителем, но и его доверенным лицом. Остальные документы подаются только сиротой.

    На самом деле жилье предоставляется не через год, как указано в законодательстве. Это зависит от наличия жилья в районе, где проживает сирота. На приобретение квартиры может понадобиться от 10 до 20 лет.

    Верховный Суд Российской Федерации: жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по месту жительства этих лиц

    В только что опубликованном Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г. (стр. 42-47), разъяснено, что:

    «Местом жительства несовершеннолетних лиц, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

    К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в предоставлении жилого помещения в городе Москве, возложении обязанности принять меры к восстановлению нарушенного права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве.

    Судом установлено, что К. родилась в 1996 году в Рязанской области, в 2005 году ее мать была лишена родительских прав, а в 2012 году умерла, данные об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери. В 2005 году К. была направлена на воспитание в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за ней закреплено жилое помещение в Рязанской области, в котором она была зарегистрирована с 1997 года.

    Постановлением главы муниципального образования Рязанской области над несовершеннолетней К. было установлено попечительство. Попечителем назначена Б., проживающая в городе Москве. Местом жительства К. на период нахождения ее под попечительством было определено место жительства попечителя.

    Закрепленное за несовершеннолетней К. жилое помещение в Рязанской области было уничтожено в результате пожара в 2012 году, дом снесен. В том же году постановлением главы муниципального образования Рязанской области К. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

    В 2014 году по достижении возраста 18 лет и по окончании периода, на который было установлено попечительство, К. была снята с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве по месту проживания ее попечителя Б.

    По утверждению заявителя, до настоящего времени она продолжает проживать там же, поскольку другого жилого помещения не имеет.

    Решением жилищной комиссии К. в предоставлении жилого помещения в городе Москва отказано на основании того, что этот город не является местом жительства заявителя.

    Разрешая заявление К., суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о законности и обоснованности данного решения. При этом суд исходил из того, что город Москва не является местом жительства К., поскольку она зарегистрирована по месту постоянного жительства в Рязанской области, там же состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении, а место жительства попечителя в силу содержания п. 2 ст. 20 ГК РФ не является местом жительства несовершеннолетнего, в отношении которого установлено попечительство.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления об отказе в удовлетворении требований К. и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, с выводами судебных инстанций не согласилась по следующим основаниям.

    В силу ч. 1 ст. 1091 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве».

    В целях реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2007 г. № 854-ПП, действующим до 14 июля 2015 г., было утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

    Читайте так же:  Увольнение пенсионеров без отработки по собственному желанию

    Согласно абзацу второму п. 1.2, п. 5.5 указанного положения вопросы о предоставлении жилых помещений в соответствии с данным положением рассматриваются жилищной комиссией.

    Из материалов дела видно, что решением жилищной комиссии от 2014 года К. отказано в предоставлении жилого помещения по причине того, что город Москва не является ее местом жительства.

    Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

    Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).

    При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующими положениями.

    В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

    Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.

    В то же время согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

    В силу п. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК РФ.

    Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних, достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

    При рассмотрении настоящего дела указанные нормы материального права судом применены неправильно, а существенные для дела обстоятельства остались невыясненными.

    Приняв дело к своему производству по месту жительства заявителя К., районный суд города Москвы в решении сделал вывод о том, что город Москва не является ее местом жительства, но при этом не указал, где именно находится место жительства заявителя. Без выяснения этого обстоятельства безусловное право К. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не может быть реализовано ни в каком субъекте Российской Федерации.

    Разрешая заявление К., суд исходил из того, что заявитель зарегистрирована по прежнему месту жительства в закрепленном за ней жилом помещении в Рязанской области. Между тем указанное жилое помещение не является местом жительства заявителя, поскольку еще в 2012 году было уничтожено во время пожара.

    Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

    Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

    В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

    Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

    При таких обстоятельствах, учитывая, что до окончания срока, на который было установлено попечительство, К. фактически проживала у своего попечителя в городе Москве, а также невозможность ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении, вывод суда о том, что К. не имеет права на обеспечение жилым помещением в городе Москве признан Судебной коллегией неправильным.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» осуществлял юридическое сопровождение по защите жилищных прав К. и представлял ее интересы в судах всех инстанций.

    Источники


    1. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.

    2. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.

    3. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
    4. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.
    5. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
    Предоставление жилья детям-сиротам
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here